Вопрос 53. Основные этапы и тенденции развития СССР в 1945-1985 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 53. Основные этапы и тенденции развития СССР в 1945-1985 гг.



Послевоенный период (1945—1953) После победы в войне была осуществлена демилитаризация экономики СССР, её восстановление в районах, пострадавших от оккупации. К 1950 промышленное производство увеличилось на 73 % по сравнению с довоенным. Сельское хозяйство восстанавливалось более медленными темпами, с огромными трудностями, ошибками и просчётами. Денежная реформа, позволившая стабилизировать финансовое положение.В соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций СССР установил контроль над соответствующими оккупационными зонами в Германии и Австрии в 1945—1949 годах. В ряде стран Восточной Европы началось установление коммунистических режимов, вследствие чего был создан военно-политический блок союзных СССР государств (14 мая 1955 года - Варшавский договор). Сразу по окончании мировой войны начался период глобальной политической и идеологической конфронтации между СССР и другими социалистическими странами, с одной стороны, и странами Запада, с другой, в 1947 году получивший название холодной войны, сопровождавшийся гонкой вооружений.

После смерти Сталина, была востребована фигура лидера, который возглавит систему. Ведь созданная модель была построена именно под такой тип руководства. Первоначально во власти сложился триумвират (март-июнь 1953 г.): Берия (министр объединенного МВД (МГБ), созданного после смерти Сталина), Маленков (председатель Совета министров СССР), Хрущев (секретарь ЦК КПСС).

1. Маленков: чистый "технарь", рассматривал экономику с прагматической стороны. Можно сказать, что он мог бы продолжить политику Сталина, которая была рациональна и учитывала особенности экономики, существующие в СССР. 2. Берия: хороший организатор, также ориентировавшийся на техническую сторону управления. Но в отличии от Маленкова, Берия имел планы более серьезных реформ

3. Хрущев: был малообразованным человеком, брал напористостью, инициативностью, неординарными решениями, крестьянской интуицией. Маленков и Хрущев понимали, какую опасность лично для них представлял Берия. У Берии на каждого члена Президиума было досье. А под его руководством была вся система репрессивных органов. Поэтому первая цель, которая объединила наследников Сталина, была убрать Берию. В июле 1953 г. Берия был арестован, в декабре 1953 г. состоялся суд над ним и его подручными. Обвинения Берии в шпионаже и части других преступлений не соответствовали действительности, но вполне подходили для его осуждения и устранения. Престиж и влияние Хрущева, организатора заговора, усилились. Маленков теперь все более зависел от Хрущева. После устранения Берии вопрос об уходе Маленкова с поста председателя Совета Министров СССР был предрешен. В феврале 1955 г. Маленков подал заявление об отставке с поста премьера. Маленков занимал место второго человека в стране. Он стал председателем Совета министров СССР. Фактически был период, когда от Маленкова зависел выбор пути развития страны (июнь 1953 – январь 1955).

Поставлена задача: развернуть экономику "лицом к человеку", развивать легкую промышленность, производящую товары для населения, оказать помощь сельскому хозяйству.

Результат: Принятый, по инициативе Маленкова, комплекс мер, направленных на расширение самостоятельности колхозов, усиление их заинтересованности, обеспечило в 50-е гг. самый высокий после коллективизации рост с/х производства.На XX съезде КПСС (1956) Н. С. Хрущёв выступил с критикой культа личности И. В. Сталина. Началась реабилитация жертв репрессий, больше внимания стало уделяться повышению уровня жизни народа, развитию сельского хозяйства, жилищного строительства, лёгкой промышленности.

Политическая обстановка внутри страны стала более мягкой. Многие представители интеллигенции восприняли доклад Хрущёва как призыв к гласности

После визита Хрущева в США в 1959 г. реформа сельского хозяйства приняла вид "рывка" под лозунгом "Догнать и перегнать Америку" по производству мяса и молока. Началась "кукурузная кампания" (в США кукуруза давала огромные урожаи). Посевные площади под кукурузу увеличили вдвое, за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. В начале 1960-х гг. четверть пахотных земель занята кукурузой. Но урожаи в нашем климате были низкими. Уменьшились и урожаи зерновых. Еще и целина в 1962-1963 гг. не дала урожая. Это связано с климатом и ошибками в землепользовании, приведшими к эрозии почв. В 1962 г., после провала кукурузной кампании, правительство вынуждено повысить цены на мясо на 30% и масло на 25%. Проблемы это не решило, но вызвало волнения, самое крупное из которых – в Новочеркасске.

