Глава 3. Сценическая выразительность образа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Сценическая выразительность образа



            3.1. Характер и характерность

Характер - внутренняя сущность человека, индивидуальный склад его мыслей и чувств.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении. Черты характера в большинстве своем формируются в детстве, и сохраняются у человека, мало изменяясь, в течение всей его жизни. Характер человека проявляется не только в поступках, в работе, но и в человеческих отношениях. В понятие «характер» долгое время входил и «темперамент» человека, но в последнее время эти понятия разведены как наиболее близкие друг другу по своему содержанию, но разных по своему выражению. Чем характер человека отличается от его темперамента?

· Темперамент человека является врожденным, а характер – приобретенным.

· Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер – социальной средой, в которой он живет и развивается.

· Темперамент человека определяет его особенность психики и поведения, в то время как характер – содержание его поступков (этических, моральных и т.п.)

· О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера определения вполне подходят.

· Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», а по отношению к характеру – термином «черты».

Характер выражается в характерности (сценической).

Характерность — понятие гораздо более тонкое, чем обычно думают в театре. Она заключается не только в том, что человек близорук, или хромает, или сутулится. Гораздо важнее этих примет для характеристики образа то, как он разговаривает, как слушает, какова природа его общения с другими людьми. Есть люди, которые не смотрят на вас, взгляд их трудно поймать; другие, слушая, подозрительно оглядываются; третьи слушают, доверчиво раскрыв глаза. В этих особенностях общения раскрывается и характер человека, выражается его внутреннее содержание.

 «Всякая характерность(сценическая) является одновременно и внешней и внутренней.»

К.С.Станиславский

В старом театре характерные роли считались одной из разновидностей многочисленных актерских амплуа. Забота о создании характерности была свойственна только характерным актерам, которым поручались роли возрастные, жанровые, отрицательные или комедийные. Актеры других амплуа, например - любовники, герои, благородные отцы и матери, резонеры и т. п., нередко обходились без всякой характерности, показывая на сцене лишь свои актерские данные или, вернее, привычные штампы. Как говорил К.С. Станиславский: «им не нужны ни характерность, ни перевоплощение, потому что эти лица подгоняют всякую роль под себя...». Борясь против ремесла за утверждение искусства живого человека на сцене К.С. Станиславский ясно выразил свое отношение к вопросу характерности:

«Все без исключения артисты - творцы образов - должны перевоплощаться и быть характерными. Нехарактерных ролей не существует».

Внутренняя характерность образа, т.е. характер, создается из элементов души самого артиста, который отбирает и комбинирует их всякий раз по-иному, извлекая из себя все, что нужно для исполняемой роли, и приглушая то, что ей противоречит. А ощущение внутренней характерности подскажет актеру и характерность внешнюю. В теоретическом рассуждении мы часто для большей наглядности отделяем характер от характерности. Но это разделение, конечно же, условно - тут налицо пример диалектического единства.

Первый путь - от внутреннего к внешнему. Характер и характерность взаимно влияют и дополняют друг друга, т. е. взаимосвязь эта двусторонняя. Когда при разговоре о форме и содержании мы признаем примат содержания, так и здесь мы признаем первенство за характером. Со сценическим характером мы имеем дело тогда, когда актером на сцене создана более или менее явственно определенная личность. Именно личность с целым набором различных личностных характеристик: как персонаж чувствует, как думает, какую биографию имеет, какие действия отличают его от других, какую позицию занимает, за что борется и т.д.

Второй путь – от внешнего к внутреннему. Иногда найти характерность помогает простой внешний трюк. В качестве примера можно привести слова Петра из пьесы «Лес» А.Н. Островского, который объясняет своей невесте Аксюше, что нужно сделать, чтобы их не узнали при побеге: «один глаз зажмурил, вот тебе и кривой». На вопрос учеников, где добыть материал для характерности К.С.Станиславский отвечал:

«Пусть каждый добывает эту внешнюю характерность из себя, от других, из реальной и воображаемой жизни, по интуиции или из наблюдений над самим собой или другими, из житейского опыта, от знакомых, из картин, гравюр, рисунков, книг, повестей, романов или от простого случая — все равно. Только при всех этих внешних исканиях не теряйте внутренне самого себя».

Фреда Кэпплен:

Фреда - вспыльчиая волевая женщина. Старается жить разумом, но все же живет эмоциями. В холодном разуме Фреда очень мудра, понимающая, спокойная, тактичная, но стоит задеть ее за живое, и она сразу становится резка, остра на язык. Не упускает момента, чтобы подколоть кого-то из друзей, иронична. Ей важно, чтобы последнее слово оставалось за ней, важно доказать своб правоту. Любит учить людей, считая себя намного старше других в ментальном плане. Но если взять их отношения с Мартином, Фреда сразу становиться маленькой девочкой, которую дергают за косички. Из-за вспыльчивости, принципиальности, и гордости Фреда не дает слабину, ведет себя иррационально, и никогда не позволяет Мартину быть выше ее. От этого они на равне, превращаются в два огня, которые пытаются друг дрга укротить. С мужем все обстоит иначе, его понимание и юмор(на который Фреда каждый раз закатывает глаза) помогают успокоить Фреду, привести ее в равновесие. С мужем она позволяет себе быть слабой, ее слабина переодически выходит в спорах лишь на мгновение, а потом она опять берет себя в руки, и становится сильной и независимой женщиной. С братом она постоянно впадает в перепалки, не давая Гордону реванш. Она любит поиздеваться над ним, никогда не воспринимала как взрослого человека. Постоянно учит жизни, и указывает на его глупость. На окружающих Фреда смотрит отстраненно, будто наблюдая за жизнью, которая ее не касается, лишь изредка входит в нее, чтобы кого-то поправить или подколоть. Она закрыта от всех, и живет в своем мире, в который никого не пускает. Ей не нужно одобрение или чужой совет. Ее сила заключается в том, что она сама старается справиться со своими проблемами, никогда никому о них не говорит. Фреда совмещает в себе  рациональность и иррациональность, силу и слабость, волю и безвольность. Очень парадоксальна, но этот парадокс становиться ее изюминкой. Никогда не знаешь, что ожидать от этой чудо-женщины, ее спонтанность толкает на разные поступки. Она может поехать в город по делам, но зайдя в магазин, поехать к Мартину со шкатулкой, в которй при этом играет свадебный марш; при ссоре с мужем сказать, что ей резко нужна собака; быть спокойной весь день, а потом начать бить посуду. Никто до конца не понимает Фреду, но ее это не гложет, она словно одинокий волк в стае. Рядом есть любящие люди, но по сути она одна.

В одежде у Фреды есть свой собственный стиль, она не гонится за модой, шьет сама. В движениях угловата, любит скрещивать руки, держа в одной из них бокал или сигарету. Осанка у нее не идеальная, выставив таз вперед округляет плечи. Взгляд Фреды заменит тысячу слов, он может быть горячим, резким, холодным, устрошающим, колким.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.004 с.)