Комплексная коррекционно-развивающая программа «ступеньки» Для детей раннего и младшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная коррекционно-развивающая программа «ступеньки» Для детей раннего и младшего дошкольного возраста



КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СТУПЕНЬКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Программа «Ступеньки» предусматривает:

• Социально-эмоциональное, моторное, когнитивное и речевое развитие детей в соответствии с их индивидуальны­ми психофизиологическими особенностями.

• Психологическую поддержку семей, имеющих детей до 4-х лет.

Название «Ступеньки» обусловлено принципом органи­зации занятий, который заключается в поступенгатом вве­дении материала. На следующую, более сложную ступеньку ребенок может перейти, лишь в достаточной степени овла­дев более легким материалом. Ребенок не научится самосто­ятельно сидеть прежде, чем станет держать голову; не научит­ся сортировать предметы по каким-либо признакам, не накопив достаточного сенсорного опыта.

Программа «Ступеньки» включает работу по следующим направлениям:

• Лесенка социально-эмоционального развития.

• Лесенка моторного развития.

•" Лесенка когнитивного развития.

• Лесенка речевого развития.

Темп перехода со ступеньки на ступеньку зависит от ин­дивидуальных особенностей каждого ребенка, но «лесенки развития» для всех детей раннего возраста одинаковые. Воз­можно, что по «лесенке моторного развития» ребенок будет подниматься быстрее, чем, например, по «лесенке когнитив­ного развития».

Задача взрослых - помогать ребенку там, где ему особен­но трудно, подбирать игры в соответствии с той ступенькой, на которой находится ребенок, а не вести его насильно вверх или задерживать внизу, когда он уже может «подняться» выше.

Индивидуальное занятие: «Огород»

Цели:

• Развитие коммуникативных навыков.

• Развитие умения работать сообща.

• Формирование устойчивого положительного эмоцио­нального состояния ребенка.

• Улучшение взаимодействия ребенок - взрослый.

• Работа со страхом испачкаться.

• Развитие речи.

• Развитие крупной моторики.

• Развитие слухового внимания.

1. Приветствие

Психолог встречает ребенка с козлом (игрушкой-мари­онеткой) в руках. Здоровается от имени игрушки с ребен­ком и его мамой и приглашает поиграть вместе.

Мама погладила игрушку, поздоровалась с ней. Ребенок только посмотрел и не потрогал игрушку.

2. «Пройди по следам козла»

Из мягких модулей выложена «дорожка» разной слож­ности: начало дорожки простое и ребенок может сам прой­ти по ней, в конце дорожки ребенок вынужден обратиться за помощью к взрослому.

Мама садилась на скамейке в стороне. Ребенок шел за пси­хологом и игрушкой. В конце дорожки ребенок отказался от помощи психолога и обошел сложный угасток.

3. «В огороде»

Настоящие овощи - капуста, картофель, морковь - раз­ложены в нишах между модулями и видны не сразу. Надо найти овощи и положить их в корзинку.

Когда ребенок нашел первый овощ, он не взял его в руки. Пси­холог взял овощ и положил в корзину. Еагиная с третьего раза ребенок уже сам брал овощи и быстро кидал в корзину.

Когда все овощи собраны, надо достать их по одному и выложить на тарелку, называя каждый из них.

Ребенок достал овощи, но не называл их и не повторял за психологом.

Каждый овощ разрезается пополам, рассматривается се­редина.

4. Коллаж «Огород»

На мольберте закреплен лист ватмана. На срезы овощей кисточкой наносится гуашь (на картошку - желтая, на капу­сту - зеленая, на морковь - красная). Каждый овощ исполь­зуется как печать (срезом с краской прикладывается к лис­ту бумаги).

Ребенок отказался сам держать овощи, а только наносил на них краску. Ребенок старался уйти от задания. После мы­тья рук ему предложили показать картинку маме, но он про­игнорировал это предложение.

5. Сказка «Репка»

Ребенок сидит за столом и смотрит спектакль. Психолог разыгрывает сказку, используя игрушки.

Спектакль ребенку понравился, он нахал сразу же, без просьбы психолога, произносить текст сказки, не дожидаясь появления нового героя, не обращая внимания на просьбы пси­холога.

