Роль питания в жизнедеятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль питания в жизнедеятельности человека



Роль углеводов в питании человека, энергетическая ценность, простые и сложные углеводы, потребность в них, источники

Роль углеводов (У). В организме углеводы составляют 1 % веса тела и 50 % из них находятся в печени и мышцах, а гликоген – во всех клетках организма.

В зависимости от строения, растворимости, быстроты усвоения и использования для образования гликогена У разделяют на простые и сложные.К простым У относят моносахариды: глюкоза и фруктоза, и дисахариды: сахароза – тростниковый сахар, лактоза – молочный сахар. К сложным У относятся полисахариды: крахмал, гликоген, клетчатка и пектиновые вещества.

Основными важными функциями У являются:

1) У – основные поставщики энергии на основе легкоусвояемой пищи. При сгорании они выделяют, как и Б, 4 ккал (16,7 кДж). За счет У обеспечивается 55% энергетической ценности суточного рациона;

2) с помощью У в крови и лимфе поддерживается оперативный запас энергии в виде определенной концентрации глюкозы, необходимой для ежесекундного питания клеток, особенно нервных;

3) с помощью У в организме поддерживается стратегический запас энергии в виде гликогена (в основном, печени и мышцах) необходимого для питания мышц, являющихся основными отопительными батареями организма, особенно в ночное время; избыток гликогена превращается в жир;

4) У регулируют обмен Ж и Б, которые экономятся при достаточном поступлении с пищей и хорошей усвояемости У и расходуются организмом при недостатке У. Таким образом У оберегают Б от нерационального их использования не по назначению;

5) пектиновые вещества и клетчатка, плохо перевариваемые, но приносят пользу организму: а) создают чувство объемной сытости; б) улучшают секрецию пищеварительных желез и перевариваемость пищи; в) жестко протирая стенки тонкого кишечника, тонизируют его деятельность и рефлекторно – сердца; в) разлагаясь под действием микрофлоры в толстом кишечнике, создают определенную «здоровую» микрофлору в нем, являющуюся барьером для патогенной микрофлоры, одним из продуцентов иммунной системы и источником вит. К.

Потребность в У составляет 300-600 г в сутки. Утилизируют У поджелудочная железа и мышцы. Если мышцы не работают (не развиты, гиподинамия), то одна поджелудочная железа не справляется, что приводит к развитию сахарного диабета. При нормировании У необходимо учитывать соотношении в них растворимых легкоусвояемых У (сахаров) по отношению к общему количеству У.

 Для взрослого населения количество сахаров должно составлять 20-25 %. Для пожилых и лиц умственного труда количество сахаров не должно превышать 15 % (профилактика избыточного веса).

Источники У. Основным углеводным источником энергии в нашем климате является крахмал – картофель, малоценный в содержании важных веществ продукт (в Африке – бананы).

В соответствии с рекомендациями Пирамиды питания в рациональном питании основными источниками У должны быть зерновые культуры – черный хлеб, гречка, овсянка, перловка, просо, Употребляя их, человек умеренного климатического пояса должен обеспечивать более половины энергетических ресурсов.

Источники пектиновых веществ – яблоки, сливы, цитрусовые, морковь, тыква. Клетчатку содержат овощи, салаты, зелень, черный хлеб, макароны, крупы.

 Глюкоза и фруктоза входят в состав меда, ягод и фруктов, откуда они из сока легко всасываются. Лактоза поступает из молока и творога.

6. Основы рационального питания (физиологические нормы питания, сбалансированное питание и режим питания). Энергозатраты при различных видах деятельности. Суточный рацион питания. Основные требования к пище. Пирамида рационального питания.

Б/ Энергозатраты

Для пенсионеров рекомендуется – 1600 ккал, для девочек-подростков и мужчин – 2200 ккал, для юношей и активных женщин – 2800 ккал.

Энергозатраты при различных видах деятельности. Потребление пищи трудоспособного населения определяется напряженностью труда: 5 групп у мужчин и 4 – у женщин.

