Методическое обеспечение деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое обеспечение деятельности



По своей структуре образовательно-оздоровительный процесс представляет собой взаимосвязанную деятельность двух сторон: ребенка и взрослого (педагога, вожатого, врача), который различными средствами педагогического и лечебного воздействия оказывает влияние на психику и здоровье детей. Эти средства, отражая в сознании детей информационный материал, позволяют быстро обеспечивать реагирование на воздействия педагога, врача, овладевать при этом определенными знаниями, умениями и навыками, или оздоравливать свой организм. Обе стороны процесса предполагают активное отношение друг к другу. При осуществлении этого взаимодействия используются различные методы и приемы обучения, оздоровления, воспитания. Они могут быть как в виде одного метода, так и с комбинированием нескольких методов и приемов. Выбор методов и приемов для всех блоков зависит от задач, которые ставит взрослый:

- развитие познавательных интересов;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- духовное и физическое совершенствование;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умения работать в коллективе, выполнять коллективные работы;

- обучение методам исследовательской деятельности;

- овладение методами и приемами самостоятельной работы;

- обучение самообразованию;

- содействие в профессиональном самоопределении;

- формирование умения и готовности передавать свои знания другим;

Для реализации этих задач в ДООЛ используется довольно широкий арсенал методов:

1. Словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).

2. Игровой метод (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).

3.Метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка ребенком проблемы, ее формулировка и решение, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «Опор» (текстов, таблиц, алгоритмов, сюжетных ситуаций).

4.Метод программированного обучения (объяснение ключевых вопросов программы, конкурсов детей и вожатых, самостоятельное изучение детьми материала; выбор между правильным и неправильным ответом; выбор одного ответа из нескольких ответов).

5.Проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ и литературных произведений, рассказов, повестей, сказок; художественное конструирование; проектирование развития Центра на дальнюю перспективу).

6.Наглядный метод обучения (использование схем, трафаретов, подбор статей и материалов, кроссвордов, видеоматериалы, учебные и др. фильмы, пособия, книги, рисунки, плакаты).

7.Методы практической работы (упражнения, тренинги).

8.Метод наблюдения (запись наблюдений).

Педагоги используют в образовательно-оздоровительном процессе активные формы познавательной деятельности; психологические и социологические средства; средства искусства и культуры.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕСТКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ

Общепринято, что целью деятельности психолога (психологической службы) в образовательных учреждениях является обеспечение полноценного психического и личностного развития участников образовательного процесса.

Психологическая работа в условиях детского оздоровительно-образовательного центра имеет свою специфику, связанную с кратковременностью существования детского, а часто и педагогического коллективов, высокой интенсивностью жизнедеятельности, ярко выраженной направленностью на оздоровление детей и организацию их досуга, высокой «концентрацией творчества», постоянностью совместного пребывания на протяжении смены. Иными словами, и цели, и организационные условия осуществления образовательного процесса во многом отличается от общеобразовательных учреждений и других стационарных и круглогодично действующих структур. Это, а также концепция каждой смены, накладывают определённый отпечаток на психологическую составляющую процесса, при этом в общем виде миссия психологической службы остаётся традиционной, а именно: обеспечить психологическое благополучие и личностное развитие детей и педагогов лагеря в процессе реализации системы оздоровительных и образовательных мероприятий в течение смены посредством использования диагностических, коррекционно-развивающих, консалтинговых средств и методов психологической работы на всех этапах планирования, реализации и анализа смены на уровне детей, педагогов, административной команды лагеря (по возможности, родителей и представителей вышестоящих организаций как заказчиков услуг лагеря), а также содействовать процессу коллективообразования и реализации содержательной составляющей смены.

Основными задачами и направлениями психологической работы в ДООЛ можно считать следующие:

§ Содействовать повышению эффективности управленческой деятельности и реализации концепции смены.

