Л.Я. Плахтий, М.Г. Черкоева, Е.И. Гатиева, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л.Я. Плахтий, М.Г. Черкоева, Е.И. Гатиева,



Л.Я. Плахтий, М.Г. Черкоева, Е.И. Гатиева,

Т.А. Хоранова, А.К. Тадеева

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИММУНОЛОГИИ

ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПЕДИАТРИЧСЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(V-VI СЕМЕСТРЫ)

 

Методические рекомендации

 

Под ред. Л.Я. Плахтий

 

 

Владикавказ

УДК 616-097

ББК 28.073

Плахтий Л.Я., Черткоева М.Г., Гатиева Е.И., Хоранова Т.А., Тадеева А.К.

Методические рекомендации по иммунологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов педиатрического факультета: методические рекомендации / под ред. Л. Я. Плахтий. Северо-Осетинская государственная медицинская академия, 2015. -43с.

Основное назначение методических рекомендации – методическая помощь студентам к каждому практическому занятию по иммунологии в V-VI семестрах.

Методические рекомендации включают к каждому занятию необходимые схемы, тесты для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, что, несомненно, позволит улучшить качество усвоения материала.

Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральной программы МЗРФ по изучению дисциплины «Иммунология» для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия» (060103).

 

УДК 616-097

ББК 28.073

Рецензенты:

Л.В. Бибаева - д.м.н., профессор, зав. кафедрой биологии ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России

Л.З. Болиева – д.м.н., профессор, зав. кафедрой фармакологии с клинической фармакологией ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России

 

Утверждено и рекомендовано к печати Центральным координационным учебно-методическим советом ГОУ ВПО СОГМА Минздрава России (протокол №4 от 2 июня 2015г.).

 

 

© Северо-Осетинская государственная медицинская академия, 2015.

© Плахтий Л.Я., Черткоева М.Г., Гатиева Е.И., Хоранова Т.А., Тадеева А.К., 2015.

 

Основная литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. /Под. ред.акад. РАМН в.в. Зверева, проф. М.Н. Бойченко./М., 2011. Т1.

2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. /Под. ред.акад. РАМН в.в. Зверева, проф. М.Н. Бойченко./М., 2011. Т2.

3. Микробиология и иммунология. / Под ред.Р.Дж. Ламонта, М.С. Лантц. Р. А. Берне, Д.Дж. Лебланка; пер. с англ. Под ред.В.К. Леонтьева. /М.:Практическая медицина,2010г.-504с.:ил.21.

4.Микробиология, вирусология и иммунология./Под.ред. В.Н. Царева. –М.,2009.

5. Микробиология./Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой.-М., Медицина, 2003.

Дополнительная литература:

1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под.ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева.М.,2008.

2. Сборник методических разработок по микробиологии для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов. / Под. Ред. проф. Л.Я. Плахтий/ Владикавказ, 2008. Часть 1.

3. Сборник методических разработок по микробиологии для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов. / Под. Ред. проф. Л.Я. Плахтий/ Владикавказ, 2008. Часть 2.

4. Иммунология. /Д.Мейл, Дж. Бростофф, Д.Б. Рот, А. Ройтт / М., 2007.

5. Оценка иммунного статуса человека / Методическое руководство под. ред. доц. И.Е. Третьякова/ Владикавказ, 2005.

6. ПЦР и ее применение в диагностике инфекционных заболеваний человека./Методическое руководство под. ред. доц. И.Е. Третьякова/ Владикавказ, 2005.

7.Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова / М., 2003.

8.Острые и хронические вирусные гепатиты. /Б.С. Нагоев/ Нальчик. Эльбрус. 2006.

9.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002.

10. Медицинская микробиология./Под ред. Акад. РАМН В.И. Покровского.- М., 2001.

 

ОСЕННИЙ СЕМЕСТР

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1

Тема: Инфекционная иммунология. Основные этапы развития иммунологии. Роль российских и зарубежных ученых в развитии иммунологии.

Учебная цель

1. Изучить основные этапы развития иммунологии.

2. Изучить роль российских ученых в развитии иммунологии.

3. Изучить роль зарубежных ученых в развитии иммунологии.

Студент должен знать

1.Этапы развития иммунологии.

2. Роль российских ученых в развитии иммунологии.

3. Роль зарубежных ученых в развитии иммунологии.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1.Что такое медицинская иммунология?

2.Основные этапы развития иммунологии.

