Коррекционно – развивающая работа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно – развивающая работа.



Организация и проведение коррекционно – развивающей работы в системе реализации АООП ООО (вариант 1.2) отражается в следующей документации: 

· индивидуальных планах коррекционно – развивающей работы, разработанных для каждого обучающегося и утвержденных руководителем психолого -педагогического консилиума образовательной организации;

· рабочих программах учебных предметов и планах каждого урока, проектируемых на основе индивидуально – дифференцированного подхода с учетом особенностей каждого обучающегося;

· рабочих программах обязательных специальных (коррекционных) занятий, предусмотренных «Программой коррекционной работы» - «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» и «Развитие учебно -познавательной деятельности»,

· планах работы педагога – психолога, социального педагога, тьютора и др., проектируемых с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

· планах воспитателя класса, проектируемых с учетом реализации индивидуального подхода к обучающимся.

 «Индивидуальный план коррекционно – развивающей работы» составляется для каждого обучающегося ежегодно. В течение учебного года может происходить корректировка индивидуального плана с учетом достижения обучающимся планируемых результатов. 

«Индивидуальный план коррекционно – развивающей работы обучающегося» содержит:

• направления работы, определяемые с учетом рекомендаций ПМПК и ИПР, особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, выявленных в процессе стартового комплексного психолого - педагогического обследования или мониторинга (периодического учета) достижения планируемых результатов образования, в том числе, ПКР;

• описание содержания, организации, примерных сроков и планируемых результатов работы по каждому направлению.

        Приведем примерную форму индивидуального плана коррекционно – развивающей работы:

Индивидуальный план коррекционно – развивающей работы

Ф.и.о. обучающегося

класс

Возраст обучающегося ____________________________________________

Причины, время и характер нарушения слуха_______________________

Состояние слуха в настоящее время _________________________________

Слухопротезирование ____________________________________________

Рекомендации ПМПК и ИПР______________________________________ Индивидуальные особенности обучающегося:________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Направления коррекционно – развивающей работы

Основное содержание коррекционно – развивающей работы Организационные формы коррекционно –развивающей работы[4] Примерные сроки Планируемые результаты коррекционно –развивающей работы Ф. И.О., должность педагогического работника, реализующего данное направление работы
 

 

       
             

    Обязательными направлениями коррекционно – развивающей работы, которые включаются в Индивидуальные планы каждого обучающегося, является:

• развитие восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся как важного условия их наиболее полноценного развития, качественного образования, социальной адаптации;

• коррекция и/ или развитие учебно - познавательной деятельности с целью обеспечения качественного достижения планируемых результатов образовательной программы с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.

    Направления коррекционно – развивающей работы, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, могут также включать:

• коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой и познавательной сфер;

• коррекцию и развитие коммуникативно-речевой сферы;

• коррекцию и развитие личностных установок в соответствии с социально -этическими нормами и правилами межличностного взаимодействия; развитие межличностного общения в группе сверстников (со взрослыми и др.);

• формирование способов регуляции поведения, адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

• совершенствование навыков получения и использования информации (в том числе, на основе ИКТ), способствующих повышению учебных и социальных компетенций, адаптации в реальных жизненных условиях;

• развитие компетенций, необходимых для профессионального самоопределения и профессионального образования;

• социально – педагогическую защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

    Направления коррекционно - развивающей работы могут быть расширены с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, ИПР, психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

    В зависимости от направления коррекционно - развивающей работы, определенной для каждого обучающегося психолого - педагогическим консилиумом образовательной организации, в ней могут участвовать следующие педагогические работники: учителя – дефектологи (сурдопедагоги), педагоги - психологи, социальные педагоги, учителя - предметники, тьюторы, воспитатели и др. Занятия, в соответствии с рекомендациями психолого – педагогического консилиума образовательной организации, могут проходить индивидуально, парами, малыми группами.

   Педагогические работники, осуществляющие коррекционную работу по определенному направлению, планируют ее содержание, примерные сроки, организационные формы и результаты, разрабатывают содержание и систематически проводят мониторинг достижения планируемых результатов.

