Объектом изучения данной работы является культура, как фактор социальных изменений. Предметом исследования являются социальные функции культуры и процессы, влияющие на ее динамику во времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объектом изучения данной работы является культура, как фактор социальных изменений. Предметом исследования являются социальные функции культуры и процессы, влияющие на ее динамику во времени.



Тульский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

(Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова)

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

Реферат

по дисциплине

«Социология»

на тему:

«Культура как деятельность и образцы деятельности.»

 

Выполнил:

Студент 2 курса

Очной формы обучения

Направления 38.03.01 «Экономика»

Годованный Егор Викторович

Проверил кандидат социологических наук:

Щербакова Вера Петровна

 

 

                                                 Тула 2021

Содержание
Введение……………………………………………………………..…….…..3

1. Понятие и сущность культуры, как социального явления…………...…..5

1.1. Понятие культуры…………………………….……………………5

1.2. Виды культуры и их особенности………...………………………9

1.3. Структура культуры…………………………..…………………..11

2. Культура – фактор социальных изменений……………..……………….16

2.1. Социальные функции культуры…………………………………16

2.2. Компоненты и формы проявления культуры………….………..21

Заключение………………………………………………………….……..…25

Список использованной литературы………………………………………..27

Введение

Человек – это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и в пространстве. Но, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.

Культура не просто формирует и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Освоение и развитие социального опыта невозможно вне общения. Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, еще самый тонкий пласт культуры - зарождение языка и речи послужил той разграничительной линией, которая отделила мир животных от мира людей, мир биологический - от мира социального.

Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует и людей, способных потреблять зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она - окаменевшие накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая культура). Живая культура общества возникает из единства предметного и мыслимого компонентов.

Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов и возникают конкретно-исторические типы культур.

Как видим, культура — это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая).

В данной работе будет рассмотрены теоретические аспекты культуры, как фактора социальных изменений. Данная тема особенно актуальна, потому как именно культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

Основной целью данной работы является изучение культуры, как фактора социальных изменений. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность культуры в социологии;

- исследовать культуру, как фактор социальных изменений;

- охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;

- обобщить полученный материал и отразить его в работе.

Понятие культуры

В повседневной жизни понятие о культуре возникает, когда говорят об обычной воспитанности и бытовой этике. При этом такое понятие ограничивается только рамками культуры поведения. Такого понятия для понимания культуры, для выявления ее сущности недостаточно. Так, в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали около 257 определений культуры и сделали более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях нет и в отечественной социологии и культурологии. Уже одно это ясно свидетельствует о том, сколь сложен данный социальный феномен - культура.

Чтобы понять сущность культуры, как социального явления, необходимо, прежде всего, рассмотреть некоторые определения культуры.

Мир человека — это мир культуры. В своем первоначальном значении культура («возделанное») противостоит «натуре» - природному и означает то, что отличает человека от природы, отличает мир искусственный от мира естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком, и он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующему помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Другими словами, культура есть «концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении».

Итак, можно утверждать, что культура — это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, культуру можно рассматривать, как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях.

Любой исторический тип культуры представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под актуальной культурой понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и выражается в повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения. Культурная память — это определенная культурная деятельность, которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни. Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости, извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички безнадежно отсырели.

На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему выбор - актуальный или накопленный опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет или что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в прошлом, потому что больше им искать негде.

Отдельный человек - мыслитель, гений - способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип «Новое — это хорошо забытое старое». Таков парадокс культуры.

Но такую особенность культуры нельзя и недооценивать. В противном случае любой возврат к традициям обернется своей худшей стороной - традиционализмом. Последний же, как справедливо отмечает Г.С. Батищев, «по своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции».

Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком по мере приобщения к культуре. Примеры настоящих, а не сказочных «Маугли» трагичны тем, что выпавший из культурной среды человеческий детеныш уже никогда не мог вернуться в мир людей, овладеть речью и навыками общения. Культура вбирается новорожденным из общения с людской средой, благодаря этому, усваиваются навыки контактов с себе подобными, действий с предметами, форм выражения эмоций, умения говорить. Следовательно, культура — это человеческое в людях, это степень, мера формирования, развития и реализации социальных сил человека в его многообразной общественной деятельности. Культура отличает человека от всех остальных живых существ, она охватывает все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества, принадлежности к одному сообществу. Она осуществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Так, пожалуй, и можно сформулировать общее определение культуры. Культура — это совокупность всего того, что делает человека человеком.

Для организованного и институционализированного общества характерна упорядоченность социальных связей и взаимодействий, обусловленная наличием в нем неких культуротворческих сил, направляющих жизнь общества по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним можно отнести верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта.