3. Роль российских и зарубежных ученых в развитии иммунологии.

 

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

 

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

Иммунитет ____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Основные этапы развития иммунологии

I этап ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

II этап

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

III этап

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV этап

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Роль Э. Дженнера в развитии иммунологии:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Роль И.И. Мечникова в развитии иммунологии: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Роль Л. Пастера в развитии иммунологии:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Роль Р. Портера и Д. Эдельмана в развитии иммунологии:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РольФ.Бернета и П. Медаварав развитии иммунологии:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №2

Тема: Инфекция. Патогенность и вирулентность.

Учебная цель 1. Освоение методов биологического исследования, широко используемых в диагностике инфекционных заболеваний.

 

Студент должен знать 1.Биологические методы изучения факторов патогенности и вирулентности. 2. Биологические методы определения вирулентности бактерий и активности бактериальных токсинов. Студент должен уметь 1. Определить торксинообразование стафилококка. 2. Определить лецитиназную активность стафилококка. 3. Определить наличие плазмакоагулазы у стафилококка.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

 

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное

заболевание».

2. Формы инфекции и их характеристика. Пути и способы заражения.

3. Периоды инфекционной болезни. Основные источники инфекции.

4. Патогенность микроорганизмов как полидетерминантный признак.

5. Вирулентность, единицы ее измерения. Свойства патогенности.

6. Факторы патогенности бактерий, их характеристика.

7. Инфекционные свойства вирусов, особенности вирусных инфекции.

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

Инфекция- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Инфекционный процесс-

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инфекционное заболевание-

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Эндогенная инфекция-

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экзогенная инфекция-

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Периоды инфекционной болезни:

1______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

Патогенность –

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вирулентность-

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эндотоксин-

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экзотоксин-

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тестовые задания

Укажите правильные ответы

1. Назовите форму инфекционного процесса, при которой возбудитель длительное время находится в организме, не проявляя патогенных свойств и не выделяясь в окружающую среду:

А. Латентная инфекция.

Б. Бактерионосительство.

В. Медленная инфекция.

Г. Острая инфекция.

Назовите факторы способствующие колонизации бактерий в

макроорганизм:

А. Бактериоцины.

Б. Адгезины.

В. Эндотоксины.

Г. Экзотоксины.

3. Назовите факторы, способствующие инвазии бактерий:

А. Гиалуронидаза.

Б. Эффекторные белки.

В. Эндотоксин.

Г. Пили

4. К токсигенности относится:

А. Свойства бактерий выделять в окружающую среду эндотоксины при их

разрушении.

В. Способность бактерий образовывать белковые экзотоксины.

Г. Способность экзотоксинов при обработке формалином переходить в анатоксин.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №3

Тема: Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Клеточно - тканевые неспецифические факторы защиты.

Учебная цель

Освоение методов определения неспецифических факторов защиты организма человека.

 

Студент должен знать 1. Виды иммунитета 2. Барьерную функцию кожи и слизистых оболочек. 3. Определение фагоцитарных показателей. Студент должен уметь 1. Определить фагоцитарные показатели крови. 2. Определить бактерицидную активность кожи.  

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Барьерная функция кожи и слизистых оболочек, лимфатических узлов.

2. Воспаление. Роль воспаления в развитии иммунного ответа.

4. Фагоцитоз. Стадии фагоцитоза. Причины гибели микроорганизмов в

фагоцитах. Основные рецепторы и маркеры фагоцитирующих клеток.

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме


Виды иммунитета:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспаление-

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фагоцитоз-

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стадии фагоцитоза-

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестовые задания

Укажите правильные ответы:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №4

Тема: Гуморальные неспецифические факторы защиты.

Учебная цель

Освоение методов определения неспецифических факторов защиты организма человека.

 

Студент должен знать 1. Основные компоненты системы компллемента. 2. Пути активации комплемента 3. Значение белков крови и их роль в неспецифической защите организма. Студент должен уметь 1. Применить полученные знания для оценки системы комплемента. 2. Определить содержание лизоцима в слюне.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Система комплимента, пути активации, функции системы.

2. Ферменты биологических жидкостей в организме человека, их значение

для неспецифической защиты.

3. Белки сыворотки крови, их роль в неспецифической защите организма.

4. Интерферон, функции, виды интерферона.

5. Определение содержания лизоцима в биологических жидкостях.

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

Система комплемента –это-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6

Тема: Иммунная система человека. Клетки иммунной системы. Возрастные изменения иммунной системы.

