Эволюция общества: постиндустриальная система, информационное общество, экономика знаний и новая экономика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция общества: постиндустриальная система, информационное общество, экономика знаний и новая экономика



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Инновационные аспекты развития новой экономики и перспективы ее формирования в Республике Беларусь

 

Студент

ФЭМ, 2 курс, РКТ-1                      _____________        К.В. Крук

           

 

Руководитель                        

канд. экон. наук,                            ______________       Э.В. Коломыс

доцент

 

МИНСК 2021
РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 30 с., 3 рис., 4 табл., 21 источник, 2 прил.

 

НОВАЯ ЭКОНОМИКА, ИННОВАЦИИ, ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, НИОКР, НАУКОЁМКОСТЬ, СЕКТОР УСЛУГ

 

Объект исследования – развитие и формирование новой экономики в постиндустриальном обществе на основе инноваций.

Предмет исследования – национальные особенности развития и формирования новой экономики в Республике Беларусь и США на основе инноваций.

Цель работы: выявить национальные особенности развития и формирования новой экономики в США и Республике Беларусь  на основе инноваций, признаки постиндустриального общества и экономики знаний и обосновать проблемы развития и формирования новой экономики в США и Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.

Исследования и разработки: изучены инновационные аспекты развития новой экономики, выявлены перспективы формирования новой экономики на основе инноваций, предложен ряд мероприятий по развитию и формированию новой экономики в Республике Беларусь путём внедрения различных инноваций.

Элементы научной новизны: определены проблемы формирования новой экономики, предложены меры по развитию новой экономики с учётом постоянного развития технологий в мире и внедрению их в реальный сектор экономики и сектор услуг.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «Макроэкономика».

 

_________________

 

 

REPORT

 

Term paper: 30 p., 3 figures, 4 tables, 21 sources, 2 adj.

 

NEW ECONOMY, INNOVATION, KNOWLEDGE ECONOMY, INFORMATION SOCIETY, POST-INDUSTRIAL SOCIETY, R&D, KNOWLEDGE INTENSITY, SERVICE SECTOR

 

The object of research is the development and formation of a new economy in a post-industrial society based on innovation.

The subject of the study is the national peculiarities of the development and formation of a new economy in the Republic of Belarus and the USA based on innovations.

The purpose of the work: to identify national features of the development and formation of a new economy in the USA and the Republic of Belarus based on innovations, signs of a post-industrial society and the knowledge economy and to substantiate the problems of development and formation of a new economy in the USA and the Republic of Belarus.

Research methods: analysis and synthesis, generalization, comparative analysis, correlation.

Research and development: the innovative aspects of the development of the new economy have been studied, the prospects for the formation of a new economy based on innovations have been identified, a number of measures for the development and formation of a new economy in the Republic of Belarus through the introduction of various innovations have been proposed.

Elements of scientific novelty: the problems of the formation of a new economy are identified, measures for the development of a new economy are proposed, taking into account the constant development of technologies in the world and their introduction into the real sector of the economy and the service sector.

Scope of possible practical application: the results obtained in the course work can be used in the study of the course "Macroeconomics".

 

_________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введите название главы (уровень 1)1

Введите название главы (уровень 2) 2

Введите название главы (уровень 3) 3

Введите название главы (уровень 1)4

Введите название главы (уровень 2) 5

Введите название главы (уровень 3) 6


 

ВВЕДЕНИЕ

Задумываясь о роли  науки и информации в современной жизни можно понять, почему в последнее время происходит так много изменений в социально-экономической картине мира.

В сегодняшней социальной и экономической действительности все происходящие процессы подвержены ускорению благодаря высоким результатам технологического прогресса.

В настоящий момент в переходном состоянии находится вся социально-экономическая система мира. Она движется по пути полного преобразования всей предметной области экономической теории.

Промышленная эпоха постепенно приближается к своему завершению и рождению эпохи знаний. Технологический прогресс со своими тенденциями роста подводят человечество к тому, что центральным источником экономического развития становятся творческие способности человека, его умение получать и преобразовывать информацию, продуцируя новое истинное знание.

