Третий час физической культуры как одна из форм организации ппфп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий час физической культуры как одна из форм организации ппфп



 

3.1. Модернизация системы физического воспитания учащихся и обоснование ввода третьего часа физической культуры в общеобразовательные заведения

 

В этом подпункте мы раскроем физиологические и гигиенические аспекты занятий.

В статье 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» сказано, что физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшим развитием, целью физического воспитания в школе является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования.

Всестороннее развитие личности включает в себя овладение школьниками основами физической культуры, элементарными физическими навыками. Слагаемыми основ являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Анализ вектора развития образования по учебному предмету «Физическая культура» показал, что до настоящего времени учащиеся овладевали «спортизированными» навыками и умениями в двигательной сфере, и это была преимущественная конечная цель и практически единственный критерий эффективности физического воспитания. Сейчас жизнью ставится другой ориентир. Школьники должны не заучивать готовые образцы движений, а, творчески осмыслив их, дополнить в соответствии со своими индивидуальными особенностями с целью решения двигательных задач в различных прикладных ситуациях.

Освоить весь арсенал двигательных действий, которые могут встретиться школьнику, на уроках физической культуры практически невозможно. Сейчас имеется принципиальная возможность научить школьника самостоятельно осваивать различные модификации двигательных действий. Для этого достаточно внести в систему подготовки раздел «Принципы формирования движений и передвижений».

Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в три группы:

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий и навыков путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

3. Освоение двигательных действий и навыков в осознании их прикладного назначения.

В этой связи необходимо предъявить следующие требования к учащимсяобщеобразовательной школы. Учащиеся должны:

1. Иметь представление о своих физических возможностях (уровень двигательной подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку).

2. Знать правила поведения на спортивных сооружениях и рекреационных площадках (принципы межличностного общения, навыки управления вниманием), выполнения физических упражнений разной направленности, методы контроля за функциональным состоянием организма, методику проведения занятий физической культурой.

3. Знать методику развития двигательных качеств, правила проведения спортивных и подвижных игр, правила режима дня, правила межличностного общения, методику проведения восстановительных процедур, методику выполнения оздоровительных упражнений – для зрения, осанки, стопы, дыхания, правила составления утренней гигиенической гимнастики, правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями и правила оказания элементарной доврачебной помощи.

4. Уметь провести планирование занятия – поставить цель и задачи; выбрать время в режиме дня; отобрать необходимые физические упражнения (в соответствии с целью и задачами занятия или цикла) и частоту занятий в неделю; продолжительность занятия, дозировку нагрузки при выполнении разных физических упражнений, средства контроля за состоянием организма.

5. Уметь выполнять доступные (возрасту и подготовленности) физические упражнения (оздоровительные – для коррекции функционального состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактики простудных заболеваний, для развития двигательных качеств (силы, быстроты, координации, гибкости и выносливости) и коррекции индивидуальных особенностей фигуры (осанки); развивающие; рекреационные, для профилактики нарушений зрения).

6. Уметь подготовить место проведения занятия: выбрать место занятия (дома, на спортивной площадке, на необорудованной площадке, в парке, в рекреационном помещении школы); обеспечить безопасность занятия (отсутствие опасных предметов – выступов, повреждений пола, ям, движения автомобилей и др.); подобрать необходимое оборудование (спортивный инвентарь, спортивную одежду и обувь).

7. Уметь провести занятие физическими упражнениями: выполнение разминки; выполнение основной части занятия (общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры в соответствии с целью занятия; лыжные прогулки; оздоровительный бег; контроль над функциональным состоянием организма, соблюдение гигиенических требований к занятиям физической культурой, выполнение норм межличностного общения); выполнение заключительной части занятия (выполнение упражнений на расслабление и дыхательных упражнений, контроль самочувствия, подведение итогов занятия – что выполнено и что не выполнено из запланированного, почему).

8. Уметь выполнять гигиенические мероприятия (утреннюю гигиеническую гимнастику, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе, физкультминутки, самомассаж, дыхательные упражнения), оценку функционального состояния (по ЧСС, частоте дыхания), восстановительные процедуры, основные компоненты режима дня.

9. Уметь работать в группах, распределяя права и обязанности, то есть быть социально адаптированным.

Эти требования к школьникупредопределяют эффективность его будущей адаптации в обществе и успешности жизнедеятельности.

Налицо комплекс требований, который в представленном виде отсутствовал в системе физического воспитания школьника, еще не осмыслен педагогами и не вошел в образовательный стандарт. Весь представленный набор знаний и умений сам по себе не возникает даже у одаренных детей. Он должен быть развит и сформирован в ходе специально организованного учебно-педагогического процесса в системе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Современные тенденции в образовании не отрицают накопленный положительный опыт, а лишь дополняют его в соответствии с требованиями современного общества и расширяют его возможности. Анализ образовательного процесса в области физического воспитания школьников показал, что:

– необходимо полнее учитывать индивидуальные физиологические возрастно-половые характеристики, потребности и личностные качества школьников (об этом будет сказано в 3 главе);

– приоритетное формирование лишь физических качеств отрицательно сказывается на совершенствовании личности учащихся и искажает истинные идеи физического воспитания;

– большое значение для эффективного физического воспитания школьников имеет не только двигательная деятельность, но и воспитание нравственности, интеллекта и общей культуры.

