Особенности анализа отчета о финансовых результатах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности анализа отчета о финансовых результатах



Анализ отчёта о финансовых результатах предполагает последовательное изучение всех статей отчёта.

Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов – себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды операционных и прочих доходов и расходов рассматривается как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка). Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли – источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчёта о финансовых результатах конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов, акционеров, участников фондового рынка и других пользователей, принимающих деловые решения на основе выбора вариантов.

Кроме того, результаты анализа используются в прогнозировании финансовых результатов как во внутреннем, так и во внешнем анализе.

В аналитической практике принимается несколько методов, которые используются при анализе любой формы отчётности – вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ показателей, расчёт финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ. В оценке качестве прибыли большое значение придают бухгалтерским методом. В прогнозировании финансовых результатов используются методы статистики.

К стандартным методам анализа отчётности относятся горизонтальный и вертикальный анализ формирования финансовых результатов, который выполняется в аналитических таблицах с помощью относительных показателей динамики, показателей структуры и динамики структуры.

Вертикальный анализ о финансовых результатах – это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущем периодом.

Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменений в их структуре.

Изменение показателей отчёта о финансовых результатах (объёма продаж, себестоимости, различных доходов и расходов, показателей финансовых результатов) рассчитывается по каждому показателю в процентах к базисному году. При изучении достаточно длительного периода данные могут быть усреднены, на пример рассчитаны средние показатели за каждые три года. Другой подход заключается в расчёте структурных показателей отчёта о финансовых результатах за ряд лет.

Таким образом, построенные тренды изучаются для выявления тенденций изменения финансовых результатов.

Обычно в таблицах сочетаются абсолютные значения анализируемых показателей, по которым рассчитываются отклонения, данные о структуре совокупности показателей и её изменении, относительные показатели динами показателей финансовых результатов (Таблица 1).

Таблица 1 – Уплотнённый аналитический отчёт о финансовых результатах ООО «Русич Маркет»

Показатели

В тыс. руб.

Темп прироста % (гр.2 – гр.1)

Структура, %

Предыдущий год Отчётный год Отклонение (гр.2 – гр.1) Предыдущий год Отчётный год Отклонение (гр.6 -–гр.3)
А 1 2 3 4 5 6 7
Прибыль от продаж 447369 648959 201590 45,1 113,9 88,8 7
Прибыль до налогообложения 392607 730503 337896 86,1 100,0 100,0 -
Чистая прибыль 343648 609154 266154 77,4 97,5 83,5 -4,1

Графически данные показатели рентабельности можно изобразить следующим образом:

Рисунок – 3 Уплотненный аналитический отчет о финансовых результатах ООО «Русич Маркет»

В отчётном году прибыль до налогообложения увеличилась на 86,1 %, чистая прибыль – на 77,4 %по сравнению с предыдущим годом. Прибыль от продажи продукции составляет преобладающую долю в прибыли до налогообложения. В предыдущем году доля прибыли от продаж в общей сумме прибыли до налогообложения составила 113%, что указывает на превышение прочих расходов над прочими доходами и означает потери прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг) (Рисунок – 3).

В этом случае, а также при снижающейся доле прибыли от продаж необходим детальный анализ структуры доходов и расходов организации в разрезе обычных и прочих. Необходимо проследить динамику соотношения доходов и расходов за три смежных года и более (Таблица – 2).

Таблица 2 – Горизонтальный и вертикальный анализ доходов и расходов организации

Показатели

В тыс. руб.

Темп прироста % (гр.3: гр.1*100)

Структура, %

Предыдущий год Отчётный год Отклонение (гр.1 – гр.21) Предыдущий год Отчётный год Отклонение (гр.6 -–гр.5)
А 1 2 3 4 5 6 7
Доходы по обычным видам деятельности 4597656 7106689 2509033 54,6 93,3 90,5 -2,7
Операционные доходы 327423 665031 337608 103,1 6,6 8,5 1,8
Внереализационные доходы 5195 79897 74702 1438,0 0,1 1,0 0,9
Всего доходов 4930274 7851617 2921343 59,3 100,0 100,0 -
Расходы по обычным видам деятельности 4150287 6457730 2307443 55,6 91,5 90,7 -0,8
Операционные расходы 301217 87083 866 1,0 1,9 1,2 -0.7
Всего расходов 4537667 7121114 2583447 56,9 100,0 100,0 -

 

В структуре доходов (расходов) ООО «Русич Маркет» более 90% составляют доходы (расходы) по обычным видам деятельности, которые в основном формируют чистую прибыль. Рентабельность текущей деятельности (относительное превышение обычных доходов над расходами) снизилась с 10,8 до 10,0%. Операционные доходы превышали расходы в течение двух лет: в предыдущем году на 8,7%, в отчётном году – на 15,4. В целом темпы прироста доходов выше темпов прироста расходов.

