ЗАНЯТИЕ 13. Автоматизация звука (ж) в тексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЗАНЯТИЕ 13. Автоматизация звука (ж) в тексте



Задачи. Автоматизировать звук [ж] в тексте «Ежик». Развивать фо­нематический слух — учить выделять слова со звуком [ж] из текста. Сюжетно-игровая основа: «К нам пришел ежик».

План занятия

I. Отгадать загадку.

 Он похож на елку, шуба вся в иголках.

(Еж)

Бежит по дорожке, топ-топают ножки.

(Еж)

Мимо леса, мимо елок, на спине пятьсот иголок.

(Еж)

Вдруг увидел волка, поднял все иголки.

(Еж)

Стал на мячик он похож, ну конечно, это... (еж)

II. Проговаривание чистоговорок.

Жи-жи-жи в лесу живут ежи.

Жа-жа-жа – мы видели ежа

Жа-жа-жа – иголки у ежа

III. Чтение рассказа.

Ёжик

У Жени был ёжик. Ёжик жил у Жени в прихожей. Женя любил ёжика и давал ему каждый день молоко.

Однажды дверь в прихожую была открыта, ёжик убежал. Женя жалел о пропаже ёжика, а потом подумал, что на воле ёжику жить приятнее.

 

IV. Беседа по рассказу.

Вопросы. Кто жил у Жени в прихожей? Что давал Женя ёжику каждый день? Как убежал ёжик? О чем жалел Женя? Что он подумал потом?

V. Пересказ рассказа «Ёжик».

VI. Игра «Соберём семейку».

Ёж, ёжик, ежиха, ежи, ёжики, ежонок, ежата.

VII. Прослушивание стихотворения. Выделение слов со звуком [ж]

Ходит ёжик

Ходит ёжик без дорожек,

Не бежит не от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ёжик.

Как же взять его?

А.Капралова

VIII. Заучивание стихотворения «Ходит ёжик».

IX. Итог.

 

Тема «Звук |с|»

ЗАНЯТИЯ 1, 2. Постановка звука |с|

Задачи

1. Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звука [с].

2.  Выработать длительность ротового выдоха.

Сюжетно-игровая основа:«В гостях у Звукознайки».

План занятия

Обращение к детям перед началом занятия.

Логопед. Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? Занимаемся гимнастикой! В наших щеках, губах и языке тоже есть мышцы. Если ты не научился произносить трудные звуки, например [л], мышцы твоих артикуляционных органов еще не­достаточно окрепли и не умеют выполнять точных и ловких движе­ний. Давайте же научим рот открываться и закрываться по команде, губы — двигаться ровно и красиво, а язык — быть ровным и шустрым. За дело, дружок!

I. Дыхательные упражнения: «Чей одуванчик дальше улетит?»,

«Остуди чай», «Насос», «Чей ветерок сильнее?», «Сдуй снежинку».

II. Артикуляционная гимнастика (общая).

III. Артикуляционная гимнастика (специальная): упражнения,

способствующие выработке движений и положений органов артику­ляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Упражнение «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками (следить, чтобы не на­дувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами; загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой).

Упражнение «Наказать непослушный язык». Немного приот­крыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спо­койном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти (нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края его касаются уголков рта; похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе; сле­дить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться).                                 Упражнение «Сделать язык широким». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти—десяти (губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения; следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа; не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу; боковые края язы­ка должны касаться углов рта; если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»).                      Упражнение «Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произно­ся длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола (нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; нельзя надувать щеки; следить, чтобы дети произносили звук [ф], а не звук [х], т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная).                                  

Упражнение «Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая снача­ла движения языком изстороны в сторону, потом снизу вверх (губы не­подвижны, находятся в положении улыбки; двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов; двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов).                  