Так же с происходящими изменениями протекает и трансформация экономики Республики Беларусь. Технологические достижения способствующие социально-экономическому прогрессу образуют новые виды связи стран с дальнейшим установлением зависимостей между ними.

Такая трансформация не только естественна, но и жизненно необходима для соответствия Республики Беларусь состоянию мировой экономики, так как белорусская экономика является неотделимой частью мировой экономической системы.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что необходимость изучения данного вопроса сомнений не имеет.

Необходимо правильно осмыслить процессы трансформации, которые происходят в мировой экономической системе в последние годы, а так же правильно интерпретировать и структурировать имеющуюся информацию.

Это необходимо для того, чтобы найти грамотные пути решения проблем отечественной экономики, которые возникают при мировых трансформациях.

Республика Беларусь за годы независимости прошла путь, на преодоление которого многим государствам мира понадобились десятилетия. В кратчайшие исторические сроки были созданы базовые рыночные институты, осуществлён переход к многоукладной экономике, в целом, работающих на рыночных принципах.

 

 

Таблица 1 – Признаки доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ

Признаки

Доиндустриальное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Технологическая трансформация

Средства труда: материальные

Земля, ручные орудия труда

Машины, денежный каптал

Автоматизированная техника

интеллектуальные

Навыки

Опыт

Знания

общественные

Специализация труда

Специализация и кооперация труда

Наука и образование

Вид технологии

Трудоёмкие

Капиталоёмкие

Наукоёмкие

Экономическая трансформация

Тип производственной деятельности

Добыча

Изготовление

Обработка

Ведущий сектор

Сельское хозяйство (в т.ч. добывающие отрасли)

Индустрия, перерабатывающая промышленность

Сфера услуг (особенно наука, образование и здравоохранение)

Тип потребления

Продукты, удовлетворяющие первичные потребности

Товары длительного пользования

Услуги и товары комфорта

Социальная трансформация

Содержание труда

Физический ручной

Механизированный ручной (рутинные операции), частично интеллектуальный

Интеллектуальный
Мотивация к труду

Традиции и внеэкономическое принуждение к труду

Материальные (денежные) стимулы

Творчество
Главная социальная группа

Крестьяне

Рабочие

Служащие
Уровень образования

Передача опыта в рамках семьи

Среднее общее, среднее профессиональное

Высшее
                 

Примечание – Источник: [ ]

 

Понятие «информационное общество» возникло в процессе описания, изучения и объяснения тех изменений в жизни общества, которые стали проявляться с наступлением последней трети прошлого века, но особенно отчетливо дали знать о себе на рубеже 20 и 21 веков. В основе этих изменений лежит доминирование информации и знаний в функционировании и развитии различных сфер общественной жизни (материальное производство, занятость и социальная структура, профессиональная деятельность и образ жизни, культура, коммуникации и др.).

Впервые термин «информационное общество» использовал профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши в 1969 году. С начала 90-х годов прошлого века этот термин вошел в широкий научный оборот.

Первопричиной возникновения информационного общества следует считать три взаимосвязанных процесса. Во-первых, лавинообразный рост объемов производимой, особенно научной информации. Во-вторых, создание на базе широкого внедрения компьютеров и сети Интернет современной информационно-коммуникативной инфраструктуры, открывающей невиданные ранее возможности для оперативного доступа к информации широких слоев населения. В-третьих, активное использование информации (особенно теоретических знаний) в производственной, технической, управленческой и других сферах деятельности. Освоение космоса и ядерной энергии - это наиболее яркие тому примеры.

