Основные показатели прогноза социально-экономического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели прогноза социально-экономического



Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы

В 2013 – 2015 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В 2013 – 2015 годах и в период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершающейся в текущем году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

После подведения итогов ее реализации планируется разработка новой Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее – новая Программа повышения эффективности управления общественными финансами), направленная на решение задач, сформулированных в Бюджетном послании.

Основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу являются:

1) укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;

2) разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;

3) определение параметров развития пенсионной системы;

4) обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 – 2016 годы в программном формате;

5) создание условий для оказания качественных государственных услуг;

6) разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;

7) совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;

8) обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

· Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.

При планировании расходов федерального бюджета в рамках применения бюджетных правил предлагается основываться на базовой цене на нефть. При этом под базовой ценой на нефть в 2013 – 2015 годах предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период для 2013 года, шестилетний и семилетний периоды для 2014 и 2015 годов соответственно.

В дальнейшем планируется ежегодно увеличивать отчетный период определения базовой цены на нефть на один год до достижения 10 лет.

В соответствии с бюджетными правилами предлагается при превышении базовой цены на нефть избыток нефтегазовых доходов направлять в Резервный фонд до достижения его нормативной величины, равной 7% ВВП. В случае, если прогнозная цена на нефть окажется ниже базовой цены, на покрытие возникающего вследствие уменьшения доходов дефицита бюджета будут использоваться средства Резервного фонда.

После достижения нормативной величины Резервного фонда бюджетными правилами предусматривается сбережение дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния. При этом часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации.

В соответствии с бюджетными правилами:

- предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта;

- общий объем планируемых расходов на очередной финансовый год не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период;

- общий объем планируемых расходов на первый год планового периода без учета условно утвержденных расходов в размере 2,5 процента от общего объема расходов не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.

Введение бюджетных правил с 1 января 2013 года позволит в 2013-2015 годах снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, начать сокращение ненефтегазового дефицита и увеличить Резервный фонд (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Основные параметры бюджетной системы и основные

характеристики федерального бюджета на 2013 год

и на плановый период 2014 и 2015 годов

 

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуется снижением доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 36,6-36,2%% к ВВП в 2013-2015 годах, снижением общего объема расходов с 37,9% до 35,9% к ВВП и дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году (таблица 3.1):

Таблица 3.1

 

Основные параметры бюджетной системы

Российской Федерации

млрд. рублей

 

Показатель              
Доходы, всего 13 321,7 15 675,2 21 218,1 23 018,2 24 084,9 26 543,4 29 514,5
%% к ВВП 34,3 34,7 38,9 38,0 36,6 36,2 36,2
в том числе:              
Федеральный бюджет 7 337,8 8 305,4 11 367,7 12 677,0 12 395,4 13 642,2 15 223,7
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 506,4 4 814,5 6 162,6 7 168,2 7 768,0 8 434,7 9 269,9
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 1 373,6 2 034,8 3 593,4 3 723,0 4 363,4 4 867,4 5 401,0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 924,2 6 534,1 7 641,0 7 923,8 8 562,9 9 201,0 9 995,6
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 4 438,1 5 136,9 6 009,3 6 618,2 7 326,1 8 033,8 8 889,8
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 551,3 574,9 904,4 871,7 1 031,8 1 193,1 1 408,2
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 172,2 198,1 247,7 0,0 0,0 0,0 0,0
Расходы, всего 16 027,1 17 570,5 20 357,6 22 802,0 24 949,2 26 865,8 29 280,5
%% к ВВП 41,3 38,9 37,3 37,6 37,9 36,6 35,9
в том числе:              
Федеральный бюджет 9 660,1 10 117,5 10 925,6 12 745,1 13 387,3 14 101,9 15 316,0
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 6 066,7 5 981,6 6 747,1 8 316,8 9 107,5 9 855,0 10 975,5
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 555,0 4 779,5 5 730,1 6 876,2 7 517,2 8 214,6 8 917,8
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 3 425,6 4 670,9 5 420,8 5 985,5 6 466,4 7 002,5 7 490,6
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 253,5 6 634,1 7 676,1 7 931,5 8 686,1 9 283,8 10 021,4
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 5 984,2 6 343,8 7 306,3 7 628,0 8 343,5 8 815,2 9 406,2
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 550,6 574,2 883,4 871,7 1 031,8 1 193,1 1 408,2
Дефицит (-)/профицит (+), всего -2 705,4 -1 895,3 860,5 216,2 -864,3 -322,4 234,0
%% к ВВП -7,0 -4,2 1,6 0,4 -1,3 -0,4 0,3

 

Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6 % в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5 % в 2012 году до 37,5% в 2015 году.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2 % в 2012 году до 25,6% в 2015 году.

