Рабочая программа внеурочной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа внеурочной деятельности



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

тип программы: комплексная

 

наименование:

факультативный курс подготовки к олимпиаде по русскому языку

(для мотивированных, продвинутых и одаренных обучающихся)

«Интеллектуальный марафон – ее величество норма»

 

срок реализации программы: один год

возраст обучающихся: 14 – 16 лет

 

 

 

Составитель:

 Фисивная Любовь Павловна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ СОШ № 16

города Балаково

Саратовской области

                                                                            

Факультативный курс

подготовки к олимпиаде по русскому языку

(для мотивированных, продвинутых и одаренных обучающихся)

«Интеллектуальный марафон – ее величество норма»

Программа развивающего факультатива «Ее величество норма» составлена в связи с назревшей проблемой в образовании учащихся:

· отсутствием призёров в городском туре олимпиады по русскому языку,

· снижением интереса у учащихся к предмету русского языка,

· недостаточной подготовкой учащихся выпускных классов к ЕГЭ по русскому языку,

· существованием искусственного разрыва между высшей и средней школой.

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

· поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка;

·  ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов,

· увеличение занятости детей в свободное время,

· развитие познавательных способностей.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях факультативного курса учащиеся будут изучать серьёзные вопросы, связанные с нормативностью речи как письменной, так и устной; решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё, развивать коммуникативную компетентность, умение публично выступать.

Курс обучения рассчитан на 1 год. Возрастная группа детей, для которой предназначена программа – учащиеся 8,  9, 10 классов общеобразовательных школ.

Объём занятий на  один год - 35 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.

Основные формы занятий: теоретическая, практическая.

 Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.

· По типологической классификации программа относится к экспериментальной:  первый год находится в процессе апробации.

· По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональной, так как предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.

·  По направлению деятельности - научно-познавательная.

· По уровню освоения – углубленная.

· По уровню деятельности - продуктивная, игровая, познавательная,  проблемно-ценностное общение.

· По целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития личности - профессионально-прикладная.

· По основной направленности - прикладная.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛИ
· подготовить ребят к решению различных видов  заданий олимпиады по русскому языку (различного уровня), дать рекомендации по работе над ними; · сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий олимпиады; · научить пользоваться справочной литературой и словарями; · потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач; · фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников; · создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; · выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирая языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; · создавать устное высказывание на лингвистическую тему; · владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; Развивающие: · развить умение  решать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие; освещать  вопросы, требующие письменного ответа, осуществлять  переводы с древнерусского языка). · знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста; · уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач; · уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку; · уметь обобщать полученные результаты и представлять результаты исследования, использовать современные компьютерные технологии для организации сотрудничества, сбора данных, представления результатов совместных исследований; · развить навыки поисково-исследовательской деятельности; · проводить самооценку и взаимооценку выполненных исследований; · оформлять результаты исследования в виде докладов, рефератов, буклетов, презентации (WORD, POWER POINT, EXCEL, Movie Maker).
задачи
- Обучить методам и приемам научного исследования материала (сбор информации, анализ, выдвижение гипотез, формулировка выводов) с целью решения лингвистических задач различного уровня сложности;  - участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях; владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия; - развить навыки коммуникативной уместности речи; - научить заниматься исследовательской работой, которая выльется в  выступления на школьных и городских научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность; - подготовить к успешной сдаче ЕГЭ; - планировать пути достижения целей, выбирать из них наиболее эффективные.

 

Особенность курса.