ПКР предусмотрены специальные занятия, на которых реализуются обязательные направления коррекционно -развивающей работы, проводимой с каждым обучающимся: «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» и «Развитие учебно -познавательной деятельности».

        По решению психолого – педагогического консилиума образовательной организации, в том числе, с учетом рекомендаций ПМПК и ИПР, виды коррекционно -развивающих занятий с обучающимся могут быть дополнены с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.

В учебном плане специальные занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» и «Развитие учебно - познавательной деятельности» включены во внеурочную деятельность; рекомендуется предусмотреть на каждое их указанных занятий по два часа в неделю на каждого обучающегося.

При составлении расписания предусматривается равномерное распределение времени, отведенного на занятия в течение учебной недели; примерная продолжительность занятия не более 30 минут.

Обязательные специальные занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» направлены, прежде всего, на развитие слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха и произносительной стороны речи. Данные занятия включают:

· проведение стартовой диагностики (в начале обучения на уровне основного общего образования или при переводе из другой образовательной организации) слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи, а также мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов обучения восприятию и воспроизведению устной речи, который проводится не реже одного раза в полугодие; кроме этого, в начале каждого учебного года проводится обследование произносительной стороны речи; 

· проведение специальной работы по достижению обучающимися планируемых результатов данных занятий на основе индивидуально ориентированных рабочих программ[5] с учетом особенностей каждого обучающегося.

Решение об организационных формах проведения обязательных специальных занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» (индивидуально / индивидуально и парами) принимает психолого – педагогический консилиум образовательной организации. При этом учитывается фактическое состояние восприятия и воспроизведения устной речи каждого обучающегося по результатам специального обследования, индивидуальные особенности обучающихся, в том числе, уровень общего и слухоречевого развития, а также возможности в достижении планируемых результатов овладения восприятием и воспроизведением устной речью при использовании занятий индивидуально и/или индивидуально и парами. Рекомендуется проведение в 5 классе индивидуальных занятий, в 6 -10 классах - проведение одного занятия в неделю парами, включающими обучающихся с близким уровнем слухоречевого развития, остальных занятий в течение недели - индивидуально[6]. Включение занятия парами способствует активизации развития коммуникативных действий в процессе обучения восприятию и воспроизведению устной речи глухих обучающихся. В тоже время, с учетом большой потери слуха, обучающимся необходима целенаправленная индивидуальная работа по развитию слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи.

Обязательные специальные занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» проводит учитель – дефектолог (сурдопедагог). 

В образовательно - коррекционном процессе учитывается, что целенаправленная работа по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся осуществляется на всех уроках и во внеурочной деятельности, строится на основе преемственности с обязательными специальными занятиями «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» (при совместном ее планировании учителем – дефектологом (сурдопедагогом) и учителями – предметниками, воспитателем, систематическом взаимодействии педагогов при проведении).

    Обязательные специальные занятия «Развитие учебно -познавательной деятельности» направлены оказание обучащимся специализированной индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи в развитии учебно - познавательной деятельности в контексте достижения ими планируемых результатов образования.

Это предполагает:

· выявление причин трудностей обучающихся в развитии учебно - познавательной деятельности в контексте достижения планируемых результатов образования (на основе данных специализированного комплексного психолого -педагогического обследования);

· оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого - педагогической помощи обучающимся с целью коррекции и развития учебно - познавательной деятельности в контексте достижения планируемых результатов учебных предметов, а также междисциплинарных учебных программ - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно – исследовательской и проектной деятельности»,

· осуществление пропедевтики возникновения учебных трудностей у обучающихся;

· выявление у обучающихся особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности (на основе данных специализированного комплексного психолого - педагогического обследования); осуществление индивидуально ориентированной психолого - педагогической поддержки обучающимся в развитии учебно - познавательной деятельности.

    Обязательные специальные занятия «Развитие учебно -познавательной деятельности» могут проводиться индивидуально, парами, малыми группами. Решение об организационных формах проведения данных занятий (индивидуально, парами, малыми группами), а также комплектование пар (малых групп) обучающихся принимает психолого - педагогический консилиум образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и результатов комплексного специализированного психолого - педагогического обследования.

