Шаблон анализа эпизода эпического произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаблон анализа эпизода эпического произведения



Для выполнения анализа мной был выбран фрагмент из произведения _________ (имя автора) ____________ (название произведения). В общей структуре произведения он располагается в(во) ____________ (указать точное место: том, глава, часть). Эпизод повествует о(об) _____________ (кратко пересказать содержание) и помогает читателю _____________ (рассказать о роли в общей структуре текста).

Основными действующими лицами внутри данного отрывка можно считать ___________ (перечислить действующих лиц, указать их роль в системе персонажей всего произведения). Именно эти персонажи участвуют в разворачивающемся конфликте, который заключается в ____________ (сформулировать суть конфликта). Первый из героев – ________(имя). Это _____________ (описать внешность, возраст и пр.). Он придерживается точки зрения, суть которой состоит в ________ (описать позицию героя). Отстаивая свою позицию, персонаж ___________ (как он себя ведёт, как относится к окружающим, как с ними разговаривает). Ему противостоит ________ (имя героя). Автор описывает его так: «_________» (цитата с описанием внешности и пр.). __________ (имя персонажа) считает, что ___________ (в чём заключается его позиция в этом конфликте). В отличие от __________ (имя противопоставленного ему героя) он __________ (как себя ведёт, как относится к окружающим, как с ними разговаривает и пр.). Весь конфликт, в котором принимают участие данные персонажи, построен автором на __________ (сформулировать проблему).

Композиция эпизода неразрывно связана с изображаемым конфликтом. Завязкой можно считать __________ (описать отрывок, где, по-вашему, изображена завязка). Кульминационным моментом становится __________ (написать, в чём кульминация), а развязка заключается в ___________ (описать события, относящиеся к развязке). Помимо этого, сюжет содержит некоторые описательные элементы. Например, ___________ (написать, что есть: портрет, пейзаж, интерьер и охарактеризовать.). Автор вводит данную составляющую для того, чтобы ___________ (роль этого элемента для всего эпизода).

Всё вышесказанное наталкивает нас на мысль __________ (сформулировать основную мысль эпизода в целом).

Таким образом, в умелых руках автора данный эпизод превращается в __________ (охарактеризовать место эпизода в сюжетной, образной и идейной структуре текста).

Выполняя данный вид разбора, читателю не обязательно составлять текст сочинения. Как и в предыдущих схемах анализа можно ограничиться лишь краткими ответами на вопросы, входящие в пункты плана.

 

Приведём пример развёрнутого анализа эпизода. Для разбора нами был выбран фрагмент из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Для выполнения анализа мной был выбран фрагмент из произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В общей структуре произведения он располагается во второй главе, которая называется «Вожатый». Я бы назвала данный фрагмент – «Встреча», потому что эпизод повествует о том, как Пётр Гринёв в знак благодарности за спасение дарит заячий тулупчик человеку, который выручил его «если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного положения». При этом герой спорит со своим преданным слугой Савельичем, который считает, что новый знакомый не достоин такого подарка. Данный отрывок выполняет характерологическую функцию, то есть помогает читателю лучше понять характер героев, их жизненную позицию.

