Издательство ргпу им. А. И. Герцена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издательство ргпу им. А. И. Герцена



Санкт-Петербург

Издательство РГПУ им. А. И. Герцена

2007


 

Печатается по решению президиума редакционно-издательского совета РГПУ им. А. И. Герцена????
ББК

П

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор

 доктор педагогических наук, профессор

 

 

Компетентностная модель современного педагога. Учебно-методическое пособие // О.В. Акулова, Е.С.Заир-Бек, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, //Под ред. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. —с.

 

 

ISBN

 

В учебно-методическом пособии представлены материалы по проблеме компетентностей современного педагога. Материалы пособия составлены в соответствии с современным пониманием компетентностного подхода в образовании, которое отражает результаты международных исследований, а также разработок сотрудников РГПУ им. А.И.Герцена. Пособие ориентировано на содействие преподавателям вузов, учреждений постдипломного педагогического образования, реализующих профессиональные образовательные программы подготовки и повышения квалификации педагогов, в понимании феномена компетентности, разработке новых технологий построения образовательного процесса и профессиональной подготовки специалистов в области образования.

Учебно-методическое пособие выполнено в контексте концептуальных идей инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И.Герцена на 2007 – 2008 гг. «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

 
                                                                     ББК ©Компетентностная модель современного педагога, 2007 © Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Введение……………………………………………………… 4
Глава 1. Компетентность педагога: проблема описания 9
Задания к главе 1..…………………………………….……. 37
Глава 2. Компетентностная модель педагога: вариант построения…………………………………………………… 38
Задания к главе 2.……………………………………….….. 66
Глава 3. Профессиональная компетентность педагога: европейское измерение………………………………….…... 67
Задания к главе 3.……………………………………….…... 113
Глава 4. Становление профессиональной компетентности педагога: стратегии обучения в контексте гуманитарных технологий……………….…..… 115
Задания к главе 4.………………………………………..….. 137
Заключение…………..…………………………………..…… 144
Словарь терминов.……….……………………………..…… 149
Приложения…………………………………………………… 155
1.Структура квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования…………………………………………............... 155
2. Паспорт профессиональной карьеры педагога.............. 161
3. Опыт оценивания компетентности магистрантов……. 172
4. Мнение работодателей…………………………………… 178

Введение

 

В последнее десятилетие в соответствии с программой социально-экономического развития страны определились основные направления развития отечественной системы образования. Важнейшим фактором успешности намеченных преобразований является качество профессиональной подготовки специалистов в области образования. В государственной Концепции модернизации образования подчёркивается важность соответствия профессиональной подготовки и непрерывного развития профессиональных компетентностей специалистов в области образования реальным потребностям как экономики и общества в целом, так и отдельной личности.

Современный мир характеризуется быстрыми переменами. Такие важнейшие факторы, как глобализация, развитие информационных и коммуникационных технологий, управление знаниями и необходимость поддержки и регулирования диверсификации, создают совершенно иную среду для образования. Социокультурные факторы, влияющие на систему образования, понимание роли образования в «обществе знаний» обусловили появление новых требований, предъявляемые к педагогу, причём следует подчеркнуть, что динамизм развития современного мира обусловливает появление всё новых «вызовов времени», которые должны учитываться при построении профессиональных образовательных программ, делая их более открытыми и гибкими.

Надо также подчеркнуть, что последние два десятилетия в нашей стране был предпринят ряд шагов, направленных на совершенствование подготовки педагогов. Эти шаги были определены в следующих документах:

• Программа правительства РФ на 2000-2010 гг. (раздел 1.1. реформирование образования);

• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р);

• Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы (утверждена Коллегией МО РФ в 2001 г.);

• Программа модернизации педагогического образования (приказ МО РФ от 1.04.2003 г. № 1313);

• Проект федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.

Кроме того, в это время осуществлялось совершенствование системы традиционной (моноуровневой) подготовки учителя за счёт введение программ подготовки по двум учительским специальностям; а также осуществлялось интенсивное развитие многоуровневой системы подготовки бакалавров и магистров, ориентированных на профессиональную деятельность в сфере образования.

