Основы физического воспитания в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы физического воспитания в школе



ВВЕДЕНИЕ

 

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и адаптации к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов — элементов современной физической культуры и спорта.

Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки.

В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду и военному делу  уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. На роль физических упражнений в под- готовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги XV-XIX вв. Франсуа Рабле (1494-1553), Джон Локк (1632—1704), Иоганн Песталоцци (1746—1827.), Иоганн Гутс-Мутс (1756-1839), Жорж Домени (1850-1917).

Именно в этот период возникало и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования и определенном производстве. На рубеже XIX—XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе которой было широкое применение достижений науки  и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека.

В 20—30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления — специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

 

Объект исследования данной работы: современный урок физической культуры.

Предмет исследования: третий час физической культуры как форма осуществления физического воспитания в школе.

Методы исследования: анализ научно – методической, научно - популярной литературы.

«Предполагается, что введение ППФП на третьем часе физической культуры существенно повысит уровень прикладных двигательных навыков и физических качеств, расширит мотивацию к занятиям, а также, уменьшит дефицит двигательной активности у учащихся».

Цель дипломной работы: обоснование введения ППФП на третьем часе физической культуры.

Задачами дипломной работы являются:

1.  Раскрыть сущность понятия «современный урок физической культуры», изучить структуру и содержание современного урока, а также его проведение; изучить содержание и структуру частей урока физической культуры (подготовительную, основную, заключительную);

2. Определить способы организации профессионально-прикладнойфизической подготовки в школьных учебных заведениях, определить место ППФП в системе физического воспитания.

3.  Рассмотреть и проанализировать проведение третьего часа физической культуры как одной из форм организации ППФП.

Таким образом, введение ППФП на 3 уроке физической культуры должно решать образовательные,  воспитательные и оздоровительные задачи, формировать интерес у учащихся к занятиями физическими упражнениями, побуждать их к активной профессиональной деятельности.

Практическая значимость работы: данная дипломная работа может использоваться в качестве дидактического материала по проведению третьего часа физической культуры в образовательном учреждении.

 


Содержание ППФП, контроль эффективности

И методика подбора средств

По общему мнению физиологов, психологов труда, педагогов все составляющие трудового акта тренируемы (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные виды внимания, реакция выбора и др. психофизические качества). Общепризнано, что психофизиологические основы труда и спорта едины. Поэтому можно использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в спорте на подготовку к трудовой деятельности. Благодаря этому именно на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать трудовые процессы и элементы трудовой деятельности, т.е. путем сочетания различных упражнений, элементов или целостных видов спорта направлено готовить человека к предстоящей профессиональной деятельности. Такое моделирование проводится на основе изучения целого ряда факторов.

Основными являются:

-формы (виды) труда специалистов данного профиля;

-условия и характер их труда;

-режим труда и отдыха;

-особенности динамики работоспособности в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы труда. Физический и умственный труд являются основными формами труда, имеющими большое многообразие видов. Однако эти формы редко проявляются в «чистом» виде. Обычно считается, что труд специалистов высшей квалификации является в основном умственным, творческим, управленческим трудом, а физическим трудом заняты подчиненные, исполнители. Но, практически, это бывает редко, хотя управленческий характер труда и типичен для специалистов. И все же здесь уместно говорить о смешанной фирме труда, поскольку разделение труда на физический и умственный в настоящее время имеет достаточно условный характер даже для специалистов высшей квалификации.

Условия труда, под которыми понимается продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы, в том числе наличие профессиональных вредностей и др., во многом определяют подбор средств физической культуры и спорта для достижения и сохранения высокой работоспособности и трудовой активности человека. А следовательно, влияет на конкретное содержание ППФП специальности.

Например, многие буровые бригады работают вахтовым способом по 12 часов при повышенной влажности, шуме и вибрации в условиях Севера.

А специалисты по радиоэлектронике и автоматике, экономисты вынуждены трудиться в условиях гипокинезии (недостатка движений) перед экраном монитора.