6. Игра «Посади репку»

Этап «Выбери семена»

Ориентируясь на слух, ребенок должен выбрать два оди­наково звучащих «яичка» (от киндерсюрпризов) из пяти предложенных. В «яички» насыпаны различные семена (в два - одинаковые).

Ребенку было трудно выполнять это задание, но он спра­вился с ним.

Этап «Подготовь землю»

Земля насыпана в таз, в ней много камней, палочек. Ре­бенку предлагается очистить землю от посторонних пред­метов.

Ребенок снагала наблюдал, как психолог достает камни и складывает их в миску, потом нагал помогать складывать в миску, но сам из земли камни не доставал.

Этап «Посади семена»

Ребенку предлагается взрыхлить землю, разровнять ее граблями, сделать пальцем отверстия в земле, положить в них семена, полить водой из лейки.

Ребенок с удовольствием работал инструментами: рыхлил, ровнял землю, поливал семена. Делать отверстия в земле, са­жать в них семена - отказался.

7. Игра «Вытащи репку»

Психолог тащит «репку»-ребенка за веревку. Потом ме­няются ролями.

Игра огенъ понравилась ребенку. Улыбался, смотрел в глаза психологу, входил в тактильный контакт.

8. а) Свободная игра ребенка

Ребенок играет в любые из предложенных игр по своему желанию.

Ребенок играл с мягкими модулями (строил дом), затем забрался в этот дом и периодигески выходил из него и возвра­щался обратно.

б) Беседа психолога с мамой

Пояснение маме действий психолога, объяснение пове­дения ребенка, консультирование мамы, как поступать в по­добных случаях дома.

9. Прощание

Психолог провожает ребенка и маму до дверей.

Ребенок не хотел уходить, сел на пол и плакал. Мама ка­кое-то время сидела рядом, затем с помощью отвлекающих приемов психолог помогла маме вывести ребенка из игрового помещения.

В конце первого цикла занятий у ребенка была выявлена положительная динамика. В течение занятия почти не вы­ходил из контакта с психологом, позволял маме играть вме­сте с ним в одну игру, психологу позволял менять условия игры. Во время игр с красками он при попадании краски на руки не сразу же бежал мыть руки, а заканчивал рисунок. На четвертом занятии второго цикла ребенок согласился нане­сти краску на руку и оставить отпечатки на бумаге, затем любовался своим рисунком и взял его домой.

• 2 случай: Ребенок К., возраст 2,5 года, интеллектуальное развитие выше нормы. Проблемы в социальной и эмоциональной сферах выражались в следующих особенностях по­ведения:

• Не отпускал никуда маму.

• Играл только там, где не было других людей (только в присутствии мамы и бабушки).

• Плакал, когда приходили гости.

• Сам наотрез отказывался идти в гости (сильнейшие исте­рики).

• Плакал, когда играла музыка или кто-либо в его присут­ствии танцевал.

На первичной консультации ребенок долго не входил в контакт с психологом (около 15 минут), проявлял интерес только к играм интеллектуального характера, самостоятель­но не играл, ждал, когда взрослый предложит ему какую-либо игру.

Индивидуальное занятие: «Ежики» (2 занятие первого цикла)

Цели:

• Установление контакта с ребенком.

• Формирование адекватной эмоциональной реакции.

• Формирование устойчивого положительного эмоциональ­ного состояния ребенка.

• Включение ребенка в совместную деятельность. Развитие навыков совместной деятельности.

• Формирование интереса к подвижной игре.

• Развитие двигательного аппарата.

• Развитие мелкой моторики.

• Формирование у ребенка уверенности в своих силах.

• Развитие внимания.

1. Приветствие

Психолог встречает ребенка и маму с игрушкой (ежиком) на руке. Здоровается с мамой и с ребенком.

Ребенок здоровался, но отказывался трогать игрушку. На­зывал части тела на игрушке, но не показывал их (прятал руки за спину).

Рисование ежика

Психолог показывает на листе бумаги, ак из кружка по­является ежик, и предлагает нарисовать по образцу: сперва кружок, потом носик, потом глазки, потом иголки и ножки.

Ребенок активно включился в игру, с удовольствием рисо­вал, показывал рисунок маме.

3. «Что ест ежик?»

Рассматриваем картинки с изображением различной еды и выбираем: грибок, яблочко, молочко.