РГПУ им. А.И.Герцена был одним их инициаторов и разработчиков многоуровневой системы подготовки специалистов в области образования, эксперимента по разработке учебно-методического обеспечения вхождения системы высшего педагогического образования в Болонский процесс. Результаты инновационного поиска коллектива университета убедительно свидетельствуют о том, что многоуровневая система педагогического образования как открытая, гибкая, вариативная система позволяет будущему педагогу выстраивать собственную траекторию и темп своего педагогического образования. Логика многоуровневого образования обусловила и поиски новой логики построения образовательного процесса. Существенно обновились используемые образовательные технологии. В практике вуза привычными стали модульные, проектные технологии, «технологии критического мышления», рефлексивного обучения, исследовательской работы.

Последние годы мы стали свидетелями существенных изменений профессиональной деятельности преподавателей вуза – привычными стали роли тьютора, коуча, консультанта, разработчика. Но самое главное, в последние годы преподаватели разных факультетов стали работать в команде, учась друг у друга, работая в единой логике, осваивая имеющиеся и создавая новые инновации. И это можно рассматривать и как сверхзадачу и как важнейший результат всех инновационных преобразований, поскольку возникают ситуации сопричастности к решению поставленных задач, создаются условия, при которых преподаватель вуза становится не сторонним наблюдателем, а активным участником образовательной политики государства.

Накопленный опыт создаёт предпосылки понимания новой, складывающейся в настоящее время парадигмы преподавания/обучения, где все большее значение приобретают методы, центрированные на учащемся, студенте, его способности учиться и который требует большей степени его вовлечения в совместный процесс построения образовательного процесса. Роль преподавателя при этом сохраняет свое значение, однако теперь она предусматривает более высокие уровни консультирования и мотивирования студентов в том, что касается места и значения областей знания, понимания и способности применять это знание, профиля, который должен быть достигнут, личных интересов, пробелов и достижений, критического отбора материалов и источников, организации учебных ситуаций и т.д.

Предлагаемое вниманию читателя пособие ориентировано на содействие преподавателям вузов, учреждений постдипломного педагогического образования, реализующих профессиональные образовательные программы подготовки и повышения квалификации педагогов, в понимании феномена компетентности, разработке новых технологий построения образовательного процесса и профессиональной подготовки специалистов в области образования.

Учебно-методическое пособие выполнено в контексте концептуальных идей инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И.Герцена на 2007 – 2008 гг. «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Инновационная образовательная программа ориентирована на решение проблем совершенствования высшего профессионального образования на принципиально иной методолого-технологической основе, которая формирует профессиональные компетентности и новое качество профессиональной личности, адекватные непрерывным процессам изменяющегося мира и общества. Центральное место в программе занимает понятие «гуманитарные технологии».

Гуманитарные технологии многими нашими современниками в той или иной мере интересующимися данной проблематикой, называются технологиями влияния на общество, на человека. Так, открытое пространство коммуникации через определенные группы влияния и средства массовой информации (с помощью гуманитарных технологий, т.е. мягких технологий воздействия на человека) продвигает новые форм деятельности в непосредственные стратегические государственные проекты и управленческие структуры государства, в корпоративные проекты и различные кампании. Зачастую это качество влияния усиливается, переходя в манипулирование.

Высшее образование, ориентируясь на подготовку специалиста для продуктивной жизнедеятельности в этом обществе, несет определенную ответственность перед студентами за то, насколько успешно оно сможет подготовить их к жизни в пространстве мягких технологий влияния. Это обусловлено тем, что, как отмечает проф. Гончаров С.А.[1], человек, который не научен процедурам понимания себя, своего жизненного контекста и среды, особенностям сложных и многомерных коммуникаций, в которых он находится, неизбежно становится рабом чужих стремлений и манипуляций. Человек должен иметь больше точек опоры, в том числе - внутри себя. Тогда и бизнес будет успешнее и надежнее. Важно формировать через образование человека понимающего (себя и окружающий мир), который благодаря этой способности сможет успешно проходить процесс социализации как свободная и творческая личность в течение всей жизни.

Понимание значимости и перспективности развития гуманитарных технологий как одного из стратегических направлений социально-экономического развития ставит вопрос о подготовке специалиста по гуманитарным технологиям, отмечает проф. С.А. Гончаров, о новом гуманитарном образовании, формирующем и развивающем «качества личности человека» как условия «нового качества рабочей силы» и повышения качества жизни (проф. Г.А.Бордовский), о реформировании «методов и способов подготовки людей» (А.Волков, помощник министра образования и науки), о структуре новых отношений между образованием и рыночным потребителем.