Характер труда определяет содержание ППФП будущих специалистов, так как для правильного подбора и применения средств физической культуры и спорта важно знать, с большой или малой физической или эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, но при выполнении неодинаковых видов профессиональных работ и служебных функций. Естественно, что в таких случаях наблюдаются совершенно различные психофизиологические нагрузки у специалистов и, следовательно нужны соответствующие разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха. Подобные рекомендации с учетом особенностей характера и труда специалистов на производстве нужны студентам и для предупреждения профессиональных заболеваний.

Режим труда и отдыха оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств физической культуры с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности.

Например, различный режим труда и отдыха имеют работающие вахтовым методом выпускники факультетов разработки нефтяных и газовых месторождений или строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта, и работающие на нефтеперерабатывающем заводе выпускники химико-технологического факультета.

Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения эффективности производства и производительности труда (выработки), сохранения работоспособности и здоровья человека.

При этом действенными мерами улучшения такого режима являются не только рациональное время начала и окончания работы, строго регламентированные научно обоснованные сменные перерывы, целесообразный график сменности работы, обоснованный график отпусков, но и правильная организация внутрисменного отдыха с использованием пассивного и активного отдыха, в том числе и средств физической культуры.

При подготовке специалистов надо учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь. Чаще всего это выражается в практически различных возможностях использования средств физической культуры в качестве активного отдыха в свободное время у представителей той или иной профессии. Ведь только методически правильное их применение может оказать благоприятное влияние на восстановление и повышение профессиональной работоспособности человека.

Динамика работоспособности в процессе труда является интегральным фактором, также определяющим конкретное содержание ППФП. Дело в том, что моделирование отдельных элементов процесса труда путем подбора физических упражнений при осуществлении ППФП требует знаний об особенностях изменения работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.

Это достигается путем построения кривой работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизических показателей работника. Она может служить отправной точкой для разработки соответствующих рекомендаций по направленному применению средств физической культуры и спорта как в процессе подготовки к профессии, так и в режиме труда и отдыха уже на рабочем месте в целях повышения работоспособности.

Дополнительными факторами определения конкретного содержания ППФП являются индивидуальные (в том числе половые и возрастные) особенности будущих специалистов, а также географические и климатические черты региона, в который направляются выпускники учебного заведения и факультета.

После определения содержания ППФП важно подобрать адекватные средства, т.е. прикладные физические упражнения или виды спорта, чтобы обеспечить необходимую подготовку будущего специалиста. Физические упражнения являются основными средствами ППФП.

Подбор отдельных физических прикладных упражнений или целостных видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, если профессиональный труд требует проявления выносливости, то при подготовке применяются те упражнения, те виды спорта, которые в наибольшей степени развивают общую выносливость (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.).

Если характер профессионального труда связан с необходимостью применять разнообразные способы передвижения, то включаются элементы или целостные виды спорта, содержащие в себе навыки различных способов передвижения (гребля, конный спорт, вело и мотоспорт и т.п.).

Целостное применение прикладных видов спорта в целях психофизической подготовки и профессионального труда основано на положении о том, что занятия различными видами спорта, а также квалификация спортсменов накладывает определенный отпечаток на состояние их физического развития и функциональной подготовленности.

Каждая спортивная деятельность (вид спорта) совершенствует преимущественно специфические для нее психофизиологические функции, поэтому примеров может быть еще много.

Именно разнохарактерность различных видов спорта, так же как и разнохарактерность трудовых процессов, позволяет моделировать в спортивной подготовке многие параметры психофизической нагрузки на человека в процессе труда.

Кроме прикладной направленности отдельных видов спорта следует еще раз подчеркнуть значение занятий спортом вообще. Элемент состязания, сопряженный с повышенными физическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования и воспитания наиболее важных в современном производстве психическихкачеств и свойств личности (воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизм и т.д.).