 

Группы

Женщины

1.Работники умственного труда 2100-2450

1880-2000

2.Работники легкого труда 2500-2800

2100-2200

3.Работники среднего труда 2950-3300

2500-2600

4.Работники тяжелого труда 3400-3850

2850-3050

5.Работники особо тяжелого труда 3750-4200

-

       

Сбалансированное питание – это поступление с пищей всех пищевых веществ в определенном количественном и качественном соотношении между собой, необходимом для лучшего их усвоения. Основные рекомендации сбалансированного питания:

1. Между Б:Ж:У должно выдерживаться соотношение: для лиц, занятых умственным трудом – 1:1,1:4,1; при тяжелом физическом труде – 1:1,3:5 (в лечебном питании – при ожирении 1:0,7:1,5; при хронической почечной недостаточности - 1:2:10);

2. Б животного происхождения должны составлять 55% общего количества Б, а остальные - растительного;

3. Из общего количества Ж растительные масла должны составлять до 30% (источник незаменимых жирных кислот);

4. Среди У трудноусвояемые У должны составлять 75-80% (крупы, хлеб, макароны, картофель), легкоусвояемые – 15-20%, клетчатка (пектины) – 5%;

5. Соотношение Са:Р:Мg должно быть 1:1,5:0,5;

6. Сбалансированность основных витаминов составляется из расчета на 1000 ккал: вит. С – 25 мг, В1 – 0,6 мг, В2 – 0,7 мг, В6 – 0,7 мг, РР – 6,6 мг (в леченом питании и при коррекции гиповитаминозов их количество удваивается).

в/ Суточный рацион

Суточный рацион питания – это состав и количество пищевых продуктов, использованных человеком в течение дня (суток).

Режим питания - это (1) время и (2) количество приемов пищи, (3) интервалы между ними, распределение пищевого рациона по (4) энергоценности, (5) продуктовому набору и (6) массе по приемам пищи.

 Режим питания обеспечивает хороший аппетит, вызывая рефлекторное выделение желудочного сока. Этому способствует обстановка, сервировка стола, отсутствие отвлекающих от еды факторов (чтение, телефон).

 Несоблюдение режима питания отрицательно сказывается на здоровье и приводит к заболеваниям (гастриту, ожирению, похуданию, атеросклерозу и др.).

Биологически активные добавки (БАД) и парафармацевтики

БАД – это концентраты составных частей нашей пищи - натуральных или идентичных натуральным биологически активным веществам, предназначенные для приема внутрь дополнительно к нашему ежедневному рациону.

Они должны применяться как здоровыми (для профилактики заболеваний + оздоровления + для снижения риска отрицательного воздействия неблагоприятных факторов - алкоголя, курения), так и больными людьми для коррекции болезненного состояния или ликвидации вредного воздействия ряда лекарств, например антибиотиков и др..

БАД – ЭТО НЕ ЛЕКАРСТВА! Лекарства предназначены для лечения больных, а БАД – для коррекции здоровья здоровых и помощи в излечении больным. Безопасность БАД (без эффективности действия) проверяется лабораториями санэпидслужбы на безопасность в соответствии с методическими указаниями «Определение безопасности и эффективности БАД к пище» (1998). Безопасность и эффективность лекарств проверяются Фармкомитетом Минздравсоцразвития РФ на наличие лечебных свойств в соответствии с Фармакопеей.

БАДы разделяют на нутрицевтики и парафармацевтики.

Нутрицевтики – это природные составные части пищи (витамины, минеральные вещества, микроэлементы, аминокислоты), которые являются основными компонентами организма. Их назначение разнообразно. Они применяются для коррекции химического состава пищи.

Основные функции, выполняемые БАД-нутрицевтиками:

1. Ликвидировать дефицит пищевых веществ; пищевые добавки – это те же вещества, которые мы недоедаем (Са, Мg, витамины, микроэлементы), в связи со сниженной потребностью в объеме и калораже пищи. Поэтому их надо принимать с профилактической целью дополнительно;

2. Подобрать питание для конкретного здорового человека в зависимости от возраста, пола, физической нагрузки. В ряде состояний организма это вещества, которые надо принимать в большем объеме (витамины и белок для спортсменов и спасателей, при беременности, сверхнагрузках, стрессах и др.);

3. Компенсировать измененные физиологические потребности в пищевых веществах больного человека, а также при приеме ряда лекарств во время болезни и др.;

4. Повысить неспецифическую защиту организма от неблагоприятных факторов (при холоде - вит.С, элеутерококк). Это активизаторы и стимуляторы, повышающие энергетику организма или отдельные его функции (деятельность мозга, пищеварения, секса);

5. Восстановить сниженную иммунную систему организма; ускорить выделение токсических веществ из организма; изменить обмен веществ так, чтоб меньше образовывалось токсинов (чеснок для диабетика;

6. Очистить организм от скопления продуктов обмена веществ (в кишечнике, сосудах). Это антиоксиданты – поглотители вредных свободных радикалов, разрушающих иммунную систему;

7. Нормализовать функцию пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта - это ферменты, клетчатка, пектин, полезные бактерии (бифидобактерии), восстанавливающие состав и функционирование микрофлоры кишечника.