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 28,8% в 2012 году до 30,1% в 2015 году, доля расходов снизится с 37,3% в 2012 году до 36,9% в 2015 году.

Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы и бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013 года (таблица 3.2):

 

 

Таблица 3.2

Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2015 годы

млрд. рублей

Показатель 2011 год (отчет)   2012 год (закон с учетом изменений) 2013 год 2014 год 2015 год (проект)
371-ФЗ проект 371-ФЗ проект
Доходы, всего 11 367,7 12 677,0 12 705,9 12 395,4 14 091,8 13 642,2 15 223,7
%% к ВВП 20,8 20,9 19,6 18,8 19,4 18,6 18,7
Расходы, всего 10 925,6 12 745,1 13 730,6 13 387,3 14 582,9 14 101,9 15 316,0
%% к ВВП 20,0 21,0 21,2 20,3 20,1 19,2 18,8
в том числе условно утверждаемые           388,9 1206,6
%% к общему объему расходов           2,8 7,9
Дефицит(-)/ Профицит(+) +442,1 -68,1 -1 024,7 -991,9 -491,1 -459,7 -92,3
%% к ВВП 0,8 -0,1 -1,6 -1,5 -0,7 -0,6 -0,1

 

Динамика поступления доходов федерального бюджета в 2008-2012 годах характеризуется снижением с 22,5% к ВВП в 2008 году до 18,9% к ВВП в 2009 году и 18,4% к ВВП в 2010 году, в 2011-2012 годах доходы увеличились до 20,8% и 20,9% к ВВП соответственно, однако не достигли уровня 2008 года (22,5%). За период 2008-2012 годов нефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП и ненефтегазовые доходы – на 1,5% к ВВП. Уменьшение ненефтегазовых доходов обусловлено, в основном, изменениями в налоговом законодательстве (снижение с 1 января 2009 г. федеральной ставки налога на прибыль организаций с 6,5% до 2,0% и отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога).

В 2013-2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,9% ВВП в 2012 году до 18,8% в 2013 году, с дальнейшим снижением к 2015 году до 18,7% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,0% к ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,5% к ВВП в 2015 году) и ненефтегазовые доходы на 0,2% к ВВП (с 10,4% до 10,2% к ВВП) (таблица 3.3):

 

Таблица 3.3

Динамика доходов федерального бюджета

млрд. рублей

 

Показатель Отчет 2012 год (закон с учетом изменений) Проект
2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год
Доходы, всего 9 275,9 7 337,8 8 305,4 11 367,7 12 677,0 12 395,4 13 642,2 15 223,7
%% к ВВП 22,5 18,9 18,4 20,8 20,9 18,8 18,6 18,7
в том числе:                
Нефтегазовые доходы 4 389,4 2 984,0 3 830,7 5 641,8 6 383,3 5 632,0 6 075,1 6 913,3
%% к ВВП 10,6 7,7 8,5 10,3 10,5 8,5 8,3 8,5
Ненефтегазовые доходы 4 886,5 4 353,8 4 474,7 5 725,9 6 293,7 6 763,4 7 567,1 8 310,4
%% к ВВП 11,9 11,2 9,9 10,5 10,4 10,3 10,3 10,2
Темпы роста (снижения) доходов к предыдущему году, % 119,2 79,1 113,2 136,9 111,5 97,8 110,1 111,6
в том числе:                
Нефтегазовые доходы 151,5 68,0 128,4 147,3 113,1 88,2 107,9 113,8
Ненефтегазовые доходы 100,1 89,1 102,8 128,0 109,9 107,5 111,9 109,8
Доля в общем объеме доходов, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:                
Нефтегазовые доходы 47,3 40,7 46,1 49,6 50,4 45,4 44,5 45,4
Ненефтегазовые доходы 52,7 59,3 53,9 50,4 49,6 54,6 55,5 54,6

 

 

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти.

