Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития менеджмента (характерные черты 1-3)
Менеджмент прошел несколько стадий развития. При этом существуют различные точки зрения, раскрывающие логику становления менеджмента как систему управленческих навыков и как устоявшейся практики деловой активности. Становление менеджмента можно рассмотреть, опираясь на длительное развитие знаний и навыков управленческой деятельности по отношению к хозяйствующим единицам. Так, в одной из версий развития менеджмента авторы за начало отчета берут опыт древних цивилизаций. В связи с этим периодизация становления менеджмента выглядит следующим образом. Первый этап – ресурсный. До второй половины XIX столетия решающим фактором успеха в бизнесе был доступ к ресурсам: полезным ископаемым, лесу, хлопку и т.д.12 Первые крупные производства создавались очень часто в тех местах, где существовал доступ к природным ресурсам (показательна в данном случае история Рокфеллеров, опыт русских предпринимателей в Сибири). Второй этап – товарный. В тот момент, когда природные ресурсы были поделены, доминирующее положение в бизнесе заняла идея увеличения полезности товара при сохранении стоимости затрат на его производство. До начала XX века насыщение рынка производилось путем создания инновационного товара или услуги, материально-технической возможности их реализации. Изобретения и инновационное производство на этом этапе становились решающими факторами для успешного бизнеса. Третий этап – технократический. Данный этап длился с начала XX века до кризиса 1930-х годов. Рынок производителей начал уплотняться, и решающим фактором успеха стала возможность обеспечить максимальный выход товара при минимальных издержках13. Данное время стало временем менеджеров-технократов, которые должны были быть хорошо осведомлены о технологии производства товаров и услуг. Особенности менеджмента в сфере культуры и искусства В сфере культуры менеджмент появился относительно недавно. В культурной деятельности, осуществляемой в музеях, театрах, выставочных залах фольклорными коллективами, творческими людьми возник вакуум, связанный с отсутствием организационных, управленческих технологий, координационных и проективных практик, маркетинговых решений. Появление менеджеров искусства и культуры - это адаптация к новым условиям существования культуры.
Менеджмент в сфере культуры - это деятельность личности, группы людей с целью эффективного использования финансовых, креативных, символических, материальных, социальных, интеллектуальных и прочих ресурсов культуры, основанная на системе методов и функций управления организациями, проектами, структурами и т.д. Среди существенных особенностей менеджмента в сфере культуры следует выделить характер и основные цели учреждений культуры, реализуемые ими культурные услуги, а также свойства рынка, в котором осуществляется их деятельность. В сфере культуры функционируют как коммерческие организации, основной целью которых является получение прибыли, так и некоммерческие, деятельность которых направлена, прежде всего, на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных социокультурных целей. При этом некоммерческих организаций в сфере культуры значительно больше, чем коммерческих. Среди некоммерческих организаций существуют учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации и т.д. «Формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, спонсорство, патронаж и благотворительность, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию продаж - все это просто немыслимо без проведения праздников, конкурсов, выставок, культурных программ, т.е. без обращения к социально-культурным технологиям, а то и прямого сотрудничества с соответствующими организациями и учреждениями социально-культурной сферы». Сфера культуры приносит заметный вклад в экономику, создавая рабочие места, развивая коммерчески выгодные проекты в сфере культурно-досугового, культурно-рекреативного секторов, а также в развитии культурных (креативных) индустрий. По мнению специалистов, рынок сферы культуры раздваивается на два сектора:рынок потребителей и рынок доноров, т.е. на тех, кто является источником платежеспособности, и тех, для кого реализуются культурные услуги.
В силу своей общественной значимости и некоммерческой направленности, сфера культуры не может существовать без государственных дотаций и регулярной, стабильной финансовой поддержки. С другой стороны, культура не может и не должна существовать исключительно на основе государственного дотационного содержания. Большинство некоммерческих предприятий и организаций может в процессе своего функционирования реализовывать и коммерческие услуги. В частности, в музеях активно развивается предпринимательская деятельности, связанная с изготовлением и продажей сувениров, с работой творческих мастерских и т.д. Важной особенностью менеджмента в сфере культуры является тот факт, что финансирование культурной деятельности осуществляется за счет привлечения альтернативных источников. Привлечение внебюджетных средств финансирования, социальное партнерство, активное сотрудничество с различными коммерческими структурами, фирмами является важным условием успешного функционирования учреждений культуры, сохранения культурного наследия, воспроизводства творческого потенциала. Следует также отметить, что культурная деятельность может быть тесно связана и с весьма прибыльным сектором экономики, а именно с культурным туризмом, который способствует вовлечению культурного потенциала в коммерческий оборот. В частности, памятники культуры, аутентичные события культурной жизни, являются важнейшей составной частью культурного туризма, поскольку не только создают неповторимый образ страны, но и, в связи с этим, делают страну достаточно привлекательным для посещения. Не менее важным для менеджмента в сфере культуры является и характер продукции, производимой и реализуемой учреждениями культуры. Продуктом культурной деятельности является культурная услуга (например, посещение театра, концерта или выставки). Культурная услуга - это элементарная единица в менеджменте культуры, а также в анализе деятельности учреждений культуры. Как и все иные услуги, культурная услуга обладает следующими характеристиками: Сама культурная услуга нередко представляет собой сложный художественный процесс, результат духовных взаимодействий, творческих решений. В связи с этим творческую деятельность очень сложно свести к культурной услуге. При этом труд художников, писателей, актеров лишь в менеджменте воспринимается как процесс создания и реализации культурной услуги, тогда как для общества и какой-либо личности наиболее значимым является сам результат творчества, его понимание, переживание, воздействие. Важной характеристикой любой услуги является ее качество. Что касается сферы культуры, то здесь внимание к качеству услуг и его зависимости от конкуренции, по-видимому, обусловлено двумя факторами. Во-первых, учреждения культуры реализуют такие услуги, которые по большей мере связаны с досуговой деятельностью человека. Во-вторых, культурная услуга все же уникальна, или даже эксклюзивна (театральная постановка, выставка музейных экспонатов), особенно в небольших регионах. С этой точки зрения, деятельность учреждений культуры осуществляется в неконкурентной среде, что опять же может сказаться на ненадлежащем качестве реализуемых культурными учреждениями услуг.
Потребители культурных услуг делятся на целевые группы, в группе потребителей формируется спрос на определенные культурные услуги, и для потребителя важно соотношение цены культурной услуги и ее качества. Государство заинтересовано в активизации самостоятельности учреждений культуры, в развитии альтернативных источников финансирования, проектной деятельности. Представители бизнеса стремятся не только участвовать в коммерчески выгодных проектах, но и получать символическую прибыль от сотрудничества с учреждениями культуры (престиж, репутация, имидж и т.д.). Но для того, чтобы эти и другие звенья организационной среды учреждений культуры эффективно с ними взаимодействовали, чтобы взаимные интересы были соблюдены, нередко требуется катализатор или посредник, способный скоординировать возможные контакты и учесть все нюансы потенциальных сотрудничеств. Однако даже менеджеру культуры не следует забывать тот факт, что сфера культуры представляет собой не только пространство для управленческих решений, но и пространство для творчества, эстетики, для поддержания традиции, проявления креативного потенциала, духовного развития личности. Поэтому «значение менеджмента в культуре не только в продаже культурного продукта, успешных маркетинговых стратегиях, позволяющих культуре вносить свой вклад в экономику, но и в подчеркивании собственно духовной ценности культуры
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.006 с.) |