Естественные БАД растительного и животного происхождения имеют большое значение перед искусственно синтезированными. Они более сбалансированы по составу, включают больший комплекс полезных веществ и тем самым лучше усваиваются организмом и имеют больший спектр действия.

Наиболее эффективными добавками являются витамины и кальций. Конечной целью нутрицевтиков является улучшение питания человека, укрепление здоровья и профилактика заболеваний.

Парафармацевтики – это наполовину лекарства, наполовину БАД. Это составные части пищи – фрагменты важных компонентов (например, кофеин). В их перечень входят органические кислоты, биофлаваноиды, полисахариды. Применяются для тех же целей, что и БАД-нутрицевтики (для профилактики, вспомогательной терапии, поддержки нормальной физиологической деятельности организма - поддерживающей терапии и др.).

 

Контрольные вопросы:

1. Что является основой жизненных процессов в организме человека.

Основой жизненных процессов в организме человека является постоянный обмен веществ. С прекращением обмена веществ прекращается жизнь. Правильное (рациональное, сбалансированное) питание вместе с равноценными физическими затратами являются одним из основных факторов поддержания здоровья и профилактики заболеваний.

2. Дайте определение понятию «питание». Для чего оно необхордимо?

Что такое гигиена питания?

Гигиена питания – это раздел общей гигиены, изучающий проблемы рационального питания и разрабатывающий мероприятия по обеспечению безопасности пищевых веществ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Игай Е.Л..Гигиена и экология человека (курс лекций) учебное пособие для преподавателей и студентов. Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека..
  2. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М.. Общая гигиена с оновами экологии: Учебное пособие.— Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 416 с. — (Серия «Учебники, учебные пособия»).
  3. Протасова В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России.М.,2000г, с.497
  4. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. М.: Изд-во «RETORIKA-A», 2000, - 559 с.
  5. Королева А.А. (под ред.) Медицинская экология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. М.: Изд-во «АСАDEMA»,2003,-189 с.
  6. Лисицын Ю.П.(под ред.). Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Казань: Изд-во НПО «Медикосервис», 1999, - 697 с.
  7. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней, М., Изд-во «АСАДЕМА»,2001,-319 с.
  8. Королёв А.А. Гигиена пимания.М.,2005,205 с.
  9. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения – среда обитания».- М.,2003.
  10. Кучма В.Г., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М., 2009,240 с.
  11. Натарова Н.А. Биологически активные добавки к пище». Изд-во «Полная энциклопедия». СПБ. 2001,-250 с.
  12. Пивоваров Ю.П., Королик В.В.,Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,2002,- 511 с.
  13. Рахманин Ю.А. (под ред.). «Современные проблемы гигиены города,методология и пути решения». Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружвающей среды РАМН и Минздравсоцразвития РФ 21-22 декабря 2006 г. М.,2006,- 394 с.
  14. Румянцев Г.И. (под ред.). Гигиена. Учеб для вузов. М.: Изд-во «ГЭОТАР-МЕД», 2002,- 607 с..
  15. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (учебник). - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ

Нормативно-правовая база

1. Конституция ДНР (Постановление № 1-1 от 14 мая 2014 года).

2. Закон Донецкой Народной Республики Об охране атмосферного воздуха. (Принят Постановлением Народного Совета 25 мая 2018 года).

3. Закон ДНР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 11- IHC от 20.02.2015г.

4. Закон ДНР «Об отпусках» № 16- IHC от 06.03.2015г.

5. Закон ДНР «Об обороте лекарственных средств» № 29- IHC от 29.03.2015г.

6. Закон ДНР «Об охране труда» № 31- IHC от 03.04.2015г.

7. Закон ДНР «Об экологической экспертизе» № 81- IHC от 09.10.2015г.

8. Закон ДНР «О профессиональных союзах» № 65- IHC от 29.06.2015г.