Снижение ненефтегазовых доходов федерального бюджета в процентах к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году связано, в основном, с прогнозируемым уменьшением поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары (за исключением углеводородного сырья). Уменьшение прогноза указанных доходных источников федерального бюджета обусловлено снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин и средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

К 2015 году планируется рост расходов федерального бюджета в номинальном и в реальном выражении (таблица 3.4):

Таблица 3.4

Динамика расходов федерального бюджета

Показатель 2012 год (закон с учетом изменений) Прогноз
2013 год 2014 год 2015 год
Прирост к предыдущему году (расходы всего):
млрд. рублей 1 819,5 642,2 714,6 1 214,1
% (в номинальном выражении) 16,7 5,0 5,3 8,6
% (в реальном выражении) 10,1 -0,4 0,3 3,4
Прирост к ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (№ 371-ФЗ от 30.11.2011 г.)
млрд. рублей   -343,3 -481,0  
% от 371-ФЗ   -2,5 -3,3  

 

В 2013-2015 годах планируется продолжить восстановление использованных в период кризиса 2008-2010 годов средств Резервного фонда и его пополнение за счет дополнительных нефтегазовых доходов (таблица 3.5):

Таблица 3.5

Российской Федерации

млрд. рублей

 

Наименование 2013 год 2014 год 2015 год
  Изменение законодательства - всего -190,3 -186,4 -100,0
  %% к ВВП 0,3 0,3 0,1
  в том числе:      
1. индексация специфических ставок акцизов: 0,3 0,3 92,3
1.1 на табачную продукцию (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 960 руб. за 1 тыс. штук)     58,4
1.2 на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 600 руб. за 1 литр безводного этилового спирта)     16,1
1.3 на нефтепродукты (установление ставок с 1 января 2015 г. на автомобильный бензин в размерах 6 223-12 221 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на дизельное топливо – 5 244-7 090 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 9 086 руб. за 1 тонну; установление ставок на прямогонный бензин с 1 января 2013 г. в размере 10 229 руб. за 1 тонну, с 1 января 2014 г. – 11 252 руб., с 1 января 2015 г. – 12 378 руб.) 0,3 0,3 6,4
1.4 на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья     1,1
1.5 на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации     10,3
2. индексация ставок НДПИ на газ горючий природный: 28,3 113,6 231,8
2.1 для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (установление ставок с 1 июля 2013 г. в размере 679 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. – 717 руб., с 1 июля 2014 г. – 859 руб., с 1 января 2015 г. – 886 руб., с 1 июля 2015 г. – 1 062 руб.) 21,8 86,0 174,5
2.2 для независимых производителей (установление ставок с 1 июля 2013 г. в размере 445 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. – 456 руб., с 1 июля 2014 г. – 726 руб., с 1 июля 2015 г. – 1 049 руб.)   6,5   27,6 57,3
3. снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (в 2013 году с 9,33% до 7,24%, в 2014 году с 9,15% до 6,65%, c 2015 года с 9,15% до 5,94% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2013-2015 гг.) -187,8 -256,8 -365,9
4. снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию -21,8 -33,5 -47,3
5. снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров -9,3 -10,0 -10,9

 

Указанные изменения в совокупности приведут к снижению по сравнению с действующими условиями прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2013 году на 190,3 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2014 году – на 186,4 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2015 году – на 100,0 млрд. рублей (0,1% к ВВП). При этом в результате изменения налогового законодательства поступления от отдельных видов налогов и сборов федерального бюджета увеличатся в 2013 году на 28,6 млрд. рублей, в 2014 году – на 113,9 млрд. рублей, в 2015 году – на 324,1 млрд. рублей.

Основная часть прогнозируемых доходов (более 90%) будет обеспечена поступлениями по налогу на добавленную стоимость (33-35%), таможенным пошлинам (32-33%), налогу на добычу полезных ископаемых (18%) и акцизам (5-6%).

Прогноз доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы по основным источникам представлен в таблице 4.2.

