Нормы целесообразно классифицировать согласно Т. Парсонсу: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы целесообразно классифицировать согласно Т. Парсонсу:



1. Нормы, поддерживающие порядок в отношениях, как в обществе в целом, так и в составляющих его группах.

2. Экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, эффективности.

3. Политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести политическую борьбу по правилам, соблюдая законы и конституцию.

4. Культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами.

Действенность норм не абсолютна, так как все они нарушаются. Нарушение норм — это предмет нравственных отклонений, аномалии, противоправное отклоняющееся поведение или сфера преступных действий. Каждое общество выполняет разносторонние формы контроля и имеет институты, которые должны соблюдать нормы и вести борьбу против их нарушения. И все же значение всяких норм условно и зависит от их функциональности, от состояния самого общества. Изменение деятельности требует изменения прежних норм или введения новых. Именно социологический анализ, учитывающий назревшую необходимость и функциональную целесообразность утверждаемой нормы, и исторически сложившуюся систему социокультурной регуляции, в которую она вводится, помогает выявить ограниченность и противоречивость указного введения норм и те трудности, с которыми новая мера столкнется в социальной жизни.

Возможности усвоения новых норм обусловлены типом культуры, историческими обстоятельствами, социальной структурой, наличными коммуникациями. Чем сложнее общество, тем более дифференцированной должна быть нормативная система, тем необходимее и определеннее органы, которые поддерживают и регулируют эту систему.

Нормативная сфера располагает своим набором средств для того, чтобы ограничить нарушения, воспрепятствовать им в наиболее важных сферах социальной жизни. Конечно, важнейшим фактором регуляции нормативности являются общественная мораль и право. Но в культурной сфере важным средством налаживания нормативности являются ценности, которые подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д. Социологи дают следующую условно упорядоченную классификацию ценностей:

1. Витальные: жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда, практичность и т.д.

2. Социальные: социальное положение, богатство, работа, семья, терпимость, социальное равенство, профессионализм, независимость, т.п.

3. Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.

4. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость.

5. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.

6. Эстетические: красота или эстетика безобразного, стиль, гармония, следование традиции или новизна, самобытность или подражание.

Таким образом, при социологическом рассмотрении культуры ценности предстают как подвижная и зависимая сфера культурной регуляции, обусловленная общей динамикой, вовлекающей в свое движение то, что утверждалось бесспорным, нерушимым, однозначным, вечным и священным. В условиях социальных потрясений, простые человеческие нормы, и высокие ценности могут быть подвергнуты критике и отменены. Однако в устойчивых культурах вырабатываются свои способы преодоления противостояния разных ценностей без их взаимного разрушительного столкновения.

 

 

Заключение

В заключение данной работы хотелось бы отметить, что культура — это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции.

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.

Механизмы социализации, происходящие в культуре, обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Так, при рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся главной основой его будущей жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

 

 

Список использованной литературы

1. Социология культуры: учеб. пособие / Е. Н. Нархова, Д. Ю. Нархов; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 302 с.

2. Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: XX междунар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана, Екатеринбург, 26–28 октября 2017 г. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 2197 с. 1 опт. диск.

3. Мид М. Культура и мир детства: избр. произв. // Литмир: [сайт]. URL: https:// www.litmir.me/br/?b=161011&p=1 (дата обращения: 30.07.2018)

4. Двенадцать решений для нового образования: докл. Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: ЦСР; НИУ ВШЭ, 2018. 106 с.

5. Каган М. С. Философия культуры: учеб. пособие для акад. бакалавриата. М., 2018. 353 с.

6. Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебник и практикум для академ. бакалавриата / Н. Г. Багдасарьян. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 410 с.

7. Орлова Э. А. Социология культуры / Э. А. Орлова. М.: Академ. проект; Киров: Константа, 2016. 576 с.

8. Лотман Ю. М. Феномен культуры // Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. Семиотика культуры: Тр. по знаковым системам. Кн. 10. Вып. 463. Тарту: ТарГУ, 1978. С. 3–17; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб., 2015. 416 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.007 с.)