9. Закон ДНР «О недрах» № 58- IHC от 12.06.2015г.

10. Закон ДНР «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 54- IHC от 05.06.2015г.

11. Закон ДНР «О здравоохранении» № 42- IHC от 24.04.2015г.

12. Закон ДНР «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» № 40- IHC от 10.04.2015г.

13. Закон ДНР «О предупреждении распространения туберкулеза в ДНР» № 39-IHC от 10.04.2015г.

14. Закон ДНР «О физической культуре и спорте» № 33- IHC от 24.04.2015г.

15. Закон ДНР «Об отпусках» № 126- IHC от 30.04.2016г.

16. Закон ДНР «О безопасности и качестве пищевых продуктов» № 120- IHC от 08.04.2016г.

17. Закон ДНР «Об образовании» № 111- IHC от 04.03.2016г.

18. Закон ДНР «Об иммунопрофилактике» № 90- IHC от 04.09.2015г.

19. Закон ДНР «О противодействии распространению болезней, обусловленных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и правовой и социальной защите людей, живущих с ВИЧ» № 88- IHC от 04.09.2015г.

20. Закон ДНР «Об отходах потребления и производства» № 82- IHC от 09.10.2015г.

21. Закон ДНР «О предупреждении распространения туберкулеза в ДНР» № 162-IHC от 17.03.2017г.

22. Закон ДНР «Об охране атмосферного воздуха» № 226- IHC от 25.05.2018г.

23. Закон ДНР «О недрах» № 183-IHC от 23.06.2017г.

ПРАВО-УСТАНОВОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Конституция Российской Федерации, 1993 (изм.№1-ФКЗ от 2004 г.).

2. Водный кодекс Российской Федерации, 1995.

3. Земельный кодекс Российской Федерации, 1997.

4. Закон №5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», 1993.

5. Федеральный закон №125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», 1998.

6. Федеральный закон №181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации»,1999.

7. Федеральный закон №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,1999.

8. Федеральный закон №29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»,2000.

9. Федеральный закон №197 «Трудовой Кодекс Российской Федерации»,2001.

10. Постановление Правительства РФ №426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге», 2000.

11. СанПиН 42-123-4147-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов».

12. СанПиН 50-86 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты».

13. СанПиН 2.08.01-89 «Жилые здания».

14. СанПиН 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных поселений».

15. СанПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов. Санитарные нормы и правила».

16. СанПиН 2.1.4.554-96 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

17. СанПиН 2.1.4-1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

18. СанПиН 2.1.6.1032.01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

19. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений».

20. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификации предприятий, сооружений и иных объектов».

21. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».

22. СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».

23. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

24. СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций».

25. Приказ Минздрава России № 621 «О комплексной оценке здоровья детей», приложение «Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно (по результатам профилактических медицинских осмотров»; 2003.

26. Приказ Минздрава России № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических медицинских осмотров детей дошкольных и школьных возрастов на основе медико-экономических нормативов»,1995.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. М.: Изд-во «RETORIKA-A», 2000, - 559 с.

2. Королева А.А. (под ред.) Медицинская экология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. М.: Изд-во «АСАDEMA»,2003,-189 с.

3. Лисицын Ю.П.(под ред.). Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Казань: Изд-во НПО «Медикосервис», 1999, - 697 с.

4. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней, М., Изд-во «АСАДЕМА»,2001,-319 с.

5. Королёв А.А. Гигиена пимания.М.,2005,205 с.

6. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения – среда обитания».- М.,2003.

7. Кучма В.Г., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М., 2009,240 с.

8. Натарова Н.А. Биологически активные добавки к пище». Изд-во «Полная энциклопедия». СПБ. 2001,-250 с.

9. Пивоваров Ю.П., Королик В.В.,Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,2002,- 511 с.

10. Рахманин Ю.А. (под ред.). «Современные проблемы гигиены города,методология и пути решения». Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружвающей среды РАМН и Минздравсоцразвития РФ 21-22 декабря 2006 г. М.,2006,- 394 с.

11. Румянцев Г.И. (под ред.). Гигиена. Учеб для вузов. М.: Изд-во «ГЭОТАР-МЕД», 2002,- 607 с..

12. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (учебник). - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, «Защита», 2002 г.

13. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова П.М. Общая гигиена с основами экологии человека. Учебник для мед училищ. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,2001,- 414 с.