Логика построения пособия в контексте идеологии программы определена следующим образом: от анализа и обсуждения философии компетентностей как основы инновационных изменений программ, технологий, способов оценки полученных результатов, через рассмотрение одного из возможных вариантов компетентностной модели педагога, к анализу и проектированию гуманитарных образовательных технологий, способствующих становлению и развитию профессиональной компетентности педагога.

Авторы пособия надеются на использование пособия в активном режиме, с непременной опорой на имеющийся профессиональный опыт и рефлексию этого опыта в новых контекстах. Этим объясняется подбор заданий, нацеленных на овладение изложенного в главах материала. В каждой главе пособия представлены задания на понимание исследовательских данных, развитие рефлексивного опыта, содействие формированию новых профессиональных навыков и ответственности за свои профессиональные действия.

Авторы выражают признательность коллегам по университету, педагогическим коллективам школ, вузов. Научно-методических центров - партнёров РГПУ им. А.И.Герцена.

Авторы будут искренне признательны всем, кто откликнется на пособие, высказав свои пожелания и критические замечания пол адресу:

 

 

191186, Санкт-Петербург,

наб.реки Мойки, 48,

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, к.11, ауд.26

кафедра педагогики

e-mail: herzen-kp@mail.ru

 

Задания к главе 1

 

1. Проанализируйте различные определения понятия «компетенция» и «компетентность», заполните таблицу:

 

№ n/n Определение термина Ключевые слова Источник информации
         

 

Что общего можно обнаружить во всех определениях? О чём это свидетельствует?

2. Проанализируйте формулировки целей и ожидаемого результата в традиционной учебной программе по какому-нибудь вузовскому курсу или школьному учебному предмету. Отражают ли они ориентацию образовательного процесса на развитие компетентностей? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Познакомьтесь с одним из имеющихся в Интернете аналитических отчётов об участии российских школьников в международных сравнительных исследованиях качества образования. Какие выводы Вы сделаете?

4. Подготовьте небольшое (5 минут) выступление о тех идеях дидактики, которые можно рассматривать как теоретические предпосылки возникновения компетентностного подхода в образовании.

 


Глава 2. Компетентностная модель педагога: вариант построения.

 

Как показывает опыт, методику обучения изменить труднее, чем внести изменения в учебный план или административные методы. Для того чтобы изменить стратегии обучения, необходимы переподготовка учителей и наличие сильных стимулирующих факторов. К данным факторам относят, прежде всего, изменения в оценки достижений учащихся, работы учителей и расширение участия общества в работе образовательных учреждений.

Данные положения обратили внимание специалистов в области подготовки педагогических кадров к необходимости создания новых программ и способов подготовки администраторов и учителей школ для того, чтобы они сами стали способны приобретать компетенции и транслировать эти способности в школьную практику.

Системы образования всех стран сегодня решают важный вопрос: «Как описать педагогическую деятельность современного педагога с позиции компетенций и как подготовить учителей и других практиков образования к работе с ориентацией на компетенции?»

Одновременно происходят процессы модернизации высшего и профессионального образования. В ходе реформ было отмечено, что их проведение не может проводиться в отрыве от тенденции понимания «нового качества педагогической профессии», что понимается как развитие профессионального аспекта подготовки специалистов в области образования по мере пересмотра их функций и задач. Вторая глава пособия посвящена рассмотрению проблемы построения компетентностной модели профессиональной педагогической деятельности современного педагога.

Таблица № 1. Соответствие профессиональных задач и функций профессионально-педагогической деятельности учителя

Группы профессиональных задач   Функции профессионально-педагогической деятельности учителя
Видеть ученика в образовательном процессе Функция содействия образованию школьника
Строить образовательный процесс, направленный на достижение целей школьного образования Функция проектирования индивидуального образовательного маршрута
Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса Функция управления
Создавать и использовать образовательную среду Функция рефлексии
Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование Функция самообразования

 

 

Задания к главе 2

 

1. Одной из функций профессиональной педагогической деятельности учителя является содействие образованию ребёнка. Какие методы (формы) оценки образовательных достижений ребёнка способствуют развитию ключевых компетентностей школьника?

