Средства общения и использование их в психотерпевтических целях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства общения и использование их в психотерпевтических целях



Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык, однако параллельно с ним широко используются и неречевые средства общения.

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют – отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности.

Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один – «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассивное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слушание, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

Медработник в основном контактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общаться с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обусловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической подержке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушивании сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторону пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также активное использование прикосновений, выражающих поддержку (держать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процесса общения с пациентом и использование ободряющих междометий.

 

№ 1 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Общение в сестринском деле».

Выбрать один ответ В-1

1. Передача информации может осуществляться с помощью:

а) запаха;

б) паузы;

в) позы;

г) прикосновения;

д) все ответы верны.

2. Обратная связь - это:

а) психологическая защита;

б) помощь в понимании того, как человека воспринимают другие;

в) реакция реципиента;

г) информация для размышления;

д) все ответы верны.

3. Барьеры социокультурного различия возникают по причине:

а) логического непонимания;

б) религиозных предпочтений;

в) наличия в речи звуков-паразитов;

г) быстрой невыразительной речи;

д) нарушений дикции.

4. Перцептивная сторона общения рассматривает:

а) невербальные способы кодирования информации;

б) коммуникативные барьеры;

в) пути выхода из конфликтов;

г) познание себя и партнеров по общению.

5. Авторитарное воздействие предполагает:

а) общение на равных;

б) учет позиций каждого;

в) манипулирование одним человеком другого;

г) выработку стратегии совместных действий.

6. В отношениях медсестры и пациента наиболее продуктивен мотив:

а) альтруизма;

б) индивидуализма;

в) сотрудничества;

г) равенства.

7. Социальный статус медсестры:

а) положение медсестры в социальной иерархии общества;

б) модель поведения медсестры;

в) права медсестры;

г) обязанности медсестры.

8. Вербальная информация передается с помощью:

а) жестов;

б) внешнего вида;

в) письма;

г) взаимного расположения партнеров.

9.Наиболее этичные и психологически комфортные формы обращения к человеку, получающему медицинскую помощь:

а. больной

б. товарищ

в. пациент

г. обращение по имени и отчеству

д. гражданин

е. мужчина/женщина

10. Оптимальной зоной для делового общения считается:

а. интимная зона (до 50 см)

б. личная зона (50-120 см.)

в. социальная зона (120 – 400 см)

г. публичная зона (свыше 400 см.)16

 

№ 2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Общение в сестринском деле».

Выбрать один ответ В-2

1. Вербальная информация передается с помощью:

а) жестов;

б) внешнего вида;

в) письма;

г) взаимного расположения партнеров.

2.Наиболее этичные и психологически комфортные формы обращения к человеку, получающему медицинскую помощь:

а. больной

б. товарищ

в. пациент

г. обращение по имени и отчеству

д. гражданин е. мужчина/женщина

3. Оптимальной зоной для делового общения считается:

а. интимная зона (до 50 см.)

б. личная зона (50-120 см.)

в. социальная зона (120 – 400 см)

г. публичная зона (свыше 400 см.)16

4. Передача информации может осуществляться с помощью:

а) запаха;

б) паузы;

в) позы;

г) прикосновения;

д) все ответы верны.

5. Обратная связь - это:

а) психологическая защита;

б) помощь в понимании того, как человека воспринимают другие;

в) реакция реципиента;

г) информация для размышления;

д) все ответы верны.

6. Авторитарное воздействие предполагает:

а) общение на равных;

б) учет позиций каждого;

в) манипулирование одним человеком другого;

г) выработку стратегии совместных действий.

7. В отношениях медсестры и пациента наиболее продуктивен мотив:

а) альтруизма;

б) индивидуализма;

в) сотрудничества;

г) равенства.

8. Социальный статус медсестры:

а) положение медсестры в социальной иерархии общества;

б) модель поведения медсестры;

в) права медсестры;

г) обязанности медсестры.

9. Барьеры социокультурного различия возникают по причине:

а) логического непонимания;

б) религиозных предпочтений;

в) наличия в речи звуков-паразитов;

г) быстрой невыразительной речи;

д) нарушений дикции.

10. Перцептивная сторона общения рассматривает:

а) невербальные способы кодирования информации;

б) коммуникативные барьеры;

в) пути выхода из конфликтов;

г) познание себя и партнеров по общению.

 

№ 3 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Общение в сестринском деле».

Выбрать один ответ В-3

1. Барьеры социокультурного различия возникают по причине:

а) логического непонимания;

б) религиозных предпочтений;

в) наличия в речи звуков-паразитов;

г) быстрой невыразительной речи;

д) нарушений дикции.

2. Перцептивная сторона общения рассматривает:

а) невербальные способы кодирования информации;

б) коммуникативные барьеры;

в) пути выхода из конфликтов;

г) познание себя и партнеров по общению.

3. Авторитарное воздействие предполагает:

а) общение на равных;

б) учет позиций каждого;

в) манипулирование одним человеком другого;

г) выработку стратегии совместных действий.

4. В отношениях медсестры и пациента наиболее продуктивен мотив:

а) альтруизма; б) индивидуализма; в) сотрудничества; г) равенства.

5. Социальный статус медсестры:

а) положение медсестры в социальной иерархии общества;

б) модель поведения медсестры;

в) права медсестры;

г) обязанности медсестры.

6. Вербальная информация передается с помощью:

а) жестов;

б) внешнего вида;

в) письма;

г) взаимного расположения партнеров.

7. Передача информации может осуществляться с помощью:

а) запаха;

б) паузы;

в) позы;

г) прикосновения;

д) все ответы верны.

8. Обратная связь - это:

а) психологическая защита;

б) помощь в понимании того, как человека воспринимают другие;

в) реакция реципиента;

г) информация для размышления;

д) все ответы верны.

9.Наиболее этичные и психологически комфортные формы обращения к человеку, получающему медицинскую помощь:

а. больной

б. товарищ

в. пациент

г. обращение по имени и отчеству

д. гражданин

е. мужчина/женщина

10. Оптимальной зоной для делового общения считается:

а. интимная зона (до 50 см.)

б. личная зона (50-120 см.)

в. социальная зона (120 – 400 см)

г. публичная зона (свыше 400 см.)16

 

 

№ 4 - Контроль итоговых знаний

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.038 с.)