История, специфика деятельности и характеристика персонала МОУ лицея № 180 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История, специфика деятельности и характеристика персонала МОУ лицея № 180



 

 

Муниципальное образовательное учреждение лицей № 180 является муниципальным общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования (как базового, так и повышенного уровня образованности в конкретной предметной области (лицейский образовательный стандарт). Школа-новостройка распахнула свои двери 1 сентября 1981 года в микрорайоне бывшего ипподрома.

15 июля 2003 года распоряжением администрации города Нижнего Новгорода на должность директора школы назначена Костерина Татьяна Валерьевна.

В 2005-2006 учебном году школа стала участником приоритетного национального проекта «Образование».

В 2006-2007 году, школа вошла в число школ-победителей национального проекта.

29 января 2007г. был подписан приказ Департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации г.Н.Новгорода от 29.01.2007г. №68 об изменении наименования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №180 с углубленным изучением отдельных предметов на муниципальное образовательное учреждение лицей №180.

Материально-техническое обеспечение лицея в полной мере отвечает современным требованиям. Лицей имеет техническую оснащенность учебно-воспитательного процесса, достаточную для осуществления углубленного изучения химии, биологии, экологии, физики, информатики. В лицее работают истинные мастера своего дела: Заслуженные учителя России, почетные работники общего образования, отличники народного образования и просвещения, призеры национального проекта «Образование». К процессу обучения в рамках дополнительных образовательных программ привлечены преподаватели ВУЗов.

По состоянию на 1 сентября 2010 года в школе обучается 587 обучающихся, 293 мальчика и 279 девочки, 25 классов-комплектов:

1-4 классы – 206 учащихся;

5-9 классы –292 учащихся;

10-11 классы – 89 учащихся.

Важным структурным подразделением лицея являются межпредметные кафедры, которые объединяя методический и инновационный потенциал учителей лицея, служат творческой единицей инновационного процесса, осуществляя поисково-проектную деятельность и мониторинг преобразований.

В соответствии с принципами Государственной политики РФ в сфере образования МОУ лицей № 180:

- создает условия для профессионального самоопределения учащихся на основе профильного обучения;

- воспитывает активную конкурентоспособную личность, владеющую навыками общечеловеческой и национальной культуры.

Обучающиеся по лицейской образовательной программе ориентированы на дальнейшее обучение в Высших учебных заведениях по избранному лицеем профилю. Школа-лицей является одним из звеньев системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов как базового, так и повышенного уровня (лицейский образовательный стандарт).

Деятельность лицея строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

Основная цель лицея № 180 формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, формирование основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине. Школа-лицей создает условия для формирования у учащихся по лицейским образовательным программам их желанию, склонностям и возможностям, повышенного уровня образованности по всей предметной области, а также допрофессиональную ориентацию в системе наук данной области, являющихся фундаментом обучения в высших учебных заведениях по избранной специальности.

Устав лицея № 180 разработан на основе типового положения о школе-лицее г. Нижнего Новгорода, которое в свою очередь разработано на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года N 1008, и в соответствии с п.9 Постановления реализует возможность создания нового вида образовательного учреждения, восполняющего обязательную инфраструктуру Нижнего Новгорода, обеспечивающего более благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан с учетом региональной специфики сверхкрупного города. Устав - это главный документ школы. Он составляется советом школы, утверждается в мэрии и затем проходит государственную регистрацию в Министерстве юстиции. Один экземпляр устава с печатями этих важных организаций обязательно есть в школе.