2. Представьте себя в роли руководителя кафедры (школы). Каким образом Вы сформулировали бы требования к новому сотруднику? Каким образом проверили бы практическую готовность к занятию искомой должности?

3. Напишите эссе на тему «Требования современного российского общества к учителю (преподавателю педагогического вуза)».

4. Проанализируйте результаты ответов руководителей школ, приведённые в приложении. Какой вывод относительно ожидаемой профессиональной компетентности молодого учителя – выпускника вуза мы сделаете? Обоснуйте сделанный вывод.

 

 


Ввиду этого проблемы построения гражданского воспитания, формирования толерантности, демократической культуры, миролюбия и потребности «участия «активных граждан» в обществе» стоит в центре внимания различных международных организаций и европейского сообщества в целом.

В последние годы усилилась и критикав адрес школ о неэффективности их усилий в области принципов демократических действий. Эти дефициты были вскрыты опубликованными результатами международного сравнительного исследования Civic Education Study, проведенного Международной ассоциацией оценки образовательных достижений (IEA), целью которого было определение уровня политических знаний, политических установок и готовности к действиям среди учеников школ. Школьники хотя и могут воспроизвести весь каталог составляющих демократии (выборы, разделение властей и т.д.), тем не менее, это не приводит к тому, что они воспринимают это как значимые для них лично и ведут себя соответствующим образом. Исследования показали, что в школах отношение «учитель-ученик» характеризуется недостаточной степенью взаимоуважения, а тем самым и соблюдения принципов человеческого достоинства.

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) разработала стратегическую концепцию, в рамках которой был составлен «каталог» ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые люди на момент окончания школы. В общих чертах были сформулированы четыре основных принципа:

1) подростков нужно обучать действовать самостоятельно;

2) подростки должны самостоятельно добывать знания, необходимые для коммуникации;

3) подростки должны быть в состоянии действовать в социально гетерогенных группах;

4) подростков нужно обучать действовать, оценивать и делать выбор, руководствуясь моральными принципами.

Было отмечено, что учителя наделены правом и обязанностью обучать, оценивать и дисциплинировать учеников. В соответствии с пониманием этой роли, учителя с одной стороны допускают демократию в школе, а с другой ограничивают ее в интересах учебного производства. В результате личный опыт, притязания и интересы учеников практически не находят в школьном процессе отзыва. Это противоречие воспринимается учащимися как несправедливость или двойственная прагматика, что блокирует их увлеченность и активность. Целый ряд конфликтов проявляется все более открыто. Учащиеся видят в школе направленный против них механизм принуждения и насилия, среди них растет ответная тенденция использовать насилие как легитимное.

В результате проведенных исследований были сформулированы следующие вопросы:

Образование в духе демократического гражданства

 

Первое поколение - права свободы. Второе поколение – это права равенства. Третье поколение – это права солидарности, так как они носят трансграничный характер, переходят границы стран-членов и требуют специфической солидарности, сотрудничества и партнерства на глобальном уровне. Права третьего поколения, к которым относятся права солидарности, относятся к образовательным нововведениям, связанным с восстановлением мира, поддержанием мира, ненасильственными акциями, сплоченностью, а также с образованием с целью развития. Виду этого сегодня при обучении гражданственности вводятся понятия разделенной демократии, сознательного соглашения и активной толерантности.

Воспитание гражданственности в Европе связано с проектом «Европейское измерение», цель которого дать ученикам достаточно знаний для возможности быть выше ксенофобии, которую часто ассоциируют с экономическими аспектами Европы. На психологическом уровне европейское измерение включает в себя: «знания, взгляды, мнения, отношение, ценности, поведенческие намерения и поведение человека с уважением к политическим организациям, членом которых он является; взаимоотношения между человеком и политическими организациями и индивидуальные права и обязанности в контексте этих организаций».[30]

Основным документом, разъясняющим, что значит быть европейцем, является документ, изданный Комиссией ЕС «Белая книга» об Образовании и обучении «На пути к обучающемуся обществу». В данной книге отмечается, что Образование Европейского гражданина предполагает большое количество возможностей для обучения, которые существуют в «обучающемся обществе». Оно переходит границы школы и общества и ставит под сомнение разделение официального и неофициального образования, формального, не формального обучения и социализации. Фокусируясь на приобретении умений и способностей, делающих возможными общественные действия и перемены, образование гражданина сохраняет характеристики целенаправленного поведения человека, сочетающего знания с действиями. В данном контексте учителя рассматриваются как организаторы множественных возможностей для обучения, как связующее звено между ресурсами общества и их пользователями. Они являются посредниками и облегчают доступ к информации и постоянно информированы о новых социальных, политических и экономических задачах развития Европы.