К дополнительным средствам ППФП относятся оздоравливающие природные факторы, а также условия, в которых осуществляется ППФП:

- температура окружающей среды;

- парциальное давление кислорода в воздухе;

- солнце;

- вода и т.д.

С помощью дополнительных средств можно развивать механизмы неспецифической адаптации и подготовиться к работе с неблагоприятным метеорологическими условиями (жаркий или холодный климат,быстрая смена температур), к работе с повышенной загазованностью, радиацией, вибрацией, шумом.

Контроль за эффективностью ППФП осуществляется с использованием педагогических и медико-биологических тестов и имеет основные задачи:

1. Оценить степень владения прикладными навыками и умениями.

2. Оценить степень развития ПВК.

3. Оценить уровень знаний в области ППФП по избранной профессии.


ВВЕДЕНИЕ

 

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и адаптации к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов — элементов современной физической культуры и спорта.

Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки.

В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду и военному делу  уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. На роль физических упражнений в под- готовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги XV-XIX вв. Франсуа Рабле (1494-1553), Джон Локк (1632—1704), Иоганн Песталоцци (1746—1827.), Иоганн Гутс-Мутс (1756-1839), Жорж Домени (1850-1917).

Именно в этот период возникало и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования и определенном производстве. На рубеже XIX—XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе которой было широкое применение достижений науки  и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека.

В 20—30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления — специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

 

Объект исследования данной работы: современный урок физической культуры.

Предмет исследования: третий час физической культуры как форма осуществления физического воспитания в школе.

Методы исследования: анализ научно – методической, научно - популярной литературы.

«Предполагается, что введение ППФП на третьем часе физической культуры существенно повысит уровень прикладных двигательных навыков и физических качеств, расширит мотивацию к занятиям, а также, уменьшит дефицит двигательной активности у учащихся».

Цель дипломной работы: обоснование введения ППФП на третьем часе физической культуры.

Задачами дипломной работы являются:

1.  Раскрыть сущность понятия «современный урок физической культуры», изучить структуру и содержание современного урока, а также его проведение; изучить содержание и структуру частей урока физической культуры (подготовительную, основную, заключительную);

2. Определить способы организации профессионально-прикладнойфизической подготовки в школьных учебных заведениях, определить место ППФП в системе физического воспитания.

3.  Рассмотреть и проанализировать проведение третьего часа физической культуры как одной из форм организации ППФП.

Таким образом, введение ППФП на 3 уроке физической культуры должно решать образовательные,  воспитательные и оздоровительные задачи, формировать интерес у учащихся к занятиями физическими упражнениями, побуждать их к активной профессиональной деятельности.

Практическая значимость работы: данная дипломная работа может использоваться в качестве дидактического материала по проведению третьего часа физической культуры в образовательном учреждении.

 


ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

 

1.1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе

 

Начиная с 20-х гг. прошлого столетия физическая культура прочно входит в учебные планы общеобразовательных школ в качестве обязательного учебного предмета. Этому способствовали успешная качественная подготовка специалистов, становление программно-методического обеспечения, строительство новых школ с материально-спортивной базой. Развитие физического воспитания в общеобразовательных школах формировало основы советской системы физического воспитания. Спорт органично входил в эту систему в качестве средства, обеспечивающего организацию и содержание внеклассной и внешкольной физкультурно - образовательной и спортивной работы.

Однако уже тогда система спортивной подготовки развивалась более быстрыми темпами. Уже в 1928 г. было проведено крупномасштабное спортивное мероприятие - I Спартакиада народов СССР. Многочисленные спортивные рекорды, установленные в ХХ в., смогли превзойти даже самые смелые прогнозы. Все это сделало спорт одним из самых бурно развивающихся социальных и культурных феноменов современного общества.