Основными действующими лицами внутри данного отрывка можно считать Петра Гринёва и Емельяна Пугачёва, который показан здесь не как мятежник, а как незнакомец, чудесным образом оказавшийся рядом с повозкой будущего офицера, и спасший его жизнь. Ещё один персонаж, участвующий в эпизоде – Савельич, слуга Гринёва. Именно он является одним из участников конфликта и фактически его зачинщиком. В тексте он выступает против своего барина. Противостояние этих двух героев строится на разном отношении к людям. Первый из героев – Пётр Гринёв. Это молодой барин, совсем ещё мальчишка, он малообразован, так как его воспитанием и обучением фактически занимался старый слуга семьи, потому что нанятый отцом гувернёр Бопре был выгнан с места за пьянство и аморальное поведение. Но малообразованность никак не могла повлиять на характер юноши. Он был добр к окружающим его людям. Вот и в ситуации с незнакомцем, без доли сомнения решил отдать тулупчик, чтобы хоть как-то отблагодарить провожатого за спасённую жизнь. Отстаивая свою позицию, персонаж остаётся непреклонен. Мы видим в нём уже не юнца, а мужчину, который проявляет твёрдость характера (говорит слуге: «Прошу не умничать, сейчас неси сюда тулуп»), при этом проявляя человеколюбие и милосердие. Ему противостоит Савельич (полное имя – Архип Савельев). Автор описывает его как пожилого мужчину, даже «старика». Он преданный слуга (всю жизнь был крепостным у Гринёвых), искренне любит своих хозяев и даже готов отдать жизнь за Петрушу, по отношению к Гринёву очень заботлив, всё время беспокоится о том, чтобы тот был сыт. Но забота и ответственное отношение к своему делу однажды открывают нам образ данного героя с совершенно другой стороны. Крепостной оказывается ворчливым и недоверчивым. Он очень резко высказывается в адрес «бродяги», называя его «собакой», «пьяницей» и «разбойником». Подобное поведения открывает перед читателями такие черты его характера как грубость и неблагодарность. Но такое поведение легко объяснить страхом, который Савельич испытывает. В силу свой недалёкости он не может в полной мере оценить душевного порыва Петра, а лишь боится, что барин, и так проигравшийся в карты, совсем разорится. Таким образом, Пушкин в данном эпизоде выстраивает конфликт на противоречивом отношении к людям: с одной стороны милосердие, человеколюбие, желание помочь в ответ, а с другой – непонимание, грубость, даже в какой-то степени жадность.

Композиция эпизода неразрывно связана с изображаемым конфликтом. Экспозицией данного эпизода будет начавшийся буран. Завязкой можно считать встречу Гринёва с незнакомцем. Кульминационным моментом становитсяспор Гринёва и Савельича по поводу заячьего тулупчика, а развязка заключается в прощании героев и последующих за прощанием отчитываниях молодого барина его слугой. Помимо этого, сюжет содержит некоторые описательные элементы. Например, пейзаж: «Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. <…> Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. <…> Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. <…> Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича…» Автор вводит данную составляющую не просто так. Пейзаж в повести не только обыкновенное описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый — единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели». Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва), как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз вожатым народа, вождём крестьянской революции.

Таким образом, в умелых руках автора данный эпизод становится крайне важной составляющей структуры всего произведения в целом. В нём завязываются и предсказываются многие сюжетные линии, а также впервые обозначается неоднозначность оценки персонажа (Пугачёва). Именно в этом эпизоде закладываются основы важнейшей проблемы, поднятой в повести, - проблемы возможности и необходимости установления нормальных человеческих отношений между людьми несмотря ни на какие разделяющие их преграды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ художественного текста – очень трудоемкий процесс. Он требует вдумчивости и умения проникать в глубину содержательности художественной формы, видеть тесную связь между всеми уровнями и подсистемами произведения, их направленность на воплощение и выражение идейно-эстетического содержания.

Приступая к разбору произведения важно помнить, что достигнуть по-настоящему ценного результата возможно только после прочтения текста. Лишь изучив содержание и проникнув в ткань повествования, можно вынести из написанного массу полезных жизненных уроков, сформировать умение выражать себя в письменном и устном слове, развить критическое мышление, а так же творческие и исследовательские способности.

Но задавшись целью понять какой-либо текст нужно осознавать: анализ в конечном итоге не должен превратиться в критический очерк или хвалебную песнь автору. Анализ – это, прежде всего, диалог с писателем, результатом которого должны стать те умения и навыки, которые пригодились бы каждому в обычной жизни. Важно научиться создавать собственную интерпретацию прочитанного, не заключающуюся во фразе: «автор хотел сказать…». Необходимо увидеть в произведении нечто своё, вложить в изучаемое индивидуальное понимание, дать новое прочтение уже всем известного текста.

