Начало XX века. Кризис интроспективной психологии сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало XX века. Кризис интроспективной психологии сознания.



* в лекциях 1) по психологии ощущения и восприятия: ггештальт – психология 2) возрастная психология: теории Эриксона, Фрейда, Пиаже 3) зоопсихология: бихевиоризм (Скиннер, Торндайк, «проблемный ящик» и т.п.) 4) психология личности: гуманистическая психология, теории Хорни, Юнга, Адлера 5) социальная психология: К. Левин, когнитивная психология, теория Саливана.

 

Кризис был обусловлен 3-мя глобальными причинами:

1. Запросы практики, т.е. интроспективная психология была не способна решать задачи практики, которые возникали при развитии капиталистического производства:

1) необходимо было разработать средства, которые позволяли бы контролировать поведение человека;

2) необходимо было разработать средства управления поведением человека на производстве для повышения производительности труда и => повысить прибыль.

Эти практические задачи решали не психологи, а социологи и экономисты. Среди них был Тейлор (система Тейлора, которая решала задачи повышения производительности труда).

Первым из психологов, который постылая разработать объективные методы для решения практических задач, был А. Бине. Бине создает тесты для определения уровня развития интеллекта. При этом данные тесты были основаны на объективном анализе продуктов и результатов решения задач. Задачи, которые придумал Бине: незаконченные предложения, сочинение на заданную тему, описать некоторые происшествия. Первоначально Бине свои эксперимент проводил со своими дочерьми – подростками, а затем с учащимися начальных школ. Результатом этих экспериментов стал вывод о том, что существуют разные мыслительные типы:

1) наблюдательный или объективный тип;

2) фантазирующий или субъективный.

Бине определяет мыслительную деятельность как качественно своеобразный процесс, который нельзя сводить к своей чувственной основе (образам, представлениям и т.д.). Рассматривая процесс мыслительной деятельности, Бине приходит к выводу, что существует мышление, не связанное с речью.

Бине при помощи психологии пытался решить практическую задачу отбора умственно отсталых детей в специальные школы. Для решения данной задача Бине совместно с Симоном создает тесты, которые представляют собой серию задач, для оценки уровня умственного развития детей от 3-х до 12 лет. В дальнейшем данные тесты получили название «тесты Бине – Симона».

Данные тесты критиковали в связи с тем, что в теории Бине и Симона было положение о том, что развитие мышление рассматривалось через стадии созревания ребенка и игнорировалась идея о формировании и развитии умственных способностей.

Несмотря на данный недостаток, подход Бине был очень актуален в данный период, т.к. позволял решать практические задачи.

2. Развитие исследований в области психиатрии и невропатологии. Данные исследования особенно бурно развивались во Франции. Результатом данных исследований стал следующий факт – у человека существуют неосознаваемые психические явления, которые могут быть подвергнуты клиническому анализу. Исследования профессора медицины Ж. Шарко (1825 – 1893). Идеи Шарко в дальнейшем реализовались в работах П. Жане (1859 – 1947) и З. Фрейда. Среди работ Жане особенно известка книга «Психологический автоматизм» и в данной книге он деятельно описывал поведение истероидных больных. Поведение истероидных больных отличалось следующей особенностью – больные совершенно не осознавали своей деятельности, но правильно выполняли приказы экспериментатора и их действия носили разумный характер. Кроме данной книги в самом начале XX в. Фрейд начинает разрабатывать свою психоаналитическую теорию на том же самом материале. Результатом этих работа стал вывод о том, что психология не может быть только наукой о сознании, т.е. область бессознательно также должна стать объектом психологии.

3. Под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина начинают поваляться исследования по изучению психики ребенка и животного. Это исследования Торндайка, Моргана, Прейера. Эти исследования исключали возможность применения метода интроспекции к изучению психики ребенка и животного.

Т.О., эти 3 причины породили возникновение новых школ:

1. функциональная психология;

2. гормическая психология (МакДауголл);

3. объективная психология Анри Пьерона;

4. психоанализ З. Фрейда;

5. бихевиоризм.

 

вторник, 16 декабря 2008 г.

Лекция 14

Функциональная психология. Возникает как попытка соединить психологию сознания и эволюционную теорию Дарвина. В частности из теории Дарвина была взята идея о приспособлении организма к окружающей среде. Представители данной школы: А. Бине, Рибо (во Франции), Клапаред (в Швецарии), Болдуин, Энджел, Карр (в Америке и Англии). Некоторые идеи функциональной психологии были заложены в теории Джеймса. Так, он считал, что процессы сознания возникают и функционируют в процессе эволюции.