IV. Игра «Поймай звук |с|». Выделение звука [с] (хлопком) на слух:[н], [м], [п], [с], [к], [с], [т], [х], [с]...                                                                             

V. Игра «Поймай слог». Выделение звука [с] (хлопком) на слух в слоге:        па, сы, но, ка, ос, ам, ас, ук, ис, та, хо, ап, су...                                                    

VI. Игра «Поймай слово». Выделение звука [с] (хлопком, топнуть ногой и др.) на слух в словах: мак, суп, ком, бак, сок, нос, пар, оса; кони, бусы, рама, банан, санки, компот, косы, котлета; колесо, радуга, самолет.                                                                                     

VIII. Игра «Подари Звукознайке картинк и». Выбор картинок с изображениями на звук [c].                                                                                               

IX. VIII. Итог.

 

ЗАНЯТИЯ 3, 4. Постановка звука [с]

Задача. Выработать правильную артикуляцию звука [с] на длительном, равномерном выдохе.

Сюжетно-игровая основа: «Соня и Саша учатся произносить звук [с]».

План занятия

I. Дыхательная гимнастика.                                                                          

II. Артикуляционная гимнастика (специальная) (см. предыдущие занятия).

III. Рассматривание схемы артикуляционной позы звука [с]:

§ губы растянуты в улыбку

§ зубы «заборчиком» со щелью:

§ кончик языка за нижними зубами;

§ воздушная струя холодная, направленная вниз, — свист длитель­ный.

IV. Разучивание «Песенки насосов»:

§ улыбнуться и все время удерживать губы в улыбке;

§ прижать кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута;

§ зубы сблизить, но не смыкать;

§ тихонько подуть со звуком [с]; при этом воздушная струя должна быть холодная, звук [с] длительно свистеть и произносить изолиро­ванно.

V. Упражнение «Цветные дорожки». Ребенок ведет по дорожке пальцем звук [с] (старается петь без остановок, а для этого делает по­сильней вдох и на выдохе энергично произносит звук [с]-[с]-[с]).

VI. Упражнение «Пианино». Ребенок нажимает поочередно паль­цем на клавиши и одновременно произносит один звук [с] (отрывисто и энергично), затем произносит два звука [с].

VII. Итог.

                         

ЗАНЯТИЕ 5. Автоматизация звука [с]

Задача. Автоматизировать звук [с] в прямых слогах.

Сюжетно-игровая основа: «Соня и Саша учатся в школе Совы».

План занятия

I. Закрепление правильной артикуляции звука (са, сы, со, су, сэ) в прямых слогах:

а) длительно произнося звук [с], поочередно добавлять гласные А, Ы, О, У, Э;                         

б)повторить за логопедом аудиозапись попевки;                                        

 в)повторить слоги в следующем порядке, са, са-са, са-са-с (анало­гично на все виды слогов)

г) произнести столько слогов, сколько услышишь хлопков (2-4 раза).

II. Повторить слоги, выделяя голосом ударный слог, са-са-са,со-со-со, сы-сы-сы, су-су-су.

III. Запомнить и повторить слоги в том же порядке.

IV. Ребенок собирает пирамидку и произносит цепочки слогов (одно кольцо — один слог): са-сы-со-су-сэ.

V. Ребенок выкладывает различные фигурки из палочек и произ­носит слоги (предлагаются образцы фигурок).

VI. Упражнение «Шагай». «Шагать» палочками по столу и произ­носить слоги (один шаг — один слог).

VII. Упражнение «Кулачок». Загибать пальцы в кулак, начиная с большого пальца, и произносить слоги.

VIII. Упражнение «Пальчики здороваются». Поочередно соеди­нять большой палец руки с остальными пальцами и произносить сло­ги.

IX. Отстукивать слоговые цепочки (хлопать в ладоши, хлопать ла­дошкой по столу, стучать мячом об пол).

X. Итог.

 

 

ЗАНЯТИЕ 6. Автоматизация звука [с]

Задача. Автоматизировать звук [с] в обратных слогах.               

Сюжетно-игровая основа: «Путешествие Ветерка».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика:губы растянуты в улыбкукончик

широкого языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята

вверх, по средней продольной линии языка – впадина, произносить каждый слог на одном выдохе, направляя воздушную струю посередине языка (ас, эс, ыс, ис, ос, ус). Произносить звук [c] длительно, равномерно, с силой выдувая воздух (см. занятие №5).

