Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.



Введение

Одной из самых актуальных проблем последних лет является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями.

Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия - нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением Центральной Нервной Системы (ЦНС). При нем расстраивается двигательный механизм речи, ее моторная реализация. В литературе XX в. понятие «дизартрия» переводили как расстройство членораздельной речи, речь организуется невнятно, словно «каша во рту».

В настоящее время дизартрия – это самая распространённая речевая патология (из 7 детей рождается 5 с поражением ЦНС). В 1852г. впервые акушер-учёный Литтль описал клинику дизартрии при ДЦП. В 1911г. лого терапевт Гуцман выделил признаки дизартрии у людей, которые не имеют ДЦП. Врач Маргулис впервые вводит классификацию дизартрии, он заложил учение о дизартрии. Конец 50-х годов ознаменовался работой Е.Н.Винарской, которая рассматривает дизартрию с психолингвистической стороны.

    В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого и неречевого развития. Большинство из них имеют недоразвитие фонематических процессов. Таким детям свойственны: заниженный порог восприятия, слухового внимания и памяти, несформированность эмоционально-волевой и мотивационной сфер, сниженные темп учебной деятельности и самоконтроль. В этом смысле на первый план выходит такое нарушение у детей дошкольного возраста как дизартрия.

    Дизартрия является актуальной сложной медико-психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии, как для врачей-неврологов, так и учителей-логопедов.

      Глубина и сложность проблемы дизартрии заключается, прежде всего, в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существует прямая взаимосвязь. Иначе говоря, ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения речевых проблем, а также разработки способов их преодоления и коррекции.

     Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах отечественной и мировой литературы. Научная разработка проблемы дизартрии в современной логопедии связана с именами известных неврологов, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук, И. И. Панченко, Л. В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько и др.)

В последние годы в связи с распространенностью дизартрии продолжаются теоретические и практические исследования данного нарушения, а также разрабатывается система логопедической работы по ее коррекции. Они связаны с именами М.Б. Эйдиновой, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, Г.В.Чиркиной и др.

В рамках данной работы проводиться изучение проявлений особенностей отклонений в развитии неречевых психических функций у дошкольников со стертой дизартрией.

Объектом исследования является дизартрия, как расстройство которое приводит к отклонениям в психическом развитии, а также дети дошкольного возраста с дизартрией.

Предметом исследования – неречевые нарушения у детей дошкольного возраста с дизартрией.

      Целью исследования является изучение особенностей  неречевых психических функций  у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Задачи исследования:

изучить психические особенности дошкольников со стертой дизартрией,

раскрыть содержание понятия «стертая дизартрия»,

выявить и проанализировать возможные неречевые нарушений у дошкольников с дизартрией,

провести тестирование  особенностей внимания, мышления, памяти, восприятия  у дошкольников со стертой дизартрией.

       Методы исследования - методы анализа и обобщения литературных источников, тестирование, наблюдение.

       Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в логопедической работе на диагностическом и коррекционном этапах.

     Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Формы патологии

Данная патология характерна для дошкольного возраста. При этом это легкий вид речевого нарушения, поэтому родители не всегда замечают эту проблему. В большинстве случаев ребенок устанавливает нормальную коммуникацию со своими сверстниками, но проблема выявляется, когда он начинает обучение в школе, где у него возникают сложности с четким произношением звуков.

В зависимости от того, какой участок головного мозга был поражен, выделяют несколько форм стертой дизартрии:

1.Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.

2.Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.

3.Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.

4.Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении, и в звукоразлечении.

 

 Основные проявления данного дефекта у детей.

Общая моторика отличается ограниченностью объема активных движений. При функциональных нагрузках дети быстро устают. Особенно моторная несостоятельность выражена на занятиях, где требуется координация движений, соблюдение темпа и ритма, переключение с одного движения на другое.

Нередко дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания, связанных с работой мелкой моторики. Они также плохо держат карандаш, напрягают руки при рисовании, неловко работают с пластилином или выполняют аппликацию. В работах по аппликации прослеживаются также трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких движений руки проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец, и другие упражнения пальцевой гимнастики. В этой же связи такие дети нередко отказываются от игр с мелкими деталями, конструкторами, пазлами и т.п. При поступлении в школу дети проявляют трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»—«б», гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

Выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичностъ мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи.

Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается. Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому.

У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика. При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д.

При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Дизартрия характеризуется наличие нарушений звукопроизношения. При его обследовании обнаруживаются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, которые сопровождаются также нарушениями просодической стороны. Нередко дети искажают звуки, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Одним из самых распространенных нарушений является дефект произношения свистящих и шипящих.

Дети с дизартрией искажают, смешивают звуки. Достаточно часто возникает межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

 

Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Заметны нарушения тембра речи, голосовых модуляций, темпа речи, дыхания.

Следует отметить, что все указанные нарушения имеют индивидуальный характер и не обязательно проявляются у каждого ребенка. Выраженность той или иной совокупности признаков позволяет детей с проявлениями дизартрии условно разделить на группы:

1. Дети с нарушениями звукопроизношения и просодики. Общий уровень речевого развития таких детей достаточно высокий, они владеют связной речью и имеют богатый словарь. Трудности проявляются при произношении слов со сложной слоговой структурой, либо при усвоении и воспроизведении предлогов. У таки детей часто встречаются нарушения пространственной ориентации.

2. Дети с нарушением звуковой и просодической стороны речи в сочетании с недоразвитием фонематического слуха. В речи детей встречаются единичные лексико-грамматические ошибки, нарушения в словообразовании. Как правило, словарь ограничен, отстает от возрастной нормы.

3. Дети с полиморфными нарушениями звукопроизношения и недостаточным развитии просодической стороны речи. В речи ярко выражены ошибки дифференциации звуков, составлении связных высказываний, грамматическом строе предложений. Словарь значительно отстает от возрастной нормы.

В зависимости от сочетания проявлений детей с дизартрией можно условно разделить на группы, различающиеся характером и сложностью нарушений.

 

Неречевые симптомы.

Для дизартрии характерно наличие неречевых симптомов в разной степени осложняющих процесс овладения речью:

1. Парезы и параличи мышц туловища и конечностей, речевой мускулатуры. Из-за парезов ребенок сильно или полностью ограничен в передвижении, что приводит к нарушению зрительно-пространственного представления, так как пространство дети познают «мерой собственных шагов»; парезы речевых мышц мешают нормальному произнесению звуков.

2. Нарушение познавательной деятельности: из-за ограничений вызванными парезами и параличами рук ребенок не может в полной мере заниматься познанием окружающего миры, т.к. держа в руках предметы, поднося их ко рту, пытаясь «попробовать», ребенок получает понимание о поверхностях (гладкая, шероховатая), формах, размерах, температуре (холодный, теплый) и т.д.

Если ребенок не получит представления о различных характеристиках предметов (пространственных, фактурных и прочих), это вызовет сложности и в указании этих характеристик словами. Т.е. ребенок самостоятельно не сможет рассказать дальше или ближе от него находится предмет, какой предмет ниже, какой выше и т.п.

Так же к задержке развития познавательной деятельности ребенка приводят парезы глазодвигательных мышц. В случаях этого вида парезов нарушаются такие функции, как остановка взгляда на предмете, «изучение» его взглядом, «отслеживание» движущегося предмета, быстрый поиск предмета глазами. Это может перейти в специфические нарушения письма и чтения, к сложностям усвоения рисования, геометрии, географии, черчения и др предметов.

3. Эмоционально-волевые расстройства, в зависимости от участка и времени поражения головного мозга имеет разную степень выраженности и особенности проявления

4.Вторичные психические наслоения. Обычно связаны с переживаниями ребенка о его неполноценности.

Все эти симптомы оказывают дополнительное отрицательное влияние на состояние речи ребенка и ход и эффективность коррекционной работы с ним.

Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют на их психическое здоровье и вторично вызывают нарушения в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.

В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, познавательная и регулирующая.

Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной: ребенок не только получает представления об окружающем мире, но и возможность классифицировать объекты, относить их к различным категориям, то есть получать новую информацию и усваивать ее. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез.

Уже на ранних этапах развития ребенка формируется регулирующая функция речи, которая становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи, в свою очередь, тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможностью программированной интеллектуальной деятельности и имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка.

Возникновение речевых нарушений в дошкольном возрасте обусловлено тесным взаимодействием биологических и социальных факторов. Особенности структуры нарушения речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения центральной нервной системы.