Современные дебаты об Образовании для Демократического Гражданства характеризует широко распространенное восприятие его как «педагогического понятия», содержащего:

· продуманный отбор темы или вопроса

· формулировку целей процесса передачи

· организацию процесса обучения и отбор стратегии преподавания презентацию содержания

· определение ценности результатов.

Методология Гражданского Образования является сложным вопросом, включающим курс действий и программные решения на национальном, региональном и местном уровне, а также педагогические решения. На совещание Европейского Совета представители всех стран поддержали необходимость включения в каталог ключевых компетенций, необходимых для жизни в современной Европе – гражданские компетенции. 

В результате встал вопрос - как подготовить педагогов к их формированию?

 

 

Задания к главе 3

 

1. Найдите примеры образовательной практики, иллюстрирующие следующее высказывание М.М.Бахтина: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, какие она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответы на наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые стороны, новые смысловые глубины… Без творческих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чужого… При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются». Какие «творческие вопросы» о путях взаимодействия образовательных систем разных стран Вы задали бы сегодня зарубежным коллегам?

2. Познакомьтесь с материалами следующих международных проектов и инициатив в области образования: Приоритеты «Группы восьми», Программа «Образование для всех», Программа «Образование для устойчивого развития» Проекты Европейской комиссии, Проекты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Проекты в сфере образования, инициированные ЮНЕСКО, Проекты в сфере образования, инициированные МОТ. Изменилось ли Ваше представление о развитии образования после знакомства с этими материалами? В чём это выражается?

3. Определите, какие базовые профессиональные компетентности формируются у педагогов, участвующих в международных образовательных проектах, рассмотренных в главе. По каким проявлениям в практической профессиональной деятельности педагога можно проследить развитие этих компетентностей? Предложите сценарий учебной игры для студентов (работающих педагогов), ориентированной на развитие мотивации участия в международных проектах.

4. Известно неоднозначное отношение многих отечественных специалистов образования к использованию зарубежного опыта (это отношение можно выразить категоричным высказыванием: подавляющее большинство пропагандируемых современных «модных» западных педагогических идей изначально ориентированных на культ индивидуализма, игнорируют специфику нравственного, религиозного и культурного опыта, особенности мировоззрения и менталитета наших соотечественников, чужды как духу нашего народа, так и вековым традициям отечественного образования…» Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить такую позицию? Какие факторы по мнению россиян способствуют/затрудняют интеграционные процессы в образовании? Какие социальные эффекты и риски Вы видите в этом процессе? Обоснуйте своё мнение.

 

 


Таблица №3. Проектирование обучения с ориентацией на компетенции

Программа

Магистр

Знание и понимание

· Соответствует уровню учебников повышенного типа, а также включает некоторые аспекты, сформированные знанием передовых позиций в области обучения

· Обеспечивает базис или возможность для оригинальности в развитии или применении идей в контексте исследований

Формирование суждений

· (Включает в себя) сбор и интерпретацию соответствующих данных

· (Демонстрирует) способность интегрировать знания и справляться со сложностями, выносить суждения на основе неполных данных

Коммуникация

· Передача информации, идей, проблем и решений

· Передача выводов, а также лежащих в их основе знаний и соображений (ограниченный охват) аудитории специалистов и неспециалистов (монолог)

Навыки обучения

· Выработаны те навыки, которые необходимы, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с высокой степенью самостоятельности

· Позволяют осуществлять дальнейшее обучение с большой степенью самостоятельности и саморегулирования

     

 

В.И. Байденко подчеркивает, что эту эталонную конструкцию не следует рассматривать как директивную. Однако, она представляется весьма продуктивной при разработке результатов вузовского обучения. Приведём в качестве примера характеристики результатов обучения бакалавров и магистров – специалистов в сфере образования (квалификация).