II. Дыхательные упражнения на увеличение длины выдоха.

Произносить на одном удлинённом, равномерном, плавном выдохе от двух до шести обратных слогов (использовать «Чей ветерок сильнее?» и др.): ас-ас, ас-ас-ас-ас, ас-ас-ас-ас-ас-ас.

III.  Дыхательные упражнения. Рано утром проснулся Ветерок.

 Ему было очень холодно, и он решил погреться, а заодно отправиться путешествовать на лужайку, на речку, в лес, в поле. А чтобы было по дороге веселей, наш Ветерок стал напевать разные песенки. А вот ему пришлось перепрыгивать через кочки. Потом ему захотелось подуть на цветочки. Ветерок устал и решил отдохнуть на лужайке и придумать новые песенки. Вечером Ветерок встретил друга Эхо и играл с ним. На­ступила ночь. Ветерок спал и слушал песенки сусликов в поле, в степи.

IV. Пальчиковые игры с обратными слогами.

V. Итог.

ЗАНЯТИЯ 7, 8. Автоматизация звука [с]

Задача. Автоматизировать звук [с] в слогах со стечением соглас­ных.

Сюжетно-игровая основа: «Веселая игротека».

План занятия

I. Отработка произношения слогов:


ска, ско, ску, ски;

ста, сто, сту, сты;

сма,смо, сму, смы;

сва, сво, сву, свы;

спа, спо, спу, спы;

сна, сно, сну, сны;

сла, сло, слу, слы;

сра, сро, сру, сры;

стра, стро, стру, стры;

спра, спро, спру, спры;

аспа, оспа, успа, ыспа;

аста, оста, уста, ысты;

асха, осха, усха, исха;

асма, осмо, усму, исмы;

асфа, осфо, усфу, исфы;

асва, осва, усву, исвы;

асра, осра, усра, исра;

асла, осла, усла, исла.


II. Упражнения с мягким мячом «Запомни и повтори»,

«Громко - тихо», «Колобок прыгает по лесенке», «Эхо», «Ладошки шагают», «В гости к пальчику большому».

III.  Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 9. Автоматизация звука [ c ]

Задача. Отработка правильной артикуляции звука [c] в словах с прямыми слогами.

Сюжетно – игровая основа: «Поможем Незнайке».

У нас в гостях Незнайка, он забыл, как правильно произносить звук [с], и его никто не понимает, вместо «суп» он говорит «щуп», «стакан» - «штакан». Давайте вспомним, что мы знаем о звуке [c].

План занятия

I. Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по

картинкам.

Образец: са-са-са — сад.

В ударном слоге:

сад, сам, сани, сами, Саня, сайка;

сабля, самбо, Савва;

сон, сок, c ом, соты, сода, Соня, соя, сойка, соболь, совы;

суп, суд, сук, сухо, сумка, судно, сумма, сутки; сын, сыт, сыпь, сыпать;

оса, коса, лиса, гусак, кусать, писать, касса;

масса, небеса, посадка, насадка;

носок, песок, кусок, лесок, босой;

 осока, поясок, высокий, колесо, фасоль;

 пасу, несу, посуда, несут, косуля;

осы, косы, бусы, лисы, кассы, косынка, сытый.

В безударном слоге:

сапоги, салют, самокат, самоход, самолет;

суметь, судак, сукно, судья, сундук;

вынесу, суббота, суфле, суматоха, собака;

сова, совок.

II. Игра «Один — много».


Сапог — сапоги,

самолет —...

собака —...

 сова —...

сундук —...

совок —...

сокол —...

сок —...

сумка —...

сабля —...

судья —...

салфетка - …

самокат —...


III. Игра «Назови ласково».


Сом — сомик,

  салат —...

самокат —...

сын —...

сумка —...

сундук —...

собака —...

совок —...


IV.   Счет 1 5: сумка, сова, сабля, самолет, сундук, соболь.

V. Подбор картинок к местоимениям мой, моя, моё, мои.

VI. После того как ребенок рассмотрит, назовет и запомнит кар­тинки,

взрослый убирает одну-две картинки и просит ответить на во­прос: «Что изменилось?»