– необходимо учитывать, что физическая культура является составной частью общей культуры общества, ее важным компонентом и не сводится только к совершенствованию телесности.

Учитывая сказанное, можно заключить, что модернизация системы физического воспитания должна строиться на основе учета четырех основных характеристик: 1) особенностей школьника, 2) педагогического коллектива школы, 3) программы физического воспитания и 4) условий обучения в школе. До настоящего времени такие комплексные данные отсутствуют, что делает процесс модернизации физического воспитания спонтанным.

Следующим шагом на пути модернизации должно стать определение приоритетных задач физического воспитания. Необходимо удалить из программного материала не присущие физическому воспитанию задачи. В настоящее время их обилие делает работу учителя крайне неэффективной. Как представляется, основными задачами физического воспитания в современных условиях являются:

1. Формирование у школьников интереса к занятиям физической культурой. Без этого компонента все усилия по модернизации физического воспитания бессмысленны.

2. Обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной и профессиональной деятельности. Подразумевается обучение следующим компонентам: самостоятельного формулирования цели занятий; выбора адекватных средств и методов достижения цели; самостоятельной организации и проведения занятия, осуществления контроля и оценки реакций организма на физическую нагрузку.

3. Формирование у школьников понимания смысла занятий физической культурой. Подразумевается понимание физиологических и психических процессов, лежащих в основе выполняемого двигательного действия; знание закономерностей развития двигательных качеств и формирования техники двигательных действий, прикладное значение выполняемых действий. В существующей практике физического воспитания дается некоторый набор сведений в данной области, но понимания закономерностей и связей между этими сведениями не формируется.

4. Обучение школьников навыкам рациональной двигательной деятельности; кондиционная и координационная тренировка.

Реализация представленных задач позволит поднять процесс физического воспитания на более качественный уровень и говорить уже о «физкультурном образовании» школьников. При этом каждый школьник получает возможность в дальнейшем самостоятельно совершенствовать свои индивидуальные способности средствами физической культуры.

В школьном учебном предмете «Физическая культура» до настоящего времени преимущественно совершенствовалась физическая деятельность и меньше внимания уделялось культуре этой деятельности. Сейчас необходимо интенсифицировать совершенствование второй составляющей учебного предмета – культуры (движений, внешнего вида, взаимоотношений «учитель – школьник» и «школьник – одноклассники»).

За последние годы выявляется ухудшение здоровья учащихся общеобразовательной школы. Факты говорят, что многие болезни «молодеют». Например, если раньше повышенное артериальное давление встречалось преимущественно у пожилых людей, то сейчас этим заболеванием страдает все большее количество школьников старшего, среднего и даже младшего возраста. Все больше фиксируется нарушений в опорно-двигательном аппарате (нарушения осанки и плоскостопие), увеличение простудных заболеваний. Эти и другие отклонения в состоянии здоровья являются следствием многих причин, в том числе и снижения двигательной активности на фоне учебных перегрузок школьников. Количество уроков физической культуры не в состоянии удовлетворить «двигательный голод» детей и подростков. Не последнюю роль играет и снижение интереса к занятиям физической культурой. Зачастую, роль ученика и учителя сводится к сдаче условных нормативов потому, что так легче и понятнее.

В поисках выхода из этой ситуации логично было бы ввести третий, дополнительный урок физической культуры. Однако в этом вопросе педагоги сталкиваются с существенными затруднениями. Во-первых, отсутствует разработанная и обоснованная программа третьего урока. Во-вторых, как правило, отсутствуют дополнительные оборудованные помещения для таких занятий. Есть и много других подводных камней, которые, однако, являются в этом вопросе второстепенными, хотя и важными.

Модернизированное физическое воспитание предполагает следующую структуру: два урока физической культуры с образовательной направленностью, третий урок физической культуры с преимущественной оздоровительно-реабилитационной направленностью, домашние занятия физической культурой с приоритетной оздоровительно-воспитательной направленностью, внеклассные занятия физической культурой (физкультурно-оздоровительная деятельность, спортивные школьные секции), имеющие основную цель – развитие (в том числе и спортивное) учащихся. Стоит сказать, что само по себе понятие «реабилитационная», обозначающее (от лат. rehabilitate) восстановление, в данном контексте должно означать, прежде всего, адаптацию к возрастающим жизненным сложностям и будущей профессиональной деятельности.

Можно выделить два основных подхода к составлению содержания третьего урока.

 Первый подход – увеличение количества часов, отведенное основной программой на двухчасовые уроки физической культуры. Казалось бы, это прекрасное решение проблемы. Однако при ближайшем рассмотрении такой подход ведет лишь к увеличению учебной нагрузки и без того перегруженного ребенка. К чему приведет увеличение физической нагрузки, казалось бы, благоприятное для здоровья, на фоне запредельного объема выполняемой в школе умственной работы, с которой успешно справляются далеко не все учащиеся, в условиях крайнего дефицита времени у школьников для прогулок, ночного сна и восстановления. Ответ напрашивается сам собой – к еще более выраженным стрессам и хроническому переутомлению. И эти явления уже фиксируются в тех школах, где педагогический коллектив бездумно пошел по этому пути.

