Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональные способности педагога
Профессионально компетентным является такой труд преподавателя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя, а так же достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности. Личность преподавателя – это системное качество, которое приобретается в предметной деятельности и общении и характеризует педагога со стороны включенности в общественные отношения в педагогической сфере. Субъективно для самого педагога личность выступает как его «Я», система представлений о себе, конструируемая в процессах педагогической деятельности и общения с коллегами и обучающимися. Личность преподавателя – это такое сочетание универсальных и необыкновенных свойств, на основе которых формируется его индивидуальность и создается авторитет. К основным свойствам личности преподавателя относятся: темперамент, характер, способности, педагогическое мастерство. Преподаватель должен быть трудоспособным, энергичным человеком. Он должен уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, выдерживать большие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, быстро восстанавливать силы. В зависимости от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов различают следующие типы темперамента: 1. Сангвинический: сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Преподаватель обладает высокой скоростью реакции; он жизнерадостен, оптимистичен, целеустремлен; умеет быстро адаптироваться в новой ситуации, легко приспосабливается к различным аудиториям и студенческим группам; проявляет активность и творчество, постоянно перерабатывает лекции и стремится разнообразить методику преподавания; в стрессовой ситуации не теряется, находит правильное решение; пользуется авторитетом среди студентов и коллег. 2. Холерический: нервная система характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Преподавателю свойственны очень быстрые и необдуманные решения, нетерпеливость, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Он отличается творческим воображением, оперативностью и оригинальностью мышления; легко избавляется от стереотипов, быстро осваивает инновационные подходы; вникает в проблемы студентов, эмоционально навязывает свое мнение; принципиален; отстаивает свою точку зрения; не воспринимает критику, долго обижается.
3. Флегматический: сильная, уравновешенная, но инертная нервная система. Для преподавателя характерны медленные реакции, взвешенность решений; неспособность отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Он трудно и медленно приспосабливается к новой студенческой группе, не любит менять методические приемы; не конфликтен, формально относится к воспитательной работе; игнорирует критику в свой адрес; упорен и настойчив в достижении намеченной цели, но бывает чрезмерно ленив. 4. Меланхолический: слабая нервная система. У преподавателя повышенная чувствительность, чрезмерная раздражительность, обидчивость, растерянность в стрессовых ситуациях. Он любит налаженный ритм педагогической деятельности, предпочитает работать в малой группе; физически и эмоционально утомляется в большой аудитории; тщательно планирует занятие, педантично излагает информацию; любит заниматься индивидуальным творчеством. Темперамент может меняться в результате воспитания и самовоспитания. Редко встречаются преподаватели с «чистым» типом темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в педагогической деятельности. Характер преподавателя представляет собой совокупность приобретенных устойчивых психологических особенностей, определяющих его поведение, поступки, отношения к студентам и коллегам, к своей работе и самому себе. В зависимости от преобладающего способа отношения к коллегам, студентам и самому себе, выделяются следующие типы характера преподавателя: ▪ Эгоцентрический – преимущественное стремление лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, сугубо потребительское отношение к другим, личное счастье и благо важнее всего. ▪ Группоцентрический – полная идентификация себя с профессиональной, научной, педагогической, национальной, религиозной, спортивной и др. группой; ценит другого человека не самого по себе, а в силу его принадлежности к группе; мир делится на «своих» и «чужих». Не может быть счастлив, если несчастлива его группа.
▪ Гуманистический –признание равных прав, свобод и обязанностей всех коллег и студентов, признание категорического императива Канта, согласно которому «поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой», счастье и благополучие должно распространяться на всех людей, все человечество. ▪ Духовный (эсхатологический) – вера в продолжение духовной жизни в раю после конца земного пути; связь с духовным миром, с богом; счастье представляется в служении богу и соединении с ним. Для славянского менталитета всегда было характерно соотнесение любого дела с христианским намерением, с Христом. Вся славянская культура исторически нацелена на реализацию в человеке духовного, эсхатологического уровня. Советская культура формировала иной характер – коллективистский, в котором доминирует способность подчинить собственные потребности и нужды интересам коллектива, готовность прийти на помощь другим. В условиях постоянных социальных трансформаций в Украине психологическое состояние современных людей можно оценить как переходное потребностно-мотивационное. У современного молодого человека нет четкого мировоззренческого стержня, в его сознании происходит переструктурирование ценностей с коллективистских на индивидуалистические, но в то же время в ситуации неопределенности выбора сосуществуют различные ориентации. При этом коллективистские установки нередко сочетаются с завышенной самооценкой и неоправданными притязаниями. Коллективизм сейчас обрел новые формы – сепаратизм, национализм, всевозможные формы группирования, корпоративизм и противопоставления. Педагогические способности это индивидуально-психологические способности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Формирование способностей происходит на основе врожденных особенностей психики – задатков. Например, способности проникать во внутренний мир студента, психологическая наблюдательность и понимание временных состояний обучаемого представляют собой перцептивные способности. Они, в свою очередь, выстраиваются на основе апперцепции (от лат. ad – к, на, и perception – восприятие). Это понятие философии и психологии, обозначает воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. Термин «апперцепция» введён Г. В. Лейбницем, который обозначил им сознание (в широком смысле этого слова), а также проявление и выделение в душе элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. В философии И. Канта понятие «апперцепция» характеризует самосознание мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетических функций, определяющих единство чувственного опыта. В. Вундт поставил в зависимость от апперцепции все сферы психической деятельности. В его трактовке апперцепция объединяет различные аспекты: ясное и отчётливое осознание восприятий, деятельность внимания, синтезирующую деятельность мышления и самосознание. В наиболее общем виде педагогические способности можно классифицировать следующим образом:
‒ экспрессивные – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью вербальных и невербальных средств; ‒ дидактические – умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс; ‒ авторитарные – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, волевое влияние на воспитанников; ‒ научно-педагогические – участие в научно-исследовательской работе, стремление работать творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег; ‒ перцептивные – умение воспринимать внутренний мир студента, почувствовать его психическое состояние, выявить отношение к преподавателю, к занятиям; ‒ коммуникативные – умение легко вступать в контакты со студентами и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения; ‒ личностные – умение соблюдать чувство меры при проявлении требовательности; педагогический такт; ‒ организаторские – умение четко, без потерь времени подготовить и провести лекцию, занятие, внеаудиторное мероприятие; ‒ мажорные – оптимизм и юмор, помогающие активизировать учебный процесс, предупредить или безболезненно ликвидировать конфликт, снять напряжение; ‒ психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, способность в работе «соединять голову с руками»; ‒ способности к концентрации и распределению внимания – готовность держать в поле зрения всю аудиторию, видеть каждого в отдельности; внимательно наблюдая за студентами, не терять контроль за собственной речью, жестами, выражением лица; ‒ гностические способности – умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы не исчерпывается узкопрофессиональными рамками – от него требуется осмысление широкого спектра социальных, психологических и других проблем, сопряженных с образованием и воспитанием личности студента. Поэтому она представляет собой интеграцию таких содержательных компонентов компетентности преподавателя: ▪ любовь к своей профессии, ведущая к потребности в самосовершенствовании; ▪ основательная психолого-педагогическая и социально-экономическая подготовка; ▪ опыт и значимые для педагога личностные качества.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.013 с.) |