Контекстный подход к обучению в высшей школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контекстный подход к обучению в высшей школе



 

В ходе реформирования высшей школы ставится задача внедрения контекстного обучения, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, а тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.

Основное противоречие профессионального обучения состоит в том, что овладение деятельностью специалиста должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в контекстном обучении, представляющем собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекций, например) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-проблемную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности.

Теория контекстного обучения разработана в развитие деятельностного подхода к исследованию социального опыта А. А. Вербицким в 1991 году. Согласно этому подходу, усвоение социального опыта осуществляется в форме деятельности учения, однако остаётся открытым вопрос перехода от познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста.

Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение – это форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности, таким образом, знаково-контекстное (далее просто контекстное) обучение − это такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических средств моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой студентами профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности.

Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нём получают воплощение следующие принципы:

‒ активности личности;

‒ проблемности;

‒ единства обучения и воспитания;

‒ последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов.

Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и, потом, к учебно-профессиональной деятельности (научно-исследовательская работа студентов, практики, стажировки).

Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения (в трактовке А. А. Вербицкого – методы контекстного обучения). Вместе с тем отмечается, что необходимо комплексно подходить к использованию различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционными методами.

 

5.7. Особенности медиаобразования. Дистанционное обучение

 

Достижению задач качественного преобразования высшей школы способствует медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами массовой коммуникации.

Основные задачи медиаобразования:

▪ подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;

▪ научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику;

▪ овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Концепция медиаобразования начала формироваться в конце 1960-х годов, когда возникли две относительно независимые линии:

1) критическая грамотность: основной целью является «формирование критического мышления» человека по отношению к средствам массовой коммуникации; получила большое распространение в Европе (Великобритания, Франция и др.);

2) визуальная грамотность: рассматривает в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации); преобладает в Канаде и США.

Идеология медиаобразования складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Мак-Люэна, А. Моля, С. Френе и др. В 1990-е гг. сложились два основных подхода в организации медиаобразования – интегрированный (изучение массовой коммуникации в курсе традиционных предметов) и специальный (введение нового предмета); начался процесс объединения медиаобразовательных и компьютерных дисциплин.

После обретения независимости Украина заявила о приверженности принципам открытого общества, стремлении интегрироваться в мировое сообщество. Основой для такого движения все в большей степени становится открытое образование и его наиболее эффективная форма – дистанционное обучение.

Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения.

Дистанционное образование позволяет решать следующие задачи:

‒ создание системы непрерывного образования;

‒ обеспечение доступности образования;

‒ повышение качества образования;

‒ обеспечение функциональной грамотности населения;

‒ предоставление обучаемым и обучающимся академических свобод и повышение уровня их учебной мобильности;

‒ предоставление возможности получения образования лицам с физическими недостатками или по каким-либо причинам не могущим обучаться в традиционной системе;

‒ возможность осуществления продвинутого образования для особо одаренных детей независимо от места их проживания;

‒ объединение потенциала различных образовательных учреждений, создание объединений;

‒ интеграция и глобализация образования, создание общего образовательного пространства.

Особенностями дистанционного обучения являются:

▪ индивидуальное общение обучающего и обучаемого в режиме времени, близком к реальному;

▪ использование преподавателей-тьюторов. которые выступают в роли консультанта и организатора, несут персональную ответственность за каждого обучающегося;

▪ личностно-ориентированный характер обучения;

▪ изначально заданная положительная мотивация обучения;

▪ утверждение в качестве основного элемента учебного процесса не только знания, но и информации, а также самостоятельный поиск нужной информации;

▪ выступление студента в роли основного субъекта образовательного процесса (самостоятельный поиск нужной информации, ее переработка, самоконтроль, самооценка качества своего образования)

▪ возможность использования мультимедийных средств (текст, наглядные средства в статике и динамике, звуковое сопровождение и т. п.).

Дистанционная форма обучения является наиболее естественной для достижения приоритетных целей Болонского процесса: межинституционального сотрудничества, мобильности студентов и преподавателей, совместных программ обучения. Только дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных технологий, ведет к истинно открытому образованию, дает возможность получать новые знания в течение всей жизни без ограничения времени, темпа и места жительства человека.

Дистанционное обучение представляет собой универсальную гуманистичную форму обучения, которая базируется на использовании возможностей широкого спектра традиционных, новых информационных, телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают для пользователя условия выбора дисциплин, диалогового обмена с преподавателем без учета расстояния и времени.

