Тема: методика обучения и воспитания (технология) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: методика обучения и воспитания (технология)



ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

ТЕМА: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ТЕХНОЛОГИЯ)

Лекция№1 «Методика современного урока»

Студентам 3 курса, для изучения

Преподаватель: Пахомова Ольга Федоровна,

К.п.н., доцент кафедры

2021

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3                                                                                           

1. Система целей урока……………………………………………………………9                                                         

2. Типы уроков…………………………………………………………………….16                                                                                        

3. Формы профессионального обучения……………………………………….19                                                    

4. Методы обучения……………………………………………………………..23                                                                                 

5. Средства обучения в учебном процессе…………………………………….28                                                     

6. Формы технологических карт общеобразовательного и профессионального обучения………………………………………………………………………..29                                                                                                   

                                                                              


ВВЕДЕНИЕ

 

Урок – это форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения.

Появление классно-урочной системы обучения связано с именем Я.А. Коменского, которым были также разработаны основные дидактические принципы, некоторые из которых являются актуальными и сейчас.

Несмотря на развитие системы российского образования и введение стандартов нового поколения, урок остается одной из основных форм организации учебно-воспитательного процесса, однако меняются задачи урока.

Традиционный урок в отличие от современного, для которого характерен сценарный план урока, имеет жесткую структуру.

 Распределение времени на уроке также различно: на традиционном уроке основная часть времени отводится на объяснение и закрепление материала, на современном – самостоятельной деятельности учащихся.

Задания традиционного урока носят репродуктивный характер, задания современного урока направлены на поиск и обработку информации учащимися, создание схем и моделей, обобщение, исследование и др.

 Современный урок строится с учетом предметных результатов, метапредметных, личностных.

Содержание современного урока часто выходит за рамки учебного предмета. На современном уроке появляется такое понятие как рефлексия.

Рефлексия – это самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности.

На традиционном уроке учитель лишь выясняет у учеников, что они запомнили.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

 

• хорошо организованный урок (желательно в хорошо оборудованном кабинете) должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

• вывод делают сами обучающиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• время сбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока -  дети;

• учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым;

• урок должен иметь результат!!!

Принципы обучения

  • деятельности;
  • целостности;
  • непрерывности;
  • минимакса;
  • психологической комфортности;
  • вариативности;
  • творчества.

1. Принцип деятельности предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе собственной деятельности

2. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.

3. Принцип непрерывности означает организацию учебного процесса, при которой результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на последующем этапе.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого знания по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т. е. формирование способности к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 

Дидактические принципы современного урока:

1. Развивающее и воспитывающее обучение

2. Научность и доступность, посильная трудность

3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя

4. Наглядность и развитие теоретического мышления

5. Системность и систематичность обучения

6. Переход от обучения к самообразованию

7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности

8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся

9. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся

10. Положительный эмоциональный фон обучения

11. Гуманизация и гуманитаризация обучения

12. Компьютеризация обучения

13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей

 

Методы обучения

Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репро­дуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познаватель­ной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Средства обучения

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)

Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD.)

Наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски)

Формы обучения:

Групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

 Парная – предполагает работу учащихся в паре.

Фронтальная - совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.

Индивидуальная - самостоятельная работа каждого ученика в отдельности

 

При подготовке современного урока необходимо помнить о личностно–ориентированном подходе к учащемуся. Поэтому должны учитываться: фактический его возраст, скорость реакции, особенности темперамента, состояние здоровья, правое или левое полушарие является ведущим при обработке информации, ведущий канал восприятия, индивидуально-психологические проблемы, социально–психологические характеристики.

Если учитываются эти особенности, психологический климат на уроке, степень работоспособности и «включение» каждого учащегося в процесс будет оптимальным.

Безусловно, на современном этапе урок без технического обеспечения не столь продуктивен. Учащиеся, которые вне учебного заведения активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно. Это и работа на компьютере, презентации на мультимедиа проекторе и так далее.

Современный урок - это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.

Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень.

 Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной технологической основы обучения учащихся в форме технологической карты.

