I. Детский оздоровительный лагерь «связист» - открытая социально-педагогическая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Детский оздоровительный лагерь «связист» - открытая социально-педагогическая система



 

1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ:

В 1963 году 15 км от г. Уфы Республики Башкортостан в районе Мелькомбината, была открыта база отдыха для работников.Она расположилась близ реки Белой и была окружена достаточно большим (для данной территории) количеством баз отдыха предприятий города. Комплекс создавался в течение многих лет. Постепенно было построено:

- 1 трехэтажное здание

- 12сэндвич –коттеджейна 120 детей;

- столовая на 120 мест;

- 1спортивная площадка;

В 1984 на базе данного комплекса был создан профилакторий.

А в 1996 году на базе профилактория был открыт детский оздоровительный лагерь «Связист», и на протяжении 3-х лет работа в нём была традиционной, как и во многих пионерских лагерях страны.

Новый этап в жизни детского оздоровительного лагеря «Связист» начался в 1993 году. Социально-экономические и политические изменения в стране привели к отказу от многих идей, подходов в организации работы с детьми, в том числе и в загородных пионерских лагерях, которые по свой сути уже не являлись пионерскими. Педагогический коллектив лагеря пришёл к выводу, что детский лагерь в современных условиях можно рассматривать как оздоровительно- образовательное учреждение дополнительного образования детей, и который может представлять собой специально созданный и организованный воспитывающий социум, все элементы которого должны компенсировать детям и подросткам недостаток культурного, гуманистического воспитания с позиции их возможностей, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, самоопределения и самореализации при выборе видов развивающей деятельности в условиях временного детского коллектива.

Это повлияло, в конечном итоге. на выбор ведущей идеи программы: включить детей в процесс активного непрерывного творчества жизни, используя как базу имитационную технологическую модель-игру «Строим город Доброград», с целью актуализации социального и коллективно-творческого опыта, а также с целью активного построения свой жизни на основе личностного, интеллектуального и культурного совершенствования и саморазвития в специфических условиях временного детского коллектива.

Таким образом, ДООЛ «Связист» являясь с 1993 года образовательно-оздоровительным учреждением дополнительного образования детей, имеет все необходимое для образовательной и рекреативно-оздоровительной деятельности, для полноценного отдыха и лечения детей.

Основное его назначение – реализация образовательных и оздоровительных программ, обеспечивающих развитие мотивации личности к познанию и творчеству, удовлетворение потребностей детей и подростков в активных формах познавательной, игровой и художественно-эстетической деятельности. Сочетание естественных природных условий загородной зоны, сбалансированного питания, организованного и свободного общения детей с природой, друг с другом и с высококвалифицированными сотрудниками детского оздоровительного лагеря и профилактория, добровольное включение детей в различные виды деятельности позволяет педагогическому коллективу достигать высоких результатов педагогической деятельности, воспитывать достойных граждан нашей страны.

ДООЛ «Связист» - это социально-педагогическая система, он является одним из инновационных образовательно-оздоровительных учреждений не только Уфы, но и РБ, успешно решает множество социальных и педагогических задач.

Среди них:

· обеспечение необходимых условий для отдыха, укрепления здоровья, личностного развития, самореализации и социализации детей;

· организация содержательного досуга;

· профессиональное самоопределение детей;

· организация творческого труда;

· социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе;

· работа с семьей.

Решение столь важных задач требует наличия в социально-педагогической системе ДООЛ особого элемента - сформированной воспитательно-оздоровительной подсистемы, которая представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, обладающих такими интегративными характеристиками, как образ жизни лагерного сообщества и психологический климат, природная среда и средства оздоровления, содержательные виды деятельности и программное обеспечение, педагогические и медицинские кадры, их профессиональное мастерство и ряд других.

Основными компонентами воспитательно-оздоровительной подсистемы в ДООЛ «Связист» определяются следующие:

1. Ценностно-ориентационный, включающий идеи, принципы, цели и ценности работы с детьми;

2. Функционально-деятельностный, который включает функции, направления и содержательные виды деятельности;

3. Индивидуально-групповой (педагогический и медицинский персонал и контингент отдыхающих в ДОЛ в своем многообразии);

4. Диагностико-аналитический, включающий аналитические и диагностические средства по обучению, воспитанию, оздоровлению и творческому развитию детей; рефлексию дня, периода смены, всей смены в целом на уровне отряда и педколлектива.

