Качественный анализ для социологов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественный анализ для социологов



Обучение качественному анализу в социальных науках редко предпринимается организованно. Данное методическое пособие должно такое положение исправить и представить студентам и исследователям систематический метод интерпретации "качественных данных," будь то данные из интервью, полевых заметок или документальных материалов.

Особый акцент этой книги сделан на том, как разработать теорию с помощью качественного анализа. Читателю даются инструменты, чтобы проводить качественный анализ, такие как коды, заметки (памятки), последовательности Заметок (памяток), теоретические выработки и сравнительный анализ и диаграммы, каждый из которых более чем достаточно проиллюстрирован конкретными примерами, взятыми из разного рода качественного исследования самого профессора и из исследовательских консультаций, а также из его исследовательских семинаров. После обсуждений процедур исследования приводятся правила большого пальца, которые могут служить руководством в аналитической работе исследователей. Трудности, с которыми сталкиваются начинающие исследователи, и вопросы, которые они задают, также обсуждаются, так как, например, проблема, как интегрировать анализ. К тому же здесь представлена глава о методах обучения качественному анализу и о выборе полезных советов во время исследовательских консультаций, а также присутствует и обсуждение того, как подготовить материалы для публикации.

Эта книга написана не только для социологов, но и для всех исследователей, работающих в области общественных наук, таких как образование, здравоохранение, уход за пациентом и администрация, которые используют качественные методы в своей работе.

Ансельм Страус - профессор социологии на факультете Общественных наук и Науки о поведении в Колифорнийском Университете в Сан Франциско. Вместе с Барни Глейзером он совместно разрабатывал подход "основной теории" к качественному анализу, что было опубликовано в работе "Открытие Основной Теории" (Алдайн, 1967). Он также проводил качественные исследования в разных областях, особенно в областях здравоохранения и медицины.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие стр. xi

1.Введение 1

 

ЧАСТЬ 1

 

Некоторые предположения

Материалы как данные

Методы качественного анализа данных

Основная теория

Комплексная теория

Руководство и правила большого пальца

Исследовательские поиски как работа

 

Качественный анализ данных: введение

Комплексность

Экспериментальные данные

Индукция, дедукция и верификация

Пример

Несколько замечаний по процессу работы

Словарь основных терминов

 

ЧАСТЬ 2

 

Анализ в основной теории: основные элементы

Этапы исследования и операции

Основные операции

Понятия и индикаторы

Сбор данных

Кодирование

Социологически сконструированные коды и практические коды

Основные категории

Кто должен кодировать?

Теоретические выработки

 

2.Два примера

Занятие в классе: управление болью

Кодирование посредством детального анализа

Интервью (сделанное Аароном Смитом)

Анализ и запросы (сделанные ведущим)

 

Коды и кодирование

Начальные этапы открытого кодирования: семинарское занятие

Открытое, осевое и выборочное (селекционное) кодирование

Открытое кодирование

Осевое кодирование

Селекционное кодирование

Использование кодов при накапливании работы для публикации

Кодирование для выявления структурных отношений и отношений взаимодействия

Правила большого пальца

 

Семинар по открытому кодированию

Случай

Аналитический комментарий

 

Заметки и написание заметок

Заметки, типы заметок и комментарии

Правила большого пальца для делания заметок

Резюме

 

Групповые встречи и графические представления как заметки

Групповые встречи как заметки

Суммарная заметка

Презентация: безопасность, опасность и риск

На обсуждении

Само Обсуждение

Теоретические заметки и наглядные пособия

Рабочие наглядные пособия

Графические пособия для обучения в качестве заметок

Правила большого пальца

 

Отрывки, которые описывают общие проблемы

Случай 1

Рудиментарный анализ строчка за строчкой

Случай 2

Дименционализирование

Случай 3

Утопаешь в данных

Случай 4

Поиск информации вместо начала анализа

Случай 5

Связывание макроскопический и микроскопических данных

Случай 6

Определение центральной темы исследования

Случай 7

Нахождение дыр в анализе

Резюме

Объединяющие (интегрирующие) диаграммы и занятия по интеграции

Этапы в делании интегрирующих диаграмм: рабочее занятие

Этап 1

Этап 1: комментарий

Этап 2

Этап 2: комментарий

Этап 8

Этап 8: комментарий

Два комментария после консультации

Правила большого пальца

 