В спортивной науке спорт рассматривается как собственно соревновательная деятельность, специфическая форма которой - система состязаний, обеспечивающая выявление и сравнение человеческих возможностей, или как полифункциональное социальное явление, включающее в себя соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также систему специфических межличностных отношений (политических, экономических, правовых, информационных, управленческих и др.), складывающихся в связи с этой деятельности (Н.Н. Визитей, 1986; Л.П. Матвеев, 1991; Г.Г. Наталов, В.И. Столяров, 1980).

Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов. По данным социологических опросов современной молодежи, спортсменов, становится ясно, что именно спорт оказал значительное влияние на их представление об общественной жизни и мире в целом.

При правильной организации спортивной деятельности она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности, здорового образа и стиля жизни детей и молодежи. Однако, современная система физического воспитания при всем ее зачастую хаотичном многообразии форм не смогла привлечь основную массу детей и молодежи к занятиям различными упражнениями. Это не позволило использовать в качестве основного средства физического воспитания самое главное достижение спортивной культуры - научно обоснованный метод тренировки. Создавшееся противоречие между пониманием социальной необходимости оздоровления и адаптации детей к изменившейся системе ценностей в организации общественной жизни и недостаточно разработанными технологиями реализации этих процессов во многом предопределило критическую ситуацию, характерную для современного состояния физического воспитания детей и молодежи. Так, из социологических данных известно, что подавляющее большинство школьников хотели бы заниматься спортом и прикладными видами физической культуры, однако их желание искусственно сдерживается организационно-управленческими и программно-методическими недоработками и недооценкой прикладных видов спорта как эффективного инструмента развития личности подрастающего человека, который вступает в социальную жизнь [6].

Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на разумные жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами в спортивном зале и стадионе, затем, как правило, помогают им в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха в любом виде деятельности зависит, прежде всего, от личных индивидуальных качеств: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых качеств и трезвой оценки своих возможностей. Успешно развить эти качества можно, прежде всего в спортивной деятельности. Однако эффективность социализации личности в спорте во многом зависит от того, какие ценности спортивной культуры осваиваются человеком, как организован процесс спортивного воспитания.

Прежде всего, сформулируем рабочее понятие спортивной культуры. В.И. Столяров, О.В. Козырева, В.К. Бальсевич уже обращались к этому понятию. Как нам представляется, спортивная культура - это наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения первенства или рекорда посредством физического и духовного совершенствования человека.

Социальная значимость спорта определяется, прежде всего, его ценностным потенциалом.

К сожалению, вопрос о ценностях спортивной культуры, об их месте в системе научного спортивного знания остается малоизученным. В нашем исследовании мы рассмотрим структуру (классификацию) ценностей спортивной культуры с целью включения в неё ППФП.

В данном контексте ценности рассматриваются нами "как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой деятельности, интересов и потребностей, социальных отношений" [9].

Известно, что спорт есть сфера создания культурных ценностей, которые органично входят в содержание культуры. Так, В.М. Выдрин (1976) в подтверждение этого факта пишет: "Спорт можно с полным основанием отнести к тем видам человеческой деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их. Ценности здесь могут проявляться в виде здоровья, физического совершенствования либо как конкретные результаты (занятое место, рекорд) или опосредованно - повышение производительности труда, уровня боевой подготовки, общей воспитанности и культурности человека" [2, с. 9].

Н.И. Пономарев в работе "Спорт как социальное и педагогическое явление" (1984) отмечает, что в системе ценностей современной культуры спорт занимает значительное место. К ценностям спорта он относит: уровень здоровья людей, их физическую подготовленность, физическое развитие, спортивно-технические результаты, идейные, организационные, научные и методические основы спортивной тренировки. Продолжая анализ ценностей спорта, автор подчеркивает: "Для всех спортсменов существенны ценности: функциональное содержание спорта, общение, волевые и моральные качества, социальное признание, авторитет, чувство личного достоинства и чувство долга, самовоспитание и др. Ценности спорта могут проявляться и опосредованно - в виде повышения производительности труда людей, занимающихся физическими упражнениями. Ценности, спорта следовательно связаны с его использованием как средства удовлетворения социальных и биологических потребностей людей, культурных запросов общества" [8, с. 5].