Образовательно-оздоровительный детский лагерь «Связист», как и другие загородные лагеря и образовательно-оздоровительные комплексы, характеризуется спецификой своей деятельности, преимуществами и особенностями, существенно отличающими его от других образовательно-воспитательных систем. Во-первых, это совместное проживание детей в условиях ДООЛ значительно отличающихся от привычной домашней обстановки (хотя и приближенной к ней). Совместное проживание детей в группе сверстников обладает свойством обучения поведению в коллективе, которое не присутствует в других учреждениях и коллективах. Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает тесная взаимосвязь и «зона доверия». В-третьих, дети значительно быстрее, чем в других местах, приобщаются в естественных условиях социальной и природной среды к здоровому и безопасному образу жизни. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения, игра, творческие дела, разнообразные формы занятий в кружках и объединениях по интересам, возможность принимать участие в организации жизнедеятельности ДОЛ импонируют детям, дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, отдохнуть от школьных занятий, что, в совокупности, помогает им развить новые навыки (вне рамок школьных программ), раскрыть потенциал своей личности.

Особенностью деятельности ДОЛ «Связист» как образовательно-оздоровительного комплекса является и то, что в течение всего летнего периода ребята включаются в процесс имитационной игры «Строим город Доброград (дети имитируют деятельность взрослых), базирующейся на «технологии развивающейся кооперации», главными принципами которой являются: непрерывное проектирование жизни (выявление проблем, поиск и принятие коллективного решения); наличие «индивидуального продукта» и его согласование; +«4 САМИ». С точки зрения социализации это позволяет выйти на более высокий уровень их адаптации к реальной жизнедеятельности. Данная технологическая модель, в которой пребывает ребенок, предоставляет ему возможность в течение периода смены, каждого дня включиться в разнообразную и разноплановую интересную деятельность, привлекательную для детей, апробировать себя в разных «социальных ролях» (гражданин города - «доброградец», «сотрудник службы города», «учащийся доброградской школы», «подмастерья», «организатор дела»и др. Всё это позволяет не только интенсивно осваивать детям различные виды деятельности, но и находиться постоянно в различных пространствах жизнедеятельности (отряд, служба, совет дела, мастерская, творческая площадка, кружок), тем самым участвуя в различных формах и видах взаимодействия как в одновозрастном, так и разновозрастном коллективе. Достигнутые результаты в различных видах деятельности» и опыт в «социальной жизни», получают социальное признание у детского коллектива и педагогов, что имеет большой воспитательный эффект и стимулирует развитие творческих начал у детей и подростков, позволяет им самоутвердиться, способствует разрушению прежнего, зачастую негативного, стереотипа поведения, изменению позиции детей и подростков.

Таким образом, модель игры «Строим город Доброград», является системообразующей организационно-содержательной моделью жизнедеятельности лагеря.

В ДООЛ «Связист» создана доброжелательная дружеская атмосфера, ведется разнообразная кружковая работа. Поэтому каждый ребенок может найти себе дело по душе: будь то спорт, журналистика, радиотехника, художественное или музыкальное творчество и т.д.

Великолепный ландшафт, спортивные площадки, кружковые помещения, летняя эстрада, оборудованная современной аппаратурой, спортивный комплекс, в который входят: теннисный корт, волейбольное и футбольное поля, позволяют педагогам с высоким профессиональным уровнем проводить мероприятия, имеющие значительный содержательный, эстетический и организационный уровень и обладающие существенным социально-воспитательным потенциалом. Спальные корпуса и уют в спальнях, светлая столовая ресторанного типа, великолепный медицинский комплекс (с массажным кабинетом, фито баром, спортивно-игровым залом и т.д.) в сочетании с любовью и уважением к детям, создают домашнюю атмосферу, свой, неповторимый облик ДООЛ «Связист», притягательного для детей. Поэтому многие дети приезжают сюда неоднократно. Здесь постоянно создается атмосфера комфортности и доброжелательных отношений между детьми и взрослыми. Дети и их родители называют ДООЛ «Связист» «городом Доброградом», в котором с детьми происходят чудесные превращения: они раскрываются, раскрепощаются, охотно демонстрируют свои таланты и возможности. Пребывание на свежем воздухе в сочетании с разнообразными занятиями обеспечивает высокий эффект в обучении, оздоровлении, воспитании и развитии детей. Не случайно поэтому, по мнению многих родителей, дети возвращаются домой просветленными, наполненными энергией для созидания.