Структура культуры

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как система, она может быть структурирована по различным основаниям.

По носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую), национальную, культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную (ибо понятно, что культура дворянская весьма отличалась от культуры буржуазной, а культура молодежная - от культуры тех, кому далеко за пятьдесят), территориальную культуру (одно дело - культура городская и иное - сельская), культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.

По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Народная культура ярче всего представлена фольклором, хотя не исчерпывается им. Она не имеет явного и определенного автора (потому и говорится о «народной этике», «народных инструментах», «народной медицине», «народной педагогике» и т.д.) и передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Следует отметить, что в прошлом народная культура противопоставлялась культуре профессиональной как нечто «второсортное» и недостойное внимания образованного человека. Интерес к ней появился лишь с эпохи нового времени.

Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней. Принадлежность результатов их деятельности тому или иному автору строго фиксирована и юридически защищена авторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-либо другим.

Сравнительно недавно в оборот вошло еще одно значение понятия «профессиональная культура», рассматриваемое в паре с понятием «общая культура личности». Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность. Культуру профессиональную, в таком случае, составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировых стандартов. Но общая и профессиональная культура конкретного человека могут не совпадать (обладающий высокой профессиональной культурой инженер в плане общей культуры может характеризоваться прямо противоположным образом).

Культура народная возникает на заре человечества и значительно старше культуры профессиональной, появившейся лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического труда. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры. К ним относятся архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные и медицинские общества и т.д.

Но особенно следует выделить систему образования, которая представляет собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания. «Строение системы образования, - говорит В.А. Конев, - и с точки зрения методико-педагогической, и с точки зрения организационно-педагогической зависит от логики строения самой культуры как системы. Структура образования - калька со строения культуры. Так, классно-урочная система образования, сложившаяся в новое время и господствующая на всем протяжении культуры буржуазного общества, явилась "калькой" и "отраслевой" системы культуры, сложившейся в ходе культурной революции».

Культуру можно структурировать по ее видам. Наиболее широко известно деление культуры на материальную и духовную. К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещам; а также культуру отношения человека к собственному телу - культуру физическую. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную. Противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, материальная культура потому есть культура, что она в то же время духовна.

Культура человека складывается из двух частей: внутренней и внешней. Внутренняя культура — это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, добродетельность-нравственность, профессиональная подготовка). Внешняя культура — это культура поведения каждого человека, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Внешняя культура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой.

Внешняя культура в отдельных случаях может быть не связана с внутренней культурой или даже противоречить ей. Культурный и дельный человек может быть элементарно невоспитан. И, напротив, внешне воспитанный человек может быть пустой, безнравственный, без глубокой внутренней культуры. Внешняя культура относительно независима от внутренней культуры. Вольтер говорил: «Этикет — это разум для тех, кто его не имеет». И он во многом прав. Ты можешь хорошо знать правила этикета и соблюдать их, но при этом не обладать соответствующей внутренней культурой, в том числе развитым интеллектом. Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью... Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении, либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой. Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от общественного мнения (различных общепринятых правил, норм этикета) и того, что идет от совести человека (деликатность, такт, вкус, манеры).

 

Социальные функции культуры

Культура — это мир человека. Создание и сохранение культуры является не самоцелью, а способом существования и выживания человека, как общественного существа и общества, как человеческой организации. Из этого вытекают основные задачи, которые решает культура: во-первых, это социализация человека, т.е. сохранение и приумножение в нем всего истинно человеческого, а значит и общественного; во-вторых, это такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему общественному процветанию во имя человека. В процессе решения этих социальных задач культура, как любая разветвленная и многоуровневая система, выполняет множество разнообразных функций. И если формообразования культуры со временем меняются, то осуществляемые ею функции в своей основе остаются постоянными, ибо из них следует, соответствует та или иная жизненно важная потребность общества, составляющим его социальным группам и личностям.

Исходя из этого первая социальная функция культуры – это природопреобразующая функция. Человек и общество в целом просто не способны существовать без природы, причем природы преобразованной, приспособленной посредством культуры для существования.

Природопреобразующая функция культуры неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. Так, многие восточные культуры практически не стремились осваивать природу вне себя, однако они освоили внутренние ресурсы человеческой натуры выработали сложные системы психотехники, развития памяти, воображения, воли и чувствительности. И наоборот, более практичные европейцы, веками стремившиеся к экспансии (как экономической, так и политической), более успешно осваивали «внешнюю» природу.

С природопреобразующей функцией культуры неразрывно связана и функция, отражающая потребность человека и общества в поддержании равновесия между человеком и окружающей средой. Выполняя эту защитно-адаптивную функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты, причем не только материальные в виде огня, одежды, жилых зданий и т.п., но и в форме соответствующего знания о том, как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или условие, обстоятельство. Без этого существование человека и всего общества практически невозможно.