Таблица 4.2

Прогноз доходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
отчет % к ВВП закон с учетом измене-ний % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП
Доходы, всего 11 367,7 20,8 12 677,0 20,9 12 395,4 18,8 13 642,2 18,6 15 223,7 18,7
в том числе:                    
Нефтегазовые доходы 5 641,8 10,3 6 383,3 10,5 5 632,0 8,5 6 075,1 8,3 6 913,3 8,5
НДПИ на нефть 1 845,8 3,4 2 114,0 3,5 1 808,6 2,7 1 949,3 2,7 2 091,0 2,6
НДПИ на газ горючий природный 136,3 0,2 275,6 0,4 368,2 0,6 486,8 0,7 631,0 0,8
НДПИ на газовый конденсат 6,4 0,0 11,2 0,0 12,0 0,0 13,2 0,0 13,3 0,0
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 2 332,4 4,3 2 395,6 4,0 2 000,0 3,0 2 148,4 2,9 2 309,0 2,8
Вывозные таможенные пошлины на газ природный 384,4 0,7 500,1 0,8 527,8 0,8 541,0 0,7 629,9 0,8
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 936,5 1,7 1 086,8 1,8 915,4 1,4 936,4 1,3 1 239,1 1,5
Ненефтегазовые доходы 5 725,9 10,5 6 293,7 10,4 6 763,4 10,3 7 567,1 10,3 8 310,4 10,2
Налог на прибыль 342,6 0,6 377,8 0,6 411,5 0,6 438,2 0,6 487,4 0,6
Налог на добавленную стоимость 3 250,4 6,0 3 629,4 6,0 4 128,6 6,3 4 696,6 6,4 5 280,9 6,5
Акцизы 278,4 0,5 406,1 0,7 596,8 0,9 768,6 1,0 867,8 1,1
Ввозные таможенные пошлины 692,9 1,3 765,5 1,3 657,3 1,0 690,9 0,9 679,9 0,8
Прочие ненефтегазовые доходы 1 161,6 2,1 1 114,9 1,8 969,2 1,5 972,8 1,4 994,4 1,2
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации 153,1 0,3 16,3 0,0 35,0 0,1 55,0 0,1 75,0 0,1
Доходы от платных услуг и компенсации затрат государства 154,1 0,3 127,9 0,2 127,0 0,2 128,3 0,2 132,0 0,2
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации 79,4 0,1 151,2 0,2 150,4 0,2 149,8 0,2 125,9 0,2
Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 70,8 0,1 96,3 0,2 61,2 0,1 68,5 0,1 75,5 0,1
Прочие доходы 704,2 1,3 723,2 1,2 595,6 0,9 571,2 0,8 586,0 0,6

5. Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2013-2015 годы

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2013-2015 годы осуществляется исходя из следующих основных подходов:

1) определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2013-2014 годы на основе утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», ограниченных с учетом бюджетных правил;

2) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2015 год, исходя из необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств;

3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2013 – 2015 годы с учетом:

- индексации оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих с 1 октября 2013 года на 5,5 процента;

- индексации стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов с 1 сентября 2013 года на 5,5%, с 1 сентября 2014 года – на 5%, с 1 сентября 2015 года – на 5 процентов;

- индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств в 2015 году на 5 % (в предыдущем бюджетном цикле предусмотрена индексация в 2013 году на 5,5%, в 2014 году – на 5 процентов);

- индексации с 1 января 2015 года на 5% расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц, горюче-смазочных материалов, относящихся к обеспечению выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечению деятельности федеральных государственных учреждений (в предыдущем бюджетном цикле предусмотрена индексация в 2013 году на 5,5%, в 2014 году – на 5 процентов);

- индексации объема дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 1 января 2013 года на 5,5 процентов;

- индексации объема субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан с 1 января 2015 года на 5 % (в предыдущем бюджетном цикле при расчете объема указанной субвенции учтены размеры инфляции в 2013 году – 5,5%, в 2014 году – 5 процентов);

- дополнительных бюджетных ассигнований в 2013-2015 годах на реализацию положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

- уточнения объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей;

4) учет предложений по оптимизации расходных обязательств, в том числе:

- комплекс мер, направленных на сбалансированность пенсионной системы;

- сокращение расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность (включая сокращение штатной численности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов);

- сокращение на 5% расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением расходов органов федеральной судебной системы);

- внедрение адресной и эффективной социальной помощи;

- отмена субсидирования отдельных полномочий субъектов Российской Федерации;

- сокращение бюджетных ассигнований на компенсацию потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта.

Для реализации этих предложений потребуется разработать и до 1 января 2013 года внести соответствующие изменения в законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе:

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах";

Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

Указ Президента Российской Федерации от 1.01.2008 № 1 "О штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 252 "О предельной штатной численности органов внутренних дел" и др.

Таким образом, с 2013 года должны быть начаты системные структурные реформы отраслей социальной сферы и государственного управления, направленные на обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов в соответствии с приоритетами государственной политики.