Интегративные средства: диаграммы, последовательности заметок, написание

Интегрирующие диаграммы: правила большогопальца

Интеграция посредством последовательностей заметок и наборов заметок

Последовательность заметок

От последовательности заметок к написанию

Правила большого пальца для делания последовательности заметок

Написание как интегрирующий механизм

Последнее замечание

 

Представление материалов по случаям: данные и интерпретации

Иллюстрирующие данные

Истории по случаям и изучение по случаям

Построение изучения по случаям

Построение историй по случаям

Случая 1

Взаимодействие между траекторией и биографией: процесс возвращения

Случай 2

Общественный мир/арена: опасность и споры

 

Формальная основная теория: контекстосведомленности

Чтение и написание исследовательских публикаций

Чтения для выявление аналитической логики

Сам материал для чтения

Написание из анализа по основной теории

Ясность анализа

Уверенность в анализе

Аудитория (читатели)

Написание теории

 

13.Вопросы и ответы

 

Исселдовательские консультации и обучение: руководство, стратегии, стиль

Консультации

Консультации со студентами

Обучение анализу на семинарах

Обучение исследовательскому планированию и оформлению. Четыре необходимые навыка

После обсуждения на семинаре

Культура основной теории

 

Эпилог

 

Приложение

Открытие новой теории из предыдущей теории

 

Ссылки

 

Указатель авторов

Предметный указатель

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Данная книга представляет собой своего рода пособие для лучшего понимания социальных явлений с помощью особого вида качественного анализа данных (основной теории). Такой стиль проведения анализа является одним из многих стилей, используемых в качественных исследованиях. Он особенно подходит для разработки проверки теории. Хотя в основном такой вид анализа используется социологами, тем не менее оказалось, что его полезно использовать и в исследователями других областей социальных наук - образования, эдравоохранения, общественной работы, ухода за пациентами. Этот вид анализа оказался весьма полезным для них, так как общий стиль проведения анализа не зависит от конкретных перспектив дисциплины, которая анализируется. Цель этой книги состоит в том, чтобы для тех, кто хочет улучшить свои способности в проведении качественного анализа данных, представить необходимое для этого руководство. Традиционно исследователи обучаются такому ведению анализа путем различных проб и ошибок, или при работе с более опытными исследователями над исследовательскими проектами. Все, что было написано по качественным методам, качественному исследованию, этнографическим методам, проведению полевой работы и интервью, подробно рассматривает процедуры сбора данных, но очень кратко обсуждает сам анализ - как интерпретировать данные (май, 1983 год, стр. 125-126). Довольно часто можно услышать отчаянный крик: "Ну что мне теперь делать со всеми этими данными, которые я собрал?", или даже услышать от опытных исследователей: "Мне нужно было бы больше поработать с этими данными, или по крайней мере, сделать это быстрее".

Таким образом, в данный книге я постарался обратиться к вопросам: как делать теоретические интерпретации материала, или как делать это, по крайней мере, продуктивнее и эффективнее. (Я исхожу из того, что у читателей этой книги имеется некоторый опыт или по крайней мере знания о качественных методах сбора данных). С этой целью в книге представлены детальные обсуждения основных аналитических процедур, а также правило большого пальца для осуществления этих процедур. Иллюстрационные материалы даны из моего исследования или исследования других ученых, работавших вместе со мной, а также из исследований студентов. Постоянно повторяется материалы из трех исследовательских проектов для того, чтобы наиболее четко показать процедурную непрерывность. К этим материалам я добавил достаточно конкретные комментарии для лучшего объяснения того, что в них происходит с аналитической точки зрения. Также в книге рассматриваются (стр.XП) проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при изучении метода анализа, основанного на основной теории (или, наверное, когда изучают любой метод качественного анализа), а также то, как описывать находки, интерпретации для их опубликования. Одна глава посвящена обучению анализа и во все книге можно в буквальном смысле видеть как идет обучение автором этому методу анализа.

