Упражнение «карта дорог моей жизни» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «карта дорог моей жизни»



Нарисовать карту дорог своей жизни до сегодняшнего дня (карандаши цветные). Должен присутствовать главный путь, развилки, второстепенные дороги, пейзаж, препятствия.

Упражнение «Трасса моей будущей жизни»

Нарисовать трассу своей будущей жизни.

Ведущий. Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако перед тем как разъехаться, «соберем чемодан». Мы работаем вместе, поэтому и «собирать чемодан» для каждого тоже будем вместе. Содержание чемодана будет особым: мы положим туда то, что поможет нашему товарищу в трудной ситуации...

Прощание

Ведущий. Встаньте в круг, ближе. Поблагодарите друг друга.

Мотивы плохого поведения учащихся

Занятие для начинающих учителей

Ежегодно в начале учебного года в нашем районе проходят встречи работников управления образования с молодыми специалистами, на которых обсуждаются проблемы начинающих учителей.
В этом году мне (методисту-психологу) было предложено встретиться с педагогами. Проанализировав работу предыдущих лет, я решила провести с ними занятие на тему «Мотивы плохого поведения учащихся». Дисциплина учащихся — это, наверное, одна из вечных проблем в педагогической деятельности. И мы с начинающими учителями посмотрели на эту проблему с точки зрения психологии.

МАТЕРИАЛЫ
Фломастеры, карандаши, листы бумаги, карточки для имени на каждого участника.

Упражнение «Знакомство»

В начале занятия каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. На оформление дается 3–5 минут.
Участникам надо представиться: кто они, откуда прибыли, чем занимаются. То есть сказать о себе все, что хотят.

Упражнение «Рисунок музыки»

Ведущий. Садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сигналу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с этой музыкальной темой.
Время звучания музыки 3–5 минут. Ведущий собирает рисунки участников и устраивает импровизированную выставку. Участники делятся своими впечатлениями от созданных произведений. Особое внимание обращается на то, насколько каждому удалось раскрыть себя в этом рисунке.

Общение с учениками

Многие педагоги в своей деятельности пользуются педагогическим манипулированием, считая его наиболее эффективным способом общения со своими подопечными.
К каким последствиям приводит педагогическое манипулирование, мы все хорошо знаем. Учащиеся становятся излишне тревожными, зажатыми и неуверенными: они не знают, хорошо это или плохо — иметь вне школы собственные цели, свои интересы. Иногда ученики полностью выходят из подчинения, бунтуют, становятся агрессивными.
Так как же нужно строить полноценное взаимодействие с учениками? Выделим самое главное.
Вкладывайте свою душу. Не разговаривайте с учеником отстраненно и безразлично. Старайтесь видеть в нем собеседника, а не только ученика.
Избегайте формального общения. Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым школьником возникал психологический контакт. Узнавайте интересы ребят, вникайте в их проблемы.
Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности учеников. Помните, что младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка и забота. Подросток стремится к равноправию. Юноша ждет уважения.
Посмотрите на таблицу, которая поможет вам устанавливать нормальные отношения с учениками (табл. 1).

c

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Принятие
Внимание
Уважение
Одобрение
Теплые чувства

Ты хороший
Я вижу тебя
Спасибо тебе за...
Я знаю о тебе что-то замечательное
Ты мне нравишься

Я хороший
Я что-то значу
Мои усилия замечены
Я — состоятелен
Кто-то заботится обо мне

Правила для учителя

Ведущий. От вреда, приносимого педагогическим манипулированием, необходимо защищать не только учеников, но и самих учителей. При формальном общении с учениками учитель не чувствует радости, удовлетворения от своего труда. К концу рабочего дня он чувствует изматывающую усталость: надо постоянно от учеников что-то требовать, контролировать их, оценивать, наказывать, заставлять. Что же делать? Как измениться самому и изменить свою профессию? Давайте вместе сделаем несколько шагов в этом направлении.
Предлагаю вам поразмышлять о поведении своих учеников. Например, на уроке вы рассказываете новый учебный материал. Все внимательно слушают, но каждый воспринимает информацию по-своему. Один мгновенно схватывает суть и начинает скучать, другой понимает медленно, с напряжением. Третий вертится, ему трудно сосредоточиться. Четвертый...
Переберите в уме 5–7 своих учеников. Постарайтесь заглянуть в их внутренний мир, понять и почувствовать их индивидуальность. Почему один быстро воспринимает новый материал, а другой нет? Почему первый легко сосредотачивается, а второй нет?
Сделаем следующий шаг. Подумайте теперь, в какой форме следует давать учебный материал первому ученику, а в какой — второму? В чем заключается разница в методах обучения ваших учеников? Можете ли вы учитывать индивидуальные особенности школьников? Что для этого надо сделать?
Обучение должно строиться и планироваться таким образом, чтобы оно соответствовало той последовательности, в которой перед детьми возникают те или иные проблемы. Когда школьник уяснил для себя смысл проблемы, роль учителя сводится к созданию свободной и непринужденной атмосферы, которая будет стимулировать ученика к ее решению.
К. Роджерс считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если будет руководствоваться следующими правилами:
1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2. Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
3. Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4. Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5. Выступать в такой роли для каждого ученика.
6. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).
7. Быть активным участником группового взаимодействия.
8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.
9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
10. Хорошо знать самого себя.
Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:
— организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.);
— оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);
— дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.).

О дисциплине

Ведущий. Проблема дисциплины, пожалуй, одна из основных проблем школы. От дисциплины во многом зависит успеваемость учащихся. Каковы же мотивы плохого поведения учеников? Для одних детей хорошо, когда они в центре внимания; для других — когда они главные в любой ситуации; для третьих — когда они могут отомстить за обиду; для четвертых — когда их оставляют в покое.
Что же делать учителю в таком случае? Давайте познакомимся со следующей таблицей (табл. 2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.006 с.)