Общие вопросы управления отражены в нормативно-правовых актах и во внутренних документах школы (приложение 1)  

Организационная структура школы-лицея № 180 состоит из нескольких уровней и может быть представлена следующим образом:

1 уровень - директор (руководитель); органы коллегиального управления: общешкольная конференция, совет лицея, попечительский совет, педагогический совет;

2 уровень - экспертно-консультативная служба определения стратегии развития личностно-ориентированной педагогической системы и информсреды; заместители директора по направлениям; главный бухгалтер;

3 уровень - координационно-методический совет, регулирующий управление образовательным процессом в информационной среде школы, включающий в себя координаторов базового и профильного образования, воспитательной и научно-методической работы, руководитель информационной службы;

4 уровень - руководители служб по обеспечению системной интеграции ИТ в образовательный процесс и эффективного функционирования педагогической системы: руководители звеньев оргструктуры информационной службы, руководитель медиацентра, руководитель пресс-службы, администратор сети, диспетчер образовательного процесса, инженер базы данных; руководители МО учителей-предметников, руководитель психолого-педагогической службы, организаторы воспитательной работы, руководители ВТК по разработке курсовых проектов;

5 уровень - руководители лабораторий: лаборатории мультимедиа и компьютерного видео, лаборатории издательского дела, методист медиацентра, библиотечная служба, инженер узла Интернет, web-мастер, инженер школьного ТВ-центра, МО руководителей клубов, студий, кружков, спортивных секций, психологи, логопед, социальный педагог, медицинская служба, МО классных руководителей, Совет учащихся, учителя-предметники, руководители НОУ, преподаватели спецкурсов (общеобразовательных спецкурсов по выбору учащихся и спецкурсов "НИТ по выбору) и т.д.

В качестве руководителей творческих групп или команд выдвигаются лидирующие в профессиональном и организационно-педагогическом плане учителя. Таким образом, множественность целей и стратегий управляемого объекта порождает множественность оргструктур, вариативную расстановку органов управления, смещение акцентов в их функционировании.

Схематично организационная структура управления лицеем № 180 представлена в приложении 2. Административное управление лицеем осуществляет директор и его заместители. Высший орган управления - Совет лицея. Основной функцией директора лицея является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет лицея, Педагогический совет, Научно-методический совет, Родительский комитет.

Оргструктура не просто воспроизводит специфику деятельности школы, она является инструментом эффективного взаимодействия между сотрудниками и демонстрирует результативность управленческих воздействий, отражает разделение на отделы, распределение функционала, иерархию подчинения.

Численность работников лицея определена штатным расписанием организации, утв. Приказом Директора от 01.11.2005г., в количестве 75 единиц. Штатным расписанием определен также месячный ФОТ (руб.) работников. Педагогический коллектив состоит из 55 единиц.   

Лицей имеет богатые традиции:

- более 50% педагогов – выпускники школы;

- ежегодно проводится вечер встречи выпускников;

- чествование юбиляров и ветеранов педагогического труда;

- неделя открытых уроков для педагогов и родителей;

- органы детского самоуправления «Светлячки», «Затейники», «Совет старшеклассников»;

- военно-спортивные игры («Орлята России», смотр песни и строя);

- многие выпускники приводят в школу своих детей.

В приложении 3 схематично обозначены факторы социокультурной и образовательной ситуации развития лицея на данный момент. Для анализа нами традиционно используется прием выявления приоритетных факторов развития социокультурной ситуации, в которой находится образовательное учреждение в настоящее время. Образовательная ситуация развивается под влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов, одни из которых придают развитию кризисную неопределенность, другие – стабильность. В сфере их взаимодействия формируется зона риска, являющаяся источником критических тенденций в развитии лицея.

Новыми факторами 2007-2010 гг., являются:

- рост потребностей родителей и учащихся в повышении развивающего эффекта обучения в рамках введения ЕГЭ

- изменение социального заказа в связи со строительством технопарка в Нижнем Новгороде в сторону усиления потребности в инженерно-технических специалистах и научных работниках.

Эти процессы не носят линейного характера. Их положительный посыл ограничивается нарастающими негативными тенденциями деинтеллектуализации общества в целом, образования в частности.

Одной из концепций развития лицея является концепция повышения эффективности внутришкольного управления. Её задачи:

1) совершенствование системы информационного обеспечения и повышение культуры;

2) повышения качества планирования работы;

3) повышение эффективности организационно-исполнительской деятельности;

4) совершенствование качества и действенности контроля;

5). совершенствование системы управления педагогическими кадрами.