Учебная цель

Освоение методов определения специфических факторов защиты организма человека.

Студент должен знать 1. Органы иммунной системы. 2. Основные клетки иммунной системы. 3. Функциональное предназначение иммунной системы. Студент должен уметь 1.Определить показания к иммунологическому обследованию.  

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Центральные органы иммунной системы.

2. Периферические органы иммунной системы.

3. Клетки иммунной системы.

4. Возрастные изменения иммунной системы.

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

Иммунная система – это----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Клетки иммунной системы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестовые задания

Укажите правильные ответы

А. С 15-17 лет

Б. С 18-22 лет

В. С 45-50 лет

Г. После 65 лет.

 

5. Пассивный иммунитет:

А. После введения иммунных сывороток

Б. Поствакцинальный

В. Трансплацентарный

Г. Постинфекционный.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №7

Тема: Антигены. Свойства и типы антигенов. Антигены микроорганизмов.

Учебная цель

Освоение методов определения специфических факторов защиты организма человека.

Студент должен знать 1.Антигены, свойства, химический состав, строение. 2. Процессы, происходящие с антигеном в макроорганизме.   Студент должен уметь 1. Оценить антигенность вещества по его молекулярной массе и химической природе и применить полученные знания в клинической иммунологии и аллергологии.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1.Что такое антигены, свойства антигенов.

2. Классификация антигенов.

3. Антигены бактерий.

4. Антигены вирусов.

5. Процессы, происходящие с антигеном в макроорганизме.

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

1. Продолжите высказывания:

Антиген-это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные свойства антигена:

Иммуногенность-

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Специфичность-____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Антигены бактерий-_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Антигены вирусов-

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тестовые задания

Укажите правильные ответы:

1.По структуре антигены разделяются на:
А. Капсульные и ядерные
Б. Активные и неактивные
В. Полные и неполные
Г. Подвижные и неподвижныею


2. Эпитоп-Это:
А. Отдельные поверхностно расположенные участки антигенной молекулы
Б. Комплекс поверхностно расположенных участков антигенной молекулы
В. Наиболее иммуногенная антигенная детерминанта
Г. «Несущая» часть антигена.


3. Гаптен (неполный антиген) — это:
А. Антиген, состоящий из носителя и эпитопа
Б. Комплекс «антиген-антитело»
В. Небольшая молекула, которая может действовать как эпитоп, но неспособная

самостоятельно индуцировать иммунный ответ
Г. Белок, продуцируемый В-лимфоцитами.


4. Полный антиген имеет следующее строение:
А. Состоит из основной части — носителя и эпитопов
Б. Состоит как минимум из двух антигенных молекул
В. Комплекс 5-6 субъединиц
Г. Состоит только из основной части — носителя.


5. Антигенная детерминанта — это:
А. Часть молекулы антигена, взаимодействующая с Антигенсвязывающим центром антител или Т-клеточного рецептора
Б. Комплекс «антиген — антитело»
В. «Несущая» часть антигена
Г. Белок, продуцируемый В-лимфоцитами.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №8

Тема: Формы иммунного ответа. Антитела. Строение и функции иммуноглобулинов

Учебная цель

Освоение методов определения специфических факторов защиты организма человека.

 

Студент должен знать 1. Структура иммуноглобулинов, основные классы, функции антител. 2. Роль иммуноглобулинов в иммунологических реакциях. Антитела. Студент должен уметь 1. Определять концентрацию иммуноглобулинов разных классов в сыворотке методом радиальной иммунодиффузии по Манчини

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Структура иммуноглобулинов, основные классы, функции антител.

2. Роль иммуноглобулинов в иммунологических реакциях. Антитела.

 

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме

1. Заполнить таблицу:

СВОЙСТВА ИММУНОГЛОБУЛИНОВ

Ig G    
Ig M    
Ig A    
Ig D    
Ig E    

Впишите:

Что такое секреторный иммуноглобулин А? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где он содержится в организме человека в наибольших концентрациях? _______________________________________________________________________

Что такое Fab? _________________________________________________________

Что такое Fc? _________________________________________________________

Укажите, что расположено в СН2 домене IgG _______________________________________________________________________

Сколько всего доменов в молекуле IgG?_____________________________________

Сколько всего доменов в молекуле IgM? ____________________________________

 

Сколько вариабельных доменов в молекуле IgM?_____________________

 