VII. Итог.

ЗАНЯТИЕ 10. Автоматизация звука [с]

Задача. Отработка у детей правильной артикуляции звука [с] в сло­вах с закрытым слогом: ас, ос, ус, ис и др.

Методические указания. Каждое слово произносить на одном плавном выдохе, следить за четкостью артикуляции и ударением.

Сюжетно-игровая основа: «Путешествие в сказочный лес».

Сегодня мы отправимся в сказочный лес. В этом лесу много предметов, в названии которых есть звук [с]. Начнем подготовку к путешествию.

План занятия

I. Игра «Запомни и повтори».

Ас-ос-ус-ыс, ус-ыс-ас-ос, ос-ус-ыс-ас, ыс-ас-ос-ус.

II. Игра «Прошагаем» слова» (деление слов на слоги).

Слова: бас, вас, нас, пас, каска, маска; квас, погас, ананас, ком пас, киска, миска; нос, поднос, кокос, космос, тиски, носки; вкус, укус, фокус, кактус, автобус, тоска, доска: мыс, кумыс, бис, повис, под писка, выписка.

III. Игра «Один — много». Образование множественного числа имен существительных.

Кокос —...   ананас —... голос… ле с—… фикус —…

IV. Игра «назови ласково».

Лес — лесок,   голос — …   колос — … пояс — …   мыс — … квас — … волос - …

V. Игра «Закончи предложение» (по картинкам).


Мы идем гулять в... (лес).

Вова ест вкусный... (ананас).

На пальме растет... (кокос).

По дороге едет... (автобус).

Соня купила... (поднос).

У Сани на руке... (компас).

Клоун показал детям... (фокус).

На окне стоит цветок... (кактус).

У певца красивый... (голос).


VI. Игра «Подбери слово к схеме». Вспомнить и назвать предме­ты со

звуком [с] в конце слова.

VII. Игра «Найди место». Определение на слух места звука [с] в слове.

VIII. Игра «Доскажи слово в рифму» (по картинкам).


Ас-ас-ас — пьет Никита сладкий... (квас).

Ос-ос-ос — отморозил Ваня... (нос).

Ас-ас-ас — очень вкусный... (ананас).

Ос-ос-ос — ставим чашки на... (поднос).

Ус-ус-ус — сладкий у арбуза... (вкус),

Ес-ес-ес — улетели совы в... (лес).


ЗАНЯТИЕ 11. Автоматизация звука [с]

Задача. Отработка у детей правильной артикуляции звука [c].

Методические указания. Каждую строчку произносите на одном удлиненном выдохе.

Сюжетно – игровая основа: «Путешествие на самолете».

Самолет готов в полет. Заходите, пассажиры! Он давно уже вас ждет.

План занятия

I. Игра «Доскажи слово».

Логопед.Посмотритe в иллюминатор. Над чем пролетает наш са­молет? ( Выставляются картинки.)

Дети. Наш самолет пролетает над... (лесом, лесами, мостом, мо­стами, кустом, кустами, садом; садами, сосной, соснами).

Логопед. Внимание! Мы приземляемся в Москве. Москва - это столица России. В Москве мы увидим Красную площадь и Кремлев­скую стену, Спасскую башню, Спасские ворота, стадион, выставку и реку Москву (показ картинок).

II. Игра «Запомни и повтори».


Ста-сто-сту-сты;

сна-сно-сну-сны;

сма-смо-сму-смы;

спа-спо-спу-спы;

ска-ско-ску-скы;

сва-сво-сву-свы.


III. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги).

Слова: стая, стан, стадо, ставить, стайка, паста, ступа, сту­пать, ступеньки, пастух, выступ;

станок, стакан, ставни, достать, стадион, выставка, мост, хвост, куст, густ, пуст;

аисты, мосты, кусты, хвосты, лист, аист, танкист, весна, десна;

сто, стоя, стопка, стойка, пусто, сосна, снова, ясно, тесно, вкусно;

густой, пустой, постой, настойка, опасно, сосны, вкусный;

спать, спальня, спасибо;

спокойно, спутать, спутник, спуск;

свая, свадьба, свалить;

свой, сводить, небосвод;

скат, каска, маска, киска, миска, доска, пускать, скакун, скакать, скатать;

скамейка, скобка, сколько, писк, пуск, диск, искать, пускать, киоск.