Результат "большого скачка" Хрущева: уже в конце 60-х гг. СССР вынужден был закупать во все возраставших количествах зерно за рубежом.

Все новые эксперименты в экономике обернулись ростом дефицита, падением производительности труда. Этим объясняется непоследовательность Хрущева. Кроме того, действия Хрущева нанесли ущерб финансовой стабильности. Непросчитанные решения, в том числе по увеличению зарплат и социальных выплат, привели к перебоям в торговле продуктами и товарами. Масса денег, оказавшихся в обращении, не соответствовала количеству товаров. А цены, в основном, оставались стабильными и по большинству позиций не повышались.

Хрущев выполнил "социальный заказ" партийной номенклатуры: обеспечил возвращение центра власти в партийно-государственный аппарат, укрепил его значимость, избавил от страха перед репрессиями. Но не обеспечил стабильности. Шла постоянная смена кадров, никто не был уверен в будущем.

«Застой» (1964—1985) В 1964 году Хрущёв был отстранён от власти. Новым первым секретарём ЦК КПСС, фактически главой государства, стал Леонид Ильич Брежнев. Период 1970-х—1980-х годов в источниках того времени именовался эпохой развитого социализма.

После смены Хрущева, вновь встал выбор о пути дальнейшего развития страны. Существовало две основных точки зрения:

1.Часть руководства во главе с Шелепиным предлагала консервацию сложившихся методов руководства и экономического положения, ничего не менять

2.Другие (секретарь ЦК КПСС Андропов) предлагали программу преобразований (экономическая реформа, самоуправление, прекращение гонки вооружений, выход СССР на мировые рынки с целью приобщения к новым технологиям).

В отличии от всех предыдущих этапов конкретных целей теперь не ставилось. Главным считалось сохранение стабильного поступательного развития с минимальными изменениями, не затрагивающими сути построенной системы.

Под знаком экономической дискуссии прошла и вся хрущёвская оттепель и именно тогда была подготовлена программа реформ. Реформы проводил председатель Совета министров Косыгин. Пленумы ЦК 1965-го года разрешили реформировать экономику: в марте – сельское хозяйство, в сентябре – промышленность.

Реформа не посягала на плановую экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальную заинтересованность в результатах работы.

Восьмая пятилетка – первая, по большинству основных показателей выполненная.

Единственный путь дальнейшего развития – интенсивный: вглубь.

Для этого нужно предоставить производителям максимальную свободу. Никто в центре не может определять, что нужно менять на местах. Управлять предприятиями в приказном порядке, как раньше, не получится. А чтобы добиться нужных результатов, и не душить инициативу, нужно взамен командных методов управления осваивать экономические. Такие методы к моменту доклада уже применялись пять лет.

СССР шёл по так называемому "китайскому пути", по которому сам Китай пошел только в 1978 г. Но… В 1973 г. случилась война "судного дня" с Израилем и арабское эмбарго на поставки нефти. Цены на нефть резко пошли вверх и реформирование можно было не проводить

Хотя в сложившейся ситуации у СССР появилась реальная возможность решать вопрос о вступлении в ВТО и интеграции в мировой рынок на наших условиях, с учетом нашей экономической специфики, как это сделал Китай. И Запад в ситуации нефтяного эмбарго со стороны арабов мог договариваться с СССР.

Во время правления Брежнева мировые цены на нефть утроились и в связи с отрытием в Западной сибири новых месторождений, СССР сел на так называемую «Нефтяную иглу», что замедлило реформы и привело к деградации экономики. Экономическое положение характеризовалось увеличивающимися очередями за дефицитными товарами. Однако в сравнении с прошлыми периодами, «Застой» был одним из наиболее благоприятных, так 8-я пятилетка (1966 - 1970 гг.) стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». В 1980 г. в Москве прошла XXII летняя Олимпиада.