Ребенок рассказывал, что ест ежик, выбирал картинки, показывал маме.

4. Лото «Грибы»

Рассматриваем лото «Грибы», ребенок находит спрятан­ные неподалеку картинки с грибами и раскладывает их на карточку лото.

С мамой рассматривали найденные картинки. Выкладывал лото быстро и без ошибок. Радовался вместе с мамой успеш­ному выполнению задания.

5. Игра с ежиком

Игрушка «Ежик на колесиках». Психолог предлагает ре­бенку рассмотреть игрушку, а затем покатать ее друг другу.

Ребенок отказался катать ежика. Катали друг другу мама и психолог, ребенок сидел рядом с мамой и наблюдал.

6. Игра «Надень ежику яблочки»

Ежик, сшитый из фетра, с пуговками. Яблочки из цвет­ной ткани с прорезями для пуговиц. Ребенку предлагается надеть яблочки на пуговки.

Ребенок выполнил это задание с удовольствием, затем снял яблоки и проиграл эту игру еще раз самостоятельно.

7. Игра «Урожай»

Ребенку предлагается разместить яблочки на дереве. Де­рево плоское, пластмассовое, с прорезями для яблочек. Задание оказалось для ребенка достаточно сложным, так

как надо было одновременно держать дерево и надевать яблоки. На первом этапе мама держала дерево, а ребенок сажал яблоки, на втором - ребенок держал дерево, а мама надевала яблочки, на третьем - ребенок все делал самостоятельно.

8. Игра с мячом

Мячик - резиновый, массажный (поверхность колючая). Психолог предложил ребенку посмотреть, потрогать, а по­том покатать мячик.

Ребенок потрогал мячик, но катать не стал, опять наблю­дал, как катали мячик мама и психолог.

9. Игра на внимание «Найди ежика»

На листе бумаги нарисованы контуры ежиков, елок, кус­тов, пеньков. Ребенок должен найти и закрасить только кон­туры ежиков.

Ребенок успешно справился с заданием, с удовольствием показал маме выполненную работу.

10. а) Свободная игра ребенка

Ребенок играл с теми же играми, гто были на занятии, в новые игры играть не стал.

б) Беседа психолога с мамой

Психолог предложил маме попробовать дома играть в та­кого типа игры, как катание друг другу мячей, машинок и т. д.

11. Прощание

Ребенок попрощался с психологом и всеми игрушками.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

«Лесенка моторного развития»

(Е.Ю. Пикалева, А.Е. Иванова)

Методикой предусмотрено содействие развитию у детей раннего возраста моторных умений и навыков.

Первоочередными задачами данного раздела программы являются:

• Коррекция двигательных нарушений.

• Развитие двигательных навыков.

• Профилактика заболеваний.

Особое внимание данный раздел программы уделяет де­тям:

• с темповой задержкой моторного развития;

• со структурными изменениями опорно-двигательного ап­парата;

• с нарушениями мышечной системы и заболеваниями нер­вной системы (функциональными и органическими). Реализация данного раздела программы обеспечивается

совместной работой врача-педиатра, инструктора ЛФК (спе­циалиста по движению), педагогов и психологов.

Составными частями этого раздела программы являются «Лесенка развития крупной моторики» и «Лесенка развития мелкой моторики и ручной умелости».

Работа по данному разделу включает в себя:

• Нормализацию двигательной сферы ребенка и его соци­альную адаптацию.

• Профилактику заболеваний.

• Охрану и укрепление здоровья.

• Совершенствование двигательных функций организма ребенка.

• Предупреждение и гашение патологических поз, реакций, образцов движений и введение в действие нормальных моторных образцов.

• Предотвращение деформаций опорно-двигательного ап­парата ребенка.

• Нормализацию мышечного тонуса, предупреждение и ус­транение контрактур.

• Оказание помощи в реализации скрытых способностей, которые было невозможно реализовать в связи с имею­щимися неврологическими или ортопедическими изме­нениями.

• Физическое управление позой ребенка, чтобы избежать ограничения возможности двигаться.

• Тренировка реакций равновесия.

• Укрепление мышечной системы ребенка.

