Определение стертой дизартрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение стертой дизартрии



Стертая дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами таких известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов как Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и др.

В отечественной литературе дизартрию в детском возрасте принято рассматривать как остаточные явления детского церебрального паралича, а у взрослых данное нарушение связывают с клиникой параличей [4].

Стертая дизартрия встречается достаточно часто в логопедической практике. В группах для детей с общим недоразвитием речи около 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием – до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, которые имеют стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи [3].

Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произношения, для коррекции которых нужны длительные занятия, был поставлен во второй половине XIX века Г.Г. Гутцманом. Он отметил общие признаки таких расстройств, проявлявшихся в «смытости, стертости артикуляции». В 1879 году А. Куссмаулем был подробно описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выделены такие проявления дизартрии как расстройство артикуляции и расстройство дикции. Первое получило название «дизартрия», а второе – «дисфазия». В дальнейшем отечественными и зарубежными авторами было отмечено, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствует ни дислалии, ни дизартрии.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой. Она характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По мнению О.А. Токаревой, обычно эти дети большинство изолированных звуков произносят правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют. Было отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: при ограничении движений языка и губ наблюдается неточность движений, недостаточность их силы. Для одних случаев характерны вялость и приблизительность движений, для других – неточность движений, которая объясняется гиперкинезами языка.

Позднее М.П. Давыдовой было предложено несколько измененное определение стертой дизартрии: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии». Она отмечает, что в практике школьных логопедических пунктов преобладает легкая (стертая) дизартрия. Недостатки произношения носят самый различный характер, и все же основной признак этого нарушения – смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Для диагностики стертой дизартрии необходимо обращать внимание на наличие неврологической симптоматики и проводить динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы (если в ходе амбулаторного обследования психоневролог сразу обнаруживает органическую неврологическую симптоматику, то такие формы правомерно отнести к дизартрии). Часто встречаются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо неврологических симптомов, характерных для данного нарушения, не отмечается [3].

Иное определение стертой дизартрии предложено А.Н. Корневым. Он определяет это расстройство как «избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов». При них нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношения (как при дизартрии у детей с ДЦП), а также выраженных нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц. А.Н. Корнев полагает, что данная категория нарушений произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клинической и нозологической самостоятельности данной группы. Для подобного типа нарушения речи он предложил термин «вербальная диспраксия».

Еще одно определение стертой дизартрии дает Л.В. Лопатина: «Стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга».

В зарубежной литературе (Mondelaers B.J.) для подобных нарушений в основном используется понятие «речевая или артикуляционная диспраксия развития» (Developmental apraxia of speech – DAS). DAS определяют как нарушение контроля за речевыми движениями. Mondelaers B.J. пользуется таким определением изучаемого речевого нарушения: «Диспраксия – это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связано не только с двигательными нарушениями».

В отечественной логопедии термин «артикуляционная диспраксия развития» практически не используется, его обычно применяют для определения механизмов некоторых форм речевого недоразвития, в том числе и стертой дизартрии. Для описания указанных нарушений и их обозначения предлагают следующие термины: артикуляторная диспраксия, центральная органическая или осложненная дислалия, апраксическая дизартрия. И.Б. Карелиной введена новая терминология, где стертая дизартрия рассматривается как минимальные дизартрические расстройства – МДР.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется у детей после пяти лет [2].

Таким образом, проблема дифференциальной диагностики и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные сведения о том, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение стертой дизартрии является предметом исследования различных медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

 

Выделяют 3 степени выраженности дизартрических расстройств:

1. Анартрия отсутствие членораздельной речи, возникает при самых тяжелых поражениях головного мозга; речь напоминает мычание и бывает непонятна даже близким ребенка.

2. Дизартрия – нечленораздельная, малопонятная речь, «каша во рту»; выделяют 5 форм дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, экстрапирамидная).

3. Стертая дизартрия – самая легкая степень дизартрических расстройств, которая связана с минимальными поражениями головного мозга (речь ребенка понятна окружающим, но изобилует большим количеством нарушений звукопроизношения). При стертой дизартрии идут небольшие органические поражения коры головного мозга, что приводит к парезам только отдельных групп артикуляторных мышц. Тогда у ребенка нарушается произношение отдельных звуков при близком к норме ритме и темпе речи и при отсутствии явных расстройств речевого дыхания и голоса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.007 с.)