Состояние рынка макаронных изделий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние рынка макаронных изделий



 

Сегодня перед макаронной промышленностью встают следующие задачи: повышение производительности, расширение ассортимента продукции и повышение ее биологической ценности.

В настоящее время, несмотря на отсутствие роста реальных доходов населения, наблюдается рост спроса на продукцию повышенного качества среднего и премиум-сегментов. Это обусловлено тем, что в стране постепенно развивается культура потребления макаронных изделий не только в качестве гарнира, но и как самостоятельного блюда. Потребители все больше отдают предпочтение в пользу полезной и качественной продукции, несмотря на более высокую стоимость.

Макаронные изделия являются товарами повседневного спроса и входят в число наиболее популярных пищевых продуктов у населения. В связи с этим российский рынок макаронных изделий в рассматриваемый период характеризуется относительной стабильностью без резких колебаний. В 2019 году его объем достиг 1 269,3 тыс. т, что на 9% выше уровня 2018 года. 

Отечественный рынок на 96,4% состоит из продукции отечественного производства. На экспорт в 2019 году было поставлено порядка 2,1% от общего объема произведенной продукции. Среднедушевое потребление макаронной продукции в 2019 году составило около 8,6 кг/чел.

Динамика производства и потребления макаронных изделий в целом отражает состояние доходов населения: в 2018-2020 годах на фоне сокращения реальных доходов население перешло к сберегательной модели потребления, произошла переориентация спроса на более дешевые продукты питания, в том числе и на макаронные изделия.

В 2019 году объем видимого потребления макаронных изделий достиг 1269,3 тысячи тонн, что на 9,4% выше уровня предыдущего года (рисунок 1). Согласно оценочным данным, по итогам 2020 года аналогичный показатель составит 1350,5 тысячи тонн.

Рисунок 1 – Объемы видимого потребления макаронных изделий в 2015-2020 гг., тыс. тонн

В денежном выражении рынок макарон показывал стабильный рост в течение рассматриваемого периода. В 2018-2019 годах рост рынка ускорился, и объемы потребления достигли пикового значения в 78 млрд рублей на фоне ощутимого роста цен на импортную продукцию (рисунок 2).

Рисунок 2 – Объем видимого потребления макаронных изделий в 2015-2020 гг., млрд. руб.

В 2019 году объем рынка достиг значения в 86,3 млрд рублей (+11% по сравнению с предыдущим годом), а в 2020 году – 91,9 млрд рублей (+6%).

Объем производства макаронной продукции с 2015 года имел положительную динамику. Начиная с 2017 года темпы роста ускорились и составили в среднем порядка 8% в год (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Динамика производства макаронных изделий, в 2015-2020 гг., тыс. тонн

 

В 2019 году в РФ было выпущено 1250,1 тысячи тонн макаронных изделий (+9,3% по сравнению с предыдущим годом). За период с января по сентябрь 2020 года этот показатель достиг 1009,5 тысячи тонн, что на 8,9% выше аналогичного периода предыдущего года. В целом за 2020 год наблюдался рост рынка на 7% - до 1337,6 тысячи тонн.

На Центральный федеральный округ в 2020 году приходилось около 36,9% от совокупного объема производства макаронных изделий. Далее следуют Уральский, Приволжский и Сибирский ФО – их доли составили, соответственно, 23,9, 15,6 и 13,7%.

На российском рынке макаронных изделий наблюдается средний уровень консолидации, значимую роль играют вертикально-интегрированные холдинги. Поскольку этот рынок на 96% состоит из продукции отечественного производства, лидирующие позиции на нем принадлежат российским компаниям.

Выпуском макаронных изделий в РФ занимаются порядка 150 компаний. Лидерами являются крупные холдинги на долю которых приходится около 40% рынка в натуральном выражении приведены на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Лидеры производства макаронных изделий в России

 

Импортная продукция в основном представлена в среднем и высоком ценовых сегментах такими марками итальянских производителей, как Maltagliati (Сolussi S.p.A), Pasta Zara (Pasta Zara S.p.A.), Barilla (Barilla G. e R. F.lli S.p.A.), и другими. Помимо итальянских импортеров крупными поставщиками макаронных изделий в Россию являются китайские компании, реализующие рисовую, гречневую и кукурузную лапшу, лапшу быстрого приготовления и другие макаронные изделия.

Динамика цен производителей макаронных изделий имеет сезонный характер, обусловленный зависимостью от цен на сырье, на что, в свою очередь, влияет урожай зерновых.

В 2017 году на российском рынке наблюдалось снижение цен в среднем на 5% по причине рекордно урожайного года зерновых (около 130 млн тонн зерна). Средняя цена производителей по итогам года составила 27 892 рубля за тонну (-4,8% по сравнению с показателем предыдущего года). За период с января по сентябрь 2018 года цены производителей макаронных изделий выросли на 43% к уровню аналогичного периода предыдущего года по причине нехватки и, как следствие, удорожания сырья перед новым посевным сезоном [15].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.005 с.)