Разучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»



Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи:

Образовательные:

« Связная речь»

1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.

2. Учить правильно выражать и излагать свои мысли.

3. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.

4. Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведения поэта И. Сурикова «Зима» и художников: А. Васнецова, А. Адамова, О. Панова, А. Романова и др.

«Словарь и грамматика»

1. Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима, снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга, сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; намело, замерзнуть, наступила, падает).

2. Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных.

3. Совершенствовать навыки словообразования: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Учить составлять предложения по сюжетной картине (в объёме 2-5 слов).

5. Совершенствовать навык рассматривания картины.

«Звуковая культура речи»

1. Развивать артикуляционный аппарат.

2. Произношение звука [у] с разной интонацией и силой голоса.

Развивающие:

1. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст. Отвечать на вопросы полным предложением.

2. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, словарь на основе углубленных знаний о природных явлениях.

3. Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма.

4. Творческое воображение, память, мышление, внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук

Воспитательные:

1. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.

2. Формировать положительную установку на участие в занятии; Навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Словарная работа: пелена это сплошной покров, то, что закрывает со всех сторон; принакрылся чудно, беспробудно.

Материал и оборудование: расписанноеузорамизеркало, снежинка, магнитофон, проектор для мультимедиа.

Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы зимой (ветер, снег, снегопад, иней на деревьях),коллективные и индивидуальные беседы с детьми о зиме, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы, составление рассказов о красоте зимнего пейзажа.

Техническое сопровождение: мультимедийная презентация «Зимние пейзажи», аудиозаписи С. Прокофьев «Фея зимы», А. Вивальди «Времена года. Зима», П. И. Чайковский «Времена года», «Вальс снежных хлопьев», завывание вьюги.

Ход проведения:

1. Звучит музыка С. Прокофьева «Фея зимы»

Воспитатель предлагает детям посмотреть, откуда звучит музыка и вместе с детьми заходит в группу и находит волшебное зеркало.

В. Ребята, а это зеркало непростое, оно волшебное…как вы думаете, кто его разрисовал?

Вырос лес, белый весь

Пешком в него не войти, на коне не въехать. (Морозные узоры)

А вы хотите попасть в этот волшебный лес? Зеркало нам в этом поможет:

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь.

Перенеси нас, зеркало, в зимний лес».

В лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья вам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём,

Приключения найдём!

Дети проходят на зимнюю полянку, воспитатель предлагает им расположиться, где кому будет удобно (расставлены кубики-пеньки, накрытые белой простыней). В это время звучит тихая музыка А. Вивальди и идет показ презентации «Зимние пейзажи».

Комментируем фотографии (9 кадров):
- Великолепен вид зимней природы! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния.

Стройные березы стоят как невесты. Воздух морозный и тонкий в лесу. И кажется, будто иголочками колет щеки.
Торжественно светло и тихо.
Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом.

Природа зимой в лесу удивительно красива.
Чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой.
Так хочется побывать в лесу, упасть в большой сугроб, увидеть над собой ясное, лазурное небо, ощутить все волшебство удивительной зимы.
Зима – волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами.
Ни одно время года так ни волшебно как – зима.

2. Упражнение «Нарисуем зиму».

Воспитатель: - Ребята, как вам кажется, зимний лес красивый?

- А давайте и мы с вами нарисуем зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет воспитатель и дети.)

- Посмотрите, как красиво идет снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук.)

- Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения.)

- Метут вьюги, метели. (Сильные круговые махи руками.)

- Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз.)

Затем воспитатель предлагает детям присесть на свои места.

3. Художники изображают красоту зимней природы в картинах, а как еще можно рассказать о зимней сказке. Какими способами? Как об этом могут рассказать поэты? (Стихами)

Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно…

Беседа о произведении:

- Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой он? (зачитать строчку из стихотворения)

- Что происходит со снегом?

- Что произошло утром? Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем? (объясняем значение слова пелена)

- А что произошло с лесом? Как вы понимаете эти строчки?: «Темный лес, что шапкой, принакрылся чудно, и заснул под нею крепко, беспробудно»?

- О какой шапке говорит поэт?

- Как вы думаете, любит поэт русскую природу? Как вы догадались, что любит?

При вторичном прочтении стихотворения воспитатель показывает детям слайды - мнемотаблицы по тексту стихотворения.

Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки с экрана воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной строчке - один слайд).

Молодцы! Когда придете домой – не забудьте рассказать стихотворение своим родителям!

4. Игра «Вьюга». Звучит звук завывания вьюги.

Воспитатель:

- Кажется, начинается вьюга в зимнем лесу. Но я знаю, как усмирить проказницу вьюгу. Давайте мы её поймаем в круг и поиграем в игру «Вьюга».

Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5 раз.)

5. Рефлексия: «Разрезные картинки».

- Ребята, вьюга, проказничая в лесу, рассыпала всё наше стихотворение. Нужно срочно его собрать, иначе зеркало обратно нас не выпустит из леса.

Воспитатель раздает детям конверты с разрезными мнемокартинками. Дети должны собрать картинку и вспомнить по ней строчку из стихотворения. Затем вместе с воспитателем дети собирают все стихотворение и проговаривают его.

- Ой, ребята, нам пора возвращаться в детский сад

6. Посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»:

«В зеркале я отражусь, Где захочу, там и окажусь Перенеси нас, зеркало, Обратно, в детский сад».  

