Программа с «удобным» интерфейсом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа с «удобным» интерфейсом.



program korobok; { нахождение площади основания и объёма параллелепипеда }

var shirina, tol, ploshad: integer;

visota, objom: real;

begin

writeln('введите ширину, толщину, высоту');

readln(shirina, tol, visota);

ploshad:=shirina * tol;{ нахождение площади основания }

objom:=ploshad * visota;{ вычисление объема параллелепипеда }

writeln(' площадь ',ploshad,' ',' объём ',objom:10:2);

readln

end.

 

 

 

program dialog;

var imya:string;

vozrast:integer;

begin

writeln('здравствуй, я компьютер, а тебя как зовут?');

readln(imya);

writeln('очень приятно, ',imya,'. Сколько тебе лет?');

readln(vozrast);

writeln('ого! целых ',vozrast,' лет! Ты уже совсем взрослый!')

end.

 

 

Линейные алгоритмические конструкции

Линейные программы

 

В линейной алгоритмической конструкции операторы выполняются последовательно друг за другом. При каждом выполнении такой программы она выполняется вся целиком, то есть выполняются все её операторы.

В линейных программах используются три оператора: оператор ввода, оператор присваивания, оператор вывода.

 


БЛОК-СХЕМА

 
 

 

 


ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ

 

PROGRAM <название программы>;

VAR <описание переменных>;

 

BEGI

READLN (ввод данных);

 

ОПЕРАТОР 1;

ОПЕРАТОР 2;

ОПЕРАТОР 3;

ОПЕРАТОР n;

 

WRITELN (вывод результата);

END.


Пример:

Найти гипотенузу и площадь прямоугольного треугольника, если известны катеты. (Значения катетов вводятся с клавиатуры.)

PROGRAM poisk gipotenuzi I ploschadi;

VAR katet_1, katet_2, gipotenuza, ploschad: REAL;

 

BEGIN

WRITELN (‘введите значение катетов’);

READLN (katet_1, katet_2);

gipotenuza:= sqrt (sqr (katet_1) + sqr (katet_2));

ploschad:= (katet_1 * katet_2) / 2;

 

WRITELN (‘гипотенуза равна’,gipotenuza:5:2, ’площадь треугольника равна’,ploschad:5:2);

END.

Условные алгоритмические конструкции

 

Оператор «ветвление»

В алгоритмическую структуру «ветвление» в отличие от линейного алгоритма входит условие. В зависимости от выполнения или не выполнения, которого реализуется та или иная последовательность команд (операторов). Условием называется высказывание, которое может быть либо истинным, либо ложным.

Условие, записанное на формальном языке – называется логическим выражением. Логические выражения могут быть простыми и сложными. Сложное – это объединение простых условий по средствам логических операций (и, или, не).

 

Под ветвлением подразумевается ситуация, когда на основании проверки некоторых условий в программе реализуется один из нескольких заранее предопределённых путей решения задачи.

 

Синтаксис оператора.

IF <условие> THEN <оператор1> ELSE <оператор2>;

 

IF (иф) – если

THEN (зэн) – то

ELSE (эльзе) – иначе

 

После THEN и ELSE – стоять может только один оператор, (любой оператор ПАСКАЛЯ).

Перед ELSE точку с запятой ставить запрещено.

 

Под условием будем понимать арифметические выражения, соединённые знаком сравнения или несколько выражений сравнения, соединенных знаками логических операций AND (и), OR (или), NOT (не). Условия, к которым применяются логические операции, заключаются в круглые скобки, пример: IF (a>b) and (a<c).

Если условие справедливо, то результатом будет логическая величина «истина» и выполнение программы продолжается по ветви «да» (по пути THEN (то)), в противном случае логическое выражение примет значение «ложь» и выполнение программы пойдёт по ветви «нет» (по пути ELSE (иначе)).

 


БЛОК СХЕМА


ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ПАСКАЛЬ

 

PROGRAM <название программы>;

VAR <описание переменных>;

BEGIN

IF <условие>

 

THEN <оператор 1>

 

ELSE <оператор 2>;

END.


Пример:

Найти большее из двух чисел. (Числа вводятся с клавиатуры).


PROGRAM bolschee iz dvug;

VAR a,b: REAL;

BEGIN

WRITELN (‘ведите 2 числа’); {пояснительная надпись}

READLN (a,b);

 

IF a>b {определение большего числа

THEN WRITELN(a) и вывод результата на экран}

ELSE WRITELN(b);

 

READLN; {установка паузы для просмотра результата}

END.

 

 


 

 

Условный оператор может быть записан и в краткой форме.

Синтаксис оператора «не полное ветвление»

IF < условие > ТHEN < оператор >;


БЛОК СХЕМА

 
 


ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ПАСКАЛЬ

 

PROGRAM <название программы>;

VAR <описание переменных>;

BEGIN

< оператор>

 

IF <условие>

 

THEN <оператор >

 

END.


Пример:

Введенное с клавиатуры число вывести на экран, если оно положительное и вывести его абсолютную величину (ABS) если число отрицательное.

PROGRAM bolschee iz dvug;

VAR a: REAL;

BEGIN

WRITELN (‘ведите число’); {пояснительная надпись}

READLN (a);

 

IF a<0{определение знака числа}

THEN a:= ABS (a); { значение числа берётся по модулю}

WRITELN (a); { вывод результата на экран}

 

READLN; {установка паузы для просмотра результата}

END.

Существует неудобство от того, что после THEN и ELSE можно писать только один оператор.

В ПАСКАЛЕ есть средство превратить последовательность записанных друг за другом операторов формально в один оператор. Для этого последовательность операторов заключается между словами begin и end. Получившаяся конструкция называется – составным оператором.

Составной оператор используется в тех местах программы, в которые разрешёно использование только одного оператора.

Слова, составляющие пару THEN и ELSE, BEGIN и END записываются друг под другом.

 

 

Если выбор необходимо сделать из 3 вариантов. Для этого используется схема вложенного ветвления. Где после THEN и ELSE может стоять ещё одно ветвление.

 


 

БЛОК СХЕМА

 

 

 

 


ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ПАСКАЛЬ

 

PROGRAM <название программы>;

VAR <описание переменных>;

BEGIN

IF <условие>

THEN

IF <условие>;

THEN <оператор 1>

ELSE <оператор 2>

 

ELSE

IF <условие>

THEN <оператор 3>

ELSE <оператор 4>;

END.


Пример:

Найти большее из трёх чисел. (Числа вводятся с клавиатуры).

PROGRAM bolschee_iz_3;

VAR a,b,c:REAL;

BEGIN

IF a>b THEN

IF a>c

THEN WRITELN (a)

ELSE WRITELN (c)

ELSE

IF b>c

THEN WRITELN (b)

ELSE WRITELN (c);

END.


 

Оператор «выбор».

Оператор «выбор» применяется для реализации ветвления со многими вариантами серий команд.

В структуру выбор в ходит несколько условий, проверка которых осуществляется в строгой последовательности их записи в команде выбора. При истинности одного из условий выполняется соответствующая последовательность команд.

 

Синтаксис оператора

CASE < переменная > OF { в случае, если переменная равна… }

<значение переменной>: < оператор 1>;

<значение переменной>: < оператор 2>;

<значение переменной>: < оператор 3>;

<значение переменной>: < оператор n>;

ELSE <оператор n+1>;

END { конец оператора CASE }

CASE (кейс) – случай {в случае если переменная равна…}

OF (эв) – предлог

 

 


БЛОК СХЕМА

 
 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.03 с.)