Система занятий курса предусматривает часы на теоретические и практические занятия. Выстроенная система теоретических и практических занятий позволяет сформировать устойчивые знания в области нормативности языка. Практическая часть занятий предполагает работу с Интернет-ресурсами: изучение видеолекций, решение лингвистических задач в режиме on-line, работа со справочной литературой. Факультативный курс позволяет восполнить недостаточное развитие практических умений и навыков, связанных с употреблением орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; развить коммуникативные навыки речи; сформировать устойчивое знание норм литературного языка. Темы курса составлены таким образом, что программу курса можно рассматривать как вспомогательный курс подготовки к ГИА и ЕГЭ. Занятия по отдельным темам можно начинать с седьмого класса, так как предлагаемый подход носит универсальный характер: одновременно восполняет пробелы и развивает базовые компетенции ученика, формирует продвинутый уровень усвоения тем курса. Подбор материала позволит педагогу использовать и отдельные занятия на уроках русского языка в виде лекций при объяснении нового материала. Виды деятельности,  планируемые на занятиях курса,  органично решают метапредметные связи. Система практических занятий всецело опирается на информационно-коммуникативную технологию, что является неотъемлемой составляющей жизни современного ученика. Курс подкреплен приложением, в котором даются критерии оценки «Мозгового штурма», карта «Продвижения по проекту», карта «Обсуждение промежуточных результатов работы группы», таблица «Критерии оценивания мультимедийной презентации», таблица «Список вопросов для промежуточного самоконтроля работы в группе», «Лист оценки исследовательской работы», таблица «Критерии оценки публикации», таблица «Критерии оценивания работы в группе», таблица «Самооценки работы в группе». С целью облегчения составления поурочного плана для проведения занятия даю ссылки на Internet Urok, тесты в режиме on – line, ссылки на образовательные и справочные интернет-ресурсы. Курс подкреплен большим количеством литературы для учителя и ученика по различным вопросам языка.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации занятий, в будущем станут основой для успешного решения заданий олимпиадного характера, организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение, и учебные занятия курса предполагают ежеурочные победы, что,  в свою очередь, формирует у ребят ситуацию успеха. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время подходы:  компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный. 

Основные принципы программы:

Принцип системности.

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации.

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры.

Учёт интересов и потребностей учащихся, опора на них.

Принцип обратной связи.

Каждое занятие заканчивается рефлексией. Совместно с учащимися  обсуждается, что получилось и что не получилось, изучается их мнение, определяется их настроение и перспектива.

Принцип успешности.

    Ежеурочные достижения:  правильно решенные задания, найденные пути нестандартного решения лингвистических задач, творческий подход к освещению решаемых проблем, коллективное обсуждения, взаимооценка, работа в команде.

В ходе решения системы практических задач у обучающихся могут быть сформированы следующие способности:

ü рефлексировать: видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;

ü целеполагать (ставить и удерживать цели);

ü планировать (составлять план своей деятельности);

ü моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

ü проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

ü вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Ожидаемые результаты:

ü участвовать в олимпиадах различного уровня, дистанционных лингвистических играх, конкурсах, интеллектуальных конференциях, марафонах, научно-практических конференциях.

ü входить в группу победителей и призеров олимпиад, конкурсов, конференций;

ü уметь решать лингвистические задачи разного уровня;

ü знать основные лингвистические термины;

ü уметь работать со словарями и справочной литературой;

ü уметь систематизировать полученные знания и применять на практике теоретические знания;

ü овладеть коммуникативной грамотностью: участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях; владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

ü приобретать навыки коммуникативной уместности речи;

ü приобретать навыков научного исследования материала (сбор информации, анализ, выдвижение гипотез, формулировка выводов);

ü реализовать полученные сведения о культуре языка в обыденной речи обучающихся;

ü формировать навыки оформления собственных мыслей: доказательность, аргументированность суждений, необходимых в работе по части С при подготовке к сдаче  ЕГЭ;

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в кабинете информатики, в библиотеках школы и города. Практическая часть направлена на решение практических задач, на проведение наблюдений, участие в олимпиадах, в том числе и международного уровня, участие в викторинах, в реализации проектов, участие в научно-практических конференциях различного уровня.

Практическая  деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, Интернете, СМИ.

Типы занятий:

1. Уроки «открытия - нового знания»;

2. Уроки рефлексии;

3.Уроки общеметодологической направленности:

урок «уники и умницы»,

урок-исследование,

урок - игра,

урок – блок,

урок развития речи,

урок – КВН,

урок - защита проекта,

мастерская творческого письма.

Технологии, методики:

ü проблемное обучение;

ü технология критического мышления;

ü информационно-коммуникационные технологии;

ü здоровьесберегающие технологии;

ü технология дистанционного обучения 

Система построения работы курса:

Ø понятийный: консультация;

Ø идентификационный (опознавательный): самостоятельная работа (решение лингвистических и тестовых задач); групповая работа  (решение ребусов, тестирование в режиме on-line).

