Использование метода мнемотехники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование метода мнемотехники



Использование метода мнемотехники

В процессе заучивания стихотворений детьми средней группы

 

Выпускная работа

 

 

Исполнитель: Гиззатуллина Фанзиля Исхаковна,

обучающаяся в группе ПП6 по программе профессиональной переподготовки по специальности Дошкольное образование

Руководитель: Суздальцева Л.В.

 

Допустить к защите___________ Оценка______________________
Дата защиты_____________2014 г. Подпись руководителя_________

 

Москва, 2016 г.

Содержание

Введение..........................................................................................................3

1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста....................................................................................................................... 5 2. Использование метода мнемотехники в работе по развитию речи…….11 3. Опыт работы по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники ……………………………………………………………. …….14

Заключение....................................................................................... ………..30

Литература.....................................................................................................32

Приложение

 


Введение

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, способствует речевому развитию дошкольников.

Особое место среди произведений всех литературных жанров отводится стихотворениям, так как работа с ними вызывает значительные затруднения у детей. Изучением данной проблемы занимались такие исследователи, как Н.С. Карпинская, Е.А. Флерина, О. С Ушакова, Л.М. Гурович, Ю.Г. Илларионова и др.

По определению В.М. Жирмунского, стихотворение – это написанное стихами художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму; организованное по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения. Знакомство с жанром стихотворения в детском саду необходимо. Именно в дошкольном возрасте, когда интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость, для совершенствования мышления и речи необходимо яркое, лаконичное, образное слово. Поэтому в дошкольном возрасте важным является работа по формированию интереса к поэзии, работа по заучиванию стихотворений.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Проблема восприятия и понимания стихотворений объясняется, прежде всего, специфическими особенностями поэзии как особого рода художественной литературы. В стихах действительность отражается путем передачи глубоких, душевных переживаний, мыслей и чувств автора.

Чтобы более полно воспринять, понять и запомнить поэтическое произведение, дошкольникам надо почувствовать эмоциональное состояние героя, его переживания, понять причины волнения, радости, удивления. Для детей дошкольного возраста это является сложным, так как их эмоциональная сфера недостаточно развита для полного восприятия чувств литературных героев, для проявления сочувствия им.

Интересным приемом запоминания изучаемого произведения является изучение стихов с опорой на наглядный материал, так называемый ассоциативный метод или мнемотехника. Ребенку легче понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые слова и их последовательность с помощью установления связи между словом (фразой) и предложенной картинкой. То есть происходит перевод словесной информации в образную форму.

Исследуя вопросы о заучивании стихотворений в детском саду, многие авторы часто не выделяют заучивание поэтических произведений как особое направление в методике преподавания литературного чтения, имеющее свою специфику. Учитывая вышесказанное, мы можем говорить об актуальности нашей работы.

Цель работы: дать теоретическоеобоснование использованию метода мнемотехники в процессе заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста и представить описание опыта работы по данному направлению.

Задачи работы:

1. Охарактеризовать особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Описать использование метода мнемотехники в речевой работе с детьми

3. Представить опыт работы по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники.

Методы, используемые в работе: анализ литературных источников, опытная работа, наблюдение, беседа.

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А так же порадуемся улыбчивым лицам.

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро» скажем мы взрослым и детям.

Воспитатель: Сегодня мы будем учить стихотворение, про цветок. А про какой, узнаете, отгадав загадку.

Загадка

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в желтый сарафанчик

Нарядился …(одуванчик)

, один желтый, а другой белый. Вы знаете почему? (Предположение детей) Воспитатель: Посмотрите, ребята, котенок играет с одуванчиками, но они, почему - то разного цвета

Воспитатель: Одуванчики ярко-желтого цвета, когда они цветут (значит, покрываются цветками, цветки распускаются). А когда отцветают, становятся белыми (значит, перестают цвести, вянут, образуют семена). Ветер сдувает семена. Они разлетаются, падают на землю, прорастают и появляются новые цветы.

Воспитатель: Послушайте, какое стихотворение написала Зинаида Александрова, оно так и называется «Одуванчик» (воспитатель читает стихотворение)

«Одуванчик»

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой

А как только посидел,

Вместе с ветром улетел.

Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение? Сегодня, мы его будем учить. Но сначала поиграем.

Игра «Скажи, какой»

Одуванчик, какой? (золотой, красивый, молодой, седой)

Ветер, какой? (легкий, теплый, весенний, ласковый, свежий)

Игра «Закончи предложение»

Одуванчик желтый, как………….(солнце)

Одуванчик круглый, как…………(яблоко, тарелка, обруч, баранка)

Одуванчик пушистый, как………(вата, снег)

Одуванчик белый, как ……………(снег)

- А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка

Одуванчик, одуванчик!

ети приседают, медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

На поляну налетит, (Дети разбегаются в разные стороны)

Все вокруг зашелестит.

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

И сольются с небосводом. (Дети берутся за руки и идут по кругу)

Воспитатель: Для того что бы вам было легче и интереснее заучить стихотворение, поиграем еще в одну игру.

