Психологические учения первой половины XIX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические учения первой половины XIX века.



В данный период времени активно разрабатывались 2 направления в науке:

1. направление, связанное с развитие психофизиологии. В рамках психофизиологии продолжала развиваться рефлекторная концепция. Было открыто, что в спиной мозг ведут сенсорные и нервно – двигательные пути и между ними существуют различия. Невропатолог Чарльз Белл в своих исследованиях начал изучать мозг как носитель психических явлений. При этом нервные волокна берет свое начало именно в головном мозге. Такие представления привели его к выводу о локализации рефлекторных путей. Именно с работ Ч. Белла начинается классическое учение о рефлексе. Идеи Белла в дальнейшем развиваются английским врачом Холлом и позже немецким физиологом Мюллером. Холл разделает сенсорные и рефлекторные функции и говорит о том, что существует особый источник мышечных движений и этим источником является ни воля, ни раздражение мышечных тканей, а раздражение нервных окончаний в органах чувств. По мнению Мюллера мозг является связующим звеном между сенсорными и моторными волокнами.
Идеи Холла критиковали за то, что он из рефлекторной схемы полностью устранил идею психического, и вновь стало не понятно, что делает психика и зачем одна нужна.

В связи с этим появляется физиолог, который как раз и критиковал Холла, Пфлюгер. Известная книга Пфлюгера «О сенсорных функциях спинного мозга позвоночника». Пфлюгер разрушает в своих работах представления Холла о рефлексе. По мнению Пфлюгера схема рефлекса применима только к отдельным актам организма => рефлекс не может быть рассмотрен по отношению ко всему организму. Организм необходимо рассматривать более широко, чем просто рефлекторный принцип, а именно его необходимо рассматривать с точки зрения взаимодействия с окружающей средой => проблема адаптации к окружающей среде. Это первый существенный вклад, который внес Пфлюгер. Второй вклад заключается в том, что Пфлюгер вводит в психологию понятие «сенсорной динамики». Данное понятие указывало на наличие психической реальности и ее объективные параметры (временной параметр).

2. направление, связанное с развитие физиологии. Природное тело является предметом экспериментального изучения и все функции, в том числе и психические, исследуются в зависимости от строения органа, его анатомии. В работах Пуркинье было уделено вниманиеисследованию глаза и связанным с этим феноменам (иллюзии, обман зрения, случайнее цвета и т.п.) и эти зрительные феномены не нашли свое объяснение в физиологии и оптике => возникла необходимость в психологическом объяснении данных феноменов. Мюллер попытался такое психологическое объяснение и приходит к идее, что функционирование органов чувств необходимо объяснять именно с точки зрения психологии и существует разница между психологическим и физиологическим объяснением. В частности Мюллер подчеркивал, что у человека есть ощущения, а есть субъективный сенсорный образ и между ними существует определенная разница. В своих исследованиях Мюллер заметил, что какими бы раздражителями не воздействовать на определенные нервные окончания, результат будет специфическим для каждого орган чувств => Мюллер создал закон о специфической энергии органов чувств. Данный закон послужил основанием для развития теории цветового зрения Юнга, теории Гельмгольца и Вебера. Дарвин вносит новую объяснительную модель поведения. Данная модель базируется на двух положениях Дарвина, которые имели большое значение для разработки психологических идей данного период времени:

1. принцип адаптации к окружающей среде (естественный отбор);

2. бессознательный характер инстинктов - инстинкты являются особой формой поведения и являются бессознательными => идея о бессознательном характере инстинкта стала основанием для вывода о том, что существуют разные уровни поведения организма: есть уровень сознания, а есть уровень бессознательного.

Указанные 2 направления повлияли на идеи ассоцианизма. Так если в период XVII в. ассоциации рассматривались как свойства тела, то в начале XIX в. ассоциации – это свойства мышления, ума и сознания. В период начала XIX в. проблема ассоциаций становится собственно психологической проблемой.

В начале XIX в. идеи ассоцианизма активно разрабатываются в Англии двумя исследователями – отец и сын Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль.

Дж. Милль является продолжатель Гартли и говорит о том, что ассоциации можно анализировать как и сознание, только при помощи метода интроспекции. По его мнению, сознание – своего рода психическая машина, работа которой осуществляется строго по законам ассоциаций. Всякий опыт человека состоит из простейших элементов – ощущений; эти простейшие элементы, т.е. ощущения, сначала образуют простые идеи, а затем по мере своего накопления, по законам ассоциаций, образуют сложные идеи => никаких врожденных идей не существует. Т.о., такие идеи Дж. Милля и Гартли оказали влияние на Дж.С. Милля.

Дж. С. Милль был химиком и он говорил, что существуют простые элементы сознания, которые могут соединяться по законам ассоциаций, и в результате возникают новые, более сложные структурные элементы сознания, которые могут существенно отличаться то своих источников (Дж. С. Милль приводит пример с водой – вода – это сложный элемент, который состоит из более простых – кислорода и водорода, которые при соединении и рождают воду) => задачей психологии становится изучение законов возникновения ассоциаций. Такой взгляд Милля на соединение элементов повлиял на программу психологической лаборатории, задачей которой стало вычленение атомов сознания и получение таблицы, подобной менделеевской. В теории Дж. С. Милля сознание сводится к двум разрядом познавательной деятельности:

1. ощущение;

2. идея, при этом идеи – это копии ощущений.