В плане работы с кадрами лицея разработанная педагогическим коллективом лицея Программа развития учитывает:

-  необходимость существенной коррекции содержания, методов, форм, организации воспитательно-образовательного процесса;

- целесообразность профессионального развития педагогических и управленческих кадров;

- необходимость внедрения современных форм мониторинга учебного продвижения учащихся, профессионализма кадров, поощрения качественного педагогического труда и др.

В начале 2011 года был разработан Проект Перспективного развития муниципального образовательного учреждения лицея № 180 Ленинского района г. Н.Новгорода на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на 2011-2015 годы.

В проекте развития отражены основные тенденции развития лицея №180, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие лицея в данный период предполагает:

- совершенствование структуры и содержания общего образования;

- поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности и информационном обществе;

- появление образа «нового учителя», открытого ко всему новому, понимающего детскую психологию и особенности развития школьников;

- оптимизацию образовательного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья детей;

- создание комфортных условий для обеспечения учебно- воспитательного процесса.

 

 

2.2. Характеристика системы работы с персоналом МОУ общеобразовательного лицея № 180

 

 

Любое образовательное учреждение, являясь частью социальной системы, представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Соответственно, управление требует адекватного, а именно системного подхода.

Общеобразовательный лицей № 180, как и любое другое образовательное учреждение, – это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.

Будучи составной единицей муниципального, регионального и федерального образовательного комплекса, лицей № 180 входит в более широкие образовательные системы. В то же время она является частью всей социальной системы. Связь школ с внешней средой двусторонняя.

Управление школой – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совме­стной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслу­живающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.

Система управления персоналом (человеческими ресурсами) школы, как любой другой организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистемы линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.

Задачи управления персоналом возложены на Отдел работы с педагогическими кадрами.

Важнейшей задачей Отдела работы с педагогическими кадрами является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям учреждения.

Под качественными характеристиками персонала следует понимать:

- способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);

- мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.);

- свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли).[22]

Качественное кадровое обеспечение – одно из условий стабильного функционирования лицея. Анализ существующей ситуации позволяет определить концептуальные основы кадровой политики и направления деятельности в стратегии образования в целом.

Общая численность педагогов на начало 2011/2012 уч.г. - 55 человек, в т.ч. 1чел. - совместитель.

Педагоги занимают основную долю в структуре персонала лицея. Это свидетельствует о том, что учреждение обеспечено работниками для осуществления основной своей деятельности. Особое значение для характеристики предприятия имеет показатель постоянства работников, который в нашем случае довольно высокий, что свидетельствует о грамотной стратегической кадровой политике.

Качественный анализ педагогического состава лицея № 180, проведенный по следующим устоявшимся параметрам: образование, стаж, квалификационная категория и повышение квалификации, - предоставляет возможность прогнозировать политику работы с кадрами.

Таблица 2

Состав педагогических работников лицея: уровень образования

Всего педкадров

Образование

 

55

Высшее Высшее проф. Неокон. высшее Среднее спец-е Среднее професс. Среднее общее
32 20 1 2 0 0

 

Таблица 3

Рабочий стаж и квалификация персонала педкадров лицея

Стаж

Квалификационная категория

Прошли повышение квалификации
0-3 года От 3 до 20 лет Более 20 лет Не имеют Вторая Первая Высшая 2006-2010
5 чел 20 чел. 30чел. 1 9 21 27 12

 

Половозрастная структура персонала организации - это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала.

Если анализировать поло-возрастную структуру персонала лицея, то женщины составляют 86 %, соответственно мужчины – 14%. При этом в аппарате управления женщин 90 %.

33% педагогического коллектива – пенсионеры, 10% - предпенсионного возраста, 6% - молодые специалисты.

Рис. 1. Возрастная структура педагогического коллектива лицея № 180

Таким образом, несмотря на активное участие педагогов в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, продолжается тенденция старения педагогического коллектива, ограничения молодых и перспективных кадров, иссякает творческий потенциал педагогов.

18 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 64% - первую, 18 % - вторую.

Использование качественных характеристик персонала является наиболее значимым резервом по управлению издержками организации. Анализ трудовых ресурсов позволяет вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет производительности труда, более рационального использования численности кадров, их рабочего времени.