Главной особенностью речевого дизонтогенеза детей дошкольного возраста является атипичное формирование речевой функции с рождения, выраженный дефицит экспрессивного словаря и связанная с ним «задержка речевого развития», при которой нарушения носят системный характер, то есть страдают все структурные компоненты речи: фонетика, лексика и грамматика.

Первичные отклонения в речевом развитии приводят к выпадению ребенка из социальной и культурной среды, так как его связь с социумом, культурой как источника развития грубо нарушается. На ранних этапах развития нарушается связь родителей с ребенком, так как взрослый носитель культуры не может и не знает, каким образом общаться с проблемным ребенком. Родители не знают, как передать ребенку тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов и приемов обучения.

Нарушения в овладении речью негативно влияют на психическое развитие ребенка, его эмоционально-волевую сферу и поведение, препятствуют в дальнейшем полноценной социализации.

Особенности психического развития

Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития проявляются в недостаточной устойчивости и концентрации внимания, в ограниченных возможностях его распределения. Дошкольники быстро теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин. Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной — ослабленность и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.

При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная (речевая) память, страдает продуктивность и объем запоминания.

Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная (речевая) память, страдает продуктивность и объем запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, с трудом могут повторить за взрослым предложение из 4–6 слов, испытывают проблемы при заучивании стихотворений и при счете.

Восприятие. Недостатки восприятия проявляются в трудностях усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют похожие фигуры — круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей целое, например, собрать разрезанную картинку или выполнить конструирование по образцу.

Мышление. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями, путают понятия «больше», «меньше».

Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие пространственно-временных представлений, им трудно усвоить признаки и последовательность частей суток и времен года, а также некоторых пространственных понятий («спереди», «около», «между»). У детей затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии отражается на формировании навыков письма.

Эмоционально-волевая сфера и поведение. Дизартрики имеют разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью и капризностью, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна незрелость мотивационно-потребностной сферы.

Вследствие речевого дефекта дети затрудняются в установлении контактов со сверстниками, испытывают проблемы при общении с ними и взрослыми. Иногда родители и педагоги сталкиваются с нарушениями поведения, которые проявляются в виде агрессии и реакции протеста по отношению к окружающим. Перечисленные недостатки говорят об особенностях нервно-психического здоровья детей с дизартрией и требуют пристального внимания специалистов и педагога-психолога.

Для дифференциальной диагностики всех расстройств ребенка с дизартрией --необходимо провести комплексное психолого-медико-педагогическое исследование:

-изучить, провести анализ медико-педагогической документации ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;

-изучить состояние моторики, высших психических функций, уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.

Подготовка исследования

 

 

Диагностика состояния высших психических функций

 

Назначение и структура диагностической системы

 

Назначение предлагаемой системы – определение нейропсихологических нарушений у детей: интенсивности и экстенсивности нарушений, определение ведущего фактора, препятствующего выполнению заданий, восприимчивости к помощи экспериментатора.

Структура диагностической системы включает групповое и индивидуальное тестирование. Групповое предполагает проведение тестов:

1. Графические пробы.

2. Конструктивный праксис.

3. Исследование элементарных компонентов движений.

4. Исследование зрительного гнозиса.

Все остальные задания методики предполагают индивидуальное тестирование.

 

Пробы Хеда

Назначение теста: установление сформированности зрительно-пространственной организации движений.

Процедура и инструкции:

Подними правую руку, теперь левую. Покажи правой рукой левое ухо, левой рукой правый глаз. Покажи правую (левую) руку (ногу) экспериментатора (исследователь сидит напротив ребенка).

Оценка:

5 баллов – движения выполняются верно;

4 балла – движения выполняются в замедленном темпе;

3 балла – допущенные ошибки замечает, исправляет сам; отмечается эхопраксия при истощении;

2 балла – стойкие эхопраксии, допущенные ошибки замечаются;

1 балл – стойкие эхопраксии, ошибки не замечаются.

 

 

Пробы Озерецкого

Назначение теста: определение реципрокной координации движений.

Процедура и инструкции:

Положите обе руки на стол. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи ладони ровно. Повторяй движения вместе со мной (одновременное и поочередное сжимание кистей).