• Воспитание элементарных навыков культуры поведения. Формирование поведения детей в соответствии с норма­ми и правилами: разговаривать спокойно, внимательно слушать взрослого, выполнять его указания. Воспитание навыка здороваться, прощаться, благодарить. Приучение к бережному обращению с игрушками, их уборке.

• Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Закрепление умения одеваться и раз­деваться, надевать и снимать колготки, носки, ботинки, шапку. Приучение детей к опрятности: пользоваться с помощью взрослого носовым платком, приводить в по­рядок одежду, своевременно сообщать о своих естествен­ных потребностях.

• Обучение жизненно необходимым навыкам.

 

0-3 года - развитие дыхательной функции;

• 2-6 месяцев - стимуляция поворота головы; обучение умению устойчиво держать голову; закрепление умения длительно лежать на животе, опира­ясь на предплечья, а в дальнейшем на ладони выпрямлен­ных рук;

обучение захвату и бросанию предметов с коррекцией отведения большого пальца;

обучение поворотам тела и восстановление физиологи­ческой разгибательной синергии;

развитию желания дотянуться и подползти к игрушке, взять ее;

5-10 месяцев - обучение ползанию и вставанию на чет­
вереньки, нормализация опорной способности верхних и
нижних конечностей;

обучение присаживанию и сидению;

6-12 месяцев - обучение вставанию и ходьбе, у опоры;
обучение вползанию по скату горки и спуску с него;
подъему на горку по лестнице, держась за перила;
учить переползанию через бревно;

влезанию на ящик; приседанию на корточки;

• от 1 года до 1 года 6 месяцев - обучение ходьбе в пря­
мом направлении, по лежащей на полу дорожке, вверх по
доске, с приподнятым концом от пола на 10-15 см;
подъему на опрокинутый вверх дном ящик высотой
10 см от пола;

подползанию под веревку;

проползанию в обруч;

лазанию по лестнице-стремянке вверх и вниз;

катанию мяча вперед (сидя, стоя);

бросанию мяча вниз, вдаль;

• от 1 года 6 месяцев до 2 лет - обучение ходьбе в пря­
мом направлении, по лежащей на полу дорожке, вверх по
доске, с приподнятым концом от пола на 15-20 см;
подъему на опрокинутый вверх дном ящик высотой
15 см от пола;

перешагиванию через палку, веревку, приподнятую на 12-

18 см;

подползанию под веревку, поднятую на высоту 35-40 см;

проползанию в обруч;

лазанию по лестнице-стремянке вверх и вниз;

катанию мяча в паре со взрослым, катанию со ската; бросанию мяча (6-8 см диаметром) правой и левой ру­кой на дальность;

• 2-3 года - обучение ходьбе с изменением темпа, с пере­
ходом на бег и наоборот; ходьбе по кругу, взявшись за руки
(хоровод); с изменением направления, обходя предметы;
приставным шагом вперед, в стороны;

обучение бегу за взрослым, в медленном темпе, с измене­нием темпа и направления;

обучение ползанию на четвереньках по доске, лежащей на полу, приподнятой над полом; проползанию в обруч;

лазанию по лестнице-стремянке вверх и вниз; перелезанию через бревно;

обучение бросанию, катанию, метанию и ловле мячей, набивных мешочков, шишек, в разных условиях, из раз­ных положений;

обучение прыжкам на двух ногах, с продвижением впе­ред, через препятствия, вверх.

Приведенное распределение по возрастам отражает эта­пы развития ребенка, не имеющего отставания в данной сфе­ре. Если развитие ребенка проходит с отставанием или опе­режением возрастных норм, то последовательность этапов формирования тех или иных навыков остается такой же.

В работе необходимо учитывать общие принципы мотор­ного развития, которые заключаются

• в развитии от головы к ногам;

• Поддержка головы.

• Поддержка спины.

• Поддержка ягодиц.

• Поддержка ног.

• в развитии от центра к периферии;

• Контроль туловища.

• Контроль предплечий.

• Контроль рук.

• Контроль кистей.

• Контроль пальцев.

Ориентирами в развитии крупной моторики могут быть следующие ступеньки:

• Держит голову.

• Переворачивается со спины на живот и с живота на спину.

• Встает на четвереньки.

• Садится самостоятельно.

• Ползает на четвереньках.

• Встает у опоры.

• Ходит вдоль опоры.

• Ходит самостоятельно.

• Встает без опоры.