Ассоциации необходимы для упорядочивания ощущений и идей. При этом ассоциации представляют собой порядок следования по определенным правилам одного феномена сознания за другим. Сознание человека не является врожденным, идеальным продуктом, а сознание человека формируют обстоятельства. Обстоятельства – это не конкретные социально – исторические условия, а та конкретная ситуация, те индивидуальные воздействия, которые человек испытывает в процессе жизни.

Значение идей Дж. Милля и Дж. С. Милля состоит в том, что ассоциативный закон психики приобретает статус сугубо психологического закона.

Учение Дж. С. Милля называется психологизмом, т.е. индивидуальное сознание является началом всех порождений психологической культуры.

 

вторник, 18 ноября 2008 г.

Лекция 10

Еще один психолог, который разрабатывал проблему ассоциаций – шотландский психолог А. Бэн. Его учение считается кульминацией английского ассоцианизма. Ему принадлежат 2 труда: «Ощущение и интеллект», «Эмоции и воля». Основная идея, которая прослеживается во вмем учении Бэна – он попытался соединить психические процессы с телесной организацией; при этом в качестве физических оснований выступали строение и функции НС. Психологический смысл его идеи заключается в следующем: важно понимать, что между НС и психикой существует определенная связь и психологические процессы имеют собственную логику развития; научные знания, которые полученные из других наук, могут выступать средством решения психологический проблем => предпосылка выделения психологии самостоятельную наку, а не отрасль философии. Бэн также как и многие другие ученые разрабатывал психофизиологическую проблему, но существенного вклада не внес. Бэн внес 2 новые категории:

1. конструктивные ассоциации;

2. метод «проб и ошибок»; данный метод Бэн применяет к объяснению поведения человека и животного и рассматривает как особый принцип организации поведения. Бэн считал, что данному правилу «проб и ошибок подчиняется не только внешняя двигательная активность, но внутренняя, мыслительная активность.

Такое понимание метода «проб и ошибок» явилось толчком к возникновению категории действия. В теории Бэна деятельность сознания сближалась с деятельностью организма. В учении Бэна наметилась тенденция сближения психологии и физиологии. При этом Бэн рассматривал те уровни психической деятельности, которые тесно связаны с телесной организацией, а на прочие не обращал особого внимания.

В данное время (период) возникает потребность в том, чтобы объяснить психику с точки зрения биологической эволюции. Первая такая попытка принадлежит двум исследователям данного периода – Спенсер, Гербарт.

Основной труд Спенсера «Основы психологии». Основная идея Спенсера заключалась в следующем: жизнь – это постоянное и непрерывное приспособление => в связи с такой точки зрения Спенсер попытался детально описать, как с усложнением среды обитания усложняются и дифференцируются формы поведения человека. Т.о., по мнению Спенсера область психологии начинается там, где одновременно охватываются внутренние психические явления и внешние условия жизни человека => задача психологии состоит в том, чтобы понять как образом наша психика соотносится с условиями жизни. Спенсер утверждает новый принцип – «биологический детерминизм». По его мнению, необходимо анализировать взаимодействие психики с окружающей средой и это должно стать центром психологических исследований.

Спенсера считают основателем психологии позитивизма.

На учение Спенсера сказало влияние психология позитивизма, эволюционный поход и ассоцианизм.

Спенсер попытался сделать психологию объективной наукой.

Спенсер расширяет предмет психологии и начинает рассматриваться ассоциации не только между внутренним факторами, но и ассоциации как связь сознания с внешним миром.

В целом, как подчеркивают историки психологии, все учение Спенсера было очень противоречим (т.к. Спенсер пытался все объединить), но, несмотря на это, учение Спенсера внесло свой вклад:

1. «Основы психологии» – эта работа, которая является отражением потребности психологической науки перенести центр тяжести в исследовании психики с механистического подхода на идеи эволюционного подхода (именно с точки зрения адаптации организма к окружающей среде). По мнению Спенсера психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции и возникает именно в тот момент, когда у животного нет адекватного способа отражения усложненной среды обитания.

2. Психические явления выступают как разные формы адаптации к окружающей среде. Если психика в целом это механизм адаптации к окружающей среде, то ее отдельные проявлении это различные формы адаптации. Понимание психики как механизма адаптации к окружающей среде было шагом из поля сознания в поле поведения.

3. Взаимодействие организма и среды представлялось как реальный процесс => психология начала становится объективной наукой.

В Германии идеи Спенсера разрабатывались Гербартом. Его теория представляет собой попытку соединить идеи ассоцианизма и традиционные подходы немецкой психологии, а в частности идеи роли бессознательного Лейбница, активность души, иди апперцепции.

Гербарт исходил из того, что внутренний мир человека относительно связан с внешним миром, поэтому нельзя говорить об адекватном отражении свойств окружающего мира => идея о том, что изначально существует определенная активность познающего субъекта, который пытается достаточно точно отразить картину мира. Для того, чтобы не обсуждать вопрос о точности отражения окружающего мира, Гербарта меняет термин «ощущение» на «представление» и, по его мнению, когда употребляется термин «представлении» отгораживается внешний мир от внутреннего, тем самым подчеркивается тот факт, что картина внутреннего и внешнего мира могут не совпадать.

Для учения Гербарта характерна ориентация на практическую психологическую деятельность и это побудило его искать реальные факты поведения человека, которые можно и нужно объяснять.

Согласно Гербарту психология должна стать объяснительной, а не описательной наукой.

 

вторник, 25 ноября 2008 г.

Лекция 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.011 с.)