Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы и принципы управления
Практика управления пережила достаточно длительную и глубокую эволюцию. Если сам процесс управления возник еще до появления мануфактурного производства, то наука об управлении зародилась и стала стремительно развиваться лишь в начале ХХ века. Обычно выделяют три этапа в развитии науки об управлении промышленным производством: 1. возникновение «классической теории научного менеджмента»; 2. разработка теории об управлении на основе «доктрины человеческих отношений»; 3. развитие современных теорий управления. Классическая теория научного менеджмента зародилась в начале ХХ века и являлась попыткой решить острые проблемы современного общественного производства. Родоначальник «научного менеджмента» – американский инженер и исследователь Ф.У. Тейлор. Наиболее видными ее представителями кроме Тейлора являются французский менеджер Г. Файоль, англичанин Л. Урвик и др. В 30-е годы ХХ века возникает вторая, основная школа в американской теории управления – доктрина «человеческих отношений». Одним из ее основоположником был Э. Мэйо, специалист в области антропологии, социологии, психологии и психиатрии. Эта школа сделала предметом своего исследования то, что осталось вне поля зрения «классической теории», а именно психологические мотивы поведения людей в процессе производства, «групповые отношения», проблемы «конфликта и сотрудничества», «коммуникационные барьеры», «неформальную организацию». Чувства рабочего, его настроения, убеждения становятся специальным и важным предметом изучения. «Классическая теория научного менеджмента», доктрина 242
«человеческих отношений», а также развитие социологии, науки и техники явились базой современных зарубежных теорий управления, которые представлены несколькими школами: «эмпирической», «социальных систем», «новой», «ситуационной теории», «маркетинга». «Эмпирическая» школа базируется на изучении и обобщении опыта управления. Школа «социальных систем» критически оценивает предшествующие концепции управления и теоретически обобщает новый опыт управленческой деятельности, предпринимая попытку создать «теорию» управления, нормы которой можно было бы применить для всех
промышленных предприятий. Основная цель «новой школы» - повышение рациональности решений. Цель «ситуационной теории управления» - переориентировать теории управления в практику управленческой деятельности. Согласно концепции «маркетинга», известной как «рыночная концепция управления», все этапы производственно-сбытового процесса, все стороны деловой активности фирмы должны быть строго подчинены задачам реализации ее продукции на рынке. Остановимся более подробно на теории «новой школы». Первые шаги «новой школы» связаны с применением метода исследования операций в области управления производством, который выражается в построении математических моделей наиболее часто встречающихся подзадач управления. С математическим моделированием тесно связана обширная область сетевых методов планирования и управления. «Новая школа» предусматривает широкое применение в процессе управления кибернетики и теории автоматического управления. В результате применения в управлении опыта исследования операций, с одной стороны, и теории автоматического управления и кибернетики – с другой, родился системный подход (Норберт Винер, Клод Шеннон), или системный анализ, главной задачей которого является повышение эффективности работы организации в целом. Сущность системного подхода в управлении характеризуется: 1) формированием целей и установлением их иерархии 243
(формирование «дерева целей»); 2) получением максимального эффекта в достижении поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора; 3) количественной оценкой целей и средств их достижения. Системный анализ, впервые примененный в США для военных нужд, получил широкое распространение в практике управления производством. Отличительные особенности науки управления. Сегодня можно встретить понятия “наука управления”, “наука о принятии решений”, “системный анализ”, “наука о системах”, но чаще всего “исследование
операций”, которые используются как взаимозаменяемые. Эти термины распространяются на количественные методы. Эти методы, которые рассматриваются в связи с управлением операциями, планированием и средствами контроля, можно отнести к методам науки управления. Отличительные особенности науки управления как подхода таковы: 1. 2. 3. Использование научного метода. Системная ориентация. Использование моделей. Фундаментальной процедурой любого научного исследования, впервые использованного на практике школой научного управления, является научный метод. Он состоит из трех этапов: 1. Наблюдение. Речь идет об объективном сборе и анализе информации по проблеме и ситуации. 2. Формулирование гипотезы. Формулируя гипотезу, исследователь выявляет имеющиеся альтернативы – варианты действий – и их последствия для ситуации, а также делает прогноз, основанный на этих наблюдениях. Цель – установление взаимосвязи между компонентами проблемы. 3. Верификация. В третьей фазе верификации или подтверждения достоверности гипотезы исследователь подтверждает гипотезу, наблюдая результаты принятого решения. Применяя научный метод для разрешения проблем управления, 244
необходимо помнить, что организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей. Поэтому второй особенностью научного подхода к управлению является системная ориентация. Третья особенность науки управления – использование моделей. Моделирование часто необходимо в силу сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни. Наиболее заметный и, возможно, наиболее значительный вклад школы научного управления заключается в разработке моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно- следственной оценки альтернатив. Принципы управления. Принципы управления - это определенные закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляю- щиеся при постановке практических задач управления, т.е. это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы (менеджеры) в практической деятельности, принципы управления определяют требования к системе организации. Основные системные принципы управления: 1. целостность. Свойства системы находятся в определенной зависимости от составляющих ее элементов, которые образуют единое целое; 2. структурность. Определенная упорядоченность. Поведение системы обусловлено не столько поведением отдельных ее элементов, сколько свойствами ее структуры; 3. взаимозависимость структуры и среды. Система функционирует в процессе взаимодействия со средой (среда значительно воздействует на систему, но и система в свою очередь воздействует на среду); 4. иерархичность. Каждый элемент системы — это система, которая в свою очередь представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы; 5. множественность описания каждой системы, дающая различные точки 245
зрения на представление о системе, что ставит задачи идентифицировать
целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функций; 6. сочетание научности и творчества. Заключается в создании системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях, а также в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках; 7. целенаправленность. Предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели организации, а ее должны составлять цели каждого отдельного работника; 8. сочетание специализации и универсальности. Заключается в том, что к решению каждой проблемы необходим индивидуальный подход, но разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования; 9. последовательность. Заключается в том, что действия необходимо выполнять в строго определенной последовательности во времени и в пространстве, нарушение этой последовательности может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задачи; 10. непрерывность. Каждый вид деятельности является основой для следующего вида; 11. сочетание централизованного руководства и самоуправления. Выражается в определенной доле самостоятельности при принятии решений на более низком уровне, но в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера высшего звена; 12. концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также их способности взаимодействовать с коллегами. Это создает благоприятную психологическую атмосферу, определенную организационную культуру, с помощью которых облегчается процесс принятия решений и увеличивается эффективность работы; 13. обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне 246
работы.