• Залезает на стул.

• Бегает.

• Ходит, огибая препятствия.

• Соскакивает с небольшой высоты.

• Прыгает на двух ногах.

• Ходит по наклонной плоскости с поддержкой.

• Ходит по наклонной плоскости самостоятельно.

• Перешагивает препятствия.

• Поднимается по лестнице приставным шагом.

• Поднимается по лестнице чередующимся шагом.

Занятия по моторному развитию включают в себя игры и упражнения, направленные на развитие тех или иных уме­ний и навыков, элементы лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии, обучение родителей приемам стиму­ляции необходимых моторных навыков в домашних усло­виях, изготовлению вспомогательного инвентаря, консуль­тирование родителей по правильному режиму питания, сна и бодрствования детей.

Развитие руки проходит в следующей последовательности:

• Движение от плеча.

• Движение от локтя.

• Движение кисти.

• Ротационные движения.

• Движения пальцев.

• Захват ладонью.

• Захват пястью.

• Пинцетный захват.

Для развития мелкой моторики в занятия рекомендуется включать следующие виды упражнений:

1. Нанизывание.

1.1. Нанизывание колец с большим диаметром отверстия на стержень пирамидки.

1.2. Нанизывание колец с диаметром отверстия, почти рав­ным диаметру сечения стержня пирамидки.

1.3. Нанизывание колец и шариков на веревку или шнурок.

1.4. Нанизывание бусин с небольшим отверстием на тонкую нить.

2. Проталкивание мелких предметов в отверстия.

2.1. Складывание (проталкивание) предметов разной тексту­ры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 2-3 см.

2.2. Складывание (проталкивание) предметов разной тексту­ры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 1-1,5 см.

2.3. Складывание (проталкивание) предметов разной тексту­ры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 0,5 см.

3. Закрывание отверстий.

3.1. Закрывание круглых отверстий.

3.2. Закрывание овальных отверстий.

3.3. Закрывание квадратных отверстий.

3.4. Закрывание треугольных отверстий.

3.5. Закрывание четырехугольных отверстий.

3.6. Закрывание отверстий сложной формы.

4. Занятия с кубиками.

4.1. Выстраивание кубиков в горизонтальной плоскости.


 

4.2. Постройка башен из кубиков, размер ребра которых 3-5 см.

4.3. Постройка башен из кубиков, размер ребра которых 1,5-3 см.

5. Раскручивание и закручивание.

5.1. Раскручивание и закручивание крышек, пробок, винтов рукой.

5.2. Раскручивание и закручивание крышек, пробок, винтов с помощью отвертки и других приспособлений.

6. Игры с мозаикой.

ь. 1. Вытаскивание больших фишек из отверстий поля моза­ики.

6.2. Вкладывание больших фишек в крупные отверстия поля мозаики.

6.3. Вкладывание больших фишек в мелкие отверстия поля мозаики.

(). 4. Вкладывание маленьких фишек с длинной ножкой в от­верстия поля мозаики.

6.5. Вкладывание маленьких фишек с короткой ножкой в от­верстия поля мозаики.

7. Изобразительная деятельность.

7.1. Рисование пальцами.

7.2. Рисование кистью.

7.3. Игры с пластилином - отщипывание кусочков от «кол­баски», размазывание пластилина по поверхности. Рас­катывание «колбасок», катание шариков.

7.4. Рисование карандашом - вертикальных и горизонталь­ных линий, замкнутых линий, окружностей, штрихов.

7.5. Аппликация - отрывание кусочков от листа, отрезание кусочков, вырезание по линии, приклеивание с помощью пластилина и клея.

Сводная таблица заданий

С нарастанием трудности

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

«Лесенка когнитивного развития»

(А.Е. Иванова, ИЛ. Рыбкина)

Успешность познавательного развития ребенка во мно­гом определяется уровнем развития сенсорных процессов, т. е. тем, насколько верно ребенок воспринимает окружаю­щий мир. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие не­обходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности.

Основными задачами когнитивного развития детей ран­него и младшего дошкольного возраста являются:

• Развитие психических функций (восприятия, внима­ния, памяти, мышления, речи).

• Накопление и расширение сенсорного опыта.

• Формирование представлений об окружающем мире.

