Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Владение в римском частном праве
Понятие и виды владения Установление и прекращение владения Защита владения ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЛАДЕНИЯ
Владение в смысле фактического обладания вещью является тем отношением, на почве которого складывался исторически институт права собственности. Владение (possessio) - это право на фактическое господство над вещью. Этот институт противоречив, поскольку объединяет в себе правовой и фактический аспекты. Несмотря на то, что в обыденном языке термины «владение» и «собственность» используются как взаимозаменяющие, «владение» не является синонимом «собственности», это специальный термин, выражающий вполне определенное юридическое понятие. Именно под «владением вообще» понимают фактическое положение (resfacti), в силу которого субъект материально удерживает вещь, вне зависимости от того, имеет ли он на то право. Следовательно, владение может быть следствием как собственности, так добросовестного приобретения от несобственника, а также найма, воровства и т. д. Хотя речь здесь и идет о resfacti, защита владения как такового является необходимостью для любого правопорядка, а значит, и римского. Иначе владелец вещи всегда мог бы быть лишен своего владения первым встречным или был бы принужден при всяком осложнении (если предположить, что для этого хватало бы времени) подвергать себя бесконечно тянущимся и создающим массу неудобств тяжбам, чтобы доказать юридические основания своего владения. Наоборот, в целях удобства и чтобы не вызывать потрясений в общественном устройстве, правопорядок полагает целесообразным «временно» защитить факт владения таким, каким он является, вне зависимости от того, кто владелец, разумеется, не предрешая вопроса о праве, который всегда может быть разрешен впоследствии обычными судебными средствами. Поэтому юридическая защита принимает различный вид в зависимости от разных аспектов, которые могут выявиться из факта владения, т. е. в зависимости от большей или меньшей степени важности, придаваемой правом различным конкретным проявлениям владения. Исходя из этого, в римском правопорядке выделяются разные формы владения. К первой относится владение того, кто находится в естественном отношении к вещи (corporepossidere) и имеет намерение удержать эту вещь за собой (animuspossidendi или animusremsibihabendi), будь то добросовестно или недобросовестно.
Когда два эти момента (corpus и animus) сходятся вместе, налицо совершенное владение, рассматриваемое само по себе (т.е. вне зависимости от права на владение) как достойное юридической защиты. Поскольку такая защита осуществляется посредством преторских интердиктов, это владение называют владением adinterdicta. Имеется и иной тип владения, называемый естественным владением, naturalispossessio, которое состоит в простом материальном удержании вещи, без намерения оставить ее себе, и даже напротив, когда намерение состоит в том, чтобы удерживать ее не для себя, а для другого лица, рассматриваемого в качестве настоящего ее владельца. Здесь имеется момент corporepossidere, но отсутствует animuspossidendi, и потому простой держатель вещи для другого не удостаивается защиты по интердикту. Напротив, она предоставляется тому, для которого держатель вещи ее удерживает, поскольку он-то и имеет animuspossidendi, а физическое отношение с res он осуществляет посредством держателя, который ministeriumsuumpraestat (оказывает услугу). Наконец, имеется квалифицированное владение, которое называется possessiocivilis или adusucapionem (для давности). Под этим подразумевается весьма древняя форма, известная уже в Законах XII таблиц, поскольку она была включена в более широкое понятие usus. Здесь владелец, помимо наличия у него animuspossidendi, имеет также и основание (iustacausapossidendi), на котором базируется его владение (например, дефектная продажа, передача в составе приданого чужого имущества и т. д., которые являются оправдывающими основаниями для владения, даже если они недостаточны, поскольку в них имеются дефекты, для немедленного приобретения права собственности). В таком случае владение может привести к приобретению права собственности по давности, если будут выдержаны и другие требования, различные в разные эпохи, прежде всего истечение установленного срока давности. Уместно напомнить, что, когда говорят о «владении» без всякого уточнения, это относится к обычному владению, образованному corporepossidere и animuspossidendi.
