Государственная аграрная политика и государственное регулирование функционирования АПК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная аграрная политика и государственное регулирование функционирования АПК



 

Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельских территорий и сельского хозяйства.

Основными целями государственной аграрной политики являются:

1) повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества отечественных продовольственных товаров;

2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе за счет увеличения уровня доходов работников, занятых в сельском хозяйстве;

3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объемов привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию промышленности, устойчивое развитие сельских территорий и сельского хозяйства;

6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:

1) доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;

3) единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;

4) последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;

5) участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Основные направления государственной аграрной политики:

1) поддержание стабильности обеспечения населения отечественными продовольственными товарами;

2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;

3) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, научных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего профессионального образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку;

4) защита экономических интересов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, содействие расширению их доступа на рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;

6) устойчивое развитие сельских территорий;

7) совершенствование системы подготовки, переподготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства.

Для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, научным организациям, образовательным организациям высшего профессионального образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку;

2) применение специальных налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;

9) подготовка и реализация республиканских программ, направленных на развитие сельского хозяйства;

10) другие меры, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

Государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, физических лиц, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Донецкой Народной Республики, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных физических лиц –предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за соответствующий период, установленный законом;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию промышленности;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики;

12) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях. Неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями в целях настоящего Закона признаются территории Донецкой Народной Республики, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов. Порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики;

13) развитие органического сельского хозяйства и поддержка производителей органической продукции.

Органом, осуществляющим управление АПК, является Министерство агропромышленной политики и продовольствия ДНР. Задачи Министерства:

1. Формирование и обеспечение реализации:

государственной политики, направленной на развитие агропромышленного комплекса, создание условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, развитие сельских территорий;

продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики;

повышения эффективности сельскохозяйственного производства в Донецкой Народной Республике, конкурентоспособности произведенной продукции.

2. Становление в государстве эффективно функционирующего рынка:

сельскохозяйственной продукции;

сырья и продовольствия, обеспечивающего повышения доходности агропромышленного комплекса.

3. Создание благоприятного инвестиционного климата и повышения объема инвестиций в сфере агропромышленного комплекса.

4. Содействие развитию внешнеэкономических связей и торговых отношений:

сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

мер по государственной поддержке производства сельскохозяйственной продукции;

сырья и продовольствия;

продовольственного рынка;

обеспечению качества сельскохозяйственной продукции;

обеспечению сельскохозяйственной отрасли материально-техническими ресурсами;

обеспечению развития сельских территорий.

5. Государственная политика в сферах:

сельского хозяйства, включая растениеводство (в том числе семеноводство, садоводство, питомниководство и виноградарство) и животноводство (в том числе племенное дело и пчеловодство);

пищевой и перерабатывающей промышленности (производство пищевых продуктов и производство напитков).

6. Государственная политика в сфере ветеринарной медицины (ветеринарии), в том числе:

защита территории ДНР от проникновения болезней животных из других стран или карантинных зон;

обеспечение ветеринарно-санитарного и эпизоотического благополучия;

осуществление государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора за безопасностью продуктов животного происхождения;

решение других вопросов в сфере ветеринарии согласно действующему законодательству.

Положение о формировании и ведении Реестра субъектов хозяйственной деятельности, подотчетных Министерству агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики, утвержденное Приказом Министерства АПП ДНР № 406 от 11.11.2015 г., регулирует вопросы включения субъектов хозяйственной деятельности в реестр министерства.

Согласно данного Положения реестр является единой информационной базой, содержащей сведения о субъектах хозяйственной деятельности, подотчетных Министерству, закладывает основы механизма информационного обмена между органами власти, субъектами хозяйствования, который позволяет получать оперативную и достоверную информацию о субъектах хозяйствования и их технологических, финансовых, экономических показателях (объемах производства, реализации, остатках, импорте, экспорте, структуре цен на продовольствие; планах загрузки производственных мощностей, потребности в ресурсном обеспечении и возможности освоения новых рынков продовольственной продукции).

Реестр включает данные о субъектах хозяйственной деятельности всех форм собственности, которые зарегистрированы на территории ДНР и осуществляют свою деятельность согласно классификации видов экономической деятельности (КВЭД), а именно:

Сельское хозяйство, охота, и предоставление связанных с ними услуг (КВЭД 01);

Лесное хозяйство и лесозаготовки (КВЭД 02);

Рыбное хозяйство (КВЭД 03);

Производство пищевых продуктов (КВЭД 10);

Производство напитков (КВЭД 11);

Производство табачных изделий (КВЭД 12);

Складское хозяйство (КВЭД 52.1);

Предоставление в аренду сельскохозяйственных машин и оборудования (КВЭД 77.31).

Сбор, обработка и анализ данных и информации, используемых при формировании и ведении Реестра и отраслевой отчетности, используются Министерством, его структурными подразделениями и подведомственными организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления для:

оценки состояния экономической и продовольственной безопасности ДНР;

разработки и реализации государственных, отраслевых, целевых программ развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, лесного и охотничьего хозяйства, водных ресурсов, земельных ресурсов, рыбных ресурсов, экологии и природных ресурсов, иных сфер профильной деятельности, на основе программно-целевого метода планирования и прогнозирования результатов, показателей, индикаторов, балансов;

определения состояния и эффективного использования финансового, экономического и социального потенциала субъектов хозяйственной деятельности;

повышения уровня жизни и удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и полуфабрикатах; производителей в сырье, пищевых добавках, концентратах и услугах; органов государственной власти и местного самоуправления в развитии профильных отраслей экономики, рыночных отношений, развития сельской местности и аграрной инфраструктуры ДНР.

Вопросы лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности регулируются Законом ДНР «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» № 18-IHC от 27.02.2015 г.

Лицензия – документ установленного образца, который удостоверяет право лицензиата на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности при обязательном соблюдении лицензионных условий, выданное органом по лицензированию юридическому лицу, представительству юридического лица – нерезидента или физическому лицу-предпринимателю.

Лицензирование – выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, выдача распоряжений об устранении нарушений, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, для осуществления которого на территории Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, требуется получение лицензии.

Согласно постановлению «Об утверждении Перечня распределения полномочий между органами исполнительной власти по вопросу лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности», постановление Совета министров ДНР от 28 марта 2016 г. № 4-1 осуществляется распределение полномочий между органами исполнительной власти по вопросу лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности. В отношении АПК, это следующие органы (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Перечень распределения полномочий между органами исполнительной власти по вопросу лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности

Орган лицензирования Вид хозяйственной деятельности
Главное управление земельных ресурсов ДНР Проведение землеоценочных работ; проведение геодезических и картографических работ; проведение землеустроительных (землемерных) работ
Главное управление ветеринарного контроля и надзора ДНР производство ветеринарных медикаментов и препаратов, оптовая, розничная торговля ветеринарными медикаментами и препаратами; ветеринарная практика; проведение дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ (на объектах ветеринарного контроля)
Главное управление рыбных ресурсов ДНР деятельность, связанная с промышленным выловом рыбы
Главное управление агропромышленного развития ДНР торговля племенными (генетическими) ресурсами, проведение генетической экспертизы происхождения и аномалий животных
Государственная инспекция Министерства агропромышленной политики и продовольствия ДНР оптовая торговля семенами и посадочным материалом; торговля пестицидами и агрохимиками (только регуляторами роста растений); проведение фумигации (обеззараживания) объектов регулирования, определенных законодательством ДНР о карантине растений, которые перемещаются через государственную границу Донецкой Народной Республики и карантинные зоны
Министерство доходов и сборов ДНР производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.038 с.)