К тому же для того, чтобы показать, как на самом деле проводится качественный анализ, в книге приводятся примеры того, как вместе работаю исследователи, учителя, ученики, члены одной исследовательской команды. Очень трудно передать, как на самом деле работает исследователь - будь он один или с коллегами - не показав его за работой. Обсуждение метода проведения анализа, даже описание того, как это должно быть сделано, будет не достаточным, если к этому не добавить примеры описания работы исследователя: или увидеть это самому читателю, или прочитать стенограммы отчета, приведенных в данной книге.

Еще пару слов следует добавить о иллюстрационных материалах. При их подборе принималось решение, какие из них использовать. Сначала я хотел привлечь материалы, которые представляют относительно широкую сферу содержательных явлений. Но в конце концов я решил использовать те материалы, которые имелись в моих собственных исследованиях или по процессу обучения моих аспирантов, так как их обязательно ограниченная сфера лучше послужит тому, чтобы передать как учиться анализу, а также для лучшего понимания читателем аналитических операций. Из своего опыта я понял, что некоторые операции - особенно кодирование, использование сравнительного анализа теоретических выкладок и интеграция всего найденного материала, связанная теоретическая формулировка - особенно трудны для восприятия и для выполнения. В то время как мои собственные исследовательские интересы отражены в приведенных в этой книге примерах (особенно социология здоровья и болезни и социология работы слеж-профессий), основной метод анализа представлен довольно успешно и в других содержательных областях социологического исследования: работа научных деятелей (Джерсон, 1983г.; Стар, 1983, 1984, 1985гг.; Стар и Джерсон, готовится к выходу в печать; Волберг, 1983г.; Кларк, 1984г.), традиция к наркотикам (Берна...1986г.; Розенбауман, 1981г.), строительство домов (Глейзер, 1976г.), переговоры (Штраус, 1977г.), общественная поддержка пожилым людям (Бауэр, 1983г.), арена алкогольной политики (Вайнер, 1981г.), сокращение в организациях и перемены в разделении труда (Хазан, 1985г.), повторное вступление в брак людей среднего возраста (Кохап, 1983г.), наследство (Глейзер, готовится к печати), биографии (Шиз, 1981г.; Римман, готовится к печати), аборт (Ховман-Рим, 1984г.), социализация взрослых (Бротхет, 1983г.), организация (Джерсон, 1986г.) и так далее. Короче говоря, анализ по основной теории является общим стилем исследования, не ограниченным данными, которые анализируются.

Я предлагаю читателям читать эту довольно объемную книгу следующим образом. Во-первых, было бы самым разумным прочитать всю книгу очень быстро и просто просмотреть иллюстрационный материал. Потом перечитать ее более тщательно. В-третьих, изучить отдельные главы, особенно те, которые посвящаются конкретной технике анализа: особенно главы о кодировании, составлении заметок, интеграционных процедурах и подробных аналитических комментариях. В общем, расценивайте эту книгу, как шведский стол: осмотрите на столе все съедобное, потом перейдите к основной пище, а затем вернитесь к тому, что вам особенно необходимо. Может оказаться, что получив из книги то, что необходимо для вашего исследования на одном этапе (или на одном этапе вашего исследовательского развития), вас этот полученный материал уже не будет удовлетворять по мере того, как вы продвинулись дальше в своем исследовании. Предполагаю, что данную книгу можно иногда использовать как справочник.

Предложенным здесь аналитическим стилем может овладеть любой компетентный социальный исследователь, который пожелает интерпретировать свои данные, используя этот стиль (или же без количественных методов, или же вместе с ними). Чтобы эффективно проводить этот вид анализа не обязательно быть особо одаренным. Конечно же, когда студенты только начинают изучать этот вид анализа, они с большим почтением случают учителя - и высказывают между собой мнение, что преподаватель является гением в этом виде анализа и о своем собственном отчаянии относительно возможности его выполнения самими. Они никогда не смогут! (я еще коснусь этой психологической проблемы позднее в книге). Студенты неизбежно проходят такую фазу, но затем достигают необходимой компетентности в анализе, а также уверенности. Конечно же, в начале им не верится, что они смогут проводить такую работу пока они сами не проведут основательное исследование - обычно это бывает диссертация.

