Проблемы и перспективы развития новой экономики в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и перспективы развития новой экономики в Республике Беларусь



Белорусская экономика стоит перед глобальной задачей эффективного функционирования в мировой системе экономики знаний как единого национального комплекса. Этому способствует ускорение процессов глубокой интеграции в общемировое образовательное и научно-техническое пространство, повышение значения нематериальных активов, расширение глобальной деятельности и объемов наукоемких услуг модели развития. Сложившиеся предпосылки становления экономики знаний в Республике Беларусь позволяют утверждать о наличии высокого потенциала по ускорению процесса расширения ее границ. Базирование экономики знаний на интеллектуальных ресурсах предопределяет необходимость продуцирования, накопления, распространения и использования знаний как ключевого экономического ресурса. В этом плане весьма важно, что в Республике Беларусь сохранены и приумножены лучшие традиции фундаментальной подготовки в системе образования, развивается высшее, среднее специальное и профессионально-техническое образование. На экономику знаний работает накопленный высокий научный потенциал, характеризующийся довольно эффективной научной деятельностью белорусских ученых. Достаточно сказать, что они вполне успешно участвуют в работах по освоению космоса, выполняют заказы по международной программе адронного коллайдера. Разработан и внедрен целый ряд социальных программ, нацеленных на развитие человеческого капитала, который реализуется в ходе осуществления сильной социальной политики как одного из важнейших атрибутов белорусской модели развития.

На основании ежегодно публикующихся данных Глобального индекса инноваций (ГИИ) в списке рейтинга у Республики Беларусь наблюдается положительная динамика роста. Так в 2018 году Беларусь занимала 86 место, в 2019 году – 72, в 2020 году – 67, а в 2021 году занимает 62 место. Однако, позиция Беларуси далека от лидеров рейтинга стран с развитой экономикой (Швейцария – 1 место, Швеция – 2, США – 3, Великобритания – 4, Южная Корея – 5). Авторы исследования считают, что уровень экономического развития связан как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей, объединённых в семь блоков:

1.  Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций:

· институты;

· человеческий капитал и исследования;

· инфраструктура;

· развитие внутреннего рынка;

· развитие бизнеса.

2. Достигнутые практические результаты осуществления инноваций:

· развитие технологий и экономики знаний;

· результаты творческой деятельности.

Таким образом, итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.

Новая экономика обеспечивается за счет достижения высокого уровня технологий, разрабатываемых и внедряемых в производство, и основана на доминировании V и VI технологических укладов. Современное состояние экономики Республики Беларусь таково, что можно говорить о доминировании в ней технологий III и IV укладов (автомобиле- и тракторостроение, органическая химия, переработка нефти), значительной степени износа основных фондов – 36 - 41 %, довольно низкой доле инновационно продвинутых предприятий – 18 - 20 %. Удельный вес новой продукции в общем объеме промышленного производства составляет всего 17-19 %. У критической черты находятся затраты, производимые для развития научных исследований и разработок.

Наиболее обобщающим показателем в этом контексте является объем финансирования науки. Отследим его динамику за определенный период времени в нашем государстве (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Внутренние и государственные затраты на науку

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных Национального статистического комитета Республики Беларусь

 

Внутренние затраты на научные исследования и разработки (в % к ВВП) за 2020 год составили 0,55 % из них 0,2% затрат приходится на государственный сектор. Это говорит о низкой активности затрат по сравнению со странами с развитой экономикой, где данный показатель составляет 2% и выше. Это отрицательно влияет на конкурентоспособность белорусских организаций, а в конечном итоге и на саму конкурентоспособность экономики страны по сравнению с экономиками развитых стран мира.

В Республике Беларусь ежегодно наблюдается положительный рост удельного веса инновационно-активных организаций в общем числе обследованных организаций промышленности, это говорит о том, что всё больше организаций понимают необходимость внедрения различных инноваций и их постоянное участие в деятельности для повышения конкурентоспособности и завоёвыванию лидирующих позиций на рынке.

В настоящее время для Республики Беларусь весьма актуальными являются вопросы практической реализации и внедрения в сферу производства и услуг инновационных разработок, а также создания механизма их эффективного использования, которые требуют от научной общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики конкурентоспособных технологий, повышении экспортного потенциала всех отраслей и регионов республики. Это позволит обеспечить более высокий уровень жизни белорусского народа.
По мнению экспертов, Республика Беларусь имеет существенный научный, инновационный и кадровый потенциал для построения экономики знаний. Однако как в стране в целом, так и в регионах, а также на предприятиях и в организациях регионов имеются существенные недостатки и препятствия для трансформации переходной экономики в современную постиндустриальную экономику:

- чрезмерная зависимость субъектов хозяйствования от административно-бюрократической системы;

- наличие элементов индустриальной и сырьевой экономики, порождающей неэффективность машиностроительного и других секторов народнохозяйственного комплекса страны;

- низкий уровень оплаты труда высококвалифицированных работников, особенно в сферах образования, здравоохранения и культуры;

- недостаточное использование в реальном секторе потенциала и разработок белорусской науки;

- слабое развитие венчурного капитала, базирующегося на новых знаниях и одновременно их продуцирующего;

- неэффективность ряда отраслей народного хозяйства с относительно низкой долей интеллектуального капитала в активах, низким квалификационно-образовательным уровнем персонала;

- малая доля наукоемких услуг, играющих главную роль в расширенном воспроизводстве знаний, их распространении и воплощении в интеллектуальных продуктах.

