Средства обучения в учебном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства обучения в учебном процессе



 

    Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

 

Задачи, решаемые с помощью педагогических средств:

хранение, быстрое извлечение, предъявление самой разнообразной информации;

обогащение технологии обучения (совместно с методами обучения);

создание условий для творческой работы педагога;

создание условий для продуктивной деятельности учащихся, организации их самостоятельной работы;

создание особой пространственной среды для познавательной деятельности, ее стимулирования и обогащения.

Существуют следующие средства обучения:

 

    Педагогические средства – это материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся. Педагогические средства входят в состав более широкого понятия «материально-техническая база».

    Педагогические средства подразделяются на следующие группы:

оборудование учебного заведения, в том числе учебно-лабораторное оборудование;

учебно-производственное оборудование;

дидактические средства;

учебно-наглядные пособия;

организационно-педагогические средства обучения.

Оборудование учебного заведения включает все виды учебных помещений, мебель, спортивные комплексы, производственные площади, а также простейшие средства обучения (парты, учебные столы, классные доски, мел, тетради, учебники и т.д.).

Учебно-лабораторное оборудование включает систему учебных кабинетов, лабораторий, спортивных залов и т.п. в соответствии с совокупностью учебных предметов.

Учебно-производственное оборудование – это оборудование, предназначенное для мастерских, учебных цехов, полигонов, земельных участников, где непосредственно ведется производственное обучение.

Дидактическая техника (средства) – это различные технические устройства и ЭВМ, используемые в целях обучения.

Данная группа педагогических средств включает в себя:

аудиовизуальные средства (позволяют одновременно передавать информацию для слуха и зрения);

средства программирования и контроля (тренажеры, обучающие и контролирующие устройства).

Применение ЭВМ в педагогическом процессе:

управление педагогическим процессом;

организация системы индивидуального обучения;

самостоятельная работа учащихся;

техническое творчество;

поиск дополнительной информации;

диагностика развития учащихся;

контроль усвоения материала и т.д.

Учебно-наглядные пособия – это то, что демонстрируется с помощью дидактических средств или вручную. Это плакаты, карты, схемы, кинофильмы, видеофильмы, слайды, фонозаписи, фотографии, муляжи, педагогические программные средства и др.

Организационно-педагогические средства обучения объединяют учебные планы и программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации и т.д.

 

ФОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Цель создания технологической карты – предоставление преподавателю инструментария для конструирования системы уроков по определенной теме (курсу). Технологическая карта содержит базу данных с набором учебных целей, критериев оценки их достижения, методов, способов обучения, форм работы учащихся, видов и форм контроля, других технологических и информационных материалов. В структуру технологической карты могут входить различные блоки. Но эффективность ее использования возрастет, если ввести блок «Применение технологии». Это позволит лучше реализовать личностно-ориентированное обучение, поскольку использование технологии предполагает четкое планирование ожидаемых результатов деятельности учащихся, ориентирует на их достижение и, следовательно, создает условия для творческой самореализации учащихся и педагога.

Составляя технологическую карту, преподаватель осуществляет конструкторско-технологическую деятельность по изучению курса учащимися с опорой на требования программы, стандартов, методических пособий для преподавателя и пособий для учащихся. При этом он учитывает как свой опыт в преподавании предмета, так и опыт своих коллег. Таким образом, разрабатывая технологическую карту, преподаватель имеет возможность заранее заложить основы эффективного преподавания предмета и корректировать ее отдельные блоки по мере необходимости (например, с учетом особенностей группы, новой информации и др.).

В технологической карте преподаватель сможет найти все элементы, необходимые для создания плана современного урока по определенной теме.

    В практике профессионального обучения используется различные формы технологических карт для проектирования урока (некоторые из них представлены в приложениях 1-7).

Рис.1

  Тема урока ____________________________________________________ Цели урока: · обучающая _______________________ · развивающая ______________________ · воспитательная ____________________   Ход (этапы) урока   Подпись педагога  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.007 с.)