Мы заметили, что применение зрительных образов помогает детям вспоминать сюжет в процессе рассказывания, не путать последовательность действий, способствует увеличению эффективности процесса запоминания. С помощью таких картинок дошкольники учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворение и читать его с опорой на картинки, иллюстрирующие действия, заучивание превращается в игру. В подборе иллюстраций к изучаемому тексту привлекаются и сами дошкольники, читая строчки стихотворения, дети показывают определенные картинки. После занятия «речевая дорожка» остается на несколько дней для закрепления текста и проведения различных игр. Так, мы предлагаем детям игровое упражнение «Что перепуталось?». Суть его состоит в том, чтобы восстановить правильную последовательность событий и разложить картинки в соответствии с произведением.

В работе по обучению детей заучиванию стихотворений используем также различные виды театра и фланелеграф. С помощью пальчикового, настольного театра, драматизации с игрушками, если содержание стихотворения дает такую возможность, обыгрываем события, происходящие в изучаемом произведении.

Для формирования выразительности чтения используем такие приемы, как:

- выразительное чтение самим воспитателем,

- пример выразительного чтения ребенком,

- подсказ ребенку нужной интонации и темпа воспроизведения,

- напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства,

- анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Лисичка какая? (хитрая), Как она разговаривает? (лестно, уговаривает собеседника); Зайчик какой? (трусливый), Как он говорит? (с опаской, осторожничая)). В этом отношении эффективны игры «Скажи какой», «Опиши героя».

Отметим, что в старшем дошкольном возрасте увеличивается объем изучаемых произведений, усложняется их содержание и художественные средства. Программой воспитания и обучения «От рождения до школы» рекомендуется следующие поэтические произведения для заучивания детьми старшего дошкольного возраста: «Дед хотел уху сварить…», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер,ветер! Ты могуч…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3.Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики…»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук…», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой; И. Суриков «Вот моя деревня...»; И. Белоусов «Весенняя гостья».

Итак, подводя итог выше сказанному, отметим, что для обучения детей

старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений нами используются следующие методы и приемы работы: - беседа и анализ стихотворения на подготовительном этапе к восприятию текста; - выразительное чтение; - рассматривание иллюстраций по теме произведения; - рисование картин по теме изучаемого текста; - прослушивание музыки; - игровые методы; - чтение по ролям; - мнемотехника; - обыгрывание стихотворения с помощью театра или на фланелеграфе.

Так же мнемотаблицы используются нами в свободной деятельности детей. В книжном уголке расположены мнемотаблицы в свободном доступе детей. Организуя самостоятельную деятельность детей, мы обращаем внимание на то, как можно играть с карточками-мнемотаблицами. Важно подчеркнуть, что перечисленные приемы заучивания целесообразно использовать в зависимости от вида запоминания. Так, например, для детей, у которых преобладает слуховая память, надо эмоционально проговаривать произведения (тихо-громко, быстро-медленно, как зайчик или как мишка и т.п.). Для детей с развитой зрительной памятью следует использовать наглядные средства, для детей - кинестетиков - разнообразные жесты и движения. Всё это делает процесс запоминания интересным и эффективным.

Немаловажную роль играет взаимодействие с родителями по данному вопросу. Мы обучаем родителей элементам кодирования слов, составлению и использованию мнемотаблиц при чтении, пересказе содержания сказки и разучивании стихотворения. Для повышения уровня речевой активности детей было принято решение разработать проект по организации сотрудничества с семьей в вопросах развития речи детей, проведен семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».

На родительском собрании группы принято решение: родители могут подключиться к этой работе и вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Ведь семья – главный воспитатель своего ребенка и является самой важной, жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Их осознанное включение в совместный с педагогами детского сада образовательный проект «Учим стихи вместе» позволил значительно повысить уровень речевого развития детей.

 

Заключение

Принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей составляют главную нить основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования и соответствуют требованиям, определенным ФГОС ДО. В работе с детьми необходимо искать новые формы работы, позволяющие обучать, развивать и воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Одним из таких видов деятельности является заучивание с детьми стихов с использованием метода мнемотехники, интегрированная совместная деятельность педагогов и детей, позволяющая добиться положительных результатов в непосредственном образовательном процессе.

Этому вопросу были посвящены работы таких ученых, как С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин, известного психолога Л. С. Выготского, который отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, действительно обеспечивающая успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихов также оказывает серьёзную помощь в речевом развитии дошкольников, но ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно.

Рассмотрев использование метода мнемотехники в заучивании стихотворений детьми старшего дошкольного возраста, видим, что этот метод можно использовать в любом виде деятельности, в любом режимном моменте. Благодаря этим методам у детей развиваются не только все виды памяти, но и мыслительная деятельность, связная речь, предпосылки к самообучению, умение осуществлять самоанализ.

Таким образом, описанный нами опыт применения метода мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений детьми старшей группы в интеграции с другими видами деятельности при тесном взаимодействии с родителями подтвердил свою эффективность и осуществляется со средней группы.

 

Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000

2. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011

3. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обоазования/ Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.

4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова. – Мозаика-Синтез, 2012

5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Москва, 2005

6. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. – 2001. № 2. С.13-15

7. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.

8. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье – М.: Мозаика-Синтез, 2011

9. Матюгин И.Ю. Тактильная память. (www.boltun-spb.ru). – М.: Эйдос,2001.

10. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 2004

11. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53

12. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115

13. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003

14. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб, 2009

15. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2003

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2001

17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М., 2002

18. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных расказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21

19. Чиндилова О.В. Психолого-педагогические основы речевой деятельности старших дошкольников / Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2010. № 3. – С.119-124

20. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1966

21. Широких Т.Д. Учим стих – развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004. № 2. – С. 59-62


Приложение 1.

Заучивание стихотворенияА. Плещеева «Осень» Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.058 с.)