Следующая социальная функция культуры — человекотворная, человекоформирующая. Она связана с потребностью человека продлить себя в человеческом существовании и не быть отторгнутым обществом, в котором он живет. Человекотворную функцию называют еще и воспитательной, так как культура и только культура делает человека человеком. И начинается это воспитание с того, что культура определяет «поле деятельности» человека, дает ему возможность реализовывать свои возможности.

Культура не приобретается человеком биологическим путем (хотя генетически ему могут быть переданы определенные предпосылки для ее усвоения). Только по мере реализации, т.е. по мере освоения знаний, верований, идеалов, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций социальной группы, своего народа и всего человечества, индивид становится полноценной личностью и членом общества. При этом каждое новое поколение, каждая отдельная личность неизменно проходит свой, и только свой путь избирательного освоения культуры общества. Это освоение может осуществляться, как организованно под контролем общества и его структур в учреждениях воспитания и образования, так и самостийно путем самовоспитания и самообразования. В результате человек не только становится носителем, восприемником и продолжателем культуры, но и приобщается к социальной жизни, получает или изменяет свой социальный статус и социальную роль. Вовлеченные в процесс социализации, который продолжается всю жизнь, люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают отношения с другими членами общества, социальными группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Они развивают свой внутренний мир, творчески реагируют на социальные требования, осознают их смысл, принимают решения и делают нравственный выбор. Поэтому человеческое в человеке определяется, как степенью приобщения его к культурному богатству, культурному наследию, так и степенью самореализации. Только это позволяет человеку чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно и вместе с тем стабилизирует общество, создает условия для его нормального функционирования, повышает "живучесть", обеспечивает необходимую преемственность в его развитии.

Характер, тип культуры обусловливают характер социализации, ее механизмы. С человекотворной, социализирующей функцией неразрывно связана и интегративная функция культуры. На эту функцию особое внимание в своих исследованиях обращал Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, освоение культуры создает у людей - той или иной социальной группы (большой или малой) общности, принадлежности к одной нации, народу, религии и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их и обеспечивает целостность всего сообщества. Вместе с тем, сплачиваясь на основе какой-либо субкультуры (например, католической или протестантской культуры), одни люди начинают противопоставлять себя другим - представителям иной субкультуры (например, православной культуры), тем самым происходит разъединение более широких общностей на более мелкие. Внутри этих более широких сообществ могут возникать даже культурные конфликты. Таким образом, культура может выполнять и дезинтегрирующую функцию.

Следующая функция культуры также способствует социализации личности и организации общественной жизни. Это — информационная функция. Связана она с такими важными потребностями человека, как общение, накопление сохранение культуры, как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Поэтому информационная функция культуры может быть разбита на три подфункции, которые часто рассматривают отдельно: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-трансляционную.

Информационно-коммуникативная функция связана с самой важной социальной потребностью человека — жить и общаться в среде себе подобных. Человечество неостановимо в своем стремлении развиваться, а развитие это тем более эффективно и взаимополезно, чем больше обмен людей духовными ценностями, научными знаниями и другой самой разнообразной информацией. Сегодня говорят: «Информация правит миром». Обмен информацией — это процесс общения, в какой бы форме (технической или вербальной) он ни происходил. Человек несостоятелен, если он не воплощает в себе богатство родовых и общественных способностей, ценностей, умений и других видов культурной информации, если он не включен в многоуровневую систему человеческой коммуникации, которая позволяет, как приобретать человеческое, так и самореализовываться в человеческом пространстве.

Аксиологическая, или ценностно-ориентационная, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры и выражается не только в том, что культура является системой норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, меняя и переориентируя ценности членов той или иной социальной общности. Именно культура на протяжении всей жизни человека формирует у него определенные ценностные потребности и ориентации, приближая их к общественно значимым в данный исторический момент, и по тому, в какой степени произошло их совпадение, общественное мнение определяет степень культурности того или иного человека. Наиболее важным критерием при этом выступает как правило, нравственное интеллектуальное содержание ценностных потребностей и ориентаций.

Однако ценности и потребности, которыми располагает человек и, которые во многом определяют поле его деятельности, могут реализовываться, достигаться самыми различными средствами. Для того чтобы указать на те пределы, за которые человек не должен выходить, культура формирует целую совокупность различных норм, выполняя таким образом в обществе и нормативно-регулирующую функцию. Главная задача этой функции, связана с потребностью общества поддержать жизнеспособность, стабильность, устойчивость, общественное равновесие. Нормы существуют в различных сферах жизни: нормы нравственного поведения; нормы технологического поведения в труде; фундаментальные нормы (табу на каннибализм, отцеубийство, кровосмешение); нормы питания; нормы отношений мужчины и женщины, детей и взрослых и т.п.