Оказать существенную помощь в этом могут данные методические рекомендации. Они являются некой базой, стартовой площадкой, от которой необходимо отталкиваться, становясь на путь формирования собственного мировоззрения и мироощущения.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста: учебник для студентов филологических специальностей вузов / Л. Г. Бабенко. – Москва: Академ. проект, 2004. – 400 с. – ISBN 5-8291-0431-8.

2. Богин Г. И. Схемы действия читателя при понимании текста: учеб. пособие / Г. И. Богин. – Калинин: КГУ, 1989. – 69 с.

3. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н. С. Болотнова. – Москва: Флинта, 2009. – 520 с. – ISBN 978-5-9765-0053-2.

4. Бройтман С. И., Магомедова Д. М. Анализ художественного текста: лир. произведение: хрестоматия / Д. М. Магомедова, С. И. Бройтман – Москва: РГГУ, 2005. – 334 с. – ISBN 5-7281-0386-3.

5. Виноградов В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. – Москва: Гослитиздат, 1959. – 654 с.

6. Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики / М. Л. Гаспаров. – Санкт-Петербург: Азбука, 2001. – 476 с. – ISBN 5-267-00275-5.

7. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях / М. Л. Гаспаров. – Москва: Высш. шк., 1993. – 271 с. – ISBN 5-06-001850-4.

8. Гаспаров М. Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях: учеб. пособие / М. Л. Гаспаров. – 2-е изд., доп. – Москва: Фортуна Лимитед, 2001. – 288 с. – ISBN 5-85695-023-2.

9. Гаспаров М. Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях: учебн. пособие / М. Л. Гаспаров. – 3-е изд. – Москва: Университет кн. дом, 2004. – 310 с. – ISBN 5-98227-020-2.

10. Гиршман М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа / М. М. Гиршман. – Москва: Высш. шк., 1991. – 159 с. – ISBN 5-06-001843-1.

11.  Гольдман А. А. Стратегия и тактика текста: в 4 ч.: учеб. пособие / А. А. Гольдман. – Москва: Флинта, 2014. – 184 с. – ISBN 978-5-9765-2046-2.

12. Доронина Т. В., Францова Н. В. Анализ стихотворения: учеб. пособие для учеников 10-11 классов и абитуриентов / Т. В. Доронина, Н. В. Францова. – Москва: Экзамен, 2005. – 189 с. – ISBN 5-472-00718-6.

13.  Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. пособие / А. Б. Есин. – Москва: Флинта, 2005. – 244 с. – ISBN 5-89349-049-5.

14. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. – Москва: Просвещение, 1972. – 110 с.

15. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург: Азбука. – 701 с. – ISBN 978-5-389-14396-8.

16. Новиков А. А. Художественный текст и его анализ / А. А. Новиков. – Москва: ЛКИ, 2007. – 300 с. – ISBN978-5-382-00274-3.

17. Рябинина Н. В. Основы анализа художественного текста: учеб. пособие / Н. В. Рябинина. – Москва: Флинта, 2009. – 272 с. – ISBN 978-5-9765-0663-3.

18. Сырица Г. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Г. С. Сырица. – Москва: Флинта, 2015. – 344 с. – ISBN 5-89349-841-0.

19. Тамарченко Н. Д. Анализ художественного текста: эпич. проза: хрестоматия / Н. Д. Тамарченко. – Москва: РГГУ, 2005. – 442 с. – ISBN 5-7281-0492-4.

20. Тюпа В. И. Аналитика художественного: введ. в литературовед. анализ / В. И. Тюпа. – Москва: Лабиринт: РГГУ, 2001. – 189 с. – ISBN 5-87604-116.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 2167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.21.229 (0.015 с.)