Выражается
в
недопустимости
превышения
прав
над ответственностью. Сам факт подобной ситуации сопряжен с произволом руководящих лиц, но диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, так как инициатива оказывается наказуемой; 14. состязательность участников управления. Предполагает стимулирование работников путем материального, морального и организационного поощрения; 15. предельно широкое вовлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений. Решение, принятое таким образом, более охотно и
легко выполняется, чем то, которое в приказном порядке исходит от руководства. Функции управления. Управленческая деятельность представляет собой сочетание различных видов деятельности (функций), каждая из которых направлена на решение специфических задач, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия или отдельными производственными процессами. Выделение функций происходило постепенно. Этапы обособления функций управления, которые произошли в процессе эволюции функциональ- ного разделения управленческого труда, следующие: 1. сочетание управленческих и производственных функций в одном лице; 2. делегирование управления одному работнику; 3. возникновение линейной иерархии среди руководителей; 4. появление специалистов, выполняющих конкретные функции в управлении; 5. появление иерархии среди специалистов по функциям управления. 6. исследование функций управления имеет огромное практическое значение, т.к. именно они в значительной мере определяют структуру органов управления. 247
Функция
управления
-
это
конкретный
вид
управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующей организацией работы. Управление - это совокупное осуществление функций, объективная совокупность функций присуща управлению на каждой из ступеней иерархической лестницы и при любых особенностях производства. Все функции управления делятся на общие и конкретные. Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организаций (планирование, организация, мотивация и контроль). Последовательное выполнение данных функций обеспечивает управление любым объектом экономики - как предприятием, так и отраслью. Руководители высшего уровня основную часть своего рабочего времени отводят реализации функции планирования, а руководители более низкого уровня в основном заняты подбором кадров, организацией их труда. Тем не менее, на всех уровнях управления руководители в определенной мере используют и выполняют все эти функции управления. Конкретные функции – это производственные (технические, технологические, организационные и т.п.), экономические, управление НТП. Специальные функции – это функции воздействия на объект, который имеет определенную отраслевую направленность. Эти функции – прогнозирование, планирование, мотивация, координация и регулирование, организация, контроль, учет и анализ. Функция имеет определенную структуру, которая отвечает на вопрос, как или каким образом связаны между собой все действия. Например, на предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько. Но ведущую роль играет отдел или служба планирования. При
этом в работу вносят свой вклад финансовый отдел, бухгалтерия, отделы снабжения, сбыта, маркетинга и т.д. Функции управления, а соответственно и методы их реализации не являются неизменными, навсегда сформировавшимися. Они постоянно 248
модифицируются и углубляются, в связи с чем усложняется содержание работ, выполняемых в соответствии с их требованиеми. Методы управления. Методы управления - это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, и, наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного метода. Выбор методов управления зависит от цели бизнеса, формы собственности (как то государственная, кооперативная, акционерная) и хозяйствования (совместное предприятие, крестьянское, фермерское хозяйство, предприятие малого бизнеса и др.), размера предприятия, обеспеченности его материальными и трудовыми ресурсами, уровня подготовленности кадров, конъюнктуры рынка, политики, проводимой государством в отношении предпринимательства, и т.д. Организационно-правовой Метод. Данный метод очерчивает основные границы работы, направление деятельности фирмы, определяет ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и многое другое. 2.Административные методы менеджмента - методы властной мотивации. Их действие заключается в прямом принуждении работников к действиям в интересах организации или в создании условий для таких действий. Инициатива персонала здесь сведена к минимуму. Вся ответственность за результаты деятельности возлагается на руководителей. Поощряется исполнительность. Инициатива наказуема. Все действия основаны на распоряжениях и указаниях, которые должны быть: 1. краткими, исчерпывающими, содержащими всю основную и необходимую для исполнителя ин формацию; 2. конкретными, четко ограничивающими круг обязанностей исполнителя; 249
точными и ясными, исключающими возможность различных толкований; адресными; 3. несиюминутными, содержащими задание исполнителю на продолжительный отрезок времени; 4. некатегоричными, чтобы не унижать человеческое достоинство подчиненного. По результатам работы проводятся контроль и проверка исполнения принятых приказов, постановлений и т.д. Административный контроль должен: 1. выявлять количество и качество основной работы, степень использования резервов; 2. осуществляться только в отношении того, за что проверяемый несет персональную ответственность; 3. 4. 5. 6. проводиться ответственным и компетентным работником; быть объективным; охватывать все звенья цепи; завершаться анализом результатов с выявлением недостатков, их причин и резервов. 3. Экономические методы управления – это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хозяйственной деятельности. Эти методы предполагают косвенное воздействие на работников (объект управления). Экономические рычаги экономических методов управления – это планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное), прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово- кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т.д. Социально-психологические Методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в них. 250
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.177 с.) |