Характерные черты дистанционного обучения такие:

гибкость – возможность заниматься в удобное для себя время, в комфортном месте и в индивидуальном темпе;

модульность – возможность формировать из независимых учебных курсов-модулей собственный индивидуальный или групповой учебный план;

параллельность – осуществление обучения параллельно с профессиональной деятельностью;

полнота информационной доступности – одновременное обращение к разнообразным источникам учебной информации (электронных библиотек, банков данных, баз знаний и т. п.) большого количества пользователей;

экономичность – концентрированная и унифицированная подача информации; эффективное использование технических и транспортных средств, учебных площадей;

технологичность – продвижение пользователей в мировое постиндустриальное пространство благодаря использованию в образовательном процессе новых достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

социальная равноправность – одинаковые возможности для всех в получении образования, независимо от материальной обеспеченности, места проживания и состояния здоровья;

интернациональность – экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг;

познавательная направленность – необходимость проявления пользователями настойчивости, организованности, самостоятельности в работе с компьютером и телекоммуникационными средствами связи;

диагностичность – оценка уровня развития способностей, профессиональных качеств пользователей; построение своеобразного социально-психологического портрета;

гуманность – ориентация на развитие и проявление способностей студента, на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, стремления к самореализации.

Новые информационные технологии способствуют созданию открытых образовательных учреждений. Традиционные университеты переходят к обучению на расстоянии в качестве дополнительного образования. Вариант открытого университета – виртуальный университет, использующий спутниковую связь и Интернет для передачи курсовых материалов.

Это свидетельствует о том, что знания и информация все больше начинают приобретать ценность сами по себе, а не как средство для получения диплома, что радикально меняет характер образовательной мотивации.

Семинар № 5. «Педагогические инновации как фактор повышения качества образования»

План

1. Понятие «качество образовательной деятельности».

2. Сущность и критерии педагогических инноваций.

3. Принципы личностно-ориентированной педагогики.

4. Исследовательское обучение.

5. Контекстный подход в высшей школе.

6. Особенности медиаобразования.

7. Дистанционное обучение

 

Темы рефератов

1. Сущность и критерии педагогических инноваций.

2. Методы формирования познавательного интереса.

3. Интернет как средство образования.

4. Информатизация и компьютеризация обучения.

5. Программированное и модульное обучение.

6. Особенности медиаобразования.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите уровни профессиональной деятельности. Какие умения необходимы специалисту на каждом из них?

2. Какие характеристики включает понятие «качество студента»?

3. Как понимается обновление образовательного пространства на макро-, мезо- и микроуровне? Приведите примеры.

4. Дайте классификацию инноваций в сфере образования. По каким основаниям можно классифицировать педагогические инновации?

5. Какие явления в сфере образовательных услуг могут выступать барьерами для инновационных процессов?

6. Определите возможные пути решения проблем внедрения инноваций.

7. Что такое фасцинация? Какие Вы знаете приемы и знаки фасцинации? Приведите примеры.

8. Почему целевой установкой реформирования современной высшей школы является именно личностный подход в образовании?

9. В чем суть эвристического метода обучения?

10. Какие задачи позволяет решать дистанционное образование?

Проблемные задания

1. Продолжите перечень показателей качества образования:

а) состояние материально-технической базы учебного заведения;

б) мотивация преподавательского состава;

в)…

2. Продолжите перечень направлений, по которым в педагогике могут проводиться инновационные преобразования:

а) совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

б) обновление содержания образования;

в) улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

г)…

3. Почему целевой установкой реформирования современной высшей школы является личностный подход в образовании? В чем его суть? Раскройте его методологический потенциал.

4. Почему в трансформирующемся обществе возрастает роль исследовательского обучения? Какие составляющие оно включает? Дайте характеристику различных видов этой аналитической образовательной деятельности.

5. Используя сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений, определите, являются ли известные Вам вузы действительно инновационными.

6. Обоснуйте, что преподавательская деятельность в высшей школе имеет, прежде всего, организующий характер. В чем это проявляется?

7. Продолжите перечень требований, которые включает модель личностно-ориентированного обучения:

а) увеличение объемов самостоятельной и индивидуальной работы студента;

б) реализация индивидуальных графиков и планов обучения;

в)…

8. Докажите, что проблемное обучение определяется типом развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач разного уровня. Приведите примеры.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте глоссарий по теме «Педагогические инновации как фактор повышения качества образования» (30 терминов).