Программа «Ступеньки» предусматривает освоение деть­ми формы, величины, цвета предметов, развитие у них слу­хового, тактильного и других анализаторов.

Знакомство ребенка с различными свойствами предметов всегда должно включать следующие этапы:

• Накопление сенсомоторного опыта (накопление ощуще­ний на основе операций с предметами).

• Формирование представлений о различных свойствах предметов.

• Ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

• Развитие аналитического восприятия (т. е. восприятия предмета как сочетания элементов, из которых они состоят, связей между этими элементами).

Ниже приведены этапы ознакомления с отдельными свой­ствами предметов.

Величина

• Выбор из двух предметов большего или меньшего.

• Раскладывание однородных предметов разной вели­чины на две группы по принципу «такой - не такой».

• Выбор предметов одного размера из группы однород­ных разновеликих предметов.

• Выбор из двух предметов одного равного третьему.

• Сортировка разнородных предметов по размеру.

• Оценка соотношения частей предмета по размеру.

• Выделение разных измерений предмета (длины, шири­ны, высоты и др.).

• Закрепление эталона - выстраивание предметов в убы­вающие (увеличивающиеся) ряды. Выполнение заданий по словесной инструкции.

Величина предмета обычно устанавливается в зависимо­сти от места, занимаемого им в ряду однородных предме­тов. В качестве эталона величины выступает представление об отношениях по величине между предметами, обозначен­ных словами, указывающими на место предмета в ряду дру­гих (больший, меньший, самый большой). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от срав­нения 2-3 предметов к сравнению многих, образующих ряд величин (убывающий или увеличивающийся).

В работе используются одноцветная пирамидка с 3 коль­цами, 5 кольцами, матрешки (двухсоставная, трехсостав-ная), игрушки и фигуры разных размеров, картинки с изоб­ражением предметов разной величины, вкладыши с однородными предметами разной величины.

Приведенная ниже схема отражает поступенчатое знаком­ство ребенка с размерами на примере пирамидки:

Игры с Снятие Нанизы- Нанизы- Сборка Нанизы- Сборка
пира- колец вание вание. пира- вание любой
мидкой   колец колец мидки колец 5 пира-
    одного двух из 3 ко- менее мидки
    размера контрас­тных разме- лец раз­ного размера контрас­тных разме-  
      ров   ров  

Форма

• Проталкивание предметов разной формы в соответству­ющие отверстия (учет формы при выполнении элемен­тарных действий).

• Выбор предметов по форме по принципу «такой - не та­кой».

• Раскладывание предметов, резко отличающихся по форме.

• Раскладывание предметов, близких по форме.

• Выбор двух заданных форм при выборе из четырех.

• Задания на аналитическое восприятие формы.

Аналитическое восприятие формы предполагает умение разбить предмет на элементы, соответствующие тем или иным образцам, и определить их соотношение между собой.

Эталонами формы являются геометрические формы. Плоские фигуры являются более обобщенными по сравне­нию с объемными, они отражают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур. При обследовании формы дополнительно используется тактиль­ный анализатор.

Геометрические фигуры являются образцами, вокруг ко­торых объединяются предметы. Далее у этих предметов обо­значается форма - круглый, овальный и т. д.

Начинать знакомство ребенка с формами целесообразно с круга и квадрата, так как они отражают форму близких ребенку предметов (мяча, кубика).

Для детей, испытывающих трудности в знакомстве с формой, рекомендуется изучать формы в последовательно­сти, представленной в схеме веерного расширения.

На занятиях можно использовать игры «Геометрическое лото», домино «Предмет - форма», «Подбери фигуру к кон­туру», «Подбери по форме разные предметы».

Цвет

• Выбор предметов одного цвета; последовательное озна­комление ребенка с разнообразными цветами.

• Группировка предметов, разных по форме, размеру, назна­чению, имеющих одинаковый цвет.

• Сортировка предметов двух и более цветов:

 

• контрастных;

• близких по цвету.

 

• Соединение слов-названий с конкретными цветами, при этом у детей раннего возраста не требуется обязательное запоминание названий цветов.

• Группировка и сортировка по цвету, представленному раз­личными оттенками.

• Выделение и узнавание оттенков.

• Выполнение упражнений на аналитическое восприятие цвета.