Не стоит много говорить о студентах: я просто хочу подчеркнуть, что обучение данному методу качественного анализа вполне возможно. Как и любой набор навыков, обучение этим навыкам требует работы, терпения и быть может иногда не приносит ожидаемых результатов. Более того, наличие негативного опыта необходимо для того, чтобы выявить свою собственную адаптацию любой методике (любой технологии), совместный ситуативный контекст, личная биография, восприимчивость, теоретическая и социальная восприимчивость, а также немного везения и смелости. Это приводит ко второй задачи книги, хотя, может быть, не такой и важной. Как было отмечено ранее, литература по качественному анализу очень редко встречается и даже биографические записи не дают никакого ключа к аналитическим процессам автора. Но мне кажется, что эта эпоха недостатка общественной информации об аналитической технике, стилей, опыте скоро закончится с помощью таких двух книг как моя и недавно изданной книги источника новых методов, написанной Майсом и Губерманом (1984г.). Таким образом, второй причиной написание этой книги явилось желание сделать систематически детальный и достаточно обширный отчет-иллюстрацию аналитических методов, стилей, техники и опыта.

Последний комментарий: мой коллега и совместный разработчик метода качественного анализа по основной теории Варни Глейзер использует при обучении и исследовательской работе тот же самый стиль, что и я. Его конкретная техника обучения несколько отличается от моей может быть только в конкретном проведении своего исследования. Но эти отличия не существенны. Конечно же, я очень ему обязан за ту решающую роль, которую он сыграл в эволюции этого аналитического стиля, за продолжительные необходимые для меня обсуждения в течение многих лет об обучении и проведении анализа и за разрешение цитировать его книгу Теоретическая восприимчивость, чувствительность (1978г.) в главе первой. Конечно же, вторая часть этой главы в общем-то принадлежит ему. Цитаты из его книги и некоторые цитаты из нашей общей книги

Обнаружение, открытие основной теории (1967г.) можно отличать, так как они выделены из основного текста кавычками, иногда я их несколько редактировал, для того, чтобы адаптировать их к целям написания книги.

В качестве дополнительного чтения я рекомендую обе книги: Открытие для общей основы данного подхода к качественному анализу и Теоретическая восприимчивость для более детального ознакомления с некоторыми процедурами и дальнейшем их использовании (см. также Шармац, 1983г.).

Я также хотел бы выразить благодарность моим многим другим коллегам за их непосредственный и косвенный вклад в эту книгу, так как по сути - это наша совместная работа. Ли Стар (Тремонский исследовательский институт, Сан-Франциско), Джулия Корбин (Колифорнийский университет, Сан-Франциско) и Джозеф Шнайбер (Брейкский университет) писали очень подробную критику к моему первому варианту книги и редактируя ее в дальнейшем я во многом следовал их предложениям. Питер Конрад (Брантейский университет), Адель Кларк и Наль Чико (Тремонский исследовательский институт и Колифорнийский университет, Сан-Франциско), Пол Аткинсен (Кордивский университет, Уэйлс) сделали также много полезных комментариев. В течение этих лет я много узнал от студентов на исследовательских семинарах и из консультаций с ними по их исследованиям: прочитав эту книгу они увидят, что многим обязан им, даже в том случае, если они не найдут в ней непосредственно своего материала, или своего имени. То же самое могу сказать про своих друзей и коллег Элиу Джерсон (директор Тремонского исследовательского института), Леонарда Шацмана (Колифорнийский университет, Сан-Франциско) и Ли Шульц (.... университет, Западная Германия), с которыми я столько раз обсуждал методологические вопросы в течение многих лет; и конечно же, я благодарен моим коллегам по исследованию, имена которых появляются на страницах этой книги -..., Барбара Суцек, Каролин Вайнер и опять же Джульет Корбин (Колифорнийский университет, Сан-Франциско), которые во многом способствовали развитию моим преподавательским навыкам и улучшили мои навыки проведения анализа только те, что вместе со мной тщательно работали над исследовательскими проектами. Среди коллег из Европы, которые вклад в мое понимание анализа и в мою преподавательскую, консультационную деятельность, необходимо особо отметить Ричарда Гратоупа (Бильбельский университет, Западная Германия) и членов его исследовательской группы - особенно Бруне Хидельбранта (Марбургский и Франкфуртский университет); Ханс Георг Софнера (... университет,... Западная Германия), а также по той же самой причине четырех коллег из за границы, временно работающих в нашем университете - Грумана Койнена (Тильбургский университет, Нидерланды), Герхарда Риммана (Кафельский университет), Кристу Хофман Рейн (Гамбургский университет) и Вольфрама Фишера (Джелибигский университет). Спасибо также Малькольму Джонсону (Открытий университет, Англия) за его предложение отослать мою книгу в издательство... университета, очень результативное предложение. Наличию в книге четких инструкций правила большого пальца я обязан стараниям Ли Стара. Также я проводил цитаты и иногда очень обширные из материалов других моих коллег и студентов. Я особенно благодарен им, так как их вклад, если иметь в виду их всех вместе, сформировал иллюстративную часть этой книги. К ним относятся Рич Адесон, Барбара Бауэрс, Нан Чико, Джульет Корбин, Адель Кларк, Шизуко..., Элиу Черсон, Анна Хазан,... Хорстен, Катарин Юрик, Раймонд Маркс,... Макриди, Ивлин Петерсон, Арон Смит, Ли Стар, Барбара Суцек, Стив Волес и Каролин Вайнберг. Большинство из них были студентами на моих исследовательских семинарах, но я также хочу поблагодарить и их коллег; В конце концов это они меня учили, иногда даже непосредственно, тому как наиболее эффективно проводить обучение качественному исследованию. Последними в этом списке, если так можно выразиться, являются два моих непосредственных разработчика они печатали части моей рукописи и делали очень хорошие редакторские замечания: моя секретарь Сали Мает и моя жена Франсис Штраус.