Ø аналитико-оценочный: олимпиады, научно -  практические конференции, интеллектуальные марафоны, «мозговые  штурмы»; дискуссии;

Ø творческий: «круглый стол», «умники и умницы», ролевая игра, заседание ученого совета,  исследовательские и творческие работы.

Задания, которые учащиеся будут выполнять в процессе реализации проекта:

ü  решать лингвистические задачи олимпиад прошлых лет, 

ü создавать творческие проекты (индивидуальные или групповые) в любой форме (реферат, эссе, электронная презентация, статья в сборник лингвистических работ учащихся, самостоятельно разработанные ребусы, тесты, шарады, лингвистические задачки;

ü изучать элементарные методы и приемы научного исследования материала;

ü формулировать выводы, оформлять результаты,

ü работать с текстом,

ü выполнять практические задания «Возьмем ошибку в союзники»,

ü редактировать текст с учетом изученных норм,

ü выполнять практические занятия в компьютерном классе, 

ü создавать презентации, буклеты,  таблицы и сборники тестов,

ü работать с интернет – ресурсами.

Продукты (промежуточные, конечные).

ü Буклеты «Орфоэпические нормы», «Говори  правильно!».

ü Сборник тестов тренировочных заданий по нормативности речи (лексические, грамматические нормы, стилистические нормы).

ü Блоки-опоры, кластеры, рифмованные правила, лингвистические сказки по теории предмета.

ü Презентации по темам самостоятельных исследований в области языка: лингвистики, языкознания, речевой культуры.

ü Исследовательские работы:

«Живые процессы в языке произведений современной литературы» (на выбор учащегося).

 «Языковые особенности устной речи».

«Этика речевого общения и этикетные формулы речи».

«Неологизмы 21 века».

«Канцеляризмы».

«Субстандартная лексика»

«Язык СМИ»

I. Содержание изучаемого курса.  

Наименование разделов

Кол-во часов

всего Аудиторные Внеаудиторные
1 Ее Величество норма. 1 1  
2 Орфоэпическое вольнодумство. 4 1 3
3 «Работяги - словообразовательные морфемы». 4 1   3
4 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛАЖ. 8 3 5
5  Пунктуационный олимп. 3 1 2
6  Синтаксические айсберги. 5 2 3
7 «Язык неистощим в соединеньи слов...» ЯЗЫКОВАЯ НОРМА. 5 2 3
8 «Слово и образ». ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ. 5 2 3
  всего 35 13 22

III. Содержание программы

 

Дата проведения

Наименование разделов

Кол-во часов

 
всего Аудиторные Внеаудиторные Характеристика деятельности обучающихся

ВВЕДЕНИЕ. Ее Величество норма. 1 ЧАСА.  

  1 Ее Величество норма или во власти литературного языка. ВИДЕОЛЕКЦИЯ " Сила слова" Е. Юрина доктор филологических наук, профессор ФилФ ТГУ. "Великий и могучий..." Современные проблемы русского языка" 1 1   Изучение материалов видеолекции. Работа по видеолекции: создание кластера «Проблемы русского языка». Обсуждение выполненных заданий. Выполнение практических заданий «Возьмем ошибку в союзники».  

ФОНЕТИКА. Орфоэпическое вольнодумство. 4 ЧАСА.  

      4 1 3  
  2 Internet Urok. Учителя вызывали?  Орфоэпический олимп. Почему мы так говорим?       1   Изучение теоретического материала с помощью видеолекции. Работать с интернет – ресурсами: изучение исторических и современных норм ударения. Решение практических задач (материалам олимпиад) по теме «Орфоэпия». Решение задач игры «Русский медвежонок».
  3 Internet Urok. Основные нормы произношения     1 Работа с электронным учебником «Грамота.ру», составление обобщающих таблиц «Ударение в глаголах и отглагольных формах»;  решение тестовых задач.
  4 Типы орфоэпических норм.     1 Доклад «Орфоэпический  аспект речи». Решение практических задач по материалам олимпиад.
  5 Акцентологические нормы.     1 Конкурс оратора «Прочитать тексты орфоэпически грамотно». Редактирование текстов.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