Центральное место в теории функциональной психологии занимает следующая идея – сознание и все психические феномены выполняют приспособительную функцию; они необходимы для регуляции поведения. => Задача психологии – выяснение роли каждого психического процесса в приспособительном поведении (в процессе адаптации). Исходя из этого, каждый психический процесс рассматривается не как пассивной статистической образование, а как активная операция, которая способствуют адаптации организма к среде.

Кроме того, по мнению представителей данного направления все психические процессы также естественны как физиологические функции и благодаря им организм выживает в окружающей среде.

В рамках функциональной психологии делается прогресс в рассмотрении эмоциональной сферы человека и животного. Так, по мнению Клапарда необходимо разделять 2 понятия: эмоции и чувства. Эмоции осуществляют адаптивную и мобилизующую функцию, а чувства – дезорганизующую. В момент когда у человека возникают трудности при осуществлении деятельности, у него возникают умственные процессы.

Т.о., заслугой функциональной психологии стало то, что психические процессы стали рассматриваться как естественные и отсутствовала их мистификация.

См. тетрадь по общей психологии: внимание и память – теория Рибо.

 

Гормическая психология МакДауголла. По мнениюМакДауголла главная проблема, которая должна рассматриваться в психологии – это побудительно – мотивационный аспект поведения человека. Для понимания целостной структуры личности необходимо изучить взаимоотношения побудительно – мотивационного аспекта и познавательных процессов.

В теории МакДауголла содержится большое противоречие, которое обусловлено следующим: в своей теории МакДауголл опирался на идеалистические представления философа Г. Дриша, который считал, что все явления жизни управляются нематериальной силой; => по мнению МакДауголла вся жизнь человека управляется не материальной силой; по его мнению психическая деятельность представляет собой энергию, которая подчиняется высшей энергией, но имеет специфические особенности => поведение человека управляется гормической/умственной энергий. (гормическая – направленная на какую – либо цель).

Т.о., критика теории МакДауголла заключалась в том, что он пытался с одной стороны объяснить психические явления, а с другой – стоял на религиозных позициях, в частности на идеи управления нематериальной силой.

В качестве достоинства теории МакДауголла – психика подчиняется некоторым иным законам, нежели физическим или химическим и т.п.

 

Объективная психология Анри Пьерона. В основе его теории

идеи Павлова + 2 теоретических тезиса = идея Пьерона, где

2 теоретических тезиса:

1. Первым фундаментальным свойством живых существ является способность ощущать и испытывать воздействия окружающей среды.

2. Вторая фундаментальна способность живых существ – способность действовать и осуществлять взаимодействие с окружающим миром.

=> идея Пьерона - психика и деятельность не отделены друг от друга. Исходя из этого, идеи все психологические термины должны найти двойное значение:

1. они должны быть определены как психические свойства, как внутренние субъективные состояния;

2. они должны быть определены в понятиях поведения.

=> основное значение психики – регуляция поведения и ориентация организма в окружающей среде.

=> все психические явления должны быть рассмотрены с точки зрения поведения.

=> в 1908 г. Пьерон выдвинул тезис о том, что предметом психологии должно стать поведение, но при этом под поведением Пьерон понимал единство регулирующей или психической деятельности и исполнительной или двигательной сферы.

Кроме того, в работах Пьерона содержится идея о единстве сознания и психики, которая в дальнейшем была развита в работах многих ученых (Пиаже, Валлон, Рубинштейн и т.д.).

Также Пьерон считал, что основным методом должен стать метод эксперимента.

Особенно большое развитие идеи Пьерона получили в 30 – е гг. XX в.

Но несмотря на множество достоинств теории Пьерона, историки психологии указывают и на недостатки, которые связаны с тем, что Пьерон уделял много внимания именно приспособительной роли поведения человека к окружающей действительности.

 

вторник, 31 марта 2009 г.

Лекция 15

ГЕШТАЛЬТ – ПСИХОЛОГИЯ.

Гештальт – психология относится к психологии сознания. Представителями и основателями данной школы являются 3 исследователя:

1) Макс Вертгеймер (1880 – 1944);

2) Вольфганг Кёлер (1887 – 1967);

3) Курт Коффка (1886 – 1941).

К. Левин (1890 – 1947), несмотря на то, что не называется в качестве основателей гештальт – психологии, является человеком, который внес огромный вклад в становление гештальт – психологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.01 с.)