На каких клетках содержатся рецепторы к Fc-фрагменту Ig E? __________________________________________________________________

 

Концентрация какого класса иммуноглобулина в сыворотке крови наименьшая? Ig ____________________________________________________

 

Повышение концентрации какого иммуноглобулина происходит при ряде аллергических реакций немедленного типа? Ig __________________________

 

Какой иммуноглобулин имеет наибольшую молекулярную массу? Ig ______

 

Какой Ig имеет десять антигенсвязывающих центров? ___________________

 

Какими доменами формируются активные центры антител?_____________

Тестовые задания

Укажите правильные ответы

1. Иммуноглобулин G - это:

А. Мономер;

Б. Димер;

В. Триммер;

Г. Пентамер.

ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К

ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ №1-2

Тема: Иммунологическая память, иммунологическая толерантность. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях. Особенности противовирусного иммунитета, противогрибкового иммунитета. Трансплантационный иммунитет, иммунитет против новообразований.

Учебная цель

1. Освоение методов определения специфических факторов защиты организма человека.

Студент должен знать 1. Механизм толерантности. 2. Феномен иммунологической памяти. 3. Значение иммунологической толерантности для практики. 4. Особенности иммунитета при различных состояниях. Студент должен уметь 1. Создать способы иммунологической толерантности.  

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1.Иммунологическая память.

2. Иммунологическая толерантность. Механизм толерантности.

3. Значение иммунологической толерантности для практики.

4. Особенности иммунитета при различных состояниях.

 

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

Впишите:

Иммунологической памятью -----------------------------------------------------------------______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры, когда необходимо используется в практикой медицине феномен иммунологической памяти---------------------------------------------------------

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иммунологическая толерантность явление---------------------------------------------

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примером врожденной толерантности является------------------------------------------

Какими способами можно создать приобретенную толерантность ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем обусловлены причины возникновения толерантности--------------------------

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для поддержания толерантности требует--------------------------------------------------

_______________________________________________________________________

Иммунитет при бактериальных инфекциях _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Противогрибковый иммунитет

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Противовирусный иммунитет

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

(Выберите один или несколько правильных вопросов)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №3

Тема: Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний.

Учебная цель. Изучить основы иммунотерапиии иммунопрофилактика инфекционных заболеваний.

 

Студент должен знать 1.Способы получения препаратов, содержащих готовые антитела. 2. Способы получения вакцин. Студент должен уметь 1. Дробное введение по методу А.М. Безредка.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1.Что такое иммунотерапия и иммунопрофилактика.

2.Вакцины. Аутовакцины. Классификация и способы получение вакцин.

3.Иммуные сыворотки. Получение и их применение.

 

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

Задача

Пострадавшему в автомобильной катастрофе после оказания хирургической помощи была введена противостолбнячная сыворотка.

1.Что содержит препарат и для чего был использован?________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Возможны ли осложнения при ведении препарата и какие?____________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Как правильно ввести препарат, чтобы избежать осложнений?_______________________________________________________________________________________________________________________

Задача

Пострадавшему от укуса безнадзорной собакой после оказания хирургической помощи была введена антирабическая вакцина.

 

1.Что содержит препарат и для чего был использован?________________________________________________________________________________________________________________________

2.Возможны ли осложнения при ведении препарата и какие?____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как правильно ввести препарат, чтобы избежать осложнений?_______________________________________________________________________________________________________________________

Впишите:

 

Дайте определение иммунопрофилактике

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая характеристика вакцин и применение их в практике-

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Адъюванты, их назначение и механизм действия-

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие препараты используют для создания активного искусственно

приобретенного антимикробного и антитоксического иммунитета? Какова цель их применения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Какие препараты используют для создания пассивного искусственно

приобретенного антимикробного и антитоксического иммунитета? Какова цель их применения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

(Выберите один или несколько правильных вопросов)

 

1.В состав убитых вакцин входят:

А) аттенуированные штаммы

Б) инактивированные культуры возбудителей

В) химические компоненты возбудителей, обладающие иммуногенностью

2.В состав химических вакцин входят:

А) аттенуированые штаммы возбудителей

Б) антитела к идиотипу иммуноглобулина, специфического в отношении соответствующего антигена

В) инактивированные культуры возбудителей

Г) химические компоненты возбудителей,обладающие иммуногенностью

3.По способу приготовления вакцины классифицируют на:

А) живые

Б) моновакцины

В) убитые

Г) химические

4.Для иммунопрофилактики иммунопрофилактики и иммунотерапии применяют:

А) препараты микробного происхождения

Б) лечебные иммунные препараты (АТ)

В)диагностические иммунные препараты, аллергены

Г) иммуномодуляторы

Д) антибиотики

5.К сывороточным иммунным препаратам относятся:

А) иммуномодуляторы

Б) иммунные сыворотки

В) иммуноглобулины

Г) моноклональные антитела

Д) инактивированные вакцины

6.Сывороточная болезнь относится:

А) IV типа

Б) II типа

В) I типа

Г) III типа

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №5

Тема: Иммунный статус и его оценка.