 

Оценка:

5 баллов – выполнено верно, правильно;

4 балла – движения координированные, плавные, но замедленные.

3 балла – дезавтоматизация и нарушение координации на истощение;

2 балла – стойкое нарушение координации, изолированность или аллированность движений;

1 балл – выраженная персевераторность движений.

 

 

Графические пробы

Назначение теста: определение степени сформированности тонкой моторики руки.

Процедура и инструкции:

Попробуй, не отрывая карандаш от бумаги, продолжить рисунок (рисунок выполнен на нелинованной бумаге). Воспроизводят графические ряды из одного или двух, сменяющихся звеньев: “цепочки”, “заборчики”.

Оценка:

5 баллов – выполнено правильно;

4 балла – в конце ряда – замедление, отрыв карандаша от бумаги;

3 балла – при сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности, микро- и макрография;

2 балла – утрата топологической схемы в конце графического ряда;

1 балл – топологической схемы нет.

 

Экспрессивная речь

Назначение теста: оценка кинестической и кинетической основы речевого акта.

Процедура и инструкции:

Изучение орального праксиса.

Инструкция: “Повтори за мной движения (праксис губ, щек, языка, лицевой мускулатуры, переключение оральных движений: условные оральные движения (посвистывание, пощелкивание, жужжание). Повтори за мной звуки (слова)”.

Речевой материал: повторение отдельных звуков гласных и согласных (10 звуков): повторение пар звуков (б-п, т-д, т-т,, д-д, и т.д.): повторение слов (дом, окно, полковник, кооператив, кораблекрушение.

 

Оценка:

5 баллов – задания выполнены правильно;

4 балла – медленный темп выполнения заданий;

3 балла – затруднение при произнесении сложных слов (слоговая структура не искажена), при переключении с одной оральной позы на другую легкое напряжение мышц шеи, лица, губ, языка;

2 балла – искажение слов со сложной слоговой структурой, при переключении оральных поз выраженное напряжение мышц, гиперкинезы, синкенезии;

1 балл – неправильное повторение изолированных звуков, трудны отдельные оральные позы.

 

 

Фонематический слух

Назначение теста: определить уровень развития фонематического анализа и восприятия.

Процедура и инструкции:

Повтори пары звуков – би ба бо, ба па ба. Повтори серии из трех звуков – аоу, уаи, брк, бпб, пбп, дтд.

Оценка:

5 баллов – фонематический анализ в норме;

4 балла – единичные ошибки при повторении акустико-артикуляционно близких фонем;

3 балла – большое количество ошибок в задании на повторение акустико-артикуляционно близких звуков;

2 балла – затруднение при определении пар оппозиционных фонем;

1 балл – затруднение при определении изолированных фонем.

 

 

Импрессивная речь

Назначение теста: понимание логико-грамматических конструкций.

Процедура и инструкция:

Покажи реальные предметы, которые я назову. Предлагаемые лексико-грамматические конструкции: а) флексивные: “Покажи ключом карандаш”, “Покажи ключ карандашом”; б) сравнительные: “Катя светлее Сони. Кто светлее?”, “Оля выше Кати, но ниже Лены. Как поставить девочек по росту?”; в) предложные: “Нарисуй крест над кругом, круг под крестом”, “Как правильно сказать завтрак перед обедом или обед перед завтраком?”, “Что сделал сначала, что потом: Я позавтракал после того, как прочел газету”; г) страдательный залог: “Колю ударил Петя. Кто драчун?”, “Олю ждал папа. Кто опаздывал?”.

Оценка:

5 баллов – понимание конструкций верное;

4 балла – незначительные затруднения в сложных конструкциях, преодолеваемые при повторном инструктаже или самостоятельном повторении инструкции ребенком;

3 балла – выражение трудности при выполнении сложных заданий, даже при повторении задания;

2 балла – ошибки во всех сложных заданиях, в легких нестойкие затруднения;

1 балл – ошибки во всех заданиях, помощь не эффективна.

 

 

Слухоречнвая память

Назначение теста: оценка объема долговременной и оперативной памяти.

Процедура и инструкции:

Запомни, как можно больше слов, названных мною. Предлагаются 10 слов, логически не связанные между собой. Повторяются 10 раз. Слова: дом, дерево, плащ, гора, кошка, стол, мяч, слон, верблюд, жук.