Направления, содержание и формы организации специальных занятий «Развитие учебно - познавательной деятельности» могут изменяться по решению психолого – педагогического консилиума образовательной организации, в том числе, в течение учебного года, с учетом результатов мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов «Индивидуальной программы коррекционно – развивающей работы».

    Обязательные специальные занятия «Развитие учебно - познавательной деятельности», как правило, проводят учителя – предметники; при этом учитываются индивидуально ориентированные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с обучающимися. В функциональные обязанности учителей - предметников, ведущих специальные занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» входит разработка рабочих программ, календарных и ежедневных планов работы, проведение занятий в соответствии с расписанием, осуществление мониторинга достижения планируемых результатов, анализ и оценка полученных данных.

При планировании специальных занятий «Развитие учебно - познавательной деятельности» учитывается, что для части обучающихся для эффективного развития учебно - познавательной деятельности с учетом выявленных трудностей в процессе образования, а также пропедевтики их возникновения по решению психолого - педагогического консилиума в «Индивидуальный план коррекционно -развивающей работы» включены занятия с педагогом – психологом (социальным педагогом и др.). Качественному достижению планируемых результатов развития учебно - познавательной деятельности у обучающихся способствует обеспечение преемственности в коррекционной работе на специальных занятиях «Развитие учебно - познавательной деятельности», занятиях педагога – психолога (социального педагога и др.), а также на уроках и в процессе внеурочной деятельности.

      Рабочая программа специальных занятий составляется для каждого обучающегося, включает четыре раздела:

1. Пояснительная записка (раскрываются цели и задачи коррекционно -развивающей работы, содержание занятий, организация и условия их проведения).

2. Планируемые результаты обучения (раскрываются личностные, метапредметные и предметные результаты).

3. Календарно - тематическое планирование обучения (в табличном виде раскрываются разделы календарно –тематического плана, направления (разделы работы)/ темы и содержание работы по теме, примерный речевой материал, примерный дидактический материал, характеристика деятельности обучающихся, примерные сроки).

4. Оценивание планируемых результатов обучения (раскрывается содержание и методика стартовой диагностики с описанием анализа и оценки полученных результатов; текущий учет достижения планируемых результатов, который проводится на каждом занятии; содержание и методика мониторинга достижения планируемых результатов с описанием их анализа и оценки).

3. Консультативная работа.

Данное направление работы обеспечивает непрерывность специального психолого – педагогического сопровождения обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации глухих обучающихся, повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей (законных представителей) в воспитании своих детей.

Консультативная работа включает разработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно – развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов образования и др.; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образовательно -коррекционной работы.

Консультативную работу осуществляют все педагогические работники образовательной организации.

Рекомендуется составление совместного плана и отчета по консультативной работе, проводимой педагогическими работниками с обучающимися класса и их семьями (на четверть или полугодие).

Примерная форма плана консультативной работы:

Направление консультативной работы Задачи консультативной работы Содержание консультативной работы Форма проведения консультативной работы Сроки проведения консультативной работы Ф.И.О., должность педагогического работника образовательной организации Примечание
             

4. Информационно-просветительская работа.

    Данное направление предполагает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями глухих обучающихся, в том числе, с возможностями и особенностями коммуникации с ними, обеспечением наиболее полноценного образования и развития, созданием необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе, правам и обязанностям лиц с нарушениями слуха и др.

Информационно – просветительская работа может проводиться с обучающимися, с педагогическими и другими работниками образовательных или иных организаций, включая организации дополнительного и профессионального образования, социальной сферы, здравоохранения, правопорядка и др., с родителями (законными представителями), представителями общественности.

Информационно – просветительскую работу проводят все педагогические работники образовательной организации.

Рекомендуется составление совместного плана и отчета по информационно – просветительской работе, проводимой педагогическими работниками образовательной организации (на четверть или полугодие).

Примерная форма плана информационно – просветительской работы:

Направления информационно – просветительской работы Задачи информационно – просветительской работы Основное содержание информационно – просветительской Форма проведения информационно – просветительской работы Сроки проведения Ф.И.О., должность педагогического работника образовательной организации Примечание
             

 

Организационный раздел



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.021 с.)