«Подбери картинку»

Воспитатель читает стихотворение по две строчки, дети повторяют и выбирают подходящую по смыслу картинку (мнемосхема)

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вместе расскажем стихотворение «Одуванчик» при помощи картинок. (Воспитатель предлагает детям, по желанию, самостоятельно, рассказать стихотворение, с опорой на картинки)

-Молодцы! А что бы котенку было не скучно, давайте сделаем ему друзей – котят, в стиле оригами.

Голова котенка

1. Нам понадобятся два небольших квадрата.

2. Один квадрат складываем по диагонали.

3. Узкие углы треугольника отворачиваем наверх немного наискось, таким образом, делаем ушки.

4. Верхний уголок отгибаем вниз.

5. Поворачиваем заготовку и дорисовываем детали. Получилась голова котенка.

Голова котенка

Пропищала тонко:

— Сделайте вы дельце – мне приклейте тельце! Чтобы приклеить котенку тельце, его надо сначала сделать. Туловище котенка

1. Второй квадрат складываем по диагонали и разворачиваем.

2. Боковые углы складываем к середине.

3. Переворачиваем заготовку, нижний угол загибаем назад, он будет хвостиком.

4. Снова переворачиваем заготовку, рисуем лапки.

5. Приклеиваем голову к туловищу, вот и получились у нас друзья для котенка.

Воспитатель: Котенок вас благодарит. Молодцы! Вы сегодня были очень активными, внимательными, отвечали на вопросы полным предложением. Хорошо запомнили стихотворение «Одуванчик».

Так же нами было проведено занятие по заучиванию стихотворения И.Сурикова «Зима» с помощью метода мнемотехники.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

Заключение

Принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей составляют главную нить основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования и соответствуют требованиям, определенным ФГОС ДО. В работе с детьми необходимо искать новые формы работы, позволяющие обучать, развивать и воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Одним из таких видов деятельности является заучивание с детьми стихов с использованием метода мнемотехники, интегрированная совместная деятельность педагогов и детей, позволяющая добиться положительных результатов в непосредственном образовательном процессе.

Этому вопросу были посвящены работы таких ученых, как С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин, известного психолога Л. С. Выготского, который отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, действительно обеспечивающая успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихов также оказывает серьёзную помощь в речевом развитии дошкольников, но ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно.

Рассмотрев использование метода мнемотехники в заучивании стихотворений детьми старшего дошкольного возраста, видим, что этот метод можно использовать в любом виде деятельности, в любом режимном моменте. Благодаря этим методам у детей развиваются не только все виды памяти, но и мыслительная деятельность, связная речь, предпосылки к самообучению, умение осуществлять самоанализ.

Таким образом, описанный нами опыт применения метода мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений детьми старшей группы в интеграции с другими видами деятельности при тесном взаимодействии с родителями подтвердил свою эффективность и осуществляется со средней группы.

 

Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000

2. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011

3. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обоазования/ Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.

4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова. – Мозаика-Синтез, 2012

5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Москва, 2005

6. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. – 2001. № 2. С.13-15

7. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.

8. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье – М.: Мозаика-Синтез, 2011

9. Матюгин И.Ю. Тактильная память. (www.boltun-spb.ru). – М.: Эйдос,2001.

10. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 2004

11. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53

12. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115

13. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003

14. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб, 2009

15. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2003

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2001

17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М., 2002

18. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных расказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21

19. Чиндилова О.В. Психолого-педагогические основы речевой деятельности старших дошкольников / Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2010. № 3. – С.119-124

20. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1966

21. Широких Т.Д. Учим стих – развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004. № 2. – С. 59-62


Приложение 1.

Заучивание стихотворенияА. Плещеева «Осень» Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты,

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Прекрасен наш осенний сад -

А к ночи веет холодок

И желтый лист шуршит у ног.

Приложение 2 Таблицы-схемы для запоминания стихотворений

Спящий котенокЕсли котенок Улегся у лавки Мордочку спрятал И хвостик, и лапки. Что из него получилось дружок? Маленький, рыжий, Пушистый клубок.
Г.Р. Лагздынь Солнышко Как ходило солнышко В золотой рубашке. Как ласкало солнышко Белые ромашки, Гладило ладошкой, Лепесточки грело. … У ромашек белых Грудка загорела.
   
З.Александрова Капель На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна. Идет апрель, звенит капель. В лесу у нас весна. По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!»
Знаю много я игрушек...   Знаю много я игрушек, С ними мне совсем не скучно: Кубик, мяч, совок, сачок, Мишка, лейка, флаг, бычок.
В. Жуковский Жаворонок На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел. В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: «Весна пришла к нам молодая, я здесь пою приход весны!»

Раз, два, три, четыре, пять... Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы грибы искать. Подберезовик, маслята, Сыроежки и опята.

 

 

В руки овощи берем... В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.    

 

"Осень, осень" Осень, осень к нам идет, Что же осень нам несет? Листики цветные, Ягоды лесные, Овощи к обеду, Много туч на небе.
Где мой пальчик? Маша варежку надела. - Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал!   Маша варежку сняла. - Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь - и найдёшь. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? (Н. Саконская)  

 

    Я сосульку не сосу, Я ее домой несу. Стало ей от солнца жарко – Мне ее ужасно жалко. Пусть все лето, целый год В холодильнике живет! А. Горбунова    

 

Мячик Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. (А. Барто)  

 

 

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик - папочка,

А вот этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

 

 

Использование метода мнемотехники



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.061 с.)