«Работяги - словообразовательные морфемы». 4 часа

      4 1 3  
  6 О нулевых морфемах: «Отсутствие признака – тоже признак».     1   Изучение теоретического материала с помощью видеолекции. Решение практических задач в режиме on – line на сайте http://fcior.edu.ru/      Решение задач игры «Русский медвежонок».
  7 Internet Urok. Словообразование, способы образованияслов.          1 Деловая игра «Юный лексикограф». Лингвистическое путешествие в страну словобразования. Создание кластера «Способы образования», «Неморфологический способ образования».
  8 Internet Urok Этимология  слов. Словообразовательные нормы.     1 Решение практических задач: обоснование традиционных и исторических морфем. Конкурс эрудитов «В стране словообразовательных морфем».
  9 Неморфологический способ  словообразования. Окказионализмы.     1 Анализ текста. Решение тестовых задач типа: указать современный и исторический состав слова.

V. Формы контроля

ü результаты олимпиады по русскому языку различного уровня,

ü результаты НПК, марафонов, олимпиад, конкурсов,

ü листы наблюдений,

ü анкеты,

ü контрольные вопросы,

ü  решения тестовых задач, в том числе и в режиме on – line,

ü критерии оценки публикации;

ü карта промежуточного самоконтроля;

ü лист экспертов оценки исследовательских работ;

ü самооценка участия в группе,

ü  оценки «Мозгового штурма»,

ü  «Лист оценки исследовательской работы»,

ü карта «Продвижения по проекту»,

ü самооценка работы в группе,

ü мультимедийная презентация,

 

VI. Методические рекомендации.

Следует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности обучающихся старшей ступени обучения. С этой целью данный курс носит практико-ориентированное  направление, сочетающее задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя.

 Для получения  более высокого результата следует взять за основу метод критического мышления, который позволит  учащимся переводить полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки, кластеры, диаманты, буклеты, презентации, что в перспективе повышают интерес  не только к предложенному курсу, но и к уроку русского языка в целом.

Курс предусматривает и развитие коммуникативной компетенции.    При систематизации изученного следует подключать ребят к созданию творческих и исследовательских работ. Тематика работ предложена с учетом возрастных особенностей.

Курс помогает формировать способность публичного выступления. На это направлены такие формы проведения урока, как заседание ученого совета и ролевые игры.

Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса, что предполагает умение работать с ИКТ.

  Данный курс помогает учащиеся овладевать навыками работы в сети Интернет. На этот счет даются активные ссылки на ресурсы:  видеолекции по правилам правописания, трудным случаям, нормам русского литературного языка,    тесты в режиме on – line позволяют быстро проверить свой результат, решать в большем количестве тренировочные, контрольные тесты, дозировать работу с учетом своего психотипа и уровня усвоения материала.

   Предусмотрена при изучении курса и работа со справочной базой таких сайтов, как http://www.gramma.ru/, http://school-collection.edu.ru/, http://fcior.edu.ru/    ,  а также блиц – проверка: Online Test Pad - Онлайн тесты, опросы, кроссворды. Онлайн конструктор тестов, опросов, кроссвордов. | Online Test Pad, Дистанционное образование для школьников и детей в интерактивной форме | Учи.ру (uchi.ru),    что помогает выработать устойчивую потребность разбираться в материале, так всегда под рукой находится скорая помощь справочных порталов.

 

 

   VII. Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд

  Словари: Толковый словарь живого великорусского языка. В. И. Даль. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. М. В. Зарва. Словарь имён собственных. Русское словесное ударение. Ф. Л. Агеенко Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Н. Абрамов Словарь антонимов. Автор М. Р. Львов Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов Энциклопедический словарь.  Словарь фразеологических оборотов, словообразовательный словарь, школьные орфографические словари

 

3

 

5

2

 

2

4

3

5

 

1

1

15

Печатные пособия

Для учителя

  Архарова Д.И., Долинина Т.А. Русский язык. ЕГЭ. Курс подготовки к написанию сочинения (задание С). Серия «Домашний репетитор»-4-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2008

 

   Розенталь Д.Э. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2005

 

  Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку – М.: Педуниверситет «Первое сентября»,2006

 

