Эпоха подсознательной охраны природы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха подсознательной охраны природы.



 

Культовые места и святилища. Священные деревья и рощи. Священные горы, скалы, камни. Священные водоемы, источники.

У славян Киевской Руси природные объекты заповедывались как священные в основном по следующим причинам: мифическим; нравственным; политическим; историческим. Заповедными священными местами становились территории, где то или другое божество пользовалось наибольшим почетом, а также местности, особенно «приятные» божествам своими природными свойствами: например, вершины гор, возвышенности, гроты, долины, леса и рощи, местности тихие, дикие и удаленные от жилья. Священными, охраняемыми божествами и народными традициями могли стать целебные источники, особо красивые природные объекты (горы, водопады, рощи, отдельные валуны, деревья), пещеры, расщелины, представляющие как бы прямое сообщение с подземным миром. Многие природные местности становились священными из-за связанных с ними мифами о тех или иных событиях из жизни богов, вследствие связанных с ними особенных обстоятельств или исторических событий. Сакральное значение могли иметь места жизни богов, погребений знатных предков.

Культовые (сакральные) камни выполняли следующие функции:

1. Камни-надгробья. Цель камня — «прикрепить» душу покойника к определенному месту, устроить для души временное пристанище, успокоить ее. Говорят, что камни — окаменевший дух предков.

2. Камни-исцелители, например камни с отверстиями. Такие отверстия часто именовали «вратами избавления», т.к. через него протаскивали ребенка для избавления от недугов.

3. Камни-метеориты. Своей сакральностью они обязаны космическому происхождению. Во многих регионах земли камни-метеориты являлись символами и знаками плодородия и назывались «гром-камни», так как за ними, якобы, гналась молния, поэтому они способствуют дождю.

4. Камни-покровители, охранители, амулеты. Некоторые камни почитались как защитники человеческой жизни, покровители скота, ремесел.

5. Камни — жилища богов, духов и предков.

6. Камни-свидетели важных событий.

7. Камни, под которыми находят детей или клад.

Существуют следующие типы почитания водных источников:

1) Чудодейственные, целительные источники. При помощи воды из них лечат человека, воскрешают, возвращают молодость;

2) Прорицательные источники. При помощи воды в них гадают о будущем;

3) Источники — места жизни или посещения богов, духов, легендарных людей;

4) Источники, находящиеся у святого дерева или в священной роще;

5) Источники духовного возрождения.

Почитание воды известно с самых дpевних вpемен. Вода смывает грех, предшествует каждой форме и поддерживает создание. Согласно многим религиям, вода существовала раньше земли. Издревле многие наpоды воду, также как и землю, величали матеpью, упоминали ее имя пpи заклятиях. Существовали запреты на загрязнение и осквернение водных источников.

 

Формирование табу в охотничьих обществах.

Примеры подобных правил:

– истреблять выводок птиц или детенышей животных считается большим грехом; если случайно убили взрослых животных и птиц (самца и самку), следует истребить и их потомство, тем самым избавляя его в будущем от страданий и медленной смерти;

– за беспощадное истребление птиц и зверей, их уничтожение Великий Дух Охоты может обидеться и оставить угодья без единого зверя и без единой птицы;

– запрещается убивать зверей, птиц, спасающихся от преследования, от надвигающейся стихии и ищущих спасения у человеческого жилья;

– из стаи, косяка, табуна обязательно должно оставаться определенное количество особей;

– запрещается убивать первого и последнего мигрирующего дикого оленя;

– нельзя мучить зверя, птицу, насекомое — подранка следует сразу пристрелить, убить;

– все добытое должно быть использовано, и ни один кусочек, ни одна часть не должна быть выкинута, уничтожена.

Человеку, нарушившему правила, обычно предрекали неудачи и несчастья.

 

Формирование этнокультурных экологических правил поведения. Пастушеско-кочевые сообщества — правила, регламентирующие сезонные перекочевки, порядок использования колодцев, воды ручьев; минимизация бытовых отходов; формирование специального покрова одежды и обуви.

 

Формы религии

В иудаизме и христианстве запрещено уничтожать животных, если только этого не нужно делать ради еды или самосохранения. Иудаизм призывает покормить скот свой, прежде чем преломить хлеб самому. Каждое существо имеет право на существование, животные должны быть освобождены от страданий и боли любой ценой.

