Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности усвоения звуковой стороны речи дош
Само освоение звуков нач на перв го жизни, когда реб овлад своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. Раннее восприятие реб слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. В 10–11 мес. слово начинает служить средст общения и приобретает хар-р языкового средства. Начин период фонемногор/р. К концу перв года появл первые слова. С нач втор года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т. д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков. Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки. Бол значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». Овлад новым типом артикуляционных движений вызывает к жизни ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других словах по-прежнему – заместитель. Дети при переходе к правильному произношению звуков нач пользоваться ими в нужных и ненужных случаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука ш (раньше произносился с), реб говорит «шобака», М. Е. Хватцев объясняет это явление «переупотребления» или обратной замены звука. Основ путь развития фонетической стороны речи реб проходит в преддошк возрасте. К 3 годам реб овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки. Речь осуществляется деятельн сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга. Речь формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность очень раннего формирования деят-ти слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звук стороны речи. Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Способствуют формированию правильного звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.Следов, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дош воз яв-ся соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка. Бол значение в произношении имеет деят-ь речедвигательного аппарата, который к дош возр сформирован, но имеет некоторые особенности.Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления реб жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения Одной из важных предпосылок формир речи является способность реб к подражанию. Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первгода жизни, особенно интенсивно оно разви на вто году. В 8–9 мес. можно развить такое подражание, когда реб, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10–11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Pay, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие. Причины речев нарушений у дет можно классифицировать как:1. органические – прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с реч функцией. Обратному развит они не подлежат; 2. функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в рече органах и в отделах центральной нервной системы. В возрасте до пяти лет причиной неправильного произношения (при отсутствии органических нарушений) яв-ся недостаточное разв реч аппарата, как его центрального отдела, так и периферического. У дет недостаточно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхат система, несовершенен артикуляционный аппарат (голосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взро, часть полости рта и т. д.). После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания. Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также неблагоприятной обстановки, среди которой живет реб в период р/р (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).Непосильная для реб речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических механизмов речи и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.
19. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи Формир звуковой стороны речи осуществляется в условиях д/с в двух формах: в форме обуч на занятиях и воспитания всех сторон звук культуры речи вне занятий. Глав роль в обуч принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражн дет. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражн вне занятий. Ведущей формой обуч яв-ся коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивид работы. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности дет. Наибольший эффект дает обуч, кот начали на более ранних этапах дош детства. В процессе систематического обуч необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны. В ходе обучения следует также формировать у реб осознание особенностей своего произношения. Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упраж включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подв играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.006 с.) |