Психологическая служба участвует в планировании и анализе отдельных дней, периодов смены и всей смены в целом. Задача психолога — обеспечить соответствие образовательного процесса (от выработки идеи смены до применения конкретных форм и методов работы) возрастным и личностным особенностям детей, а также предлагать эффективные и психологически оправданные методы организации работы как в административной команде, так и администрации с педагогическим коллективом. Психолог привлекается администрацией для помощи в организации ключевых педагогических советов и совещаний (выбираются оптимальные способы мотивации педагогов, предъявления требований, обсуждения и решения проблем); для проведения специальных встреч с педагогами или включения в планёрки отдельных элементов, создающих благоприятный психологический климат в коллективе и настраивающих на дальнейшую деятельность. Психолог консультирует представителей администрации по вопросам решения отдельных возникающих трудностей или переводу определенных процессов и явлений в качественно новое состояние. Например, иногда бывает необходимой специальная работа по проблематизации выполняемой вожатыми-студентами педагогической деятельности. Ряд таких педагогов уделяют недостаточно внимания педагогическому смыслу выполняемой работы, «забывают» о педагогической позиции или просто недостаточно хорошо понимают специфику работы в лагере или в данной смене. В таких случаях специально организуются встречи с вожатыми, где в том числе и с помощью психологических методов формируется единое смысловое поле, вожатые погружаются в суть, в проблемность и неоднозначность, сложность и значимость как образовательного процесса в лагере в целом, так и их конкретной работы в этой смене. Таким образом, психологическая служба активно включается в процессы конструирования образовательной среды смены и интеграции в неё новых членов педагогического коллектива.

§ Содействовать педагогам в успешном выполнении их функций, а также в профессиональном и личностном росте. Здесь, помимо описанных ниже консультаций, обучения психолого-педагогическим методикам, совместного анализа и программирования деятельности, прежде всего необходимо упомянуть о специально организуемых встречах, на которые психолог выносит те проблемы, которые считает наиболее актуальными на основе своих наблюдений и диагностических процедур или проблемы, заявляемые самими педагогами. В ходе таких встреч, например, могут разыгрываться различные проблемные педагогические ситуации и происходить их анализ, выработка вариантов оптимального решения, приобретение психолого-педагогических навыков, а, на основе этого и делаться определённые обобщения, касающиеся принципов дальнейшей деятельности, корректироваться профессиональные и личностные установки вожатых и воспитателей.

§ Способствовать формированию благоприятного психологического климата в отрядах, адекватному развитию групповых процессов, адаптации детей к жизни во временных детских коллективах. Данная задача решается посредством тренинговых и игровых занятий и диагностических процедур в отрядах, обучения вожатых психолого-педагогическим методам работы с детьми, консультаций педагогов по данным вопросам, участия психолога в организации и проведении анализа процессов, происходящих в отрядах, как с педагогами, так и с администрацией лагеря.

§ Обеспечить психологическую поддержку детям, испытывающим сложности в адаптации к жизни в лагере. Такая работа особенно необходима для детей младших отрядов и детей, приехавших в лагерь впервые. В первую очередь для решения данной задачи проводятся личные беседы и консультации с самими детьми; также проводится работа с педагогами: совместная выработка способов взаимодействия с такими детьми, принципы реализации индивидуального подхода, обучение специфическим психолого-педагогическим методам, позволяющим решать данную проблему. Для осуществления такой деятельности часто бывают необходимы данные психологической диагностики. Этот вид работы можно проводить отдельно с «проблемными» детьми. В случае же, если позволяет время и ресурсы возможно проведение общего диагностического среза. Как вариант можно предложить следующее: в первые дни смены детям предлагаются некоторые проективные методики (рисуночные тесты, метод незаконченных предложений, диагностические игры), которые при дефиците возможностей обрабатываются не все, а по мере необходимости. Само проведение таких методик не является даже в таком случае бесполезной тратой времени, так как уже в ходе процесса рисования, продолжения предложений или игры дети могут отрефлексировать своё эмоциональное состояние, пережить «в проекции» сложные моменты адаптации. Также видится целесообразной организация в последующие смены групповых занятий с такими детьми (в равно- или разновозрастных группах).

§ Повысить социально-психологическую компетентность детей. В первом приближении эта задача также решается на занятиях с отрядами в течение смены. Для детей же, имеющих мотивацию к самопознанию, личностному росту, обретению социальных, коммуникативных или лидерских навыков, организуются специальные встречи. При наличии возможностей эту работу можно оформить в качестве регулярно работающего кружка, если нет такой возможности — допустима серия из нескольких встреч с группой детей, сформированной из желающих представителей разных отрядов. Все перечисленные выше виды занятий имеют следующие содержательные блоки (в полном варианте они могут быть раскрыты именно при организации кружковой работы): психологическое просвещение — беседы, занятия с детьми с использованием диалоговых форм, на которых им раскрываются определённые психологические закономерности, объясняются с точки зрения психологической науки интересующие их вопросы; психологические игры и тренинги; психологическое исследование — руководимая психологом деятельность детей по эмпирическому изучению тех или иных психологических явлений и процессов.