  Никифорова В.Н. Теория и практика организации научно-исследовательской работы в школе.-Чебоксары, 2008

 

  Сборники с заданиями

 

  1. Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016. 2. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В.Муравенко. – М.: Издатальство «Индрик», 1995. 3. Задачи лингвистических олимпиад. 1965-1975 / ред.-сост. В.И.Беликов, Е.В.Муравенко, М.Е.Аоексеев. – М.: МЦНМО, 2006 4. Лингвистические задачи турнира им. М.В.Ломоносова с решениями (1994-1999) / сост.- ред. Муравенко Е.В. – М: «Атласы автомобилей», 1999. 5. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1983. 6. Львова С.И. Русский язык. 7 кл.: пособие для учащихся – М.: Дрофа, 2005 – Серия «За страницами школьного учебника». 7. Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учеб. пособие – М.: Флинта: Наука, 2006. 8. Олимпиады по русскому языку. 10 класс / Сост. Т.Н.Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. 9. Приходько В.К. Выразительные средства языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2018. 10. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / [А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред А.М.Камчатнова]. – М.: Просвещение, 2009. 11. Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. – М., «Просвещение», 2010 – Серия «Пять колец». 12. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимат. задачи по рус.яз.: Кн. для учащихся 5-7 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1989. 13. Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. – М., «Просвещение», 2008 – Серия «Пять колец». 14. Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В.Муравенко. – М.: Издатальство «Индрик», 2003. 15. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 2007. 16. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Кн. Для учителя. – 2-е изд.,дораб.и доп. – М.: Просвещение, 2000. 17. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Русский язык. ЕГЭ. Курс подготовки к написанию сочинения (задание С). Серия «Домашний репетитор»-4-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2016 18.  Розенталь Д.Э. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2005 19. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку – М.: Педуниверситет «Первое сентября»,2017 20. Никифорова В.Н. Теория и практика организации научно-исследовательской работы в школе.-Чебоксары, 2019  

 

  Справочная литература

 

  1. Атлас языков мира. Происхождение и развитие языков во всем мире – Лик пресс, 1998. http://jazyki.clow.ru 2. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 3. Вальтер Х., Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона: ок. 5000 слов и выражений М.: Астрель АСТ: Транзиткнига, 2005. 4. Даль В.И. Пословицы русского народа. 5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах 6. Дубровин М.И. Иллюстрированный сборник идиом на пяти языках – М., РОСМЭН, 1997. 7. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990. 8. Мокиенко В.М. Толковый словарь языка Совдепии - М.: АСТ: Астрель, 2005. 9. Никитина Т.Г. Молодежный сленг: Толковый словарь: Более 12000слов; свыше 3000фразеологизмов - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. 10. Новиков Вл. Словарь модных слов – М.: Зебра Е, 2005. 11. Ожегов Сергей Иванович, Шведова Наталия Юльевна. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. 12. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII – XX вв. – М.: Дрофа, 2005. 13. Смолицкая Г.П. Топонимический словарь Центральной России – М.: Армада-пресс, 2002. 14. Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 15. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т.: В словаре описана словообразовательная структура около 145 000 слов. 16. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Тт. 1-4. Перевод с нем. и доп. О. Н. Трубачева. Изд. 3-е, стереотипное. - СПб.: АЗБУКА, 1996. 17. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х тт. - М., 1993. 18. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. - М., 1994. 19. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов. — М.: Флинта, Наука, 2006. 20. Энциклопедия для детей [Т.10] Языкознание. Русский язык. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2017.  

 

  Для обучающихся

 

  Книги для чтения

 