IV. Счет 1—>5: мост, аист, ступенька, лист, куст, стадион, со сна, хвост.

V. Подбор картинок к местоимениям мой, моя, моё, мои.

VI. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 12. Автоматизация звука [с].

Задача. Автоматизировать звук [с] в словосочетаниях.

Сюжетно-игровая основа: «Поиграем в смешилки».

План занятия

 

I. Игра «Путаница». Найти соответствующую картинку.

Фасолевый стакан (суп).

Поймай сапоги (сома).

Новая сова (софа).

Сытный песок (суп).

У осы хвост (усы).

Автобус в небе (в лесу).

II. Иг pa «Запомни и повтори». Проговаривание словосочетаний, включающих слова со слогом -ску: видим миску, видим маску, видим краску, видим каску, видим киску, видим доску.

III. Игра «Какой, какая». Подбор признаков к предметам с по­мощью вопросов.


Капуста (какая?) — соленая;

лес (какой?) — густой;

сапог (какой?) — узкий;

суп (какой?) — вкусный;

  квас (какой?) — кисло-сладкий;

куст (какой?) — высокий;

коса (какая?) — длинная;

сом (какой?) — сонный;

миска (какая?) — пустая;

киска (какая?) — сытая.


IV. Игра «Повторяй, запоминай».


Сани у дома;

соты с медом;

лесная сова;

суп с салом;

соленое сало;

масса советов;

сытный суп;

длинный хвост;

смолистая ель;

следы лисы и лося;

дальний лес;

ананасное суфле;

высокий мост.


V. Счет 1—>5: лесная сова; длинный хво c т; смолистая ель; высокий

мост; след лисы.

VI. Игра «Подбери предмет». Подбор предметов к словам

признакам по картинкам.   

Высокий — дом, мост, дуб, клен.

Сухой — пень, лес, водоем.

Сытный — обед, суп, сок.

Пустой — стакан, дом, автобус, кувшин, мост, лист.

VII. Игра «Один — много».


Сытая собака — сытые собаки;

высокая скала — высокие скалы;

сухой стакан — сухие стаканы;

светлая спальня — светлые спальни;

вкусный сок — вкусные соки;

пустой стакан — пустые стаканы;

Сонин сапог — Сонины сапоги;

усатый сом — усатые сомы;

смолистая сосна — смолистые сосны;

вкусный кекс — вкусные кексы.


VIII. Игра «Скажи наоборот». Подбор словосочетаний с противоположным значением (слов-антонимов).


Полная миска — пустая миска;

сладкий квас —...

высокое место —...

новый асфальт—...

далекая остановка —...

густой суп —...

кислая капуста —...


 

 

ЗАНЯТИЕ 13. Автоматизация звука [с]

Задача. Автоматизировать звук [с] в предложениях, насыщенныхсловами с прямыми слогами.

Сюжетно-игровая основа: «Знайкина игротека».

План занятия

I. Четкое произнесение предложения за логопедом после прослушивания аудиозаписи.

II. Составление предложений по картинкам.

III. Проговаривание чистоговорки «Лиса и колесо».


Са-са-са — вот лиса.

Су-су-су — Я боюсь лису.

Су-су-су — обманем мы лису.

Со-со-со — у лисы колесо.

Са-са-са — у лисы нет колеса.


IV. Пропевание чисоговорки «Лиса и колесо» (с движениями паль­цев и

ладоней).

V. Игра «Закончи предложение».

У Сони волосы светлые, а у Нади еще светлее.

Андрюша говорит спокойно, а Слава еще...

В ведре песок сырой, а в яме еще...

У Димы собака смелая, а у Вани еще...

У Любы яблоко спелое, а у Сони еще...

VI. Игра «Измени предложения».

Я пью сок. - Он... Она... Мы... Вы... Они...


Я ем суп и мясо. —...

Я пью ананасовый сок. —...

Я ем вкусные кокосы. —...

Я стою под высокой сосной. —...

Я поливаю кактусы. —...


VII. Составление предложения из слов.


Соня, мост, ступать, на. —...