 

РАБОТА С КАДРАМИ. РАВИТИЕ

КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА.

Работа в детском образовательно-оздоровительном лагере «Связист» не проходит бесследно и для педагогов, и для вожатых. Поиски, раздумья, огорчения – педагогическая копилка у коллектива становится полнее с каждым годом. И хотя до осуществления всех планов и задумок еще далеко, многое для тех, кто проводит лето в лагере с детьми, делается более ясным, понятным. Многое приходится переосмыслить, пересмотреть, а главное, что-то уже входит в жизнь, становится традицией лагеря «Связист».

Известно, что работа с кадрами начинается задолго до его открытия. Для администрации лагеря эта работа начинается с подбора воспитателей, вожатых, руководителей кружков, инструкторов физкультуры. Многие из них работают в ДООЛ не первый год, обладают педагогическим мастерством и душевными качествами. Это самый ценный показатель, поскольку с детьми из года в год работают одни и те же люди. Важно отметить, что в последние годы в качестве вожатых приезжают работать бывшие «маленькие доброградцы», которые стали уже студентами ВУЗов, и которые трепетно относятся к традициям лагеря. Таким образом, складывается педагогический коллектив, вырабатывается единый педагогический стиль. Сюда приезжают не просто «отбыть смену», а получить подлинное удовлетворение от работы.

Директор лечебно-оздоровительного комплекса Ахметов Рим Мансурович – замечательный врач. Директор детского оздоровительного лагеря Ольга Александровна Герасимова – аспирант Бирского государственного педагогического института, заведующая отделом программно-методического обеспечения Центра детского творчества «Созвездие2, победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2002, отличник образования РБ. Заместители директора по воспитательной работе: Людмила Никитична Фёдорова – заслуженный учитель Республики Башкортостан.

Повышение квалификации педагогических кадров осуществляется путем участия их в Школе творчества педагогических работников ДООЛ для

работников оздоровительно-образовательных лагерей, проводимой на базе ЦДТ «Созвездие».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

«Строим город Доброград»

- системообразующая программа детского оздоровительно-образовательного лагеря «Связист» ОАО Башинформсвязь.

Автор программы:

Герасимова Ольга Александровна – аспирант кафедры «общая педагогика» Бирской социально-педагогической академии

 

 

Пояснительная записка.

Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Связист» ОАО «Башинформсвязь» расположен в живописном месте на берегу р. Белой в районе Мелькомбината в 15км. От Уфы. Он имеет все необходимое для полноценного отдыха и лечения детей. Лагерь может принять в смену 100 детей. В оздоровительном лагере имеется 12 одноэтажных летних домиков, в каждом из которых установлен душ, туалет, игровая комната. Каждый домик рассчитан на 12 детей. В нём располагается 4 сальные комнаты. Около каждого домика расположены беседки, построенные из красного кирпича, предназначенные для отрядных дел и некоторых кружковых занятий.

На территории лагеря имеется 3-хэтажное здание профилактория, на первом этаже которого размещены: современный лечебный центр с прекрасным оборудованием, где дети получают качественное санаторное лечение. Здесь расположен медпункт и изолятор работают кабинеты ЛФК, массажа, физиолечения, электролечения, ванное отделение с минеральной водой, фитокабинет и др, В этом же здании расположена сауна, великолепная столовая, напоминающая по дизайну ресторан.

ДООЛ «Связист» полностью электрифицирован, радиофицирован, телефонизирован. Для спортивной работы создан спортивный комплекс, который включает в себя теннисную, волейбольную, баскетбольную, городошную площадки, футбольное поле, детский игровой комплекс. Лагерь полностью оборудован спорт- и культинвентарем.

В лагере, к сожалению, отсутствует клубное стационарное помещение, что создаёт некоторое неудобство для организации работы с детьми. Однако на территории создаётся «временный летний зал» в виде шатра в 100 кв. м., а также «временное помещение для кружковой работы» в 30 кв.м. Для организации и проведения мероприятий в наличие есть ссовременная музыкальная аппаратура, караоке, микрофонами, осветительные оборудование.

Почтовый адрес автора программы: Россия, Башкортостан, г Уфа, ДОЛ «Связист» (Мелькомбинат), тел. 8-3472-22-49-22.