Таблица №5. Требования к результатам обучения бакалавров и магистров – специалистов в сфере образования

Бакалавр (квалификация) Магистр (квалификация)
Базовая (общепрофессиональная) часть Базовая (общепрофессиональная) часть
В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: Использовать систематизированныетеоретические и практические знания: для проектирования  педагогического процесса, направленного на образование обучающихся (воспитанников) в  имеющейся среде образовательного учреждения; понимания закономерностей развития педагогики Пополнять профессиональные знания путем: использования культуры; рефлексии оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной практического опыта; участия в инновационных процессах. Демонстрировать критическое осмысление различных теорий, концепций, подходов к построению педагогических процессов и развитию образовательных сред. В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: Использовать глубокие теоретические и практические знания: для проектирования, реализации и психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса, направленного на образование обучающихся (воспитанников) в различных средах; для развития этих сред; для организации социального партнерства; для построения системы оценки собственной деятельности. Пополнять профессиональные знания на основе: использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры; рефлексии практического опыта; проведения опытно-экспериментальной работы; участия в инновационных процессах. Выбирать ту или иную теорию, концепцию, подход, технологию на основе их критического осмысления.  
Уметь: ­ осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере образования; ­ проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психологической и педагогической диагностики, теории педагогического проектирования; ­ проектировать учебные программы базовых и элективных курсов в рамках образовательной программы образовательного учреждения, используя инновационные методы, формы, технологии, в том числе информационные технологии, соответствующие особенностям ступеней образования; ­ использовать возможности среды образовательного учреждения и социокультурной среды для обеспечения качества образования; ­ оценивать собственные личностные и образовательные достижения, решать возникающие личностно-профессиональные проблемы, определять потребности в дальнейшем профессиональном образовании и личностном совершенствовании.  

Уметь:

Помогать выстраивать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника) на основе активного включения его в анализ, систематизацию, обобщение собственных достижений и проблем, в поиск возможных путей решения этих проблем.

Реализовывать образовательные и учебные программы различной направленности и разного уровня, используя разнообразные методы, формы и технологии, в том числе информационные и исследовательские.

Проектировать и реализовывать учебные программы элективных курсов, используя разнообразные методы, формы и технологии, в том числе информационные и исследовательские.

Использовать разнообразные методы оценивания образовательных достижений, соответствующих особенностям ступени образования, в том числе достижений в самостоятельной дополнительной образовательной деятельности.

Использовать имеющиеся возможности образовательной среды (региона, города, образовательного учреждения и др.) для обеспечения качества образования, проектировать и реализовывать новые образовательные среды, в том числе информационные.

Проектировать и реализовывать собственную программу профессионально-личностного роста, участвоватьв опытно- экспериментальной работе.

Владеть: ­ систематизированными теоретическими и практическими психолого-педагогическими знаниями для проектирования и реализации образовательного процесса; ­ основами использования различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; ­ информационными технологиями для решения конкретных педагогических задач и ситуаций; ­ способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;  - способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.  

 


Задания к главе 4

 

1. Познакомьтесь с фрагментом магистерской программы Иллинойского университета по курсу «Управление образованием»

Цели сформулированы следующим образом:

1) студенты получат знания в области теории управления, которые применимы в области управления образованием;

2) студенты разовьют компетенции, связанные с управлением школой, эффективным лидерством в образовании и получат практические навыки в области менеджмента в образовании, включая школьное законодательство и школьные финансы;

3) студенты будут способны продемонстрировать знания в области разработки обучающих программ и определенные исследовательские навыки.

4) студенты приобретут такую важную компетенцию как способность руководить разработкой обучающих программ;

5) студенты будут способны продемонстрировать навыки работы с персоналом, необходимые в практике управления образовательными учреждениями;

6) студенты будут способны проявить свои компетенции в области межличностного взаимодействия и навыки эффективного общения с другими людьми в практике управления образованием.

7) студенты будут способны проявить знания в области обучения и стилей обучения, межкультурного и межэтнического взаимопонимания и способность понимать детей с особенностями развития.

 

Учебные курсы:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.079 с.)