С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием — первым знаком этого был процесс Синявского — Даниэля. В 1968 году армия СССР вошла в Чехословакию с целью подавления тенденции политических реформ (Пражская весна). Как знак окончательной ликвидации «оттепели» была воспринята отставка А. Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» в начале 1970 г

С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.

Появилось диссидентское движение, стали известными такие имена, как Андрей Сахаров и Александр Солженицын. C 1965 года СССР оказывал военную помощь Северному Вьетнаму в борьбе с США и Южным Вьетнамом, которая продолжалась до 1973 года и закончилась выводом американских войск и объединением Вьетнама (Война во Вьетнаме). В 1979 году СССР ввёл ограниченный воинский контингент в ДРА по просьбе афганского правительства. Афганская война (1979—1989)), что привело к окончанию разрядки и возобновлению холодной войны.

К началу 80-х годов стала очевидна неэффективность системы. Страна вступила в период кризиса. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, власть не смогла провести модернизацию. Она оказалась неспособной в изменившихся условиях обеспечить развитие. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности.

В то же время происходил рост уровня жизни населения. В начале 1971 г. на ХХIV съезде КПСС впервые в советской истории подъем уровня жизни трудящихся был объявлен главной задачей девятого пятилетнего плана. Необходимость поворота экономики лицом к человеку диктовалась растущей зависимостью прогресса от условий труда и жизни рабочих. В этом был заинтересован и правящий слой, для лояльного отношения к себе со стороны трудящихся. Этот же курс диктовала и существующая идеология, которая ограничивала аппетиты правящего слоя и заставляла придерживаться определенных ограничений.

С 1970 по 1985 г. в СССР было построено более 31 млн. квартир, более 157 млн. человек улучшили свои жилищные условия (но очередь на жилье не сокращалась, к середине 80-х гг. около 14 млн. семей). В 1979 г. в общежитиях жило около 6 млн. человек, а на начало 1985 г. – около 11,5 млн.

Создана система ПТУ, расширена сеть детских садов, школ, институтов, система отдыха для детей и взрослых.

Результат: правление Брежнева многие называют застоем, поэтому складывается впечатление, что ничего не делалось. Но именно в те времена была создана основная инфраструктура, благодаря которой Россия выживает сегодня. Задел был большой. И используя его, можно было идти на реформы по китайскому варианту, с учетом советской специфики. Были создана мощная экономическая база, используя которую, можно было провести модернизацию и сохранить основы экономической модели, приспособив ее к складывающейся в мире.. В ноябре 1982 г. умер Л. И. Брежнев. Один из немногих, готовых на реальные реформы был Ю. Андропов. Именно он стал после смерти Брежнева у власти. Новый Генсек много лет возглавлял КГБ, имел подлинную информацию о советской экономике, коррупции, разложении партии. У СССР вновь появился выбор вектора развития страны. И он был вполне реален.

Была поставлена цель, хотя она официально не декларировалась: навести порядок, укрепление дисциплины на производстве, в партийном и государственном аппарате, провести "чистку" правящей элиты.

В феврале 1984 г. Андропов умер. Его попытки придать эффективность системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели из кризиса, лишь на время укрепили существовавший общественный строй.

Результат: цели не добились, лишь начали "чистку" среди правящей верхушки государства. Экономические реформы не начаты. Частично повысилась дисциплина среднего руководящего звена (директорат, работники министерств и т. п.).

Правление Черненко. После смерти Андропова в ЦК продолжалась борьба за власть. С одной стороны старые партийно-государственные чиновники (Громыко, Тихонов, Черненко и др.) и новые, сравнительно молодые (Горбачев, Рыжков, Лигачев, Никонов и др.). В результате компромисса на высший пост был избран К. Черненко – последователь Брежнева. На Черненко поставили, как на временный вариант, его состояние здоровья не давало оснований надеяться на долгое нахождение у руля власти. Группы собирали силы для последующей борьбы. Старая элита уже не могла быть в большинстве, ее лидеры один за другим умирали (70-75 лет и старше).

В отличии от всех остальных этапов целей не ставилось вообще. Все шло по накатанной колее. Черненко пытался вернуть страну к брежневским порядкам, свернуты начинания Андропова по проведению "чистки" в "верхах", обновлению руководящих кадров. В марте 1985 г. Черненко умер. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Горбачев.