 

Адресат деятельности: дети в возрасте от 7 до 15 лет, родители которых работают в различных структурных подразделениях ОАО «Башинформсвязь»

 

 

Количество участников программы – 300 детей и 16 человек педагогического состава в летний период

 

Сроки проведения: июнь–август 2005 г.

 

Легенда лагеря. Давным-давно на этой земле жили славные люди. Они жили по законам Добра и Справедливости, любили трудиться и знали ценность труда, умели бесконфликтно общаться, и ощущали ценность человеческих отношений; были активны, постоянно творили добрые дела и понимали, что только от них самих будет зависеть их БЛАГОПОЛУЧИЕ и УСЕХ.

Но однажды ветер Торнадо задумал уничтожить это славное племя и занёс сюда вирусы Зла, Жестокости, Жадности, Грубости, Лени. Люди стали сторониться друг друга, они разучились работать сообща, стали настоящими потребителями природы. Так постепенно славное племя стало вымирать.

Прошло очень много лет. Но вот однажды, на ту же самую землю ступила нога Нового человека. И он сказал: «Я начну здесь строить город Детства, с его особыми законами, с особым ритмом и укладом жизни. В этот город будут приезжать мальчишки и девчонки, чтобы постичь особую философию современной жизни, понять секреты Успеха и Неуспеха, постичь Законы Добра и Справедливости, научиться жить по общечеловеческим правилам.» Он строил этот город вместе с близкими по духу людьми, с любовью, вкладывая свои знания и душу.

И вот уже 10 лет этот город, с дивным именем ДОБРОГРАД» каждое лето открывает свои ворота для новых мальчишек и девчонок. Но не каждый из них может стать гражданином города. Только некоторые его «жители» получают статус «доброградца» и звание «Почётный гражданин г. Доброграда», получая путёвку во взрослую жизнь.

Так перед участниками программы ставится задача: в течение 18 дней развить в себе способности и качества доброградца.

Три блока смены – это три этапа решения поставленной задачи. После каждого проводится «Смотр личных и коллективных достижений» На сборе закрытия смены – «Посвящение в доброградцы» и присвоение звания «Самый классный доброградский коллектив»

Концепция программы

Концепт «Строим город Доброград», лежащий в основе программы деятельности лагеря, является интегральным понятием, детерминирующим общую направленность программы и обуславливающим ее сюжетную структуру. Данный концепт реализуется на трех основных уровнях:

а) общественно-значимом ДООЛ «Связист» - лагерь ОАО «Башинформсвязь», а «Город Доброград» - имитационная модель населенного пункта, который устроен, как настоящий город. Таким образом, эта модель становится структурообразующей для организации деятельности ДООЦ: корпуса – Дома, отряды – семьи, вожатые – главы семей, командиры отрядов – заместители глав семей и т.д. (см. тезаурус). Программа деятельности предполагает также ознакомление с работой различных городских учреждений (Банк, Биржа труда, налоговая инспекция…), жизнеустройством города, структурой управления и т.д.

б) сюжетно-тематическом: Программа «Строим город Доброград» включает в себя три тематические подпрограммы на каждую смену, а именно: программу 1-й смены- «Вместе»,программу 2-й смены - «Я человек 21 века?!», программу 3-й смены «В поисках своего призвания». Каждая из подпрограмм решает одну из базовых задач: строительство позитивных отношений, отношений сотрудничества; строительство демократической и правовой основы города, экономических отношений; строительство «Я - из будущего».

Сюжетной линией каждой из смены является легенда смены и процесс включения детей в «строительство» или «жизнетворчество», что оказывается инвариантным сюжетным вектором всей программы. Таким образом, программа деятельности «Строим город Доброград» является комплексной, системообразующей и предполагает многовариантность ее реализации: помимо основной, профильной смены, возможны различные модули.

в) имитационном, образно- символичном: «Город Доброград» - это город, которого нет на карте мира, но он существует в мире Детства. Образ идеального города и образ современного идеального Доброградца помогают каждому ребёнку познать и оценить собственный личностный потенциал, осознать пути и ступени к успеху в жизни, к благополучию, к таковым относятся: Талант, Труд, Творчество, Терпение, Требовательность, Вдохновение + Миротворящие отношения.