Пpинцип святости жизни является одним из главных в индуизме. Святость божьего твоpения означает то, что индус не может нанести вpеда дpугим видам без достойного на то опpавдания. Поэтому все жизни pавноценны и имеют на то опpавдание. Почти все индусские писания подчеpкивают, что не убивая божьих созданий и не нанося вpеда его твоpениям, можно заслужить божью милость. Добpота к животным является источником добpой заслуги, необходимой людям для улучшения их судьбы в цикле пеpеpождений.

В исламе пpоpок Мухаммед считал все живые создания достойными защиты и мягкого обpащения, не одобpяя пpичинение лишних стpаданий животным.

 

Вопросы:

  1. Какие проблемы относят к разряду глобальных?
  2. Каковы причины возникновения глобальных проблем человечества?
  3. В чем сущность концепции устойчивого развития?
  4. Где и когда концепция устойчивого развития была изложена?
  5. Почему сохранение биологического разнообразия считают основополагающим принципом для устойчивого развития человечества?
  6. Какие существуют угрозы сохранению биоразнообразия планеты?
  7. Когда возникали экологические кризисы в истории человечества? Каковы причинно-следственные связи экологических кризисов?
  8. Какие возникали экологические табу в различных обществах?

 

Литература:

Амирханов А.М., Тишков А.А., Белоновская Е.А., 2002. Сохранение биоразнообразия гор России. — М.: МПР России, Институт географии РАН, Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». 76 с.

Анатомия кризисов, 1999. / А.Д. Арманд, Д.И. Люри, В.В. Жерихин и др. — М.: Наука. 238 с.

Баландин Р.К., Бондарев Л.Г., 1988. Природа и цивилизация. — М.: Мысль. 391 с.

Бобров В.В., Варшавский А.А., Хляп Л.А., 2008. Чужеродные виды млекопитающих в экосистемах России. — М.: Товарищество научных изданий КМК. 232 с.

Борейко В.Е., 2003. Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи. Изд. 2-е, дополненное. — К.: Киевский эколого-культурный центр. Серия: Природоохранная пропаганда. Вып. 25. 24 стр.

Борейко В.Е., 2003. Экологические тpадиции, повеpья, pелигиозные воззpения славянских и дpугих наpодов. Изд. 3-е, дополненное. Том 1. — К.: Киевский эколого-культурный центр. Серия: Природоохранная пропаганда. Вып. 26. 160 с.

Борейко В.Е., Грищенко В.Н., 2004. Экологические тpадиции, повеpья, pелигиозные воззpения славянских и дpугих наpодов. Изд. 3-е, дополненное. Том 2. Птицы. — К.: Киевский эколого-культурный центр. Серия: Природоохранная пропаганда. Вып. 27. 172 с.

Вернадский В.И., 1993. Автотрофность человечества // Русский космизм. — М.: Педагогика-Пресс. С. 282-302.

Вернадский В.И., 1993. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм. — М.: Педагогика-Пресс. С. 303-311.

Дорст Ж., 1968. До того как умрёт природа. — М.: Прогресс. 505 с.

Константинов В.М., 2003. Охрана природы: Учебник для ВУЗов. — М.: «Академия», 240с.

Котляков В.М., 2006. Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России. — М.: КМК. 371 с.

Лихачёв Д.С., 1998. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. — М.: «Согласие»., ОАО «Типография «Новости»» 356 с.

Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й, 1994. За пределами роста. Уч. Пособие. – М.: Прогресс-Пангея. 345 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., 2006. Устойчивое развитие: вводный курс. Уч. пособие. — М.: Университетская книга. 312 с.

Михеев А.В., Галушин В.М., Гладков Н.А., Иноземцев А.А., 1981. Охрана природы: учебник для студ. биол. специал. пед. ин-тов. — М.: Просвещение. 270 с.

Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.Н., Соловьева М.П., 1983. Охрана природы. — М.: Просвещение. 144 с.

Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России, 2001. — М.: РАН-МПР. 75 с.

Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКСОР), 1989. Пер. с англ. / Под ред. и с послесл. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета — М.: Прогресс. 376 с.

Общеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия. Перспективы европейского природного наследия, 1996. — Амстердам, Совет Европы/ ЮНЕП/Европейский центр охраны природы. 50 с.

Охрана окружающей среды: Учебник для ВУЗов. 2001. Автор-составитель А.С. Степановских. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. 559 с.

Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. 2002. — М.: КМК.

Тейяр де Шарден П., 2001. Феномен человека. — М.: Устойчивый мир. 232 с.

Швейцер А., 1992. Благоговение перед жизнью. — М.: Прогресс. 576 с.

http//ecoethics.ru

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.01 с.)