Нормативно- регулирующая функция культуры поддерживается такими системами, как мораль и право. Существует тенденция: для общества с бедной культурой характерно преобладание права, что ведет к своего рода «нормативной избыточности», в то время как по мере развития форм культуры в обществе уровень свободы поведения человека повышается и тогда основным его регулятором становится мораль.

Культура выполняет в обществе функцию психологической разрядки, так называемую антистрессовую функцию. Современная жизнь — это психологические и физические перегрузки, связанные с увеличением темпа жизни, с экономической и политической нестабильностью, - создают предпосылки для возникновения психологической неустойчивости, «взрывоопасности» поведения человека и соответственно для обострения социальной ситуации в обществе. Далеко не всегда существуют условия для удовлетворения желаний и потребностей, нормального отдыха, спокойного общения. Человек вынужден большую часть жизни проводить в искусственной среде, которая не всегда удобна и разумна, а порой полностью противоречит нормам человеческого существования. Поэтому перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации, обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры включены целые общественные институты, учреждения (кинематограф и т.п.), которые призваны «увести» человека в другую, мечтаемую реальность, отдаленную от нашего пространства и времени.

Заключение

В заключение данной работы хотелось бы отметить, что культура — это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции.

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.

Механизмы социализации, происходящие в культуре, обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Так, при рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся главной основой его будущей жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

 

 

Список использованной литературы

1. Социология культуры: учеб. пособие / Е. Н. Нархова, Д. Ю. Нархов; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 302 с.

2. Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: XX междунар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана, Екатеринбург, 26–28 октября 2017 г. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 2197 с. 1 опт. диск.

3. Мид М. Культура и мир детства: избр. произв. // Литмир: [сайт]. URL: https:// www.litmir.me/br/?b=161011&p=1 (дата обращения: 30.07.2018)

4. Двенадцать решений для нового образования: докл. Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: ЦСР; НИУ ВШЭ, 2018. 106 с.

5. Каган М. С. Философия культуры: учеб. пособие для акад. бакалавриата. М., 2018. 353 с.

6. Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебник и практикум для академ. бакалавриата / Н. Г. Багдасарьян. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 410 с.

7. Орлова Э. А. Социология культуры / Э. А. Орлова. М.: Академ. проект; Киров: Константа, 2016. 576 с.

8. Лотман Ю. М. Феномен культуры // Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. Семиотика культуры: Тр. по знаковым системам. Кн. 10. Вып. 463. Тарту: ТарГУ, 1978. С. 3–17; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб., 2015. 416 с.

Тульский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

(Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова)

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

Реферат

по дисциплине

«Социология»

на тему:

«Культура как деятельность и образцы деятельности.»

 

Выполнил:

Студент 2 курса

Очной формы обучения

Направления 38.03.01 «Экономика»

Годованный Егор Викторович

Проверил кандидат социологических наук:

Щербакова Вера Петровна

 

 

                                                 Тула 2021

Содержание
Введение……………………………………………………………..…….…..3

1. Понятие и сущность культуры, как социального явления…………...…..5

1.1. Понятие культуры…………………………….……………………5

1.2. Виды культуры и их особенности………...………………………9

1.3. Структура культуры…………………………..…………………..11

2. Культура – фактор социальных изменений……………..……………….16

2.1. Социальные функции культуры…………………………………16

2.2. Компоненты и формы проявления культуры………….………..21

Заключение………………………………………………………….……..…25

Список использованной литературы………………………………………..27

Введение

Человек – это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и в пространстве. Но, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.

Культура не просто формирует и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Освоение и развитие социального опыта невозможно вне общения. Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, еще самый тонкий пласт культуры - зарождение языка и речи послужил той разграничительной линией, которая отделила мир животных от мира людей, мир биологический - от мира социального.

Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует и людей, способных потреблять зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она - окаменевшие накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая культура). Живая культура общества возникает из единства предметного и мыслимого компонентов.

Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов и возникают конкретно-исторические типы культур.

Как видим, культура — это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая).

В данной работе будет рассмотрены теоретические аспекты культуры, как фактора социальных изменений. Данная тема особенно актуальна, потому как именно культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

Основной целью данной работы является изучение культуры, как фактора социальных изменений. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность культуры в социологии;

- исследовать культуру, как фактор социальных изменений;

- охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;

- обобщить полученный материал и отразить его в работе.

Объектом изучения данной работы является культура, как фактор социальных изменений. Предметом исследования являются социальные функции культуры и процессы, влияющие на ее динамику во времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.082 с.)