Таким образом, вся сеть вспомогательных программ направлена на самопознание ребёнка, выявление и развитие его способностей (диагностика и выбор оптимального для ребенка творческого коллектива или мастерской), на сплочение внутриотрядных коллективов и формирование корпоративного духа лагеря, а также на духовно-нравственное воспитание.

Программа «Строим город Доброград» включает в себя три проблемно-тематических блока, каждый из которых является реализацией одной из летних тематических смен.

Первая смена «Вместе», которая проходит под девизом: «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», позволит ребёнку в результате практических действий прийти к выводу о том, что для достижения личного успеха в любом деле важно использовать возможности других людей. Это случается, когда дело (задача) недоступно для одного человека. Она может быть сложной, потому что у человека недостаточно знаний. Чем сложнее жизненная задача, тем она требует привлечения более компетентных людей. Дело может быть трудновыполнимым физически, тогда важно усилить свою команду сильными и выносливыми людьми. Оно может быть невыносимым из-за нервных перегрузок, тогда нужны друзья, чтобы разделить с ними проблемы и тяготы. Дело может касаться многих людей, тогда, чтобы не навредить им, необходим совет старшего и мудрого. Можно достичь успеха, приглашая к сотрудничеству других людей, и тогда дело перестанет быть личным. И успех станет общим. Общим для всех и своим для каждого. Но можно и ошибиться, тогда поражение будет общим. Переживая успехи и неудачи, люди приобретают опыт и создают правила, сопутствующие успеху. Таким образом, каждому ребёнку предоставляется право приобрести безопасный опыт, развить в себе качества «доброградца», сформулировать свои Советы «Как найти и не потерять друга», усвоить следующие Правила Арифметики Успеха:

(х) Твои собственные возможности умножаться, если

(+) Сложить свои усилия (способности) с усилиями (способностями других людей)

(-) Вычесть ненужные амбиции;

(:) Разделить отвественность и успех

 

Эта задача предполагает «проживание» нескольких этапов-блоков:

 

1. «Я-САМ». В рамках этого блока проводится игра «Супер»- «Супер-малыш», «Супер-подросток», «Супер-старший». Ребятам даётся система заданий (во всех объединениях лагеря: от отряда до творческой площадки), с которыми они могут справиться самостоятельно, создаются ситуации для проявления инициативы и т.д. На этом этапе отмечается каждый ребёнок, подчёркивается его уникальность. По окончании первого этапа ребёнок получает «знак Успеха» определённого уровня, который прикрепляется к «Доброкнижке».

2. «Я+ТЫ» В рамках этого этапа даются задания, которые невозможно выполнить в одиночку, либо задание с условием работы в парах (конкурс музыкальных, танцевальных дуэтов, массовиков…..) Успех считается достигнутым, если ребёнок сумел привлечь сверстника, при этом выполнить качественно работу и продемонстрировать принципы успешного взаимодействия в парах. Каждому из пары вручается знак «Успех»

3. «Я+ТЫ+ОН+ОНА» На этом этапе выдаются задания, которые можно выполнить в «четвёрках», «восьмёрках». Успехом можно считать выполнение общего задания. Если оно выполнено качественно, вся команда получает знак «Успех»

4. «Я+СЕМЬЯ» На этом этапепроходит конкурс «Самая дружная семья». Ребята получают задания, которые можно выполнить только отрядом. Если задание выполнено и «найдены» принципы сотрудничества, семья получает знак «Успех» и прикрепляет его к своему Штандарту.

5. «Я+МЫ» Это этап, на котором происходит взаимодействие двух отрядов («доброградских семей»). Ребята выполняют общее задание, требующее социального партнёрства и сотрудничества. Получают знак «Успех» обе семьи при условии выполненного задания и «открытия» принципов и условий партнерства и сотрудничества.

6. «Я+город Доброград» В рамках этого этапа даётся задание, которое можно выполнить только сообща. На этом этапе «открываются законы и принципы миротворящих отношений, коллективной жизнедеятельности, а также идёт разработка и защита проектов на тему «Как найти друга».