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется следующими данными (таблица 5.1):

Таблица 5.1

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов

млрд. рублей

  2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
закон с учетом измене-ний %% к преды-дущему году проект %% к преды-дущему году проект %% к преды-дущему году проект %% к преды-дущему году
ВСЕГО 12 745,1 116,7 13 387,3 105,0 14 101,9 105,3 15 316,0 108,6
Условно утвержденные         388,9   1 206,6  
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) 12 745,1 116,7 13 387,3 105,0 13 713,0 102,4 14 109,4 102,9
в том числе:                
Общегосударственные вопросы 871,1 112,0 859,0 98,6 849,8 98,9 862,6 101,5
Национальная оборона 1 864,5 123,0 2 345,7 125,8 2 771,6 118,2 2 864,7 103,4
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 844,5 146,4 2 011,2 109,0 1 883,5 93,7 2 074,1 110,1
Национальная экономика 1 754,1 98,0 1 702,8 97,1 1 682,0 98,8 1 630,3 96,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 136,9 48,9 170,3 124,4 143,9 84,5 115,4 80,2
Охрана окружающей среды 22,2 126,1 22,8 102,7 24,0 105,3 24,1 100,4
Образование 614,8 111,1 597,4 97,2 544,3 91,1 573,0 105,3
Культура, кинематография 90,9 108,5 88,6 97,5 87,5 98,8 90,8 103,8
Здравоохранение 554,7 111,0 506,6 91,3 466,4 92,1 383,3 82,2
Социальная политика 3 930,2 125,6 3 901,4 99,3 4 008,5 102,7 4 197,0 104,7
Физическая культура и спорт 42,3 95,7 41,2 97,4 28,7 69,7 30,4 105,9
Средства массовой информации 75,6 123,7 70,6 93,4 65,6 92,9 50,8 77,4
Обслуживание государственного и муниципального долга 383,3 145,9 444,8 116,0 540,9 121,6 628,0 116,1
Межбюджетные трансферты общего характера 560,2 86,0 624,9 111,5 616,5 98,7 584,9 94,9

 

Наибольший вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сферах национальной безопасности и обеспечения обороноспособности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, а также социальной политики с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (таблица 5.2).

Таблица 5.2

Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов

млрд. рублей

  2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
закон с учетом измене-ний %% к общему объему проект %% к общему объему проект %% к общему объему проект %% к общему объему
ВСЕГО 12 745,1 100,0 13 387,3 100,0 14 101,9   15 316,0  
Условно утвержденные         388,9   1 206,6  
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) 12 745,1 100,0 13 387,3 100,0 13 713,0 100,0 14 109,4 100,0
в том числе:                
Общегосударственные вопросы 871,1 6,8 859,0 6,4 849,8 6,2 862,6 6,1
Национальная оборона 1 864,5 14,6 2 345,7 17,5 2 771,6 20,2 2 864,7 20,3
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 844,5 14,5 2 011,2 15,0 1 883,5 13,7 2 074,1 14,7
Национальная экономика 1 754,1 13,8 1 702,8 12,7 1 682,0 12,3 1 630,3 11,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 136,9 1,1 170,3 1,3 143,9 1,0 115,4 0,8
Охрана окружающей среды 22,2 0,2 22,8 0,2 24,0 0,2 24,1 0,2
Образование 614,8 4,8 597,4 4,5 544,3 4,0 573,0 4,1
Культура, кинематография 90,9 0,7 88,6 0,7 87,5 0,6 90,8 0,6
Здравоохранение 554,7 4,4 506,6 3,8 466,4 3,4 383,3 2,7
Социальная политика 3 930,2 30,8 3 901,4 29,1 4 008,5 29,2 4 197,0 29,7
Физическая культура и спорт 42,3 0,3 41,2 0,3 28,7 0,2 30,4 0,2
Средства массовой информации 75,6 0,6 70,6 0,5 65,6 0,5 50,8 0,4
Обслуживание государственного и муниципального долга 383,3 3,0 444,8 3,3 540,9 3,9 628,0 4,5
Межбюджетные трансферты общего характера 560,2 4,4 624,9 4,7 616,5 4,5 584,9 4,1

 

Информация относительно факторов, влияющих на формирование объемов бюджетных ассигнований по основным приоритетным направлениям бюджетной политики изложена в соответствующих разделах настоящего документа.

По отдельным направлениям бюджетных ассигнований федерального бюджета отмечается следующее.

Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 – 2015 годах:

– безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства Российской Федерации, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);

– обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и дальнейшего развития пенсионной системы;

– обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

– обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», «О мерах по реализации демографической политик



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.076 с.)