Материал 5. Правительство намерено ужесточить контроль за естественными монополиями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал 5. Правительство намерено ужесточить контроль за естественными монополиями



Интересы товаропроизводителей защитят от “двойных стандартов” Евросоюза

Прокомментировавший для «Сегодня» некоторые положения совместного заявления правительства и Центробанка “О среднесрочной стратегии и экономической политике” заместитель министра экономики РФ Сергей Васильев остановился на двух разделах этого документа.

Один из важнейших вопросов экономической жизни России – регулирование естественных монополий. По мнению г-на Васильева, в последние два-три года ситуация вокруг них радикально изменилась. Если раньше РАО “Газпром”, “ЕЭС России” и другие российские монополисты не являлись генераторами инфляции, так как они устанавливали тарифы ниже индекса роста цен, то в текущем году, когда наметились отчетливые признаки финансовой стабилизации, принцип ценообразования в естествекных монополиях превратился в достаточно серьезный фактор, формирующий инфляцию.

Механизм, при котором в цену естественных монополистов внесены издержки производства плюс нормативная прибыль, приводит, по мнению эксперта, к более значительному росту цен, чем в экономике в целом. Ситуация, считает он, когда по всей стране существует единый тариф на транспортировку и производство газа, в то время как себестоимость произведенной продукции, например, на Дальнем Востоке и в центральной части России совершенно разная, приводит к полной неразберихе, позволяя монополистам легко “скрывать свои прибыли”.

И без того громоздкая структура управления российскими монополиями становится еще менее контролируемой из-за того, что государство до сих пор не отделило функции оперативного управления естественными монополиями от процесса реализации роли государства как собственника и крупнейшего акционера. Это полностью противоречит принципам корпоративного управления, считавт замминистра. В свою очередь, это приводит к совершенно ненормальным ситуациям, когда владельцы акций “Газпрома” не могут их продать без ведома руководства РАО. Отсутствие представительских органов государства приводит и к частичной потере ответственности менеджеров, которым так выгоден неопределенный статус РАО.

Понимая эти проблемы, правительство намерено рассматривать вопрос естественных монополий в качестве одного из ключевых направлений структурных реформ в российской экономике, подчеркнул г-н Васильев. Вступил в действие Закон “О регулировании естественных монополий”, в соответствии с которым создаются полномочные органы по регулированию деятельности естественных монополий. Как заметил замминистра, комиссии являются в некоторой степени квазисудебными органами, так как именно они будут решать хозяйственно-экономические споры, касающиеся естественных монополистов. По словам эксперта, руководителей комиссий назначат в ближайшее время. Предполагается, что в состав совета директоров РАО отныне будут входить и исполнительный директор, осуществляющий оперативное управление компанией, и другие члены совета директоров, представляющие государство как крупнейшего акционера (до последнего времени эти две функции – представителя и менеджера – были объединены).

Кроме того, в соответствии с совместным заявлением правительства и Центробанка предполагается разработать план структурной перестройки и приватизации естественных монополий с целью определения наиболее конкурентных сегментов данных отраслей. Г-н Васильев, однако, особо подчеркнул, что никто не рассматривает монополистов “в качестве бездонного денежного мешка, за счет которого можно вытащить российскую экономику”. Наоборот, реформы предполагают, к примеру, сокращение списка организаций, которые запрещено отключать от подачи электроэнергии или газа в случае неплатежей. В этой связи замминистра критично отозвался о решении Минтопэнерго увеличить этот список, так как предыдущее подобное решение правительства привело только к колоссальноыу росту неплатежей.Тем не менее г-н Васильев заметил, что совместное заявление серьезно ограничивает возможности монополистов. Он подчеркнул, что государство, являющееся крупнейшим акционером РАО, имеет все основания использовать свою власть для формирования разумного экономического подхода по отношению к российским монополистам.

Внешнеэкономическая стратегия

Говоря о планах правительства в области внешнеэкономического регулирования, замминистра признал наличие “некоторых противоречий” между основными положениями совместного заявления и последними решениями правительства. Несоответствие плана Минфина повысить ввозные пошлины на 20%, о котором сообщил на расширенном заседании правительства министр финансов Владимир Пансков, обещанию правительства “предпринять шаги по снижению с 13% средневзвешенного уровня ввозных пошлин, установленных с 1 июля 1995 года”, замминистра экономики объяснил фискальными проблемами бюджета, возникшими из-за отмены экспортных пошлин. Так как компенсировать эту потерю путем повышения акцизов на нефть вряд ли удастся, импортные пошлины могут временно стать средством поддержания российского бюджета.

По убеждению замминистра, основная проблема состоит не в уровне пошлин, а в их неравномерной дифференциации, которая приводит к диспропорциям в структуре производства. Кроме того, завышенные ставки на одни товары и заниженные на другие позволяют импортерам уходить от таможенных платежей за счет простого перекодирования ввозимой продукции. Вероятный же рост цен, по мнению г-на Васильева, можно смягчить путем изменений обменного курса, как это произошло прошлым летом, когда выросли таможенные тарифы на ввоз продовольстния. Важно также не допустить нерыночной дифференциации пошлин – по оценкам специалистов Минэкономики, импортные пошлины свыше 15% просто бессмысленны, так как товарные потоки уходят “на серый” рынок. Именно этот уровень тарифных ставок, считает г-н Васильев, на сегодня является оптимальным. Тем не менее он подчеркнул, что экономические ведомства осознают последствия этого шага и “постараются минимизировать его издержки”.

Касаясь проблемы квотирования ввоза текстильной продукции и установленных минимальных цен на импортируемый алкоголь, замминистра отметил,что данная мера вписывается в правила ВТО тогда, когда массовый ввоз угрожает положению внутренних товаропроизводителей. “В данном случае, – заметил г-н Васильев, – такие факты налицо. Другое дело, что применять эти меры необходимо в строгом соответствии с установленными процедурами”.

Эксперт отметил, что в подходе Европейского Союза существует двойной стандарт по отношению к проблеме квотирования. С одной стороны, комиссия Евросоюза ввела квоты на ввоз российского текстиля, а с другой – выступает против ответных мер российского правительства, называя их при этом “протекционистскими”. Требования России, считает г-н Васильев, вполне справедливы и. обоснованны. Он сообщил, что рассматривается возможность введения компенсационных пошлин на ввоз европейского продовольствия. ЕС фактически дотирует производство сельскохозяйственной продукции и за счет этого добивается ценовых преимуществ. “Защита внутренних производителей для нас вопрос принципиальный, и мы не намерены содействовать усилению зависимости России от импорта”.

Эльмар Муртазаев

“Сегодня” 20.03.96



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.005 с.)