Саня, ступенька, стоять, на. —...

Саня, Соня, нести, и, сумку. —...             

Саня, Соня, стадо, пасти, и. —...

Соня, сумку, ананас, в, у. —...


Соня, сумка, скамейка, на, ставить. —...

VIII. Проговаривание чистоговорок.


Са-са-са — под кустом сидит лиса.

Со-со-со — у Сани колесо.

Су-су-су — грибы выросли в лесу.

Сы-сы-сы — на столе стоят весы.

Ас-ас-ас — из стакана пили квас.

Ос-ос-ос — на поляне много ос.

Ус-ус-ус — мы несем домой арбуз.

Ыс-ыс-ыс — мы идем гулять на мыс.


IX. Итог.

 

План занятия

I. Составление предложений по опорным словам, опорной схеме.

С л о в а: палас, класс, нос, кокос, глобус, лес редис.

II. Игра «Измени предложение».

Я надену пояс. — Он... Она... Мы... Вы... Они

Я поливаю кактус и фикус. —...

Я жду автобус или троллейбус. —...

Я беру компас в лес. —...

III. Проговаривание и заучивание чистоговорки.

Ас-ас-ас — на полу лежит палас.

ёс-ёс-ёс - квас я в комнату понес.

Ос-ос-ос - под ноги попал кокос.

Ас-ас-ас — вылил квас я на палас.

IV. Игра «Доскажи слово в рифму».

Ас-ас-ас — пьет Никита сладкий (квас).

Ас-ас-ас - идет Володя в первый (класс).

Ос-ос-ос — ставим чашки на (поднос).

Ус-ус-ус — сладкий у арбуза (вкус).

Ес-ес-ес - улетели совы в (лес).

V. Итог.

ЗАНЯТИЕ 15. Автоматизация звука [с]

Задача. Автоматизировать звук [с] во фразах, насыщенных слова­ми с предлогами со стечением согласных.

Сюжетно-игровая основа: «Гуси-лебеди».

План занятия

I. Повторение слоговых цепочек (см. данную тему, занятия 7, 8).

II. Повторение предложений за логопедом (по аудиозаписи, диктофонной записи1).

III. Игра «Измени предложение».

Я ставлю стакан на стол. — Он... Она... Мы... Вы... Они...


Я стою слева от Светы. —...

Я стану самым смелым. —...

Я смотрю на светофор. —...

Я спорю с Анфисой. —...

Я столкну санки в сугроб. —...


IV. Игра «Скажи наоборот».


Лук горький, а сахар…

Лев сильный, а котенок…

Куст низкий, а дерево…

У Кати волосы тёмные, а у Вали…

У Вити сумка новая, а у Тараса…

Слава до обеда голодный, а после обеда…

Бельё после стирки мокрое, а потом…


 

V. Итог.

ЗАНЯТИЯ 16, 17. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [C]

Задача. Автоматизировать звук [c] в чистоговорках, скороговорках, потешках, четырехстишиях, насыщенных словами со слогами прямыми, обратными, со стечением согласных.

Сюжетно – игровая основа: «Школа Совы».

План занятия

I. Заучивание наизусть.


Оса боса и без пояса.

Я несу суп, суп.

А кому?

Псу, псу.

 

Сытный суп

У Сони, Светы,

А они сосут конфеты.

 

Ест киска суп из миски.

Пуста миска – сыта киска.

 

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Мы видим на суку совят.

Совята вместе там сидят,

Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

 

У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.

У сони Сани и сани есть, и сом с усами.

 

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.

 

На кокосы, на кокосы

Налетели мы, как осы.

А кокосы высоко,

Высоко и далеко.

 

Сани, сани едут сами.

Едут в степи и леса,

Едут сани в небеса.


 

II. Составление рассказов по опорным картинкам, запись рассказов на диктофон. Прослушивание диктофонной записи.

III. По содержанию скороговорок, стихов, чистоговорок выполнение

рисунков, выкладывание картинок из палочек, раскрашивание рисунков.

IV. Итог.

 

ЗАНЯТИЯ 18, 19. Автоматизация звука [с]

Задача. Автоматизировать звук [с] в связной речи, насыщенной словами с разными типами слогов.

