Программа факультативного курса для учащихся 4 класса «Живой мир родной природы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа факультативного курса для учащихся 4 класса «Живой мир родной природы»



Мачижова Лариса Григорьевна,учитель начальных классовМОУ СОШ № 31 г. Петров Вал Камышинского района

Введение.

Перед образовательными учреждениями в настоящее время стоят проблемы:

–как научить младших школьников понимать природу родного края и правильно взаимодействовать с ней;

– какими путями формировать у подрастающих граждан ответственное отношение к окружающей природе;

– как подготовить ребёнка к сбережению природных ценностей всегда и везде.

Помощь в решение этих проблем оказывает факультативный курс «Живой мир родной природы». Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, радоваться общению с природой. Ребёнок должен ощущать, что он живёт в живой природе, общается с ней постоянно, что он – часть её. Нужно воспитывать не абстрактную любовь к природе. Она должна быть конкретна, и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом. Различные формы проведения занятий позволяют разумно сочетать интеллектуальную деятельность учащихся с элементами занимательности, способствуют развитию экологической культуры младших школьников.

 

Пояснительная записка программы факультативного курса «Живой мир родной природы».

Представленная программа факультативного курса «Живой мир родной природы» рассчитана на применение в общеобразовательной школе и ориентирована на учащихся 4 класса. В этом возрасте учащиеся уже имеют представление о практическом значении природы для жизни людей, но ещё недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в среде из-за его воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, влиянием человека на окружающую среду, формирования экологической культуры и воспитания гармоничного сосуществования человека с природой.

 

Цель программы:

– углубленное изучение природы родного края, её ресурсов;

– формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

 

Задачи программы:

1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;

2.Развитие интереса к изучению природы родного края.

3. Формирование простейших экологических понятий у учащихся;

4. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: лекции, эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; работа в школьном саду, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет учащимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения с ней.

 

Содержание программы:

Программа включает в себя учебный курс, состоящий из 4 разделов:

1. Растительный и грибной мир родного края.

2. Мир насекомых. Насекомые родного края.

3. Обитатели воздушного пространства родного края.

4. Охрана природы родного края.

Программа рассчитана на 17 учебных часов:

из них теоретических занятий – 8,

практических занятий – 9.

Занятия факультатива могут проводиться 1 раз в 2 недели. Занятия можно проводить со всем коллективом и по группам.

 

Формы контроля промежуточных результатов:

· творческие задания;

· викторины;

· конкурсы;

· выставки творческих работ;

· тесты.

Программа факультатива будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный материал и проведены все практические занятия;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся.

По окончании года обучения, обучающиеся

должны знать:

– представителей растительного мира и мира насекомых родного края, их значение в природе и жизни человека;

– содержание Красной книги своей области;

– формы охраны природы;

должны уметь:

– вести простейшие наблюдения в природе;

– самостоятельно работать с дополнительной литературой;

– соблюдать правила поведения в природе;

– называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира области;

применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

– оценки воздействия человека на природу;

– выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

– удовлетворения познавательных интересов;

– поиска дополнительной информации о родном крае.

 

 

Раздел 1.

Растительный и грибной мир родного края. (6 часов)

 

Цели и задачи: знакомство с лекарственными растениями; составление экологических правил сбора лекарственных растений; знакомство с грибами; освоение правил сбора грибов в лесу; установление экологических связей; расширение знаний о первоцветах, занесённых в Красную книгу Волгоградской области.

 

Содержание: Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных растений. Диковины грибного царства. Роль грибов. Первоцветы. Краснокнижные первоцветы области.

 

Формы занятий: лекции, эвристические беседы, практикум, работа с наглядными пособиями и справочной литературой, выполнение творческих заданий.

 

Основные понятия: Лекарственные растения; грибы съедобные и ядовитые; первоцветы, их охрана.

Раздел 2.

Мир насекомых. Насекомые родного края. (4 часа)

 

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; развитие умений правильно вести себя в природе; рассмотреть значение насекомых в природе.

 

Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые – вредители. Ядовитые насекомые. Насекомые своей области. Охрана полезных насекомых.

 

Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседы, практикум, работа с наглядными материалами и литературой, с энтомологической коллекцией, игра-викторина.

 

Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые. Полезные насекомые.

Раздел 3.

Обитатели воздушного пространства родного края.

(5 часов)

 

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; развитие умений определить группы птиц; развитие умений правильно вести себя в природе.

 

Содержание: Птицы кочующие, оседлые, перелётные. Птицы своей области. Как зимуют птицы. Охрана и привлечение птиц.

 

Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседы; работа с наглядным материалом и справочной литературой; практическая работа, экскурсия.

 

Основные понятия: Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Зимующие птицы. Краснокнижные виды птиц.

 

Раздел 4.

Охрана природы родного края. (2 часа)

Цели и задачи: расширение знаний законов об охране природы, об охраняемых территориях своего района.

 

Содержание: Закон об охране природы России. Охраняемые территории Камышинского района.

 

Формы занятий: экскурсии, лекции, практическая работа.

 

Основные понятия: Закон об охране природы. Природный парк; памятники природы.

 

 

Календарно-тематическое планирование

Факультативного курса для 4 класса

«Живой мир родной природы»

 

Раздел 1.

Растительный и грибной мир родного края.

(6 часов)

 

№ п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов
       
    Лекарственные растения – замечательное богатство природы родного края. Охрана лекарственных растений.  
    Путешествие к Грибу Грибовичу  
    «Вестники весны» нашего региона, занесённые в Красную книгу  
    Выпуск газеты «Берегите первоцветы».  
5-6   Акция «Зелёный школьный двор» (озеленение школьной территории, уход за школьным садом)  

 

Раздел 2.

Мир насекомых. Насекомые родного края. (4 часа)

       
    Тайны царства насекомых родного края (виды, места обитания). Работа с энтомологической коллекцией  
    Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми.  
    Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями.  
    Викторина-игра «Кто важнее» (спор насекомых)  

 

Раздел 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.036 с.)