Тема 2.5. Перевозка навалочных грузов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.5. Перевозка навалочных грузов



 

Навалочными называются грузы, перевозимые без тары -навалом. По транспортной классификации навалочные грузы относятся к виду грузов, опасных возможностью смещения, и делятся на два класса – незерновые и зерновые.

Специфические свойства навалочных грузов можно разделить на физические, химические и биологические. К физическим свойствам относятся: сыпучесть, способность к усадке и самосортировке, теплопроводность, абразивность. К химическим свойствам относятся: самосогревание, самовозгорание, взрывоопасность. Биологическими свойствами обладают только зерновые грузы, которые продолжают свою жизнедеятельность. Навалочный груз может быть в трех транспортных состояниях: относительно монолитном, сыпучем и разжижающемся.

Первое состояние характерно для грузов с углом естественного откоса более 35о; третье - для рудных концентратов и подобных им грузов при повышенной влажности.

Навалочные грузы имеют свободные пространства внутри кусков(поры и капилляры) и между кусками (скважины). Поэтому объем груза V слагается из объема V вещества самих кусков, объема капилляров и порVп и объема скважин между кусками Vс:

V= V + Vп + Vс

В связи с такими особенностями структуры навалочного груза различают несколько видов его плотности:

Незерновые навалочные грузы

Класс незерновых навалочных грузов делится на группы:

грузы, опасные возможностью разжижения;

сыпучие грузы, опасные возможностью смещения в сухом состоянии;

грузы смещающиеся и разжижающиеся;

грузы слабосмещающиеся;

навалочные опасные.

УГЛИ

В структуре грузооборота среди навалочных грузов важное место занимает уголь. Это горючий минерал органического происхождения. Он применяется как топливо, сырье для химической промышленности, производства кокса, бензина и т.д. Качество угля определяется содержанием углерода и водорода. По степени углефикации ископаемые угли делятся на антрацит, каменные и бурые.

АНТРАЦИТ (уголь высшей степени углефикации) имеет плотность 1,5-1,7 т / м3, теплоту сгорания 33,9-34,8 МДж/кг; содержит до 9 % летучих веществ в горючей массе. Он подразделяется на полуантрацит (ПА) и антрацит (а).

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ - уголь среднейуглефикации содержит от 9 до 45% летучих веществ. Теплота сгорания 30,1-36,6 МДж/кг.

БУРЫЙ УГОЛЬ - уголь низкой степени углефикации с теплотой сгорания 22,6-31,0 МДж/кг.

При перевозке каменного угля учитывают такие транспортные свойства, как смерзаемость, способность к самовозгоранию и выделению летучих веществ, которые в сочетании с воздухом и угольной пылью образуют взрывоопасные смеси.

Смерзанию подвергаются угли, имеющие влажность более 5% при хранении и перевозках в условиях отрицательных температур. Чаще подвержен смерзанию пористый и мелкий уголь. Наиболее эффективный способ предупреждения смерзания - сохранение влажности не более 5%. Есть и другие способы, однако они не всегда дают желаемый результат. Например, послойная пересыпка поваренной солью, известью, графитом, мелом, опилками. Применение этих средств увеличивает стоимость угля, загрязняют его, снижают качество, способствуют процессу самосогревания угля.

Свежедобытый или измельченный уголь в процессе перегрузочных операций, соприкасаясь с воздухом, поглощают кислород, что сопровождается выделением тепла. Если свободного выхода для тепла нет, то повышение температуры может привести к воспламенению.

Перед началом погрузки проверяется температура угля на глубине 1м. Если температура угля выше 35°С, то погрузка такого угля на судно запрещена.

К перевозке не допускается и излишне увлажненный уголь.

При складировании рекомендуется располагать продольную ось штабеля по направлению господствующего ветра. Высота штабеля определяется способностью угля к самовозгоранию, а также длительностью хранения. Максимальная высота складирования каменного угля при хранении до 10 сут. не должна превышать 10 м, а для бурых - 5 м. Для антрацита высота штабеля определяется только допустимой нагрузкой на причал (не самовозгорается).

Угол естественного откоса угля при влажности 4 и 10% составляет соответственно 38 и 45°.