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА 1-ой СМЕНЫ:

· Конкурс «Красна изба углами»

· Игра «Остров сокровищ»

· Игра «Найди себе друга»

· ДеньПамяти

· Кинофестиваль

Вторая смена «Я-Человек 21века?!» проходит под девизом: «От нового времени к новому мышлению ». Данная смена – это система политико-правовых и экономических игр, а также комплекс психологических и спортивных тренингов с элементами навыков выживания в экстремальных ситуациях, направленных на развитие воли и целеустремленности. В этой смене ребята разного возраста учатся и играют в экономическую модель государства.
День начинается с практических занятий по экономике и праву для старших.) Ребята работают с понятиями: «Алгоритм правильного выбора», «Профессии и их классификация», «Человек и его профессионально –важные качества», «Рынок труда», «Конкурентоспособная личность». Разрабатывают модели «Человек-профессионал XXI века», встречаются с представителями Бирж труда, кадровых агентств, работодателями.

В лагере работает мастер-класс по защите прав потребителей и организации личной экономике. Здесь ребята получают практический опыт поведения и защиты своих прав в различных ситуациях, развивают представления о рыночных отношениях, постигают законы экономики, действующих на всех уровнях: от ведения домашнего хозяйства до развития мирового хозяйства.

Младшие ребята постигают первичный опыт в экономической и правовой сферах посредством различных экономических игр.

Помимо этого все жители г. Доброграда включаются в создание «ученических компаний», фирм, частных предприятий и т.д. В этой связи любому частному лицу в начале смены выдается стартовый капитал в местной валюте - 1000 «добриков». На эти «деньги» можно приобрести акции и вложить их в «производство». Желающим может быть выдан беспроцентный кредит в размере 10000 «добриков». Для сравнения - минимальная зарплата в Доброграде - от 40 до 60 «добриков» в час (максимальная продолжительность рабочего дня - 4 часа), а пособие по безработице - всего 10 «добрика» в 4 дня. Правда, быть безработным здесь считается неприличным. Через биржу труда можно получить хоть какую-нибудь работу - постоянную или разовый заказ, например, убрать комнату или помочь на кухне. Всякая полезная деятельность вознаграждается: дети получают стипендию за посещение лекций, за победу в конкурсе или соревновании, можно получить приз.

Таким образом, в лагере работают несколько «ученических компаний», частных фирм. «Промышлять» можно мягкими игрушками, значками, свистульками, плести «фенечки» из бисера, обучать игре на гитаре, оказывать аудиторские услуги, парикмахерские и косметические услуги, проводить шоу-программы как для жителей Доброграда, так и за его пределами.
В лагере в этот период действует социологическая служба. Практически каждый день ее сотрудники проводят разнообразнейшие опросы. Например, на самую популярную персону лагеря или на самую лучшую дискотеку, самый «качественный и популярный продукт».

КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА 2-0й СМЕНЫ:

· Игра «Бюрократ, или докажи, что ты не верблюд»

· Презентация «ученических компаний»

  • Выставка достижений «Герои рабочих будней»

 

Третья тематическая смена«В поисках своего призвания» проходит под девизом «Я не волшебник, я только учусь». Она позволит ребятам понять, что к выбору будущей профессии и образа жизни необходимо относится достаточно осознанно и серьёзно. Это один из путей к Успеху в жизни. В этой связи одно из направлений жизнедеятельности лагеря составляет игровая программа «Книга волшебников». Волшебниками в данном случае называют людей, нашедших в своей жизни призвание и обладающих каким-то профессиональным мастерством. Задача отрядов - собрать книгу волшебников, которая состоит из пазлов (книга состоит из 12-13 пазлов по количеству дней основного периода смены). Иллюстрации пазлов наглядно отображают одну из профессий. Пазл собирается при условии, если ребята «открывают» внутренние и внешние признаки той или иной профессии, определяют её перспективы на рынке труда, т.е. защищают профессию на конкурсе, предварительно пройдя пробы. Одна из книг посвящена профессиям ОАО «Башинформсвзяь». Помимо игровой программы старшие ребята проходят спецкурсы: «Мир профессий», «Познай себя», «Рынок труда», а также включаются в проведение профориентационных игр.

Другим направлениям жизнедеятельности детей в лагере становится технологическая игра «След на земле». Она заключается в том, что ребята «открывают», познают и «проживают» позитивные законы и смыслы жизни через процесс проектирования их образов, театрализованные творческие представления созданных образов, а также через демонстрацию образцов жизни замечательных людей прошлого и настоящего времени, а младшие ребята открывают эти законы и смыслы через сказки и легенды.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА 3-ей СМЕНЫ:

· «В стране волшебников»

· Дни профессий

· Технологическая игра «Мой след на земле»

· Клуб профессиональных встреч

 

Цели программы «Строим город Доброград»:

· Создать условия для освоения и развития опыта социального творчества, нравственных отношений;

· Создать условия для развития навыков культурной организации свободного времени посредством включения детей и подростков в различные формы клубной, кружковой и других видов внеурочной деятельности.