Наиболее характерными чертами информационного общества являются следующие:

- в экономической сфере: ключевая роль информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

 - в сфере занятости: возрастание удельного веса людей, занятых производством и трансляцией информации и знаний, прежде всего посредством современных информационно-коммуникативных технологий с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет и электронных СМИ;

- в политической сфере: доступность информации, касающейся государственной деятельности и политических процессов, расширение возможностей для установления эффективной обратной связи власти и населения, что способствует развитию социальных инициатив и гражданского общества;

- в сфере коммуникаций: значительное расширение возможности общения и взаимодействия в диапазоне от межличностного общения посредством чатов, блогов, Интернет-формумов, онлайновых конференций до взаимодействия с помощью так называемых информационных сетей в пределах глобального информационного пространства на межстрановом и межкультурном уровне;

 - в сфере повседневной жизни: использование информационных технологий в системе образования, здравоохранения, работе органов государственного управления и коммунальных предприятий, развитие электронной торговли и т.п., что повышает комфортность окружающей среды и качество жизни людей;

 - в сфере личностного развития: общедоступность информации, значительно расширяющая свободу ценностного и профессионального выбора людей, которые с помощью Интернета находят места учебы, работы и отдыха, создают семьи и т.п.;

 - в сфере культуры: признание культурной ценности самой разнообразной информации, растущее осознание разными слоями населения необходимости компьютерной грамотности;

 - в сфере государственного управления: разработка и реализация государственных концепций и программ в области развития информационного общества, возможность существенно повысить эффективность текущей управленческой деятельности и дальновидность перспективной политики, в том числе и в общепланетарном масштабе.

Мировая экономика начала XXI века характеризуется становлением общества знаний - "новой экономики", в которой ключевое значение приобретают умственная сила людей и технологии, обеспечивающие многократное ее возрастание. Человечество приближается к переходу в инновационную фазу развития. Отличительной ее особенностью и фундаментальной основой является повышенное внимание к знаниям, как к непосредственной производительной силе и главному производственному ресурсу. Закономерна и актуальна проблематика эффективности использования накопленных человечеством знаний, стимулов и условий значительного расширения спроса на новые технологии, а также влияния "новой экономики" на социальную и экономическую действительность.
Если понимать под "новой экономикой" один из хозяйственных секторов, то можно утверждать, что ее основные положения были разработаны в трудах Й. Шумпетера, Ф. Хайека и Ф. Махлупа. Основателем "экономики знаний" в качестве специфической дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги "Производство и распространение знаний в США" (1962 г.).

Для обозначения изменений, происходящих в обществе последние десятилетия (1990-2005 гг.), в научной литературе используются два термина: "knowledge economy", "экономика знаний", или "новая экономика", и "information economy" - "информационная экономика". Выделяют четыре подхода к определению понятия "новой экономики".

Согласно первому подходу под "новой экономикой" понимается комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационно-коммуникационного оборудования, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуникационных сетей, а также вся система формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной мере построенная в сети Интернет. При данном подходе к "новой экономике" относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии.
Второй подход включает в понятие "новой экономики" организационные и институциональные новации в деятельности различных (в том числе и традиционных) отраслей экономики ряда развитых стран. Такое определение "новой экономики" представлено в концепции Совета экономических консультантов при Президенте США. Согласно ей американская экономика последнего десятилетия ХХ века в целом характеризуется как "новая экономика" в связи с экстраординарным приростом ее показателей, что стало результатом комбинированного эффекта от взаимодействия достижений в технологии, деловой практике и экономической политике.
Приверженцы третьего подхода обращают внимание на финансовую составляющую "новой экономики". Данный подход определяет "новую экономику" как одну из вершин международной финансовой экономики, финансовой модели хозяйствования, символизирующую широкое использование инструментария информационно-технологических инноваций в валютно-финансовой системе.
В рамках перечисленных подходов в поле зрения исследователей находятся важные элементы новой экономической реальности, создаваемой информационными технологиями как на секторальном, так и на общенациональном уровнях. Тем не менее, в указанных трактовках "новой экономики" недостаточно раскрывается динамика современного этапа общественного прогресса.
Четвертый подход рассматривает "новую экономику" как совокупность отраслей, характеризующихся более значительным удельным весом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. В этих отраслях технологическая реализация знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. В указанной трактовке "новая экономика" включает в себя сферу образования, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, оказание интеллектуальных услуг (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинг).
Важнейшим производственным ресурсом общества является не информация, как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производственных и технологических процессах, а знания - информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания. Свойства современной хозяйственной системы наилучшим образом могут быть выражены понятием "экономика знаний", а не "информационная экономика".