Складирование угля разных марок не допускается. На складах необходимо систематически контролировать температуру хранимого угля. Места очагов самосогревания можно определить по внешним признакам состояния поверхности штабеля: появление за ночь влажных или белых пятен, появление пара и запахов продуктов разложения угля, искрению в ночноевремя. Тушение и охлаждение угля водой в штабелях не допускается. Разогревшийся или самовозгоревшийся уголь выкладывают на отдельную площадку слоем не более 0,5м.

Загружают трюмы судов равномерно по длине судна. Неправильное распределение массы по трюмам может привести к повреждению корпуса судна. В одно грузовое помещение можно грузить уголь только одного класса и одной марки. Не допускается погрузка в трюм теплого (с температурой более +35°С) угля.

Груз принимается в пункте отправления и назначения по замерам осадки судна, о чем составляется акт за подписью грузополучателя или представителя порта и администрации судна.

УГОЛЬНАЯ ШИХТА

ШИХТОЙ называется смесь различных марок коксующихся углей для переработки ее в коксовых печах с целью получения кокса. В состав угольный шихты входят коксующиеся угли: жирные, газовые, коксовые, спекающиеся, антрациты. В зависимости от заданных физико-химических свойств кокса может быть различное сочетание марок углей и различная их дозировка.

Шихта производится на углеподготовительных       иуглеобогатительных предприятиях путем дробления и смешивания углей в штабелях и бункерах. Она состоит из частиц размером до 80 мм с преобладанием мелких фракций.

Качественное состояние шихты определяется содержанием влаги, зольности, серы, выходом летучих веществ и теплотой сгорания.

Физико-химические свойства:

объемная масса составляет 0,8-0,9 т/м3;

теплота сгорания 7650-8750 ккал/кг;

не опасна в отношении смещения при влажности более 3%, т.к. угол естественного откоса составляет 37°; в сухом состоянии (при влажности менее З%) может смещаться;

гигроскопична.

К перевозке принимается с влажностью не более 13%, т.к. при большей влажности груз становится опасным возможностью разжижения;

способна самонагреваться и самовозгораться;

обладает способностью выветривания и пылеобразования;

загрязняет окружающую среду;

при влажности более 5% подвержена смерзанию;

не оказывает химического воздействия на металл, бетон и резину;

выделяет взрывоопасный метан и токсичные газы;

поглощает кислород воздуха;

пыль во взвешенном состоянии взрывоопасна.

Шихта перевозится преимущественно в закрытых судах, хранится на открытых площадках с твердым покрытием, перегружается с помощью грейферных установок или ленточных транспортеров.

Предъявляется к перевозке шихта партиями однородного груза. На каждую партию отправитель выдает сертификат, в котором обязательно указывается процент влаги и серы. Перед погрузкой проверяются транспортные документы и сертификат, а также состояние шихты. Особое внимание должно быть уделено проверке ее влажности, т.к. шихта с влажностью менее З% способна смещаться, а при влажности более 13% -разжижаться, что представляет опасность для остойчивости судна. Не допускается к погрузке шихта с температурой более 35°С.

При перевозке на открытых судах штабеля шихты должны быть выровненными (без выемок и впадин), чтобы исключить возможность концентрирования влаги.

При погрузке и выгрузке нельзя сбрасывать груз с большой высоты, т.к. при этом он распыляется и загрязняет окружающую среду и грузы.

В связи с возможностью выделения угарного и других токсичных газов и уменьшения содержания кислорода в воздухе не разрешается доступ людей в закрытые грузовые помещения, содержащие шихту. Доступ людей в грузовые помещения с шихтой возможен только при открытых люковых крышках и после проветривания помещений.

После выгрузки шихты в пункте назначения производится зачистка судна.

На складах порта шихта хранится в штабелях высотой до 10м. Штабеля должны размещаться таким образом, чтобы выветриваемая из шихты пыль не загрязняла близлежащие грузы. Запрещается располагать штабеля шихты над подземными источниками тепла.

При длительном хранении шихты необходимо через 5-10 дней проверять ее температуру. Поверхность шихты в штабеле должна быть ровной, без впадин и иметь небольшой уклон для стекания дождевой или талой воды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.008 с.)