Важнейшими составляющими успеха каждой из профильных смен в ДООЛ «Связист» является не только естественное природное окружение, чистый воздух, общение с природой. На территории очень чисто, аккуратно, английские газоны, детская площадка, цветы. Ко всему этому бережно относятся как дети, так и взрослые сотрудники ДООЛ. Здесь воспитывает все: любовь и уважение к детям, четкий режим жизнедеятельности и питания, соблюдение санитарно-гигиенических норм, правильный порядок чередования различных видов деятельности, отдыха и оздоровления детей. Все это способствует выработке у детей правильного темпоритма жизни, навыков самообслуживания, нормальному росту и развитию растущего организма, воспитывает полезные привычки.

Однако здесь ребята не только отдыхают, но и приобщаются к труду. В ДООЛ «Связист» создана «Биржа труда», которая предоставляет детям «временную работу» и платит «деньги». Кроме этого каждый из жителей Доброграда, при успешно пройденном конкурсе- отборе может получить «постоянную работу» в одной из Служб города, например: Службе СМИ, «Доброградском Банке», «Налоговой инспекции», «Экологической Службе города» и др. Заработанные «добрики» - так называемую неконвертируемую валюту Доброграда, дети имеют возможность потратить разумно, посетив «доброградский минимаркет». Важно отметить, что не все «горожане» могут быть обеспечены ежедневной работой, поэтому в городе возникает проблема «безработицы», при условии «отметки» на Бирже труда в течение некоторого времени, такие «граждане» получают право на «пособие по безработице».

Одной из форм приобщения ребят (старшеклассников) к труду является создание временных «стажёрских профессиональных площадок». Каждый желающий имеет возможность познакомиться с сущностью профессиональной деятельности тех профессий, которыми представлен как ДООЛ, так и профилакторий, а именно: профессия медицинский работник (различные специализации», повар, официант, электрик, педагог и др. Включаясь в процесс реального общения со специалистом и. наблюдая реальное «производство», ребята могут знакомиться не только с внешними, но и внутренними признаками различных профессий.

Работа «Биржи труда», Служб города и «стажёрских площадок» с одной стороны, создают игровую модель экономических отношений, а с другой — поднимают престиж и значимость трудовой и «профессиональной деятельности, приучают детей ценить то, что создано своими руками и руками взрослых ДООЛ. Естественным развитием модели экономических отношений являются Дни предпринимателя и бизнес-игры, проводимые в ряде профильных смен. В процессе их организации и проведения детям предоставляется возможность выступить в качестве организатора и руководителя собственной «фирмы», что позволяет лучше познать законы рыночной экономики и стимулирует дальнейшее профессиональное самоопределение. Подготовка ребят старшего возраста к сознательному профессиональному самоопределению осуществляется также в рамках одной из программ детского оздоровительного лагеря «В поисках своего призвания», которая была отмечена грантом на Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании 2002».

Важное значение в ДООЛ «Связист» имеет индивидуально-личностный подход, который в сочетании с дифференциацией модулей системообразующей программы «Строим город ДОБРОГРАД», помогает педагогическому коллективу в полном объеме и на высоком качественном уровне реализовывать оздоровительные и образовательные программы, осуществлять профориентацию детей, нацеливать их на выбор профессий, в том числе, и в области современной информационной связи.

Летняя пора – романтика детства и поистине золотая пора для тех, кому сегодня от 7 до 15 лет. Но это также и творчество, и первая в жизни осознанная ответственность для тех, кому от 18 до 25 лет, - вожатых.

«Строительство Доброграда» - это кропотливая каждодневная и самая интересная в мире работа для детей, организаторов лагеря – руководителей и педагогов, вожатых, медицинских работников, специалистов многообразных служб.

Доброград имеет свой Гимн, который написала молодой композитор Юртова Юлия, работающая в ДООЛ «Связист»в 1998 году. Его трепетные слова и музыка отражают чувства, особое состояние души жителей этого города, которого, к сожалению, нет на карте мира, но который есть на карте лета. Гимн очень любят петь как взрослые, так и дети. Он исполняется каждый вечер перед сном «голосом города» (он выбирается каждую смену в результате традиционного конкурса «Голос Доброграда»). Вот его слова:

 

Лето по двору шагает

Золотыми каблучками

И со всех сторон улыбками встречает нас.

И вот Добрый город с рассветом.

Встречает нас утренним светом.

И освещает солнышком капельки дождя.

Там, где света было мало

Мы зажжём его глазами.

Нашими карандашами нарисуем сад,

Где люди и птицы, и звери

Откроют и окна, и двери.

Где каждому место важное дарит Доброград.

Лето по двору шагает

Светит ясными лучами

И со всех сторон улыбками встречает нас.

И вот Добрый город с рассветом.

Встречает нас утренним светом.

И освещает солнышком капельки дождя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.029 с.)