Признаки новой экономики

Трактовка признаков претендует на симбиоз технологического, экономического и социального моментов. Соответственно можно выделить следующие признаки новой экономики:

1) В условиях развития новой экономики экономический рост всё в большей степени обеспечивается не за счёт индустриальной составляющей государства, а благодаря внедрению и освоению новых технологий, увеличению наукоёмости производства. Их основой выступают информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека. Р. Солоу, проанализировав экономический рост и его факторы в США, установил, что он объясняется техническим прогрессом и новыми технологиями. В 2020 г. мировой рынок наукоемкой продукции достиг 12 трлн долл. США в год, из которых 2 трлн долл. США составили информационные услуги. Внедрение информационных технологий характерно не только для производства, но и для непроизводственной сферы: образования, здравоохранения, финансов, торговли и др. Дистанционное образование, электронная передача денег, торговля через Интернет, консультации врачей, находящихся за тысячи километров от пациента, являются свидетельствами кардинальных преобразований непроизводственной сферы под воздействием информационных технологий. Говорить о новой экономике можно, когда экономическая система переходит на доминирование V и VI технологических укладов (робототехника, электроника, телекоммуникации, тонкая химия и биотехнологии, космические технологии).

2) Знания выступают как производственный фактор и основной ресурс. В "новой экономике" произведенный продукт, богатство становятся результатом применения знаний, которые одновременно являются и ресурсом, используемым для создания товаров и услуг, и элементом инфраструктуры (в виде системы образования, научных институтов и пр.). Соответственно, условия применения знаний включают в себя каналы, позволяющие перемещать знания из мест их создания в сферу производства. В «новой экономике» изменяется структура продукта и его стоимости, происходит снижение доли и значимости материальной составляющей продукта и рост ценности вложенного в него интеллекта.. Быстрый экономический рост в "новой экономике" обеспечивается не наращиванием физических объемов выпуска постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости производимых продуктов, зависящей от инноваций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реакции бизнеса на изменение этих предпочтений. Данная особенность находит отражение в оценке стоимости фирм и предприятий, которая рассчитывается на основе оценки имеющихся интеллектуальных активов.

3) Разворачивается процесс значительного сокращения жизненного цикла товаров и услуг, укорачиваются сроки амортизации оборудования, развивается инновационная деятельность, ускоряется движение потока знаний между различными секторами экономики.

4) Для новой экономики характерно бурное развитие рынка знаний, резкое увеличение доли наукоёмкого сектора экономики и объёма производимого им продукта, ускоряющиеся процессы компьютеризации информационного пространства.

5) Наука органически вписывается в производственный процесс. Снижаются производственные издержки, наблюдается более тесная связь между тематикой научных исследований и стратегией деятельности корпораций, меняются методология и формы научных подразделений.

6) Основой для развития новой экономики выступает высокоразвитый человеческий капитал, характеризующийся высоким образовательным уровнем, а накопление этого капитала формирует человека как главную ценность новой экономики. Изменение характера и структуры труда: от исполнительно-репродуктивного к интеллектуальному и инновационному, что приводит к трансформации привычного образа рабочего. Главным и дефицитным ресурсом становится творческий работник, способный генерировать новые идеи, создавать и внедрять современные технологии и продукты. Следствием данных тенденций являются значительные изменения на рынке труда, где происходит удешевление физического труда и растет стоимость труда интеллектуального. В «новой экономике» уровень образования влияет на экономический и социальный статус работника, его профессиональную карьеру.