Учебная цель. Изучить методы оценки иммунного статуса.

 

Студент должен знать 1. Методы оценки иммунного статуса. 2.Какие биологические материалы используются для оценки состояния иммунной системы человека? Студент должен уметь 1.Определять фагоцитарные показатели в мазке. 2.Определять концентрацию иммуноглобулинов разных классов в сыворотке методом радиальной иммунодиффузии по Манчини. 3.Определить субпопуляции лимфоцитов с помощью моноклональных антител методом непрямой иммунофлюоресценции.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Что такое иммунный статус.

2. Что такое иммунная диагностика.

3. Основные показания, характеристики и отличия тестов 1-го и 2-го уровней.

4. Биологические материалы, используемые для иммунодиагностики.

5. Патогенетический принцип оценки функций иммунной системы.

6. Современные методы иммуноанализа.

7. Клиническое значение изменения содержания в крови основных субпопуляций лимфоцитов.

8. Современные подходы к определению функции фагоцитоза, содержания в крови компонентов комплемента.

 

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

 

Впишите:

1. Что такое иммунный статус? ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.К традиционным методам оценки стадии поглощения относится подсчёт в окрашенных препаратах числа частиц, захваченных нейтрофилами и моноцитами называется --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

(Выберите один или несколько правильных вопросов)

1.С целью оценки иммунного статуса человека определяют:

а) абсолютное число лимфоцитов в периферической крови;

б) концентрацию IgM в сыворотке;

в) СОЭ;

г) фагоцитоз;

д) антигены групп крови AB0.

2. Фагоцитарную функцию выполняют:

а) моноцитарно-макрофагальные клетки;

б) гепатоциты;

в) купферовские клетки;

г) микроглия;

д) Т- лимфоциты.

СD19 ЯВЛЯЕТСЯ МАРКЕРОМ

1.NK-клеток;

2.Т-хелперов;

3.нейтрофилов;

4.цитотоксических лимфоцитов;

5.В-лимфоцитов.

9. Т-КЛЕТОЧНЫЙ РЕЦЕПТОР ЦИТОТОКСИЧЕСКИХ ЛИМФОЦИТОВ РАСПОЗНАЕТ АНТИГЕН В КОМПЛЕКСЕ С МОЛЕКУЛОЙ

1.МСН II класса;

2.МСН I класса;

3.цитокина ИЛ-1;

4.гистамина;

5.Ig M.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6

Тема: Патология иммунной системы. Аллергия. Реакции гиперчувствительности.

Учебная цель.

1. Изучить механизмы развития гиперчувствительности немедленного и замедленного типов.

2. Изучить методы диагностики при аллергических реакций.

 

Студент должен знать 1. Типы и стадии развития аллергических реакций. 2. Патогенез каждого типа аллергических реакций и методы диагностики сенсибилизации. Студент должен уметь 1.Применить полученные знания в клинической практике. 2. Оценить тип гиперчувствительности.  

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Аллергия. Взаимоотношение аллергии и иммунитета. Основные понятия. Аллергические и псевдоаллергические реакции. Аллергены, классификация. Виды неинфекционных и инфекционных аллергенов.

2. Классификация аллергических (иммунопатологических) реакций. Стадии развития аллергических реакций.

3. Реагиновый тип аллергических реакций.

4. Цитотоксический тип аллергических реакций.

5. Иммунокомплексный тип (тип Артюса) аллергических реакций.

6. Клеточно-опосредованный тип аллергических реакций.

 

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Реакция гиперчувствительности I типа (немедленного типа)

заключается в -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

(Выберите один или несколько правильных вопросов)

1.Укажите к каким типам аллергических реакций относятся клинические примеры:

а. сывороточная болезнь-

б.анафилактический шок-

в. аутоиммунна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.325 с.)