Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
Под процессом управления понимают ход реализа ции функций управления или деятельность субъектов управления, направленную на достижение постав ленных целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих принци пов и методов управления. Процесс управления характеризует динамику управления и носит циклический, относительно замкнутый характер. Он начинается с постановки целей и задач и заканчивается их выполнением, достижением определенной цели (желаемого результата). После достижения результата весь управленческий цикл повторяется.
Рис.10. 1. Процесс управления
Управленчес кое решение находится в центре управленческого цикла и определяет общие цели и задачи, пронизывает все управленческие функции от начала и до завершения управленческого цикла. При этом общее управленческое решение поддерживается частными и локальными решениями в ходе организации, корректировки и координации действий исполнителей, контроля и оценки конечных результатов деятельности. В управленческих решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе управления. Через них преломляются цели, интересы, связи, ресурсы и т. д. Именно поэтому решения являются центральным элементом управления. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде трех элементов управления – подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Управленческое решение – это зафиксированный каким-либо способом (устно или письменно) волевой акт, вывод, принятый субъектом управления в пределах его компетенции (прав и обязанностей) и предоставленных полномочий, отражающих целенаправленное воздействие на объект управления. Государственные управленческие решения в широком понимании отражают волю государства, которая приобретает официально выраженную форму. Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.
Решение как процесс характеризуется тем, что оно, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов, охватывающих все элементы системы управления: подготовку, принятие и реализацию. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным лицом или группой лиц, принимающих решение с помощью определенных правил. Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели. Каждое управленческое решение содержит предписание о будущих действиях субъекта и объекта управления на основе переработки информации в целях разрешения конкретной проблемы в отношении управляемого объекта. Все управленческие решения призваны обеспечить успешное решение возникающих проблем, относящихся к деятельности органов государственного управления. Содержание управленческого решения, таким образом, можно представить в виде модели предстоящих практических действий, которая вначале умозрительно, а затем документально закрепляет ответы на вопросы: что делать? как делать? кому делать? в какие сроки делать? какое необходимо материально-техническое и финансовое обеспечение этих действий? При этом в зависимости от стадии управленческого цикла решения могут быть: начальные (исходные), регулирующие и корректирующие. Управленческие решения, как правило, обеспечивает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой принимаются решения, четко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако круг лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью. Отличительной особенностью государственных управленческих решений является их социальный характер, который проявляется в том, что органы государственного управления воздействуют на людей, а не на природную или техническую среду.
В теории управления выделяют различные виды управленческих решений, в том числе: служебные (относящиеся непосредственно к осуществлению служебной деятельности) и собственно управленческие (относящиеся к организации управления этой деятельностью). Деление это достаточно условно, так как служебные решения, как правило, содержат управленческий аспект, а управленческие - служебный. Сложность и многообразие решений не только предполагает, но и обусловливает необходимость классификации решений. Важной предпосылкой такой классификации решений является установление субъекта организации или ее конкретного звена, который несет ответственность за данное решение. Наиболее распространенным является классификация управленческих решений по следующим признакам: · по функциональному содержанию – плановые, организационные, контролирующие, прогнозирующие; · по характеру решаемых задач (сфере действия) - экономических, организационных, технологических, экологических и др.; · по иерархии управления – на уровне систем, на уровне подсистем, на уровне отдельных элементов системы; · по причинам возникновения - а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств; б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов; в) программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий; г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например, в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности; д) эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе; · по исходным методам разработки - а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем); б) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов; в) эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработкой сценариев, ситуационных моделей; · по организационному оформлению - а) жесткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения; б) ориентирующие, определяющие направление развития системы; в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы; г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе. По периоду действия, масштабу и характеру целей выделяют управленческие решения: стратегические (важные для достижения цели, принимаемые на высших уровнях управления), обычно касающиеся коренных, основополагающих проблем всей управляемой системы; тактические (относящиеся к разработке детальных средств и приемов достижения цели); текущие (решения повседневных вопросов); единоличные (единоначальные) и коллегиальные (кооперативные). Отличия характерных признаков стратегических и тактических решений иллюстрируются в таблице 10.1. Следует особо остановиться еще на одной особенности процесса принятия управленческих решений, обусловленной тем обстоятельством, что принятие решения всецело строится и зависит от полноты информации о состоянии, тенденциях и проблемах развития объекта управления, обстановки на конкретном участке деятельности. Именно она диктует условия принятия управленческих решений, которые вырабатываются в условиях либо определенности, либо неопределенности и риска. Поэтому в зависимости от степени неопределенности можно выделить решения: стандартные (наработанные варианты); малой неопределенности; значительной неопределенности и большой неопределенности. В каждом из этих случаев необходимо оценивать фактор риска и ущерб от возможных неблагоприятных последствий.