 

ЧАСТЬ 1

 

 

Некоторые предположения

 

 

Ряд предположений лежит в основе такого подхода к качественному анализу. Для начала мы перечислим эти предположения и кратко их поясним.

 

1.Самые разные материалы (интервью, стенограммы встреч и заседаний суда; полевые наблюдения; другие документы, как дневники и письма; ответы на анкету; статистика опроса общественного мнения; и т.д.) обеспечивают необходимые для социального исследования данные.

2.По сравнению и с количественным анализом данных и с самим сбором данных при помощи качественного анализа, методы качественного анализа материалов несколько рудиментарны. Их нужно лучше разработать и широко распространить во всем сообществе социальных наук.

3.Существует потребность в эффективной теории - на различных уровнях обобщенности - основанной на качественном анализе данных.

4.Если не основываться на данных, теория будет спекулятивной и поэтому неэффективной.

5.Социальные явления сложны (комплексны): поэтому для них нужна комплексная основная теория (имеется в виду теория, основанная на данных, - прим. переводчика). Значит это должна быть концептуально плотная теория, которая бы подходила под большое количество вариаций в изучаемом явлении.

6.Нет трудных и быстрых правил, которые бы управляли качественным анализом - учитывая, что существуют разнообразные социальные условия, исследовательские проекты, индивидуальный стиль исследования и неожиданные обстоятельства, которые влияют на исследование - возможно просто перечислить основные руководящие правила и правила большого пальца, необходимые для эффективного анализа.

7.Такие правила могут оказаться полезными исследователям в самых разных дисциплинах (социология, антропология, политология, психология, здравоохранение, уход за больным и образование) и вне зависимости от традиции или теоретического подхода, только если исследователи считают, что их работа может быть углублена посредством качественного изучения материала. Такие аналитические методы могут также оказаться полезными исследователям, которые придерживаются идей самих социальных наук или более гуманитарных способов социального исследования ("понимание", "просвещение.")

8.Наконец, исследование в общем есть работа - набор задач, и физических и концептуальных - выполняемая исследователями. Разработке, использованию и обучению качественному анализу можно способствовать, если думать конкретно об анализе относительно организации и проведения этой работы. Поэтому то, что мы знаем о работе (из исследования этого феномена), может быть применено для улучшения методов исследования.