Методические указания. Упражнять в четкой артикуляции. Сле­дить за мягкой атакой голоса, интонацией, логическим ударением во фразах.

Сюжетно-игровые основы: «В гостях у бабушки Сабины», «Ве­черние рассказы дедушки Савелия».

План занятия

I. Работа с текстом:

1) прослушивание (чтение, аудиозапись);

2) ответы на вопросы полным ответом;

3) повторное прослушивание;

4) выделение звука [с] на слух.

Используются опорные картинки, рисунки.

Сад

Саня идёт в сад. В саду осы. Ой, Саня, у самого носа оса.

Вопросы. Кто идет в сад? Где осы? Кто у самого носа?

Сова

На сосне сухой сук. Высоко на суку сова. Сова спит. Совы всегда спят днем?

В о п р о с ы. Что на сосне? Какой сук? Кто на суку? Что делает сова?

Когда спят совы?

Ананасы

Вот ананасы. Эти ананасы вкусны. У нас не растут ананасы. Ана­насы растут на юге.

Вопросы. Что это? (Опорные картинки.) Где растут ананасы?

II.  Прослушать рассказ и выполнить задания:

1) повторить за взрослыми предложения (повторять по одному предложению);

2) назвать слова со звуком [с] (какие запомнил);

3) прослушать рассказ целиком и пересказать, нарисовать рисунок.

В саду

Вот старый дом. На окне стоит кактус. Слева от дома растет высо­кая сосна. У сосны сук. На суку спит сова. Под сосной скамейка. На скамейке Соня, а под скамейкой — собака. Соня пьет сливовый сок из стакана, а собака ест мясо из миски. Возле сосны стоит стол. На сто­ле — поднос с посудой. У Сани сломался автобус. Он насыпает песок совком в самосвал. Санина мама везет коляску с маленькой Алисой. Алиса смотрит на самолет. Он летит над лесом. Папа накачивает коле­со самоката насосом.

Собака Сойка

За кустом пастух пасет свиней. Ему помогает собака Сойка. Свиньи хотят попасть в сад. А Сойка их не пускает. Вот какая умная собака!

Вопросы. Кто пасет свиней? Кто помогает пастуху? Как собака помогает пастуху?

Самолет

Высоко в небе летит самолет. Соня и Саня летят на самолете. Само­лет идет на посадку.

Вопросы. Где летит самолет? Кто летит на самолете? Куда идет самолет? Кто выходит из самолета?

III.  Итог.

                                                   Тема «Звук [л]»

ЗАНЯТИЕ 1. Постановка звука [л]

Задача. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.

Сюжетно-игровая основа: «Сказка о Веселом язычке».

План занятия

I. Дыхательная гимнастика.

II. Артикуляционная гимнастика (общая).

III. Итог.

ЗАНЯТИЕ 2. Постановка звука [л]

Задача. Выработка необходимых движений языка для произнесения звука [л].

Сюжетно-игровая основа: «Приключение Язычка».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (общая).

II. Артикуляционная гимнастика (специальная).

Упражнение «Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти (нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края его касаются уголков рта; похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе; следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться).

Упражнение «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону (следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» Язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем); язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта; если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»; как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу).

Упражнение «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход) (следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу).

Упражнение «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет) (следить, чтобы язык был широким и не сужался; чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону; язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед).

Упражнение «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4—6 раз (следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными).

Упражнение «Пощелкать кончиком языка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) (упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык; если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению; следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал).

Упражнение «Беззвучно пощелкивать кончиком языка». Ребенок должен производить те же движения языком, что и в упражнении «Пощелкать кончиком языка», только беззвучно (сделить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык; кончик языка не должен загибаться внутрь; кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта).

III. Постановка звука [л].

IV. Рассматривание схемы артикуляционной позы звука [л].

V. Описание правильной артикуляции:

§ губы растянуты в улыбку, зубы видны;

§ зубы сближены;

§ кончик языка образует смычку с альвеолами, задняя часть языка поднята;

§ воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой;

§ голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

VI. Итог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.210 (0.366 с.)