 

3.2 Анализ показателей рентабельности предприятия.

 

 

Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчёта о финансовых результатах. Кроме рентабельности текущей деятельности и рентабельности продукции (по прибыли от продаж) определяется показатель рентабельности продаж, рассчитываемый по чистой прибыли (чистая прибыль/выручка от продажи). Ниже представлены показатели рентабельности ООО «Русич Маркет» за два смежных года (Таблица 3, Рисунок 4).

Таблица 3- Коэффициенты рентабельности ООО «Русич Маркет»

Показатели Алгоритм расчёта Предыдущий год Отчётный год
Коэффициент валовой прибыли Валовая прибыль/Выручка от продажи 19,2 24,4
Рентабельность текущей деятельности Прибыль от продажи/Расходы по обычным видам деятельности 10,8 10,0
Рентабельность продаж по прибыли от продажи Прибыль от продажи/Выручка от продажи 9,7 9,1
Общая рентабельность Прибыль до налогообложения/Выручка от продажи 8,5 10,3
Рентабельность продаж по чистой прибыли Чистая прибыль/Выручка от продажи 7,5 8,6

Графически данные показатели рентабельности можно изобразить следующим образом:

Рисунок – 4 Коэффициенты рентабельности ООО «Русич Маркет»

 

Сравнительный анализ заключается также в сравнении показателей отчёта о финансовых результатах анализируемой организации со среднеотраслевыми значениями и показателями отчётов других организаций. Это помогает оценивать стратегию компаний и эффективность управленческих решений её руководства. Ниже рассмотрим показатели структуры отчёта о финансовых результатах ООО «Русич Маркет» (Таблица 4).

Таблица  - Структура отчёта о финансовых результатах ООО «Русич Маркет»

Наименование показателей Год, предшествующий предыдущему Предыдущий год Отчётный год
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 100,0 100,0 100,0
в том числе от продажи: собственной продукции 83,0 88,1 86,0
работ, услуг 0,1 0,1 0,2
товарооборот в продажных ценах 16,9 11,8 13,8
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 71,6 80,8 75,6
в том числе проданных: собственной продукции 59,4 69,3 62,2
работ, услуг 0,1 0,1 0,1
товарооборот в покупных ценах 12,1 11,4 13,3
Валовая прибыль 28,4 19,2 24,4
Коммерческие расходы 0,9 2,0 4,0
Управленческие расходы 6,5 7,5 11,3
Прибыль (убыток) от продаж 21,0 9,7 9,1
Прочие доходы и расходы      
Проценты к получению 0,5 0,1 0,01
Проценты к уплате 0,1 0,1 0,1
Доходы от участия в других организациях 0,02 0,02 0,02
Прочие операционные доходы 14,1 7,0 9,3
Прочие операционные расходы 18,1 6,4 8,0
Внереализационные доходы 0,2 0,1 1,1
Внереализационные расходы 0,5 1.9 1.2
Прибыль (убыток) до налогообложения 17,1 8,5 10,3
Текущий налог на прибыль 0,9 1,1 1,7
Прибыль (убыток) от обычной деятельности 16,3 7,5 8,6
Чистая прибыль (убыток) отчётного периода 16,3 7,5 8,6

 

Объём продаж анализируемой организации оценивается с позицией его роста (снижения) в течение нескольких периодов в сравнении с продажи основных конкурентов и лидеров в данной отрасли или на соответствующем сегменте рынка. Оценка устойчивости показателей роста продаж дополняется оценкой доли объёма продаж анализируемой компании, так как не исключено, что увеличение продаж сопровождается падением доли продаж на рынке. В сравнительном анализе необходимо учитывать неодинаковые условия деятельности разных компаний, на пример сезонность, географическое положение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.013 с.)