Конкурентная разведка как инструмент обеспечения информационной безопасности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентная разведка как инструмент обеспечения информационной безопасности предприятия



Под конкурентной разведкой понимают вид деятельности, которая заключается в сборе и обработке данных с использованием современных информационных технологий, сборе и обработке информации о конкурентной среде с использованием инструментов маркетинга, формировании системной программы стратегического менеджмента и набора методов, ориентированных на развитие корпоративной культуры.

Основной целью, методом и средством конкурентной разведки является информация из разных источников как о рынке, так и всей деловой среде, об интересующем объекте, о конкурентах и их деятельности, общих тенденциях бизнеса, полезная для субъектов экономики.

Деятельность конкурентной разведки в рамках стратегического управления направлена на превентивное управление рисками, выявление угроз и возможностей внешней среды, поиск новых рынков, продуктов, технологий, каналов сбыта, что дает возможность предприятию получать и удерживать долгосрочные конкурентные преимущества [16].

Практическое использование рассматриваемого инструмента обеспечения экономической и информационной безопасности бизнеса способствует решению ряда задач:

– предсказание различных изменений рыночной ситуации;

– прогнозирование делового поведения поставщиков и конкурентов;

– своевременная идентификация потенциальных конкурентов;

– изучение неудачного опыта других компаний для предотвращения собственных ошибок;

– мониторинг патентной и лицензионной информации:

– принятие обоснованных решений, связанных с приобретением нового бизнеса;

– изучение научно-технической информации, способной повлиять на бизнес;

– мониторинг изменения факторов политического и правового характера;

– оценка представлений о своем бизнесе контрагентов;

– выявление и своевременное устранение слабостей и полная реализация конкурентных преимуществ;

– предотвращение случаев утечки конфиденциальной информации через недобросовестных сотрудников;

– выявление слабостей конкурентов;

– сбор информации о партнерах и клиентах [7].

Классификацию методов конкурентной разведки можно изобразить в виде схемы (рисунок 1).

Методы конкурентной разведки
Традиционные
Косвенные
Современные
Прямые

Рисунок 1 — Методы конкурентной разведки

Источник: [15]

 

К прямому методу можно отнести данные о деятельности организации, добытые из отчетов государственных органов или официальных публикаций. Примером косвенного метода является способ, с помощью которого один показатель определяется через связь с другими показателями. Традиционными методами получения данных о деятельности субъекта являются посещение выставок, конференций, изучение рекламы, отзывов о работе организации. В качестве примера современных методов можно привести отбор специальной информации из существующих баз данных, с последующим применением полученной информации для анализа [15].

Существует несколько форм конкурентной разведки в зависимости от направленности:

- конкурентная разведка, ориентированная только на конкурентов;

- стратегическая разведка — поддержка разработки и реализации корпоративной стратегии и стратегического планирования;

- маркетинговая разведка — поддержка продаж и маркетинга;

- сканирование окружения — изучение и интерпретация политических, экономических, социальных и технологических событий/тенденций, влияющих на бизнес, отрасль или рынок;

- технологическая разведка или конкурентная техническая разведка — деятельность, которая позволяет фирме реагировать на конкурентные вызовы или выявлять и использовать возможности, возникающие в результате технических и научных изменений;

- конкурентный бенчмаркинг — методика бенчмаркинга конкурента без его участия (это деятельность по разработке долгосрочной стратегии бизнеса, основывающейся на успешном опыте конкурентов и партнеров). Конкурентный бенчмаркинг предполагает использование методов конкурентной разведки для разработки данных о конкурентах, которые затем используются для бенчмаркинга, и отличается от других форм бенчмаркинга тем, что конкурент не сотрудничает в проекте, а по сути вообще не знает о проекте. Он также известен как теневой бенчмаркинг[17].

Сегодня главное предназначение конкурентной разведки – не использование информации о конкурентах против них же самих, а на основе ее всестороннего анализа обеспечить стабильность и рост своего предприятия. В отличие от промышленного шпионажа — деятельности заведомо направленной на последующее использование технологической информации, конкурентная разведка — чаще всего пассивный сбор информации, цель которого — предотвратить вероятный ущерб, который могут нанести компании действия конкурентов.

Наряду с мероприятиями по введению конкурентной разведки, необходимо предотвращать попытки конкурентов вести такую разведку против себя. В современных условиях большую роль играет информация, и преимущество имеет тот, кто своевременно и грамотно использует её. Для принятия правильных стратегических решений необходим всесторонний анализ среды, в которой находится изучаемое предприятие [14].

Рассмотрим основные этапы разведывательного цикла конкурентной разведки.

Этап 1. Планирование операции. Важнейшей задачей является проблема планирования операций конкурентной разведки. На этом этапе необходимо сформулировать задачу, оценить трудоемкость предстоящей работы, выявить необходимые информационные источники, определить сроки выполнения работы, оценить стоимость проведения работы, подобрать коллектив исполнителей.

Этап 2. Сбор информации. На этом этапе производится поиск, сбор и предварительная оценка полученной «сырой информации», на основе которой будут готовиться аналитические материалы.

Этап 3. Анализ информации. Этап анализа состоит из обработки собранных на предыдущем этапе «сырых» данных, полученных из самых различных независимых информационных источников, и подготовки на их основе аналитических материалов, используемых для принятия решений.

Этап 4. Представление аналитических материалов лицу, принимающему решения. На этом этапе (последнем в рассматриваемом цикле) созданные аналитические документы передаются тем лицам, для кого они предназначены[4].

Таким образом, сегодня конкурентная разведка не только инструмент анализа конкурентов, а, в первую очередь, инструмент передовых технологий и инноваций, которые позволяют предприятию сохранить лидирующие позиции и конкурентное преимущество, а не только догонять или следовать за конкурентом [16].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.215 (0.007 с.)