Задачи программы:

1. Развивать познавательную активность, укреплять корпоративную культуру лагеря, создавать атмосферу романтики, товарищеского взаимодействия.

2. Способствовать повышению интереса детей к приобретению опыта позитивного сотрудничества, экономического, правового опыта жизнедеятельности в условиях современного общества;

3. Обеспечивать возможности и условия для возникновения потребности у детей в профориентационном и социальном опыте;

4. Приобщить участников смены к основным видам общественно-полезного труда и системе самоуправления.

Основные принципы программы

Изучение и анализ различных теоретических подходов позволил сформулировать принципы организации и обеспечения содержания воспитательного процесса в рамках программы «Строим город Доброград»:

1. «Научиться творить», чтобы содействовать развитию креативных способностей. Педагоги ДООЛ «Связист» исходят из того, что не следует пренебрегать ни одной из потенциальных возможностей, оставлять ни один из талантов, которые как сокровища спрятаны в каждом ребёнке: память, фантазии, способность к воображению, эстетические чувства.

Поэтому в условиях лагеря каждому ребёнку предоставляется возможность включиться в разработку различных собственных «творческих проектов», выбрать любой кружок, мастерскую одного из творческих направлений деятельности; стать участником творческой площадки, а также посещать «Урок развития креативных способностей» в «Доброградской школе».

2. «Научиться познавать». В первую очередь важно воспитать у детей интерес к произведениям искусства (музыкального, художественного и др. видов) и внимание к ним. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, исполненного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Через произведения искусства, дети не только знакомятся с явлениями жизни, но и получают представление о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически воспринимать мир. Эстетические оценки включают и нравственное суждение – что хорошо и что плохо.

3. «Научиться работать вместе». Особое внимание важно уделять воспитанию способности понимать другого, и ощущать взаимозависимость, получить знания о других, их истории, традициях и образе мышления, осуществлять общие проекты и быть готовыми к урегулированию конфликтов. Поэтому большое место в программе отведено коллективному творчеству, организации коллективно- творческих дел. Кроме этого проводятся «Уроки позитивного общения» в «Доброградской школе», где ребята на практике, разбирая и анализируя конкретные жизненные ситуация в «Доброграде», постигают причины конфликтов и законы сотрудничества и бесконфликтного общения.

Всё это формирует в детях нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. В процессе создания коллективной работы у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помогать друг другу.

4. «Научиться чувствовать». В процессе жизнедеятельности лагеря создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Художественно-творческая, театральная деятельность, в которую ежедневно включаются ребята, создание специальной музыкальной среды в лагере позволяют развивать у детей эстетическое восприятие. Кроме этого в программе «Доброградской школы» предусмотрены специальные комплексы творческих занятий «Гимнастика чувств», разработанная С.В. Гиппиусом.

Важно пробудить в детях различные чувства, которые вызывают радость, удивление, восхищение, и желание подбирать к возникшим чувствам образные выразительные слова.

5. «Научись делать», чтобы приобрести не только систему знаний, но и компетентность, помогающую справляться с различными ситуациями. Эта компетентность станет доступной, если воспитанники имеют возможность проверить свои способности и приобрести опыт, принимая участие различных видах самообслуживающего труда, в организации деятельности одной служб города, неся ответственность за её функционирование и практические результаты деятельности, включаясь в подготовку конкретного дела и т.д.

В этой связи важно помнить, что необходимым условием в этом направлении является обязательное проведение анализа дел с учётом организации дела в логике АЦПРА.

6. «Научиться передавать свой опыт». Важно в разновозрастном и разноуровневом коллективе у детей развивать и поощрять инструкторские способности.

В лагере Инструктор – это тот, кто сам разрабатывает программу «обучения» для одного из «доброградцев» или любой группы «доброградцев», апробирует её. После чего он становится либо «сотрудником» Доброградской школы, либо инструктором кружка, получив Удостоверение на право инструкторской деятльности.

Таким образом, весь принципы организации жизнедеятельности В ДООЛ «Связист» направлены на достижение главной цели – развитию творческой социально-активной личности, способной осуществлять свои замыслы в области различных видов деятельности и адаптироваться в различных условиях жизнедеятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.087 с.)