Материалы как данные

Среди исследователей социальных дисциплин обычно идет разделение на приверженцев качественных и количественных методов анализа данных. Это разделение частично уходит своими корнями в историю некоторых дисциплин, особенно социологии и социальной антропологии - в социологии потому, что так много направлений со времен Второй Мировой войны создавали свои опросники и прочие обзорные методы сбора данных и их статистической обработки; и в антропологии потому, что качественный анализ полевых данных в первую очередь, хотя количественные методы впоследствии использовались больше, к недовольству тех многих, кто предпочитал качественные методы. "Качественные методы" использовались как имеющие отношение к работе исследователей, попеременно выступавших в роли этнографов, клинических и организационных психологов, социологов-"почвенников" и макроисториков/социологов. Качественные исследователи делали ударение на ситуационном и часто на структурном контексте, в контраст многим количественным исследователям, чья работа мультивариантна, но бедна контекстами. Качественные исследователи, однако, были довольно слабы в пересечениях, так как они часто изучали какую-то одну ситуацию, организацию либо институт.

В стороне от исторических рассмотрений находится наше утверждение, что изначально полезное разделение (его затронем позже) в том, как данные аналитически обрабатываются.(Нет ни логических, ни каких-либо других причин противопоставлять эти два общих принципа анализирования. Я не обсуждаю в этой книге их использование в тандеме потому, что лично я не имел исследований или учительского опыта в соединении этих двух методов). В количественном исследовании данные статистики или другие формы математических операций утилизируются в анализируемых данных. В качественном исследовании математические инструменты сведены до минимума, хотя примитивные расчеты и измерения все равно требуются (Сколько? Как часто? До какой отметки?). Качественный анализ использует большое количество нематематических утилит, как уже было замечено, или же использует математические, но на том же уровне, на каком каждый из нас использует математику в повседневном быту и натуральный анализ.

В любом случае, приближаясь к самим материалам исследования: они возникают во множестве форм, каждая из которых используется социальным исследователем - так же, как используют их исследователи в таких областях, как история, психология, образование и закон - несмотря на то, что разные дисциплины на первое место ставят разные типы материала, как и исследователи, впрочем - историки пользуют как свидетельства, так и документы, письма, картины, записи; клинические психологи пользуют вербальные и невербальные каналы своих пациентов и т.п.

Эти материалы полезны для качественного анализа во всех социальных смыслах. В некоторых дисциплинах или их "отростках" материалы могут конвертироваться в количественные данные путем операций обсчитывания и измерения. В других дисциплинах подсчеты и количественные измерения минимальны, и все эти операции могут даже быть отвергнуты по вполне резонным доводам. Выбор между этими двумя методами может быть делом личной приверженности, перерастающей в традицию, но чаще это все же дело рационального выбора. В любом случае, качественный анализ больше, чем просто полезен: часто он незаменим.

Конечно, в повседневной жизни каждый бывает вовлечен в качественный анализ - вроде как гражданин Мольера использовал прозу даже вовсе и не думая об этом, поскольку мысли, чувства и прочее замечаешь, когда они исчезают. Так, и здравый смысл, и заключения исследователя базируются на "качественных данных".

Более важно для наших намерений то, что улучшенный качественный анализ требует более ясно сформулированных, жизнеспособных и валидных методов, чем те, что используются обычно. Анализ есть синоним к интерпретации данных. Это требует исследовать деятельность, которая, как будет детально объяснено дальше, включает в себя несколько различных, но связанных элементов (или операций). Качественный анализ происходит на разных уровнях ясности, абстрактности и систематизации. В начале исследовательского проекта, когда исследователь читает предложение либо созерцает действие, анализ может быть достаточно подразумеваемым. Позднее в исследовании или даже в течение первых нескольких дней, когда обозреваемая сцена, интервью или документ бросают вызов аналитическому мышлению исследователя, выводы могут быть заключены более ясно или более систематизированно. Завися от намерений исследователя, финальные выводы, сделанные в ходе исследования, могут здорово варьироваться на уровне абстракции. На низших уровнях они могут быть описательными, а на высших исследователь может нацелиться на самое общее в теории (новой). Но описание само по себе может быть "низкого уровня" - возможно, всего лишь воспроизводя слова информатора или записывая их действия - или может быть проявлено на более комплексном, систематическом и интерпретационном уровне. Если социальная теория на это нацелена, она может быть сформулирована более или менее систематически и с различными степенями абстракции. В дополнение скажем, что теория на любом уровне может быть шире либо уже в границах; и она может быть связана с другими теориями, которые, возможно, окажутся более развитыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.07 с.)