  1. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. Для внеклас. чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. 2. Голанова Е.И. Как возникают названия: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1989. 3. Горелов А. Русская частушка. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность». 4. Грачев М. От Ваньки Каина до мафии. – СПб.: Азбука-классика, 2005 – Серия «Русская словесность». 5. Казанский Б.В. В мире слов. – СПб.: Азбука-классика, 2006 – Серия «Русская словесность» 6. Казанский Б.В. Приключения слов. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность». 7. Колесов В.В. Гордый наш язык… – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность». 8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – СПб.: Азбука-классика,2007 – Серия «Русская словесность». 9. Колесов В.В. Старая пословица недаром молвится. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность». 10. Кондратов А. Письмена мертвые и живые. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность». 11. Кондратов А. Земля людей – земля языков. – СПб.: Азбука-классика, 2006 – Серия «Русская словесность». 12. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: Знак: Языки славянских культур, 2007. 13. Леонтьев А. Путешествие по карте языков мира. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. 14. Лингвистика для всех: Зимняя лингвистическая школа - 2004. Ред.-сост.: Е.С.Абелюк, Е.В.Муравенко, М., Научно-иссл. ин-т развития образования, Департамент образования г. Москвы, 2004. 15. Лингвистика для всех Летние лингвистические школы 2005 и 2006 / Ред.-сост. Е.В.Муравенко, О.Ю.Шеманаева. – М.: МЦНМО, 2008. 16. Лутовинова И.С. Слово о пище русской. – СПб., Азбука, 2005 – Серия «Русская словесность». 17. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. – М.: Знание, 1978. 18. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? - М.: Русское слово, 2000. 19. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб., Азбука, 2007 – Серия «Русская словесность». 20. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – СПб., Азбука, 2005 – Серия «Русская словесность». 21. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. 2008. Серия - Твой кругозор. 22. Пасхалов А.П. Удивительная этимология – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.– (О чем умолчали учебники). 23. Пересветов Р. Тайны выцветших строк. – СПб.: Азбука-классика, 2006 – Серия «Русская словесность». 24. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1996. 25. Смирнов А.Е. Дар Владимира Даля: книга для внеклассного чтения – М.: Дрофа, 2005. 26. Смолицкая Г.П., Горбаневский М.В. Топонимия Москвы. – М.: Наука, 1982 – Серия «Литературоведение и языкознание». 27. Судаков Г.В. Когда появились фартуки? О многовековой истории русских слов и выражений. – М.: АРКТИ, 2009. 28. Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность». 29. Суслова А.В. О русских фамилиях. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность». 30. Улуханов И.С. О языке Древней Руси – М.: 1972. 31. Успенский Л.В. Слово о словах – М.: АСТ, Зебра Е, 2009. 32. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся. М.: – Интерпракс, 1994 33.Лингвистика для всех. Зимняя лингвистическая школа 2004 / Ред-сост. Е. С. Абелюк, Е. В. Муравенко. – М.: Деп. образования г. Москвы, НИИРО, 2004. 34. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004. Книги издательства «Эксмо» 35.  (Серия «ЕГЭ»)Цыбулько И.П, Капинос В.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов. 36. Кузнецов ЕГЭ-2010, 2011. Русский язык: Репетитор. Книги издательства «Дрофа». (Серия «Русский язык»)Львова С.И., 37. Вакурова О.Ф. Готовимся к ЕГЭ. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ 2011. Вступительные испытания.

 

Урок 20

Internet Urok http://rudocs.exdat.com/docs/index-22868.html#1018089

 
 

Урок 21

Internet Urok http://rudocs.exdat.com/docs/index-22868.html#1018090

 
 

Урок 25

Internet Urok http://univertv.ru/vsyo_o_vinogradove

 
  Урок 27 Internet Urok http://univertv.ru/video/filologiya/russkij_yazyk/govori_pravilno

 

  Урок 28 Internet Urok http://univertv.ru/video/filologiya/russkij_yazyk/govori_pravilno/lekciya_masterstvo_publichnoj_rechi_chast_1

 

  Урок 31 Internet Urok http://univertv.ru/video/filologiya/yazykoznanie

 

  Урок 34 Internet Urok http://orfografus.ru/index/0-21

 

  Полезные ссылки в Интернет

 

  Дистанционная олимпиада по русскому языку http://vot-zadachka.ru/index.php?article_id=137&category_id=348&product_id=222#top

 

  Материалы олимпиад http://irgali.narod.ru/olimp.html

 

       

VIII. Оборудование кабинетов:

1. кабинет русского языка: компьютер, мультимедийный проектор, сетевое подключение к интернету.

2. Кабинет информатики: локальная сеть, подключение к ресурсам Интернет.

                                                                                                                      

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мозговой штурм.

Составляем «Банк идей»
 (классический вариант А. Осборна)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.141 с.)