7) Новая экономика – это экономика, в которой система государственных приоритетов помимо поддержки науки и образования направлена на укрепление здоровья населения, создание условий для творческой деятельности населения.

8) Новая экономика приводит к трансформации социальной структуры общества. Значительно увеличивается слой интеллектуальных собственников, владельцев информации и знаний.

9) Глобальные масштабы «новой экономики». «Новая экономика» ведет, прежде всего, к ликвидации географических и национальных границ экономического пространства. Это явление связано с развитием общества нового типа, в котором знания превращаются в главный ресурс. П. Друкер заметил: «Знание не ведает границ». Поэтому «новая экономика» является движущей силой одной из ключевых тенденций развития мировой экономики, а именно, прогрессирующей глобализации. Последнюю можно рассматривать как процесс формирования единого военно-политического, финансово-экономического и информационного пространства, функционирующего почти исключительно на основе высоких и компьютерных технологий.

В настоящее время существует шесть технологических укладов:

· I – механические системы

· II – технологии с использованием пара

· III – технологии с использованием электричества

·  IV – технологии, основанные на автоматизации и химизации

· V – биотехнологии, компьютеризация и электронизация

· VI – нанотехнологии, генная инженерия, мультимедийные интерактивные информационные системы

 

Таблица 2 – Данные стран по ВВП (ППС) в текущих ценах, млрд. дол. США

Данные стран по ВВП (ППС) в текущих ценах

Страна

Год

2016 2017 2018 2019 2020
Китай 18701,7 19814,1 21654,3 23324,1 24142,8
США 18745,1 19543,0 20611,9 21433,2 20932,8
Индия 7735,0 8276,9 9029,4 9562,0 8907,1
Япония 5159,7 5248,4 5404,5 5515,8 5313,0
Германия 4164,7 4401,9 4564,7 4672,0 4496,8

Примечание - Источник: собственная разработка на основании статистических данных  МВФ

На основании данных Таблицы 2 можно сделать вывод, что США до 2017 года всё это время были лидерами по показателю ВВП (ППС) в мировой экономике. Китай обошёл США по этому показателю и занимает первое место по сей день, основываясь на своей быстроразвивающейся экономике в последние годы. США держатся в лидерах благодаря тому, что в экономике страны в отраслевой структуре ВВП большую часть занимает хорошо развитый сектор услуг, который так же преобладает и в структуре экспорта. Всё это стало возможным исходя из взятого руководством страны курса на построение новой экономики, основывающейся на инновациях и стремлением сектора услуг к преобладанию над реальным сектором экономики, повышая при этом развитие инноваций в реальном секторе.

Согласно докладу о Глобальном инновационном индексе (ГИИ) за 2019, 2020, 2021 годы США занимают стабильное 3 место. На основании этих данных, можно заключить, что эффективность инновационной деятельности в США очень высока и благодаря этому хорошо развита инфраструктура, образование, медицина, условия для создания и ведения бизнеса и др. В США предпринимается достаточно много мер по стимулированию сотрудничества научно-исследовательских организаций и частного сектора в сфере научных исследований и коммерциализации результатов этих исследований. Закон Бэя—Доула позволил университетам и научным организациям патентовать результаты научных исследований, выполненных за счет бюджетных средств (ранее патенты на такие результаты исследований чаще всего получало федеральное правительство), а также выдавать эксклюзивные лицензии, что необходимо для коммерциализации изобретений.

Но так же стоит упомянуть о проблеме расдутых расходов на оборону и НИОКР в этой сфере из-за чего невозможно направить должный объём федерального финансирования на фундаментальные исследования в гражданском секторе. Это негативно сказывается на перспективных разработках, которые могут значительно увеличить инновационный потенциал страны.

Ещё одной значительной проблемой для развития инноваций в США стал недостаточный интерес молодого поколения к образованию в области точных наук. Однако правительство приняло ряд мер по улучшению ситуации с этой проблемой: подготовка дополнительных преподавателей в области точных наук, увеличение числа представителей групп, исторически недостаточно представленных в сфере точных наук (женщины, этнические меньшинства), повышение привлекательности точных наук для молодых специалистов и др.