Технологическая карта урока – это конспект урока для преподавателя, а при модульном обучении еще и индивидуальные программы уроков для учащихся.

Технологическая карта (конспект) урока для преподавателя представляет собой таблицу, в которой просматривается каждый структурный элемент урока.

 


 

СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ УРОКА

Цели и задачи урока:

 

В методической подготовке к уроку формирование целей играет основополагающую роль. Педагог должен четко знать, зачем идет на урок.

В логике системно-деятельностного подхода к образованию и в соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

    Цель урока должна определять, чему обучающиеся должны научиться на уроке.

Цель урока – должна быть одна и выражена отглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола).

Воспитательная цель урока –

 

формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).

 

Требования к воспитательной цели урока:

Ø воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета;

Ø воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета;

Ø основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т.д.

 

Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:

Ø пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности);

Ø пробудить чувства ответственности, долга…

Ø вызвать чувство удивления и гордости…

Ø подвести учащихся к выводу…

Ø убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения.

Ø показать учащимся…

Ø дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;

Ø создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций;

Ø содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;

Ø осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;

Ø формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.

Методическая цель –

рефлексия проведения урока и его результатов (апробация методов, средств, форм обучения, оценка и самооценка урока и т.п.).

Методическая цель ставится педагогом, когда проводится открытый урок. Она зависит от цели приглашения коллег на открытый урок, а в случае работы по апробации новых методов, средств и форм обучения, такая цель ставится самим собой для совершенствования учебного процесса и повышения уровня педагогического мастерства.

    Умение правильно определить цель урока – один из основных признаков педагогического мастерства преподавателя, которое может и должно совершенствоваться в ходе самообразования, осмысления личного опыта и опыта коллег.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.

 

Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Образовательные – это задачи, которые направлены на усвоение учебного материала, расширения собственного мировоззрения, формирования определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации в жизни

Развивающие задачи урока – предполагают развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.)..

Воспитательные – это задачи, направленные на воспитание личности учащегося, овладение им общечеловеческой культурой и нормами поведения, принятыми в современном обществе.

Формулирование задач урока(примеры):

I. Образовательные: (примеры).

1. Обеспечить в ходе занятия освоение (повторение, закрепление) основных понятий, законов, теорий...

2. Сформировать (продолжить формирование), закрепить следующие специальные умения по данному вопросу...

3. Добиться, чтобы обучающиеся за занятие обрели определенный запас знаний по вопросам...

4. Сформировать у обучающихся понятия о...

5. Углубить знания обучающихся о...

6. Закрепить знания обучающихся и научить самостоятельно проводить анализ...

7. Сформировать научные знания….

8. Раскрыть содержание знаний и понятий...

9. Расширить знания обучающихся по отдельным вопросам.

10.Закрепить и расширить знания по теме….

 

II. Развивающие: (примеры)

1. Продолжить формирование общеучебных знаний, планирования ответов, сравнения обобщения...

2. Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение обучающихся в дискуссию...

3. Развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний).

4. Развивать интерес к учению (применением ТСО, игровых моментов).

5. Развивать интеллект (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления).

6. Сформировать положительное отношения к учению, интересов, способностей.

III. Воспитательные: (примеры)

1. Содействовать в ходе занятия формированию основных мировоззренческих идей...

2. Обеспечить изучение работ...

3. Содействовать воспитанию эстетических взглядов...

4. Содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.

5. Содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности...

6. Содействовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).

7. Содействовать воспитанию чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.

8. Содействовать воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.

9. Содействовать воспитанию бережливого отношения к собственности.

 

Структура уроков по ФГОС

Время Этапы урока

1- 2мин 1 Организационный этап

2 -3мин 2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 2-3мин 3 Актуализация знаний

5 мин 4 Первичное усвоение новых знаний

5 мин 5 Первичная проверка понимания

15 мин 6 Первичное закрепление

10мин 7 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

3-4 мин 8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин 9 Рефлексия.

 

 

2. ТИПЫ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ:

тип 1. Формирование первоначальных умений и навыков выполнения операций.