Государственное регулирование инвестиционной и инновационной деятельности осуществляется в соответствии с Законом Республики
Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [1], Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [2], Законом Республики Беларусь «Об инвестициях» [3], а также в соответствии с разрабатываемыми пятилетними программами социально-экономического и инновационного развития, обеспечивающими реализацию основных направлений государственной инновационной политики.

Для определения основных направлений инновационного развития каждые 5 лет разрабатывается и утверждается государственная программа инновационного развития Республики Беларусь. Ее цель — обеспечение качественного роста и конкурентоспособности национальной экономики с концентрацией ресурсов на формировании ее высокотехнологичных секторов, базирующихся на производствах V и VI технологических укладов [4, с. 285]. В настоящее время действует такой документ, разработанный на 2021—2025 гг. - Программа социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 гг.

Основными направлениями государственной инновационной политики в условиях «новой экономики» являются следующие:
· улучшение инновационной среды путем усиления новаторской составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;
· стимулирование рыночного спроса на нововведения и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к новшествам;
· стимулирование инноваций в государственном секторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;
· усиление региональной инновационной политики и расширение сотрудничества.

Развитие по пути формирования новой экономики предполагает пристальное внимание к инновационной и инвестиционной деятельности, а потому с целью их активизации необходим комплекс мероприятий, направленных: на появление принципиально новых достижений науки и техники; интеграцию науки и производства; создание новых организационных структур; формирование работника нового типа - профессионального, образованного, культурного, дисциплинированного и способного использовать сложные технико-информационные системы; разработку ресурсосберегающих, малоотходных технологий и техники, новых предметов труда с заранее заданными свойствами; появление новых источников энергии; создание новых форм организации труда и производства; создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды; перестройку действующих структурно-функциональных блоков научно-исследовательского сектора (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышение их интегрированности и эффективности в рыночных условиях; формирование инновационной инфраструктуры; развитие инновационного предпринимательства и мотивационного механизма инновационной деятельности; укрепление институтов и эффективного использования защиты интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; подготовку кадров для инновационной деятельности; модернизацию экономики на основе технологических инноваций.

Таким образом, можно констатировать, что в Республике Беларусь сложился ряд признаков, свойственных новой экономике и получивших воплощение в экономической системе нашего государства: это касается процессов развития человеческого капитала, системы государственных приоритетов, трансформации квалификационно-образовательной структуры общества, а так же, что Беларусь обладает неплохими стартовыми условиями для её развития, однако имеются проблемы в обеспечении технологической и инновационной составляющих развития новой экономики.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Роль инноваций в современном мире трудно переоценить. Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития.

Формирование новой экономики – это процесс формирования экономики в меньшей степени машинно-интенсивной и в большей степени научно-интенсивной.

Особенностью «новой экономики» можно также считать повсеместный характер информационных технологий, способствующих повышению эффективности практически во всех секторах экономики. Онлайн-торговля посредством сети Интернет позволяет экономить административные расходы, вытесняя дополнительных посредников, сокращая избыточные запасы сырья.

Инновации являются неотъемлемой частью новой экономики, их успешное внедрение в реальный сектор экономики и сектор услуг обеспечит устойчивое развитие и подъём экономики страны. Чем успешнее будет проходить процесс внедрения, тем быстрее страна будет занимать лидирующее положение на рынке

Ключевым моментом современной рыночной экономики должна стать эффективная национальная инновационная система, способная максимально использовать имеющиеся возможности для интеграции науки, образования и производства. Приоритет следует отдать производству новых знаний и инновационных идей, осуществляемому в рамках фундаментальных
исследований академического и университетского сектора науки, что позволит изменить существующую структуру экономики.

Успех перехода Беларуси к постиндустриальной стадии - в соединении мирового опыта развития рыночной экономики и социальной жизни с особенностями нашей страны, национальными, культурными и духовными традициями. Место любой страны в современном мире определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования и степенью использования науки и техники в производстве. Построение в Республике Беларусь общества знаний и ее вхождение в глобальное экономическое пространство возможно при наличии ряда условий, одним из которых является обеспечение эффективного развития интеллектуального потенциала государства. Именно образование, как основа фундаментальных знаний и источник производства человеческого капитала, способно обеспечить Республике Беларусь новый технологический прорыв. Интеграция образования и науки будет способствовать переходу к новой инновационной экономике.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.016 с.)