Оценка:

5 баллов – непосредственно воспроизведено 10 слов, опосредованно – 8 слов;

4 балла – непосредственно – 8 слов, отсроченно – 6-8 слов;

3 балла – непосредственно – 6-7 слов, отсроченно не более 6 слов, включение близких по смыслу слов;

2 балла – неравномерное запоминание, непосредственно – 6слов, отсроченно менее 5 слов;

1 балл – непосредственно менее 5 слов, отсроченно – единичные слова.

 

 

Зрительная память

Назначение теста: определение объема зрительной памяти.

Процедура и инструкция:

Перед ребенком одновременно выкладываются 10 картинок и просят их назвать. Затем дается время (15 секунд) для просмотра и запоминания. Затем картинки переворачиваются. Ребенок называет запомнившиеся картинки. Таким образом 3 раза, давая ребенку время на отдых. Картинки: ведро, лягушка, ворона, капуста, парта, ложка, коробка, книга, телефон, мяч.

Оценка:

5 баллов – запомнил 10-8 названий картинок, высокий уровень;

4 балла – 7-6 названий картинок;

3 балла – 5-4 названий картинок вспомнил опосредованно;

2 балла – 3 названия картинок;

1 балл – 1-2 названия картинок.

 

Введение

Одной из самых актуальных проблем последних лет является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями.

Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия - нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением Центральной Нервной Системы (ЦНС). При нем расстраивается двигательный механизм речи, ее моторная реализация. В литературе XX в. понятие «дизартрия» переводили как расстройство членораздельной речи, речь организуется невнятно, словно «каша во рту».

В настоящее время дизартрия – это самая распространённая речевая патология (из 7 детей рождается 5 с поражением ЦНС). В 1852г. впервые акушер-учёный Литтль описал клинику дизартрии при ДЦП. В 1911г. лого терапевт Гуцман выделил признаки дизартрии у людей, которые не имеют ДЦП. Врач Маргулис впервые вводит классификацию дизартрии, он заложил учение о дизартрии. Конец 50-х годов ознаменовался работой Е.Н.Винарской, которая рассматривает дизартрию с психолингвистической стороны.

    В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого и неречевого развития. Большинство из них имеют недоразвитие фонематических процессов. Таким детям свойственны: заниженный порог восприятия, слухового внимания и памяти, несформированность эмоционально-волевой и мотивационной сфер, сниженные темп учебной деятельности и самоконтроль. В этом смысле на первый план выходит такое нарушение у детей дошкольного возраста как дизартрия.

    Дизартрия является актуальной сложной медико-психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии, как для врачей-неврологов, так и учителей-логопедов.

      Глубина и сложность проблемы дизартрии заключается, прежде всего, в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существует прямая взаимосвязь. Иначе говоря, ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения речевых проблем, а также разработки способов их преодоления и коррекции.

     Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах отечественной и мировой литературы. Научная разработка проблемы дизартрии в современной логопедии связана с именами известных неврологов, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук, И. И. Панченко, Л. В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько и др.)

В последние годы в связи с распространенностью дизартрии продолжаются теоретические и практические исследования данного нарушения, а также разрабатывается система логопедической работы по ее коррекции. Они связаны с именами М.Б. Эйдиновой, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, Г.В.Чиркиной и др.

В рамках данной работы проводиться изучение проявлений особенностей отклонений в развитии неречевых психических функций у дошкольников со стертой дизартрией.

Объектом исследования является дизартрия, как расстройство которое приводит к отклонениям в психическом развитии, а также дети дошкольного возраста с дизартрией.

Предметом исследования – неречевые нарушения у детей дошкольного возраста с дизартрией.

      Целью исследования является изучение особенностей  неречевых психических функций  у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Задачи исследования:

изучить психические особенности дошкольников со стертой дизартрией,

раскрыть содержание понятия «стертая дизартрия»,

выявить и проанализировать возможные неречевые нарушений у дошкольников с дизартрией,

провести тестирование  особенностей внимания, мышления, памяти, восприятия  у дошкольников со стертой дизартрией.

       Методы исследования - методы анализа и обобщения литературных источников, тестирование, наблюдение.

       Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в логопедической работе на диагностическом и коррекционном этапах.

     Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.117 с.)