Второй путь, также используемый при разработке содержания третьего урока физической культуры, – применение так называемых развлекательных принципов. В этом случае говорят: «Дайте ребенку подвигаться, побегать, побросать мяч – это позволит ему восстановиться, отдохнуть от учебной нагрузки». Урок физической культуры превращается из учебного предмета в лучшем случае в развлекательное мероприятие «два притопа, три прихлопа». Что нового получит школьник в ходе такого «урока»? Какие навыки, позволяющие восстановить работоспособность, увеличить сопротивляемость внешним неблагоприятным факторам, исправить физические недостатки, получат дети и подростки? Ответ однозначен для специалистов. Такие «занятия» сформируют пренебрежительное отношение к предмету, еще больше школьников начнут пропускать уроки физической культуры.

И третий подход - предлагается использовать третий дополнительный урок физической культуры для обучения школьников прикладным навыкам и упражнениям, которые доказали свою эффективность не только в подготовке к будущей профессиональной деятельности, но и являясь дополнительной игровой мотивацией, являются мощным средством повышения интереса к физическим упражнениям, и далее через игру, приобретения навыков управления своим самочувствием. Наступил тот момент, когда необходимо разграничить поле ответственности между уроком физической культуры, внеклассными занятиями физкультурно-оздоровительной деятельностью и домашними занятиями физическими упражнениями. Это три равноправные составляющие системы физического воспитания, имеющие свои специфические цели и задачи, которые невозможно полноценно решить исключительно в рамках урока физической культуры, что и показывает практика.

Внедрение третьего урока физической культуры продиктовано следующими соображениями.

 Во-первых, совершенствование содержания и методики проведения уроков физической культуры дошло до своего логического завершения, и дальнейшее улучшение в этом направлении представляется сомнительным.

 Во-вторых, учебная перегрузка школьников, нарушение психологического здоровья в различных формах требуют проведения новых, нестандартных мероприятий, чего невозможно добиться в полной мере на обычном уроке физической культуры (который и без того перегружен своими задачами) или в системе физкультурно-оздоровительной деятельности (гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные перемены, занятия физическими упражнениями в группах продленного дня).

В-третьих, вынесение ППФП на третий час высвобождает время, отведённое в основной сетке часов на прикладные упражнения, которое можно использовать, к примеру, для более качественного обучения игровым видам. Это диктует необходимость введения третьего часа для урочных занятий физической культурой. Внедрение в учебный процесс третьего урока физической культуры требует специальной разработки его научно-методического обеспечения – структуры и содержания урока, методики обучения учащихся оздоровительно-реабилитационным упражнениям, системы контроля за успешностью учебного процесса (с реализацией идеи «безоценочного» учебного процесса), регламентации нагрузок. Эти, более глубокие вопросы. не входят в круг задач данной работы.

Третий урок физической культуры рекомендован для системы физического воспитания общеобразовательной школы. Однако его внедрению мешают помимо организационных проблем отсутствие научно обоснованного содержания, методики проведения и поставленных перед этим уроком педагогических задач. Задачами физкультурно-реабилитационных уроков являются: снижение негативных последствий учебной перегрузки; увеличение уровня ежедневной двигательной активности; освоение прикладных упражнений в ходе имитационных игр, обучение основам знаний и умений по методике самостоятельного проведения занятий физическими упражнениями. При этом формируются социально значимые качества личности – уважение к окружающим, коллективизм, осознание значимости занятий физической культурой, трудолюбие, творческая активность, целеустремленность, осмысленное, прикладное понимание физических упражнений. В предлагаемой парадигме физического воспитания стандартные уроки физической культуры приобретают свою истинную функцию – образовательную.

Какова же основная цель третьего урока, разрабатываемого по реабилитационно-прикладной  линии? Прежде всего, это формирование навыков использования прикладной физической культуры и овладение учениками (особенно в старших классах) навыками целенаправленного планирования и построения занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебе и индивидуальной деятельности по интересам, которая в дальнейшем примет форму профессиональной.

Расшифруем эти понятия. Физическая культура личности – это не только владение теми знаниями, умениями и двигательными навыками, которые осваиваются в рамках Комплексной программы. Это более широкое понятие. Оно подразумевает владение арсеналом средств физической культуры в соответствии со своими индивидуальными особенностями и поставленными прикладными задачами.

Отличительной чертой нового подхода к разработке средств третьего урока является его реабилитационно-прикладная направленность, насыщенная конкретным материалом, который позволит повлиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у данного конкретного школьника без специальной тренировки.  При этом предлагается использовать прикладные упражнения, направленные не только на формирование узкопрофессиональных качеств, но и всего здоровья в целом. Здоровье рассматривается как единство физической, психической и социальной составляющих.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.025 с.)