2. Работа по кейсовой методике над проектом «Социальные принципы построения и функционирования образовательных стратегий» (подготовка аналитико-исследовательского кейсового пакета). Работа в творческих группах над проектом.

3. Контрольная работа по первому модулю (вопросы получены заранее по всем четырем вариантам. Студенты пишут каждый свой вариант, обмениваются работами и проверяют ответы соседа. Потом работы получает третий человек и оценивает адекватность выставленной оценки. Четвертый участник в каждой группе руководит процессом проверки и выставляет баллы за правильность оценивания.

 

Модульный контроль 1.

« Педагогика высшей школы »

Вариант 1.

1. Назовите характеристики образования как социального феномена.

2. Назовите признаки образования как социального института.

3. Каким образом образование включено в систему общества?

4. Что является предметом педагогики высшей школы?

5. Назовите основные функции педагогики высшей школы.

6. Покажите, что педагогика высшей школы – это не только наука, но и искусство.

7. Выделите основные группы категорий педагогики высшей школы.

8. Назовите методологические категории педагогики высшей школы.

9. Что такое педагогическая закономерность?

10. Раскройте сущность принципа гуманизации воспитания.

11. В чем заключается человекоцентристский подход к обучению?

12. Какой вклад в развитие образования внес Огюст Конт?

13. Какими идеями дополнил социологию образования Карл Мангейм?

14. Дайте характеристику догматического реализма.

15. Назовите методологические подходы к исследованию образования в западной социологии.

16. Какие идеи выдвинули в социологии образования представители критической социологии на Западе?

17. Что в образовании изучают философия, история, психология, социология, социальная работа и др. науки?

18. Назовите законы Украины о высшем образовании.

19. Что такое лицензирование высшего учебного заведения?

20. Что такое последипломное образование? Назовите его виды.

21. Почему перед высшей школой поставлена задача перехода от квалификации к компетентности?

22. Выделите ключевые компетенции специалиста.

23. Дайте характеристику общекультурных компетенций современного специалиста.

24. Охарактеризуйте смысловой аспект компетентности.

25. Какие цели образовательных реформ в рамках Болонского процесса?

Вариант 2.

1. Покажите, что образование является видом социальных отношений.

2. Почему образование является социальным институтом?

3. Раскройте сущность образования как ценности.

4. Как образование оценивается как результат на индивидуально-личностном и общественно-государственном уровнях?

5. Какую цель ставит наука «Педагогика высшей школы»?

6. Назовите основные задачи педагогики высшей школы.

7. Какие категории педагогики высшей школы относятся к процессуальным?

8. Что такое педагогическая теория?

9. Дайте определение педагогического принципа.

10. Дайте определение образования в узком и в широком понимании.

11. Дайте определение педагогической технологии.

12. Какие идеи в социологию образования внес Эмиль Дюркгейм?

13. Что представляет собой философия образования?

14. В чем сущность прогрессивистского прагматизма?

15. Назовите основные идеи, высказанные представителями теории конфликта в современной западной социологии.

16. В чем суть структурализма в современной западной социологии образования?

17. Что входит в систему высшего образования?

18. Назовите принципы государственной политики
в сфере высшего образования.

19. Дайте характеристику образовательно-квалификационных уровней высшего образования.

20. Как глобализация влияет на трансформации образования?

21. В чем суть компетентностного подхода в образовании?

22. Дайте характеристику общекультурных компетенций современного специалиста.

23. Какие выделяются аспекты компетентности современного специалиста?

24. Охарактеризуйте смысловой аспект компетентности.

25. Какие цели образовательных реформ в рамках Болонского процесса?

 

Вариант 3.

1. Каковы характеристики образования как социальной организации?

2. Каковы характеристики образования как социальной системы?

3. Какие структурные компоненты выступают в образовании как процессе?

4. Что является предметом психологии высшей школы?

5. В чем суть проективно-конструктивной функции педагогики высшей школы?

6. Какова структура педагогики высшей школы?

7. Какие категории педагогики высшей школы относятся к сущностным?

8. Что такое педагогическая концепция?

9. В чем проявляется научный, светский характер обучения?

10. Дайте определение учебно-воспитательного процесса.

11. Что такое «образовательно-квалификационный уровень высшего образования»?

12. Какой вклад в развитие образования внес Джон Дьюи?

13. Какими идеями дополнил социологию образования Толкотт Парсонс?

14. Дайте характеристику академического рационализма.

15. Назовите основные идеи, высказанные представителями функционализма в современной западной социологии.

16. Какой смысл вкладывают представители структурализма в понятие «код знания»?