На основе результатов аудита разработана и на заседании руководства Совета школы в 2009 году была принята Концепция развития управления педагогическими кадрами, определяющая направления совершенствования кадровой работы до 2012 года:

- принципы системы управления персоналом школы;

- стратегические цели и тактические задачи системы управления персоналом;

- приоритетные направления совершенствования системы управления персоналом;

- подходы к оценке эффективности системы управления персоналом.

Настоящая Концепция предназначена для обеспечения лучшего понимания значения, придаваемого в лицее работе с персоналом, и подчеркивает намерение руководства укрепить у педработников уверенность в долгосрочном потенциале общеобразовательного учреждения.

Отдел работы с педагогическими кадрами решает следующие основные задачи: найм сотрудников, отбор кандидатов, адаптация и обучение персонала, развитие и повышение квалификации сотрудников, вознаграждение.

В управлении персоналом лицея № 180 применяются следующие методы:

1. Организационно-административные методы управления:

- регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций;

- использование властных механизмов управления (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью учреждения.

2. Экономические методы управления: материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.

3. Среди социально-психологические методов управления педагогическим коллективом лицея № 180 можно назвать следующие:

1. Установление моральных санкций и поощрений.

2. Развитие у работников инициативы и ответственности.

3. Установление социальных норм поведения.

4. Создание нормального психологического климата.

5. Формирование коллективов, групп.

6. Удовлетворение культурных и духовных потребностей.

7. Социальная и моральная мотивация и стимулирование.

8. Участие работников в управлении.

9. Создание творческой атмосферы.

Проанализируем состояние мотивации труда персонала в МОУ лицей №180. Как и в любой другой организации, в лицее существуют должностные инструкции и нормирование труда, что относится к методам организационного воздействия.

Заработная плата представляет собой компенсацию трудового вклада работников в деятельность организации. В рассматриваемом нами учреждении используется повременная форма оплаты труда, т.е. уровень оплаты труда связывается с продолжительностью затраченного времени на работу. Труд педагога трудно измерить и контролировать его качество, поэтому такая форма оплаты труда является предпочтительной для образовательных учреждений. Преимуществами такой системы являются простота, легкость реализации, легкость начисления, обеспечение хороших отношений между работниками. Базируется на тарифных ставках и разрядах работников. Недостатками являются низкий уровень стимулирования. МОУ лицей №180 является бюджетной организацией и полностью финансируется из муниципалитета, а значит уровень оплаты труда не высокий. Заработная плата - важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника, а если она низкая, то и мотивация труда будет снижаться.

В учреждении существует система премирования. Премиальная надбавка в соответствии с заслугами работника исчисляется по единой методике (на основе трудового стажа). Преимущества: стимулирует значимые показатели производительности труда, способствует взаимодействию между работниками. Недостатки: трудно сформулировать общую методику, которая обеспечит сопоставимость неоднородных случаев, велика вероятность субъективной оценки заслуг работника.

Лицей №180  - муниципальное предприятие и в нем существует:

1) Оплата и предоставление учебных отпусков лицам, совмещающим работу с обучением в соответствии с трудовым законодательством;

2) Дотации и пособия по нетрудоспособности.

3) Денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами, круглыми датами трудовой деятельности или праздниками (денежные суммы или подарки) выплачивается профсоюзной организацией.

4) Также в учреждении реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности), установленные на государственном и региональном уровне.

Но учреждение не предоставляет своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет самой организации, т.е. в учреждении не существует никаких выплат, кроме предусмотренных законодательством РФ.

Все перечисленное выше относится к экономическим методом стимулирования труда персонала.

В рассматриваемом нами учреждении существуют моральные санкции и поощрения. Моральные санкции в виде выговоров и замечаний имеют силу мотивационного воздействия в силу авторитета личности директора. Что касается моральных поощрений, то в МОУ лицей №180 в конце каждого мероприятия отмечаются те педагоги, которые внесли больший вклад в его проведение в форме устной благодарности или награждаются почетными грамотами, что оказывает свое мотивационное воздействие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.049 с.)