Отраслевая структура ВВП в 2019 году заметных изменений не претерпела. Основную долю в ВВП (более 50%) составляют сферы услуг, финансов и страхования. Доля обрабатывающей промышленности – 11%. Наиболее высокоразвитыми отраслями обрабатывающей промышленности являются транспортное машиностроение (авиационная, ракетно-космическая, автомобильная промышленность, локомотиво- и вагоностроение), сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, производство оборудования для добывающей промышленности, а также радиоэлектронная, химическая, металлургическая, легкая и пищевая промышленность (Приложение 1, Рисунок 1).

США сохраняют мировое лидерство по совокупным расходам бизнеса и государства на НИОКР с учетом ППС, по расходам на НИОКР в расчете на научного сотрудника, по объему венчурных инвестиций, по числу «мозговых центров», по добавленной стоимости наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Приблизительно треть лучших университетов мира находятся в США. Американские компании обеспечивают половину или более половины списков самых инновационных компаний мира, составленных The Boston Consulting Group, Strategy&, Forbes, Fast Company.

Хотя население страны составляет лишь 4,3% от общемирового, американцам принадлежит около 40% совокупного мирового богатства.

Соединенные Штаты занимают лидирующие позиции в мире по ряду социально-экономических показателей, включая среднюю зарплату, ИЧР, ВВП на душу населения и производительность труда.

Безусловно, американская модель «новой экономики» не является идеальной. Она не такая социально ориентированная, как, к примеру, немецкая или скандинавская модели, ей присущи тенденции к монополизации и недопроизводству общественных благ. Но именно такая модель сделала США мировым лидером по многим показателям на сегодняшний день.

 

Рисунок 2 – Внутренние и государственные затраты на науку

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных Национального статистического комитета Республики Беларусь

 

Внутренние затраты на научные исследования и разработки (в % к ВВП) за 2020 год составили 0,55 % из них 0,2% затрат приходится на государственный сектор. Это говорит о низкой активности затрат по сравнению со странами с развитой экономикой, где данный показатель составляет 2% и выше. Это отрицательно влияет на конкурентоспособность белорусских организаций, а в конечном итоге и на саму конкурентоспособность экономики страны по сравнению с экономиками развитых стран мира.

В Республике Беларусь ежегодно наблюдается положительный рост удельного веса инновационно-активных организаций в общем числе обследованных организаций промышленности, это говорит о том, что всё больше организаций понимают необходимость внедрения различных инноваций и их постоянное участие в деятельности для повышения конкурентоспособности и завоёвыванию лидирующих позиций на рынке.

В настоящее время для Республики Беларусь весьма актуальными являются вопросы практической реализации и внедрения в сферу производства и услуг инновационных разработок, а также создания механизма их эффективного использования, которые требуют от научной общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики конкурентоспособных технологий, повышении экспортного потенциала всех отраслей и регионов республики. Это позволит обеспечить более высокий уровень жизни белорусского народа.
По мнению экспертов, Республика Беларусь имеет существенный научный, инновационный и кадровый потенциал для построения экономики знаний. Однако как в стране в целом, так и в регионах, а также на предприятиях и в организациях регионов имеются существенные недостатки и препятствия для трансформации переходной экономики в современную постиндустриальную экономику:

- чрезмерная зависимость субъектов хозяйствования от административно-бюрократической системы;

- наличие элементов индустриальной и сырьевой экономики, порождающей неэффективность машиностроительного и других секторов народнохозяйственного комплекса страны;

- низкий уровень оплаты труда высококвалифицированных работников, особенно в сферах образования, здравоохранения и культуры;

- недостаточное использование в реальном секторе потенциала и разработок белорусской науки;

- слабое развитие венчурного капитала, базирующегося на новых знаниях и одновременно их продуцирующего;

- неэффективность ряда отраслей народного хозяйства с относительно низкой долей интеллектуального капитала в активах, низким квалификационно-образовательным уровнем персонала;

- малая доля наукоемких услуг, играющих главную роль в расширенном воспроизводстве знаний, их распространении и воплощении в интеллектуальных продуктах.