17. Что такое качество высшего образования?

18. Раскройте сущность принципа интеграции системы высшего образования Украины в мировую систему высшего образования.

19. Выделите уровни аккредитации высшего учебного заведения.

20. Что такое государственный стандарт высшего образования? Какова его структура?

21. Как влияют на образование процессы постмодернизации общества?

22. Охарактеризуйте ключевые компетенции специалиста.

23. Что включают ценностно-смысловые компетенции?

24. Охарактеризуйте проблемно-практический аспект компетентности.

25. Назовите основные направления реформирования образования в Украине в рамках Болонского процесса.

 

Вариант 4.

1. Покажите, что образование является социальным процессом.

2. Выделите основные содержательные аспекты понятия «образование».

3. Что выступает объектом педагогики высшей школы?

4. Раскройте содержание аналитической функции педагогики высшей школы.

5. Раскройте, в чем заключается теоретический и прикладной характер педагогики высшей школы.

6. Назовите методологические категории педагогики высшей школы.

7. Что такое педагогическая идея?

8. Назовите основные педагогические принципы.

9. Как Вы понимаете сущность принципа единства национального и общечеловеческого?

10. В чем сущность гуманизации и гуманитаризации образования?

11. Назовите основныеформы организации учебного процесса.

12. Какие идеи в социологию образования внес Макс Вебер?

13. Какие концепции образования являются философскими?

14. В чем сущность социального реконструкционизма?

15. Какие идеи выдвинули представители новой социологии образования на Западе?

16. Что является предметом социологии образования?

17. Что входит в систему законодательства Украины о высшем образовании?

18. Что такое образовательный уровень высшего образования?

19. В чем заключается принципиальное отличие магистра от бакалавра как образовательно-квалификационных уровней высшего образования?

20. Как различаются переподготовка, специализация, повышение квалификации и стажировка как формы последипломного образования?

21. Охарактеризуйте ключевые компетенции специалиста.

22. Что включают ценностно-смысловые компетенции?

23. Выделите основные аспекты компетентности.

24. Какие познавательные компоненты содержат инновационные знания?

25. Каковы цели Болонского процесса в Украине?

Литература, рекомендованная к модулю 1

1. Астахова В. И. Высшая школа Украины / В. И. Астахова. – Харьков: Знание, 1991.

2. Астахова В. И. Глобальные проблемы образования и особенности их проявления в Украине / В. И. Астахова, Г. П. Климова. – Харьков, 1995.

3. Астахова В. И. Вузовский педагог ХХІ столетия: некоторые методологические подходы к проблемам подготовки и переподготовки / В. И. Астахова // Вчені зап. Харк. гуманіт. ун-ту «Нар. укр. акад.». – Х.: Вид-во НУА, 2006. – Т. ХІІ. – С. 7–26.

4. Астахова Е. В. Трансформация современных функций высшего образования в современных условиях / Е. В. Астахова. – Харьков, 1999.

5. Астахова Е. В. Социальные функции высшего образования: эволюционные процессы на рубеже веков / Е. В. Астахова // Учёные зап. ХГИ НУА. – Т.VІ. – С. 7–26.

6. Астахова Е. В. Глобализация. Образование. Вызовы времени. Поиски оптимального сочетания / Е. В. Астахова // Вчені зап. Харк. гуманіт. ун-ту «Нар. укр. акад.». – Х.: Вид-во НУА, 2006. – Т. ХІІ. – С. 27–39.

7. Болонський процесс: нормативно-правові документи / укл. З. І. Тимошенко, І. Г. Онищенко, А. М. Греков, Ю. І. Палеха. – К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2004. – 102 с.

8. Болонський процесс: модель структури до диплома / укл. З. І. Тимошенко, О. І. Козаченко, А. М. Греков, Ю. І. Палеха. – К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2004. – 73 с.

9. Бордовская Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.– СПб.: Питер, 2000.– 304 с.

10. Вітвицька С. С. Основи педагогіки вищої школи: підруч. за модульно-рейтинговою системою навчання для студентів магістратури / С. С. Вітвицька. – К.: Центр навч. л-ри, 2006. – 384 с.

11. Вища освіта і наука – найважливіші сфери відповідальності громадянського суспільства та основа інноваційного розвитку // Інформаційно-аналітичні матеріали до засідання підсумкової колегії Міністерства освіти і науки. – 24 березня 2005 р. – м. Київ.

12. Всемирный доклад ЮНЕСКО 2005 года. К обществам знания: пер. с англ. – М., 2005. – 235 с.

13. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М.: ИнтерДиалект+, 1997.

14. Глобальные проблемы человечества как фактор трансформации образовательных систем / под общ. ред. Астаховой В. И. – Харьков: Изд-во НУА, 2008.

15. Глоссарий современного образования / [сост.: В. И. Астахова и др.]; под общ. ред. Е. Ю. Усик; Нар. укр. акад – Харьков: Изд-во НУА, 2007. – 527 с.

16. Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури в Україні / В. С. Журавський. – К.: Видавн. дім, 2003.

17. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М.: ГУ-Высш. шк. экономики, 2000.

18. Климова Г. П. Некоторые проблемы реформирования образования Украины / Г. П. Климова // Вчені зап. Харк. гуманіт. ун-ту «Нар. укр. акад.». – Х.: Вид-во НУА, 2002. – Т. VІІІ.

19. Корнетов Г. В. Педагогические парадигмы базових моделей образования: учеб. пособие / Г. В. Корнетов. – М, 2001.

20. Кремінь В. Г. Освіта і наука України: шляхи модернізації / В. Г. Кремінь. – К.: Грамота, 2003.

21. Курс лекций по социологии образования / под ред. В. И. Астаховой. Харьков: Изд-во НУА, 2009.

22. Михайлева Е. Г. Роль образования в системе конструирования жизненных планов социальных субъектов / Е. Г. Михайлева // Вчені зап. Харк. гуманіт. ун-ту «Нар. укр. акад.».– Х.: Вид-во НУА, 2006. – Т. ХІІ. – С. 48–58.

23. Національна доктрина розвитку освіти України: затв. Указом Президента України від 17.04.2002 р. № 347/2002 // Освіта України, 2002. – 23 квіт. (№33).

24. Общая и профессиональная педагогика: учебн. пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006 – 368 с. – (Педагогическое образование).

25. Педагогіка вищої школи: навч. посіб. / З. Н. Курлянд, Р. І. Хмелюк, А. В. Семенова та ін.; за ред.. З. Н. Курлянд. – 3-є вид., перероб. і доп. – К.: Знання, 2007. – 495 с.

26. Подольская Е. А. Постмодернистские тенденции в образовании: социологические аспекты / Е. А. Подольская // Вісник Одеського нац. ун-ту – Одеса: Одеський нац. ун-т ім. І. Мечнікова, 2008. – Вип. 5: Соціологія і політичні науки. – Т. 13. – С. 337–342.

27. Подольська Є. А. Освіта як чинник розвитку особистості в соціокультурному контексті / Є. А. Подольська, В. М. Назаркіна, А. О. Яковлєв. – Х.: Золоті сторінки, 2002.

28. Подольска Е. А. Вища освіта як ресурс кар’єрного зростання молоді / Е. А. Подольская, Н. В. Шевченко // Вісник Харк. нац. ун-ту. 800′ 2008. – Х.: ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2008. – Вип. 22. Соціологічні дослідження сучасного суспільства: методологія, теорія, методи. – С. 167–172.

29. Подоляк Я. В. Педагогика высшей школы: учебн. пособие / Я. В. Подоляк. – Харьков, 2008. – 176 с.

30. Приватная высшая школа в объективе времени: украинский вариант / под общ. ред. В. И. Астаховой. – Харьков: Изд-во ХГУ «НУА», 2000.

31. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.

32. Семенова А. В. Основи психології і педагогіки: навч. посіб. / А. В. Семенова, Т. Ю. Осипова, Р. С. Гурін. – 2-е вид., перероб. і доп. – К.: Знання, 2005. – 298 с.

33. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие / И. С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с.

34. Сидоренко О. Л. Приватна вища школа: шляхи України у світовому вимірі / О. Л. Сидоренко. – Х.: Основа, 2000.

35. Стандарти і рекомендації щодо забезпечення якості в Європейському просторі вищої освіти. – К.: Ленвіт, 2006. – 35 с.

36. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер с англ. /Э. Тоффлер – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 537 с.

37. Філософія освіти ХХІ століття: проблеми і перспективи: збірн. наук. праць / за заг. ред. В. П. Андрущенка. – К.: Знання, 2000. – Вип. 3. – 520 с.

38. Шевчук О. Л. Культурологічна освіта майбутнього вчителя: теорія і практика / О. Л. Шевчук. – К.: Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2004. – 232 с.

 


Модуль 2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

Психологические особенности педагогического взаимодействия

♦ Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

♦ Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.121 с.)