Таблица 10.1. Характерные признаки процессов разработки стратегических и тактических решений
Все управленческие решения в организации могут быть также разделены на: · жестко обусловленные (детерминированные); · зависящие от субъекта решения. К первым обычно относят либо решения так называемой стандартизации (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя. Другой тип - инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьезный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся акты, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы из нескольких возможных вариантов, каждый из которых влечет ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.
Большое значение также придается проблеме надежности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. В числе последних особое внимание уделяется связанным со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто перерабатывает информацию в процессе ее прохождения от нижних ярусов организации до субъекта, принимающего решения. Наука управления при классификации управленческих решений применяет и такие термины, как программируемые и непрограммируемые решения. Из них преобладают непрограммируемые решения, требующие исключительно творческого подхода к поиску выхода в нестандартной ситуации, что, в свою очередь, развивает у руководящего состава и членов коллектива здравый смысл и интуицию. К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести: · всестороннюю обоснованность решения; · своевременность; · необходимую полноту содержания; · полномочность; · согласованность с принятыми ранее решениями. Для успешной реализации управленческих решений в области государственного управления каждый субъект управления должен обеспечить выполнение определенных требований (принципов). Целесообразность заключается в том, что решение должно увязываться с общими целями и задачами развития государства и общества. Иными словами, необходимо учитывать конкретную социально-политическую, экономическую ситуацию (в регионе, стране, на определенной административной территории). Оптимальность обеспечивает выбор из нескольких вариантов решения именно того, которое кратчайшим путем и с наименьшими затратами приведет к максимально желаемому результату. При этом просчитывается степень воздействия и предполагаемый не только положительный, но и отрицательный эффект от реализации принятого решения. Своевременность призвана обеспечить адекватное реагирование субъекта и объектов управления на динамично изменяющуюся обстановку. Искусство руководителя в реализации этого требования заключается в том, чтобы уловить момент принятия и реализации управленческого решения. В этом ему помогают не только общие профессиональные знания, но и личный опыт в должности руководителя. Следует помнить, что даже правильно подготовленное и выверенное решение может нанести вред, если оно принято и реализовано преждевременно или с запозданием.
Объективность базируется на точном знании и правильной оценке условий функционирования объекта. В свою очередь, это знание опирается на применение научной методологии в изучении и оценке всех обстоятельств, формирующих управленческое решение. Конкретность предполагает, что в действиях субъекта управления должен присутствовать выбор вполне определенного варианта действий, а также четкая формулировка в описании этих действий, распределение ролевых обязанностей исполнителей решения, определение пространственных и временных рамок принятого варианта действий. Гибкость обеспечивает возможность внесения в готовый вариант управленческого решения соответствующих изменений, которые, как правило, учитывают общие и частные тенденции развития обстановки. Поэтому гибкость включает в себя результаты динамического прогноза. Учет первичных и производных последствий принятого и реализованного решения, которые могут сказаться даже через годы. Как показывает практика, это одно из самых трудных, но необходимых для соблюдения требований. Рассчитывать первичные и вторичные последствия принято в любой сфере деятельности, иначе рушатся построенные дома, взрываются атомные электростанции и т. п.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.021 с.) |