Основные этапы работы

Ознакомление

Цель: выделение определенного размера на основе сопос­тавления двух объектов.

Закрепление

Цель: сравнение, соотнесение объектов по размерам и вы­полнение определенных действий (наложения, прикладыва­ния, вкладывания и выбора с ориентировкой на размер).

Проверка

Цель: выявление умения различать объекты по размерам с ориентиром на слово. Проводится в виде теста.

Рассмотрим каждый этап по отдельности. 1. Ознакомление

Работа по ознакомлению с большим и маленьким разме­рами строится на сопоставлении двух объектов:

а) предметов (бытовых: посуды, мебели, одежды и т. д.),
игрушек (машинок, кукол, кубиков и т. д.).

б) картинок.

Дети 2-4 лет с трудом воспринимают размеры предме­тов, изображаемых на картинках. Чтобы решить эту пробле­му, можно вырезать картинки по контуру и сравнить их пу­тем наложения друг на друга (такие картинки называют «выпиловками»).

При формировании у ребенка представления о размере кроме зрения необходимо привлекать слух и моторные ощу­щения. Например, при описании маленького предмета надо называть его размер высоким голосом и складывать руки ло­дочкой (не рекомендуется складывать пальцы щепотью, т. к. это достаточно трудное движение для ребенка, и он не всегда может его повторить). При ознакомлении с большим пред­метом размер подчеркивается низким голосом и разведени­ем рук. Знакомство ребенка с величиной может происходить либо в процессе показа специалистом уже готовых разнове­ликих предметов, картинок (пассивное наблюдение), либо в процессе активной деятельности: специальное рисование взрослым двух различающихся по размеру предметов (до­мики для зверей, тарелочки, елочки и т. п.) и случайное изоб­ражение разновеликих одноименных предметов самим ре­бенком (например, кружочков, палочек и т. д.); в процессе конструктивной деятельности: строительство различных по величине столов, стульев и т. д.

Закрепление

Закрепление представления ребенка о величине проводит­ся с помощью приемов сравнения и соотнесения разновели­ких предметов друг с другом, а также с помощью приема выбора предметов по размеру, как способа сортировки (груп­пировки).

Сравнение 2-х объектов

Ребенку предлагаются для сравнения как объемные пред­меты, так и плоскостные. При этом используются следую­щие приемы:

а) Прием наложения.

Как правило, этим приемом пользуются при сравнении плоских предметов (например, для сравнения картинок -«выпиловок» или колечек от пирамидок). Выступающая часть говорит о том, что этот объект больше другого.

б) Прием прикладывания с уравниванием предметов по одной линии.

С помощью этого приема сравнивают объемные предме­ты, при этом их обязательно выравнивают по низу, а размер определяют, ориентируясь на высоту предметов (то, что


выше, то и больше). Но ребенку сообщается только размер (какой предмет большой, а какой - маленький).

в) Прием вкладывания.

Этим приемом пользуются при сравнении разборных мат­решек, яичек, коробочек, ведер и других вкладывающихся один в другой предметов.

При этом с ребенком отрабатываются следующие дей­ствия по инструкции: «возьми - поставь», «открой - зак­рой», «вложи - достань». Эти действия являются опорны­ми. Работа с данным видом игрушек строится по следующему плану:

 

1. Последовательный показ всех выполняемых действий взрослым (знакомство ребенка с разборкой - сборкой иг­рушки).

2. Выполнение ребенком действий на основе устной ин­струкции с одновременным показом со стороны взрослого по принципу «Сделай, как я»:

 

• с использованием взрослым второй такой же игрушки (параллельный показ);

• с использованием игрушки ребенка с пооперационным показом выполняемых действий.

3. Выполнение ребенком действий только на основе уст­
ной инструкции:

• упрощенный вариант - с использованием жестов, по­казывающих определенные движения;

• без жестов, с опорой только на слово.

4. Самостоятельная разборка - сборка игрушки ребенком.
Усложнение задания происходит:

• при уменьшении объема инструкции и предоставле­нии ребенку большей самостоятельности;

• при выполнении в процессе разборки - сборки более сложного движения (например, при открывании матрешки, как правило, используется вращательный захват, но само дви­жение направлено вверх без поворота; при игре с бочатами с винтовой резьбой от ребенка требуется овладение не только вращательным захватом, но и вращательным движением);

• при увеличении количества вкладываемых предметов;

• при уменьшении разницы в размерах вкладываемых предметов.