 

 

Роль питания в жизнедеятельности человека

Основой жизненных процессов в организме человека является постоянный обмен веществ.

По данным ВОЗ качество питания стоит на 1 месте по жизнеобеспечению человека, обеспечивая продолжительность жизни, снятие последствий от вредных привычек и воздействий, малоподвижности, вредной экологии.

Пищевые вещества всецело обеспечивают физическую и умственную работоспособность, определяют здоровье и качество жизни, внешний вид человека, проживающего в данной местности (вид аборигена). От питания зависит обмен веществ, структура и функция всех клеток, тканей и органов. С возрастом потребности организма меняются. Изменяется потребность не только в количественном, но и качественном составе пищи.

С прекращением обмена веществ прекращается жизнь. Правильное (рациональное, сбалансированное) питание вместе с равноценными физическими затратами являются одним из основных факторов поддержания здоровья и профилактики заболеваний.

Питание – это важнейшая физиологическая потребность человека (как дыхание, терморегуляция, размножение). Оно необходимо для:

1. пластической функции - построения и обновления клеток тканей организма;

2. поступления энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма и труда;

3. поступления веществ, необходимых для создания гормонов, ферментов и других биологически активных веществ, регулирующих обменные процессы и жизнедеятельность организма в соответствии с возрастом, полом и ритмом жизни.

Питание – это сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ. Пища – сложная смесь приготовленных для еды пищевых продуктов. Основными пищевыми веществами являются: Б,Ж,У, минеральные вещества, витамины и вода. Пищевые вещества делятся на незаменимые и заменимые.

Незаменимые вещества не образуются в организме и поступление их с пищей обязательно – это Б, некоторые жирные кислоты, витамины, минеральные вещества и вода.

Заменимые вещества тоже нужны, т.к. когда их поступает мало, то организм начинает расходовать ценные незаменимые вещества, имеющиеся внутри его, истощая жизненные запасы, нарушая обмен веществ. При этом возникают заболевания, ухудшается качество жизни и сокращается ее продолжительность.

Энергетическая ценность питания обеспечивается Б,Ж,У, выделяющими при разложении энергию в количестве на 1 г: Б и У – по 4 ккал, Ж – 9 ккал. Основным источником энергии служат Ж+У, а при их недостатке – Б. Суточная потребность в энергии зависит от ее затрат на: 1) основной обмен + 2) усвоение пищи + 3) физических затрат на трудовую деятельность.

Питание здорового человека осуществляется за счет цельных продуктов, содержащих комплекс пищевых веществ, которые организм должен разложить на составные части и усвоить. Только больным при лечебном питании вводят в организм пищу, уже разложенную на отдельные пищевые вещества – аминокислоты, витамины, глюкозу и др.

Усвоение пищи начинается с ее разложения на части путем переваривания в пищеварительном тракте, продолжается при пребывании ее в крови и лимфе и заканчивается усвоением пищевых веществ клетками и тканями организма. В ходе переваривания пищи под действием ферментов желудка, 12-перстной и тонкой кишок, Б расщепляются до аминокислот, Ж – до жирных кислот и глицина, У - до глюкозы, фруктозы и галактозы. Только эти простейшие вещества могут всасываться через стенку тонких кишок в лимфу и кровь и разноситься по организму до их потребителей – клеток органов и тканей. Неразложившаяся ферментами пища переходит в толстый кишечник для дальнейшей переработке ее микроорганизмами.

Усвояемость пищи – это степень использования организмом содержащихся в пище питательных веществ. Она зависит от: 1) особенностей съеденной пищи; 2) способа кулинарной обработки пищи; 3) состояния органов пищеварения; 4) полноты набора ферментов в кишечнике и их качества; 5) уровня основного обмена веществ, определяемого наследственностью, физическим состоянием на данное время, полом, возрастом; 6) способностью клеток организма включать принесенные кровью и лимфой пищевые фрагменты в свой обмен и др.

Чувство насыщения зависит от: 1) скорости еды (чувство насыщения приходит после 25 минут от начала еды); 2) жирности пищи (более жирная пища скорей насыщает); 3) объема съеденной пищи и 4) состава еды (углеводы придают объем еде).

Площадь слизистой оболочки ЖКТ составляет около 400 м2 Длительные нарушения в питании и движении сопровождаются развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нарушением обмена веществ и др.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.073 с.)