Основное содержание урока Соотношение разных видов инструктажа Содержание самостоятельной работы учащихся Методы и дидактические средства
1 2 3 4
Обработка приемов работы в рабочем темпе операций Все виды инструктажей (большое значение) Учащиеся выполняют в рабочем темпе Мастер широко использует показ образцов готовой продукции, показ и объяснение рациональности выполнения приемов, операций ТСО
Формирование умений планировать выполнение действий, организации рабочего места Вводный инструктаж раскрывает место каждого приема в выполнении операций в целом Используют техническую и инструкционно-технологическую документацию Мастер использует монологическое изложение учебного материала.
Техника безопасности Текущий и заключительный инструктаж направлены на правильное выполнение приемов и операций Изучают инструкции по ТБ и БМТ Мастер использует строгую структуру; логику изложения;; системный характер освещения знаний.

 

тип 2. Совершенствование умений и навыков выполнения операций и формирование умений выполнения комплексных работ.

 

Основное содержание урока Соотношение разных видов инструктажа Содержание самостоятельной работы учащихся Методы и дидактические средства
1 2 3 4
Обработка умений и навыков выполнения комплексных работ. Все виды инструктажей. В процессе вводного инструктажа показывается содержание и последовательность выполнения комплексной работы. Выполнение учащимися в рабочем темпе комплексных работ. Рассказ, показ приемов работы с использованием передовых методов труда и прогрессивного инструктажа.
Показ передовых методов труда, прогрессивных инструментов, передовой технологии. Текущий и заключительный инструктажи должны обеспечивать выполнение учащимися комплексной работы. Широко использовать техническую документацию, передовые методы труда, прогрессивную технологию и высокопроизводительный инструмент. Демонстрация натуральных объектов, образцов готовой продукции.

 

тип 3. Совершенствование умений и навыков выполнения комплексных и сложных видов работ в условиях производства.

 

Основное содержание урока Соотношение разных видов инструктажа Содержание самостоятельной работы учащихся Методы и дидактические средства
1 2 3 4
Совершенствование умений и навыков в процессе выполнения различных заданий по нормам, приближающимся к нормам взрослых рабочих и чертежам предприятий. Все виды инструктажей. В водном инструктаже обращается внимание на особенности производственно-технического процесса и т.п. Учащиеся выполняют производственные работы по чертежам заводских технических процессов. Выполнение производственных работ на производственном оборудовании.
Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков. В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях. В текущем и заключительном инструктаже уделяется внимание ритмичности и чистоте приемов, соблюдению технических приемов. Применяют высокопроизводительный инструмент, приемы работы новаторов производства. С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов мастер побуждает учащихся к актуализации уже известных им знаний и достижения усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

 

 

тип 4. Контрольно - проверочные уроки.

 

Основное содержание урока Соотношение разных видов инструктажа Содержание самостоятельной работы учащихся Методы и дидактические средства
1 2 3 4
Проверка степени овладения умениями и навыками (по теме, за полугодие, за год). Проверка степени овладения умениями и навыками с целью усвоения квалификационного разряда. Инструктаж о выполнении задания (чертежи, наряд). Учащиеся самостоятельно выполняют все виды работ, изучают новейшие технологические процессы, применяют высоко производительный инструмент, предназначенный для данного рабочего места. Наблюдение за работой учащихся (за правильностью выполнения приемов, последовательностью использования инструктажа).

 

Нестандартные уроки

Педагогами разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

 

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

 

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

 

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.

 

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.

 

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.

 

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

 

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.


Нетрадиционные формы урока

¨ Урок – «погружение».

¨ Деловая и ролевая игры.

¨ Урок – пресс – конференция и конференция.

¨ Урок – семинар, диспут, викторина.

¨ Урок – экскурсия, путешествие.

¨ Урок – соревнование и конкурс.

¨ Театрализованный урок.

¨ Урок – консультация и зачет.

¨ Компьютерный урок.

¨ Урок с групповыми формами работы, взаимообучения.

¨ Урок творчества и фантазии.

¨ Урок – аукцион, турнир.

¨ Урок, который ведет учащийся.

¨ Урок сомнений и поиска истины.

¨ Урок – творческий отчет.

¨ Урок – формула.