 

 


Вопрос 55. Россия и Украина на современном этапе (1991 г. – начало ХХІ века).

29 января 1992 – указ «О свободе торговле», дававший возможность заниматься торговлей каждому, временную отмену ограничений на импорт. Свободный импорт в 1992 г. сыграл роль катализатора в развитии рыночной торговли.

Началась подготовка правовой базы приватизации.

П. п. 1992 – «малая приватизация» (торговля, общественное питание, сфера обслуживания).

11 июля 1992 ВС РФ принял «Государственную программу приватизации». «Большая приватизация» - передача в частные руки средних и крупных преприятий.

1. Установление утраченного контроля за гос. финансами.

2. Жесткая бюджетная политика (сокращение расходов на отрасли социальной сферы, закупку вооружений, бюджетные дотации и субсидии).

У предприятий нет средств для поддержания производства.

В 1992-1998 – проблема финансовой стабилизации, которой пытались добиться средствами монетаристской политики.

Это привело к глубочайшему инвестиционному кризису.

Причины:

1. Уход гос-ва из этой сферы.

2. Новые субъекты инвестирования еще не сложились.

В 1992-1998 сформировалась хозяйственная модель, наз спекулятивной экономикой. Рост государственного долга. Внутренний долг. К унаследованным от СССР долгам (105 млрд+50 млрд) – 1 место в мире. Основная проблема гос долга не его величина, а его срочность (до одного года) и высокая стоимость его обслуживания. В 1998 на обслуживание долга 33% бюджета.

14 августа 1992-1июля 1994 – 1-й этап приватизации (ваучерный). Предполагалось преобразование крупных и средних предприятий в акционерные общества с их последующей непосредственной передачей гражданам.

К концу июля 1994 приватизировано 70% промышленных предприятий, доля гос собственности в общем объеме имущества сократилась до 35%. Несоответствие результатов приватизации заявленным целям.

22 июля 1994-до сих пор – 2-й этап приватизации (денежный). С этого времени предприятия или пакеты их акций стали передаваться исключительно за деньги.

Особенность приватизации в России – преследовала прежде всего социально-политические цели, рассматривалась как важнейшая часть системной трансформации. Чтобы придать процессу необратимый х-р, его осуществляли директивно. \

Изменения в социальной сфере. Социальная стратификацмя.

1. Отношение к власти и формам собственности.

2. Сферой проф деятельности.

3. Принадлежностью с секторам доходов.

4. Уровню доходов.

Конец августа 1991-декабрь – «Августовская республика». Начало – путч, окончание – юридическое оформление новых отношений в результате референдума по Конституции и выборов в Думу. «Августовская республика» - трансформация от советского социализма к капитализму.

Продолжала действовать советская Конституция. \

10. 03. 93 VIII съезд народных депутатов оказался от компромиссных решений VII съезда, в т.ч. и от референдума.

20. 03. Б. Ельцин выступил с обращением к гражданам РФ, где сообщил о особом порядке управления страной по преодолению кризиса. В случае поддержки на голосовании президента и его проектов Конституция вступает в силу.

26. 03. 93 IX (внеочередной съезд) проведение процедуры импичмента. Отстранить Е.Б.Н не удалось

21 сентября 1993 г. президент издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», согласно которому полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета прекращались, и вместо них создавался новый орган законодательной власти — двухпалатное Федеральное Собрание. Выборы в парламент назначались на 11—12 декабря 1993 г.

2 октября 1993 г. в Москве прошли массовые митинги и демонстрации сторонников парламента, Объявив действия оппозиции «вооруженным фашистскокоммунистическим мятежом», Б.Н. Ельцин заверил, что «порядок в Москве будет восстановлен в самое короткое время». Победа президентских сил в затянувшемся противостоянии с депутатами Верховного Совета позволила приступить к ликвидации советов всех уровней (регионального — краевых и областных, и местного — районных, городских, сельских и поселковых). Предусматривалось в течение полугода избрать новые представительные органы — краевые и областные законодательные собрания, городские и районные думы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.04 с.)