Apiscimurpossessionemcorporeetanimo, nequeperseanimoautpersecorpore» (D. 41.2.3.1) («Мы вступаем во владение и физически, и волей, и никогда — только волей или только физически»). Это означает, что владение приобретается, когда субъект исполняет оба требования — объективное требование удержания вещи и психологическое animuspossidendi. Наличия лишь одного из двух этих моментов оказывается недостаточно, однако нет необходимости и в том, чтобы оба они возникали одновременно. По мнению Д.В. Дождева, концептуальное выделение animus - субъективной стороны владения как фактического отношения (resfacti, а не resiuris, - D. 41,2,1,3) - не отрицает правового характера института, так же как необходимость affectiomaritalis для квалификации правильного брака не сводит состояние брака к фактическому сожительству. Акцент на animus отражает волевую (и правовую) природу института. Paul., 54 aded., D. 41,2,1,3:
Безумный (furiosus), спящий (dormiens), младенец (infans) не способны осознать связь с вещью (которая, таким образом, здесь не является держанием) и поэтому не могут приобретать владение. Наличие волевого момента освобождает отношение владения от необходимости сохранения материальной связи с вещью. Владелец может осуществлять владение "согроге" (телом) через третье лицо, а также удерживать владение "soloanimo" (голой волей) во время отсутствия ("animoretinerepossessionem" - Proc. D. 41,2,27; 43,16,1,25; "animopossidere" - D. 41,2,3,11). В то же время удержать владение только согроге невозможно, так же как и утратить его, не имея animusrelinquendi (намерения покинуть вещь). Paul., 65 aded., D. 41,2,8:
Безумие - привходящий дефект волевой основы личности - предопределяет невозможность утратить владение (Ргос., 5 epist., D. 41,2,27; Paul., 54 aded., D. 41,3,4,3). Animus у владельца всегда предполагается, и об его утрате (при отсутствии открытого заявления) можно судить только по реакции на захват вещи другим лицом. Рар., 23 quaest., D. 41,2,46:
Конкуренция двух лиц на уровне телесного контакта с вещью не сказывается на владении, ранее начатом одним из них. Однако, если, узнав о вторжении с намерением овладеть вещью, старый владелец не будет защищаться, он утратит владение, поскольку к конфликту "согроге" добавляется перемена в волевой стороне отношения.
Paul., 54 aded., D. 41,2,3,6:
Последняя фраза не противоречит принципу, сформулированному в применении к владению самим Павлом (D. 41,2,8 = 50,17,153) о том, что владение можно утратить, как и приобрести, только "animoetсогроге": ситуация телесного вторжения третьего лица на чужой участок позволяет обсуждать отношение лишь по волевому основанию. Важна реакция владельца на появление конкурента. Cels., 23 dig., D. 41,2,18,3:
В этом тексте слово "animus" в сочетании "animopossessoris" означает волю вступить в контакт с вещью именно для того, чтобы начать владение (Ср. "propositopossidendi" - Pap. D. 41,2,46). Ситуация приобретения владения показывает, что намерение владеть является имманентной составляющей юридически значимой связи лица с вещью, которая имеет значение для третьих лиц. Воля владельца представляет собой формально признанную рефлексию по поводуфакта принадлежности, осознание своего держания. Так, furiosus не может приобрести владение из-за того, что у него в принципе отсутствует "affectiotenendi" (D. 41,2,1,3) - возможность осознать факт держания. Из вышесказанного можно сделать вывод, что объект владения может быть приобретен как изначальным, так и производным способом. Для изначального способа необходимо, чтобы приобретатель осуществил материальное овладение вещью, если речь идет о движимых вещах (охота, рыбная ловля), или же, если имеются в виду недвижимые вещи, чтобы он вступил на земельный участок или в здание и получил реальную возможность распоряжаться всей вещью. Для производного способа приобретения необходимо, чтобы предыдущий владелец передал движимую вещь приобретателю или же допустил его к исключительному распоряжению недвижимой вещью, оставив ему ее свободной и доступной (vacuampossessionemtradere).