Схема 1.  Структура ценностей физической культуры.

Компоненты ценностного потенциала: 1 - достиженческий; 2 - правовой; 3 - экономичес кий; 4 - политический; 5 - образовательный; 6 - информационно-зрелищный; 7 - общественное сознание; 8 - общественное мнение; 9 -.мотивация и потребность; 10 - взаимоотношения; 11 - физическое совершенство; 12 - социализация; 13 - самореализация; 14 - здоровье формирование; 15 - социально престижный; 16 –эстетика.

 

Для исследования ценностей спортивной культуры особое значение имеет определение существенных признаков, позволяющих выявить эти ценности, систематизировать и сгруппировать их в зависимости от значимости для личности и общества. Пользуясь методологией Ю.Ф. Курамшина [5], за основу классификаций ценностей спортивной культуры нами взяты такие признаки, как потребность в самоорганизации здорового стиля жизни, успехе, достижении высокого спортивного результата, поскольку ценность как социальная категория всегда связана с удовлетворением человеческих потребностей. Потребности человека многообразны и многие из них проявляются и в сфере спортивной культуры. В процессе удовлетворения потребностей и создаются культурные ценности, в том числе и в сфере спорта.

 

Схема 2. Структурная модель содержания учебного предмета "Спортивная культура" для учащихся 9-11-х классов общеобразовательной школы.

 

Спорт вырос в социально значимое явление, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс развития и общества, и личности. Рассматривая спорт как часть общей культуры, мы выделяем в структуре его ценностей три важнейших компонента:

- общекультурный;

- социально-психологический;

- специфический (см. схему 1).

Общекультурный компонент ценностей спортивной культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства [7].

Социально-психологический компонент ценностей спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта ("тренер - спортсмен", и "спортсмен - спортивный коллектив" и т.д.).

Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания.

В целом освоение ценностей спортивной культуры возможно только в процессе организации активности человека в сфере спорта.

Однако на сегодняшний день к занятиям спортом привлечено не более 10% населения России. Тем самым не используется в полной мере ценностный потенциал спортивной культуры. В то же время тревожно звучит сигнал педагогов и социологов о демографическом кризисе, отсутствии национальной идеи в российском обществе, неготовности молодёжи к службе в армии, к выполнению своих профессиональных обязанностей, духовном и физическом неблагополучии страны. В связи с этими обстоятельствами перед образованием ставится задача формирования жизнеспособной личности. Жизнеспособность - это стремление человека выжить, не деградируя, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое и подгогтовленное в биологическом и социальном плане потомство, стать индивидуальностью, сформировать смысл жизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благополучной для жизни, не деформируя и не уничтожая ее [4]. Это интегральное качество человека, обладающего совокупностью ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся социуме. В личностном контексте жизнеспособность проявляется в высоком уровне социальной активности, направленной прежде всего на формирование самого себя в соответствии с заданными целями.

С позиции целеполагания жизнеспособная личность - нравственно-волевой, духовно развитый, физически активный, социально адаптированный, психологически устойчивый человек, обладающий знаниями и способностями, необходимыми для жизни в современном обществе. Жизнеспособная личность умеет самостоятельно решать проблемы, которыми озадачивает жизнь. Ей присуща гражданская ответственность, она готова защитить свои права и добросовестно выполнять обязанности [3].

Философы утверждают, что умение жить - это искусство, которому нужно учить. Воспитать жизнеспособную личность - значит сформировать у ребенка, подростка реалистическое отношение к жизни. Жизненная энергия, сила духа, твердость характера - именно эти качества востребованы в современном обществе.

Физическое воспитание, организуемое с начальной школы, лишь частично решает актуальную задачу современного образования, формирования жизнеспособной личности. Ценностный потенциал спортивной культуры, новые методы спортивного воспитания, такие, как ППФП, решают эту задачу более эффективно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.076 с.)