Государственное регулирование инвестиционной и инновационной деятельности осуществляется в соответствии с Законом Республики
Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [1], Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [2], Законом Республики Беларусь «Об инвестициях» [3], а также в соответствии с разрабатываемыми пятилетними программами социально-экономического и инновационного развития, обеспечивающими реализацию основных направлений государственной инновационной политики.

Для определения основных направлений инновационного развития каждые 5 лет разрабатывается и утверждается государственная программа инновационного развития Республики Беларусь. Ее цель — обеспечение качественного роста и конкурентоспособности национальной экономики с концентрацией ресурсов на формировании ее высокотехнологичных секторов, базирующихся на производствах V и VI технологических укладов [4, с. 285]. В настоящее время действует такой документ, разработанный на 2021—2025 гг. - Программа социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 гг.

Основными направлениями государственной инновационной политики в условиях «новой экономики» являются следующие:
· улучшение инновационной среды путем усиления новаторской составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;
· стимулирование рыночного спроса на нововведения и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к новшествам;
· стимулирование инноваций в государственном секторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;
· усиление региональной инновационной политики и расширение сотрудничества.

Развитие по пути формирования новой экономики предполагает пристальное внимание к инновационной и инвестиционной деятельности, а потому с целью их активизации необходим комплекс мероприятий, направленных: на появление принципиально новых достижений науки и техники; интеграцию науки и производства; создание новых организационных структур; формирование работника нового типа - профессионального, образованного, культурного, дисциплинированного и способного использовать сложные технико-информационные системы; разработку ресурсосберегающих, малоотходных технологий и техники, новых предметов труда с заранее заданными свойствами; появление новых источников энергии; создание новых форм организации труда и производства; создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды; перестройку действующих структурно-функциональных блоков научно-исследовательского сектора (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышение их интегрированности и эффективности в рыночных условиях; формирование инновационной инфраструктуры; развитие инновационного предпринимательства и мотивационного механизма инновационной деятельности; укрепление институтов и эффективного использования защиты интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; подготовку кадров для инновационной деятельности; модернизацию экономики на основе технологических инноваций.

Таким образом, можно констатировать, что в Республике Беларусь сложился ряд признаков, свойственных новой экономике и получивших воплощение в экономической системе нашего государства: это касается процессов развития человеческого капитала, системы государственных приоритетов, трансформации квалификационно-образовательной структуры общества, а так же, что Беларусь обладает неплохими стартовыми условиями для её развития, однако имеются проблемы в обеспечении технологической и инновационной составляющих развития новой экономики.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Роль инноваций в современном мире трудно переоценить. Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития.

Формирование новой экономики – это процесс формирования экономики в меньшей степени машинно-интенсивной и в большей степени научно-интенсивной.

Особенностью «новой экономики» можно также считать повсеместный характер информационных технологий, способствующих повышению эффективности практически во всех секторах экономики. Онлайн-торговля посредством сети Интернет позволяет экономить административные расходы, вытесняя дополнительных посредников, сокращая избыточные запасы сырья.

Инновации являются неотъемлемой частью новой экономики, их успешное внедрение в реальный сектор экономики и сектор услуг обеспечит устойчивое развитие и подъём экономики страны. Чем успешнее будет проходить процесс внедрения, тем быстрее страна будет занимать лидирующее положение на рынке

Ключевым моментом современной рыночной экономики должна стать эффективная национальная инновационная система, способная максимально использовать имеющиеся возможности для интеграции науки, образования и производства. Приоритет следует отдать производству новых знаний и инновационных идей, осуществляемому в рамках фундаментальных
исследований академического и университетского сектора науки, что позволит изменить существующую структуру экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.085 с.)