Иначе говоря, производное приобретение владения осуществляется посредством уже известной нам traditio, той самой traditio, которая, если она сопровождается еще и iustacausatraditionis (правомерным основанием) и animusdominiitransferendi (намерением передать собственность), в случае res пес mancipi передает уже и саму собственность, но которая сама по себе, вне зависимости от этих двух моментов, может осуществить передачу материального распоряжения вещью, т. е. владение. Однако в случае traditio материальная передача вещи постепенно стала интерпретироваться в более смягченном виде, когда постоянно все в большей и большей степени снималась необходимость материального акта овладения вещью или ее физического перемещения от предыдущего к последующему владельцу. В результате возникли абстрактные формы traditio — такие, как traditiooculisetadfectu (глазами и намерением) тому, кто, к примеру, принимает на хранение складированные материалы или же отсчитываемые ему монеты, не прикасаясь к ним; traditioclavium, т. е. передача ключей от склада, которой достаточно для того, чтобы передать хранящиеся там товары; traditio посредством выражения согласия на выставление сторожа или на нанесение на res знака ее принадлежности; traditiolongamanu («передача длинной рукой») — когда с высоты указывают границы земельного участка. В других случаях traditio осуществляется вообще посредством согласия, выраженного в связи с оправдывающей его юридической сделкой. Первый случай здесь образует так называемая traditiobrevimanu («короткой рукой»), возникающая у того, кто имеет вещь у себя на основании простого держания (например, квартиросъемщик), но приобретает animuspossidendi и таким образом преобразует, не возобновляя овладения вещью, свое naturalispossessio в possessioadinterdicta, поскольку прибавляет к corporepossidere, которое у него уже имелось, еще и animus1. Обратную форму по отношению к traditiobrevimanu образует так называемое установление владения, constitutumpossessorium (правда, сфера его применения в классическом праве все еще вызывает споры). Например, некто А, который владел вещью adinterdicta, хотя и сохраняет ее у себя, теперь уже держит ее (по новой юридической сделке) не для себя, а для Б. Таким образом А становится из владельца adinterdicta простым держателем, потому что утратил animus, между тем как Б приобретает Строго говоря, требуется не перемена намерения, а изменение основания держания вещи (новая сделка с признанным владельцем): только тот держатель считается владельцем, кто обладает вещью на определенном основании — iustacausapossessionis. Animus является производной характеристикой лица, признаваемого владельцем: сама по себе перемена намерения не ведет к приобретению владения, напротив, animus автоматически признается за тем, кто по соглашению с предшествующим владельцем получает правомерное основание владения вещью.
Отсюда классическая максима: «Nemosibicausampossessionismutarepotest» («Никто не может сам по себе изменить основание своего владения»). Только соглашение с предшественником сделает держателя правомерным владельцем; лицо же, самовольно изменившее основание своего владения (и соответствующее намерение), будет считаться владельцем, но неправомерным, как вор. Однако и в последнем случае одного намерения украсть (affectiofurandi) недостаточно для квалификации юридического факта, требуется соответствующее деяние — contrectatio (физическое изъятие вещи). владение adinterdicta, поскольку сам по себе исполняет требование в отношении animus, а через ministeriumА он осуществляет требование в отношении материального держания. В юстиниановскую эпоху происходит переход от всех этих случаев к чистой фикции передачи вещи, осуществляемой в форме передачи документа, содержащего упоминание передачи владения без того, чтобы оно имело место на практике (traditiochartae, грамоты, или instrumenti, документа). Теперь, рассмотрев приобретение материальной составляющей владения, посмотрим, как обстоит дело с приобретением animus. По этому поводу, вообще говоря, много не скажешь: animuspossidendi приобретается тогда, когда у субъекта возникает намерение удерживать вещь для самого себя, материально господствовать над нею самостоятельно и безраздельно. Произойти это может вследствие traditio или иных актов (например, преемство), а также и на основании собственного, независимо принятого решения. В этом последнем случае субъект, который является держателем вещи ради другого (например, хранитель вещи, арендатор), начинает ощущать в себе animuspossidendi, преобразует собственное держание во владение (inter- versiopossessionis), поскольку, как было выяснено выше, для того, кто вынашивает такое намерение, не имеет значения добросовестность или недобросовестность этого. Впрочем, само собой разумеется, что, если данный тип владения субъекту не был дозволен, он должен будет нести ответственность (furtumpossessionis, «кража владения»).
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.023 с.) |