¨ Бинарный урок.

¨ Урок – обобщение.

¨ Урок – игра: «Суд»; «Следствие ведут знатоки»; «Поле чудес»; «КВН».

¨ Урок – парадокс.

¨ Урок – концерт.

¨ Урок – диалог и полилог.

¨ Урок – брифинг.

¨ Интегральный урок.

¨ Межпредметный урок.

¨ Урок круговой тренировки.

¨ Имитационно – ролевое моделирование.

¨ Моделирование мышления учащихся.

¨ Мозговая атака и др.

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.

Словесные методы

Рассказ - это монологическое изложение учебного материала. Ведущая функция – обучающая, сопутствующие – развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная.

По целям выделяют следующие виды рассказов:

- рассказ-вступление;

- рассказ-повествование;

- рассказ-заключение.

 

Лекция – один из методов словесного изложения материала. Ее признаки: строгая структура; логика изложения; обилие сообщаемой информации; системный характер освещения знаний.

 

Беседа - ее сущность заключается  в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Ведущая функция беседы – побуждающая. По назначению выделяют беседы:

вводные или организующие;

сообщения новых знаний;

синтезирующие или закрепляющие;

контрольно-коррекционные.

 

Работа с книгой. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании программированных учебных книг эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

 

Два вида работы с книгой:

- на уроке под руководством преподавателя;

- дома самостоятельно.

Приемы самостоятельной работы с книгой:

Ознакомление с ее структурой;

Беглый просмотр;

Чтение отдельных глав;

Поиск ответов на вопросы;

Изучение материала;

Реферирование;

Решение примеров и задач;

Выполнение контрольных тестов;

Заучивание материала на память и др.

 

Наглядные методы

Демонстрация наглядных пособий - предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.

 

Демонстрация кино – и видеофильмов - основан на наглядном восприятии информации. Используются кодоскопы, проекты, киноаппаратура, учебное телевидение, видеопроигрыватели, видеомагнитофоны, компьютеры с дисплейным отражением информации и др.

 

Практические методы

Упражнения это планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения или повышения их качества. Позволяет овладеть практическими навыками и умениями. Различают следующие виды упражнений:

· специальные, комментированные, письменные, устные, лабораторно-практические;

· производственно-трудовые;

· производственные.

 

Лабораторно-практические работы - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.

Особенно эффективен проблемный (исследовательский) лабораторный метод, включающий выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися. и др.

 

ФОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Цель создания технологической карты – предоставление преподавателю инструментария для конструирования системы уроков по определенной теме (курсу). Технологическая карта содержит базу данных с набором учебных целей, критериев оценки их достижения, методов, способов обучения, форм работы учащихся, видов и форм контроля, других технологических и информационных материалов. В структуру технологической карты могут входить различные блоки. Но эффективность ее использования возрастет, если ввести блок «Применение технологии». Это позволит лучше реализовать личностно-ориентированное обучение, поскольку использование технологии предполагает четкое планирование ожидаемых результатов деятельности учащихся, ориентирует на их достижение и, следовательно, создает условия для творческой самореализации учащихся и педагога.

Составляя технологическую карту, преподаватель осуществляет конструкторско-технологическую деятельность по изучению курса учащимися с опорой на требования программы, стандартов, методических пособий для преподавателя и пособий для учащихся. При этом он учитывает как свой опыт в преподавании предмета, так и опыт своих коллег. Таким образом, разрабатывая технологическую карту, преподаватель имеет возможность заранее заложить основы эффективного преподавания предмета и корректировать ее отдельные блоки по мере необходимости (например, с учетом особенностей группы, новой информации и др.).

В технологической карте преподаватель сможет найти все элементы, необходимые для создания плана современного урока по определенной теме.

    В практике профессионального обучения используется различные формы технологических карт для проектирования урока (некоторые из них представлены в приложениях 1-7).

Рис.1

  Тема урока ____________________________________________________ Цели урока: · обучающая _______________________ · развивающая ______________________ · воспитательная ____________________   Ход (этапы) урока   Подпись педагога  

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

ТЕМА: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ТЕХНОЛОГИЯ)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.144 с.)