Схема работы над формой


Основные этапы работы

Ознакомление

Цель: вычленение конкретной формы из множества форм.

Закрепление

Цель: сопоставление, сравнение изучаемой формы с други­ми.

На первом уровне сравниваются значимо отличающие­ся друг от друга формы.

(Например: круг и квадрат, треугольник и овал и т. д.) На втором - сравниваются похожие формы. (Например: круг и овал, квадрат и прямоугольник.) Выполняемые действия: соотнесение, сортировка (группи­ровка) и выбор предметов определенной формы по образцу.

3. Проверка

Цель: выявление уровня сформированности у ребенка представлений о данной форме.

Проводится в виде теста.

Выполняемое действие: выбор по названию предметов изученной формы (в соответствии с нормативными требо­ваниями).

Для наибольшей эффективности работы по ознакомле­нию ребенка с формами и закреплению у него определен­ных представлений необходимо включать его в разные виды деятельности, подбирая соответствующие игры и игровые пособия. При этом ребенку предлагаются как объемные предметы (шарик, кубик, цилиндр), так и плоские.

Все вышеизложенное имеет место в работе над любой формой, но целесообразнее показать систему подачи мате­риала через работу над кругом.

Закрепление

Закрепление проводится по двум направлениям:

• Закрепление на основе игр, в процессе или результате ко­торых образуется круг.

• Закрепление на основе игр, в процессе которых использу­ются круглые предметы (как объемные, так и плоские).

Рассмотрим оба направления.

• Закрепление на основе игр, формообразующих круг

Закрепление проводится на разных видах деятельности, таких, как изобразительная, конструктивная деятельность, подвижные игры, развивающие игры.

ИЗО-деятельностъ

Рисование:

а) рисование круговыми движениями.

Ребенку можно предложить выполнить следующие зада­ния: «Нарисуй шерстку овечке, листву на дереве, волосы че­ловечку и т. д.».


Волосы у человечка

Для рисования желательно использовать разные мате­риалы, такие как краску, детский крем, мыльную пену, мел, карандаши, толстые фломастеры и т. д. Ребенок может ри­совать как кисточкой, так и пальцами. Ему предлагаются для работы разные по толщине кисточки, начиная с очень тонкой и кончая кисточкой типа помазка. Формат листа также должен быть разным. При этом ребенок может со­вершать от самых широких движений (движения всей руки) до самых мелких (движения кисти и пальцев);

б) рисование кругов.

• самостоятельными кругообразующими движениями.


\


 

Ребенку предлагаются такие задания, как «Консервируем помидоры (готовим компот из вишни, смородины и т. п.)», «Украшаем мамино платье», «Рисуем узор на коврике» и т. д.;

• рисование по трафарету.

Ребенку предлагается нарисовать круг по трафарету. Мож­но использовать трафарет с одним или несколькими круга­ми. Перед рисованием ребенок обводит эти круги указатель­ным пальцем. Во время работы внимание ребенка обращают на то, что трафарет надо придерживать рукой, чтобы он не скользил по бумаге, карандаш плотно прижимать к его краю.

При неудачной попытке нарисовать кружок следует успо­коить ребенка и предложить нарисовать более ровный круг («причеши» кружок, а то он получился «лохматым»).

Для стимуляции этого процесса можно превращать нари­сованные ребенком круги в разных животных (например, в ежика, рыбку, зайчика, кота, мышку и т. д.). Превращения желательно сопровождать стихами. • рисование по шаблону.

Работа по шаблону достаточно сложна для детей млад­шего дошкольного возраста, так как требует от них хороше-


 




го развития мелкой моторики; дополнительная сложность заключается в том, что рисуется круг не одним движением, а по меньшей мере двумя. Несмотря на вышеуказанные труд­ности, детям с опережением в развитии можно предложить этот вид работы.

• рисование цветовых пятен в виде кругов приемом при­манивания.

Для рисования используются тампоны круглой формы. Ребенок может изображать «опредмеченные» круги в виде «огоньков», «снежков», «следов на дорожке» и т. п.

«Снежок падает» «Мишка идет»

Лепка: из пластилина и глины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.213 с.)