Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном обществе.

Вопросы к экзамену по курсу

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

 

1. Предметы и задача истории педагогики как науки и учебной дисциплины

Задачи:

1. Показать общечеловеческий, конкретно-исторический характер воспитания и основные этапы разв. образования, школы и педагогической мысли.

2. Раскрыть сущность основных педагогических систем.

3. Научиться сравнивать, обобщать различные педагогические идеи и концепции.

4. Проследить развитие педагогической мысли в РБ, России, Европе.

Изучение истории педагогики играет большую роль в повышении педагогической культуры учителя, способствует вооружению его педагогическим мастерством и тем самым помогает учителю в его повседневной деятельности.

Курс истории педагогики в педвузе делится на три части:

1. История школы и педагогики за рубежом.

2. История школы и педагогики в России до Великой Октябрьской социалистической революции.

3.История школы и педагогики в СССР и других социалистических странах.

Периодизация внутри каждой части истории педагогики в основном соответствует периодизации, принятой в гражданской истории.

Источниками советской истории педагогики являются: произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В, И. Ленина. История педагогики тесно связана с историей культуры. При разработке историко-педагогических вопросов исследователь использует также источники и различные труды по гражданской истории, истории философии, истории культуры, истории литературы, художественные произведения, рисующие школу, семейное воспитание и т. п., а также мемуары и художественные произведения, особенно тех авторов, педагогические взгляды которых освещаются в истории педагогики (например, Ф. Рабле, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого).

Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном обществе.

История педагогики является профилирующей дисциплиной педагогических учебных заведений, занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих учителей. Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.



I. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания.

К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологическому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

II. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Тысячалетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.


Воспитание и школа в рабовладельческом обществе. Зарождение педагогической теории.

Воспитание в Древнем Риме.

Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся.

Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободорожденного населения (плейбеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет. Богатые родители предпочитали давать своим детям начальное образование на дому).

Обучали мальчиков латинскому и греческому, риторике (искусству красноречия), литературе и истории.

15 – летние юноши пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в будущем посвятить себя политике, судебному делу.

В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.

Наиболее известным из римских педагогов был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша. В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.

О воспитании

Задачи школы

• воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан;

• воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Цели и принципы воспитания

«Воспитывать — значит побуждать».

Важнейший принцип воспитания — природосообразность:

• следование за процессом естественного развития человека;

Об обучении

Главная задача обучения—развитие умственных сил и способностей детей.

Формальное образование связано с материальным.

Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Предметы преподавания:

• отечественная история, • география, • родной язык, • естественные науки,

Правила и принципы обучения:'

• обучать природосообразно,

• обучать соответственно особенностям детского восприятия,

• от примеров надо идти к правилам,

• от предметов — к обозначающим их словам,

 

Требования к учителю:

• должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься

ПОСТОЯННЫМ самообразованием;

• на уроке должна доминировать атмосфера бодрости;

• преподавание должно быть энергичным, чтобы будить


Педагогические идеи.

• воспитание патриотизма (любовь к Родине, языку, обычаям, традициям);

• просвещение через книгу;

• первостепенное значение начальному обучению (начальное обучение для бедных слоев);

придавал большое значение военной подготовке и военному воспитанию.

Братья Зизании (Тустановские) годы рождения неизвестны. Лаврентий Зизазаний умер после 1633г. Гуманист просветитель, белорусского, украинского, русского народов, писатель, публицист, переводчик. Учитель братских школ во Львове, Бресте, Вильно. Работал домашним учителем в домах князей. С 1619 г. - переводчик и редактор в Киево-Печерской лавре. Написал "Катехизис великий", "Грамматика словянска", "Азбука", "Лексис", (своеобразная первая славянская энциклопедия.). Вместе с братом учительствовал и Стефан Зизаний. Написал "Катехизис", "Сказание Святого Кирилла". Эти произведения были направлены против католицизма, униатства и православных чиновников, угождавших польскому королю.

• педагогические идеи братьев Зизаниев.

• осмысленное усвоение знаний;

• практическое применение знаний в жизни (не только свечу имей, но и старайся, чтобы она горела.)

• первостепенная роль знаний в формировании личности;

• важными считали практические упражнения в обучении и воспитании;

• придавали большое значение родному языку, обрядам традициям в воспитании молодого поколения.

Казимир Лыщинский (1634-1689). Родился на брестской земле в дворянской семье. Учился в Бресте, продолжил обучение в Виленской иезуитской коллегии, а затем в академии. Затем в своем имении Лыщицы открыл школу, где учились дети крестьян и шляхты, девочки и мальчики вместе. Обучению и воспитанию был характерен гуманизм, демократизм. Его школа отличалась от других содержанием и характером обучения, т. к. обучали не по катехизису, а на основе реальных наук о законах развития природы и природных явлений, о жизни человека и его как личности. Большое внимание уделялось изучению языков. За свои атеистические взгляды, которые он изложил в трактате "О не существовании Бога ", за критику иезуитов Лыщинский был осужден и приговорен к смерти.

Основные этапы воспитания

Принципы воспитания

На этих этапах С. Френе

До 2 лет — воспитание в семье.

«От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребенка».

Условия, необходимые для воспитания в семье:

1) здоровье родителей и борьба

против тяжелых условий труда;

2) особая забота о беременных

женщинах;

3) создание необходимых условий для новорожденного.

От 2 до 4 лет — «Детский заповедник».

«На любом этапе жизни ребенка воспитание осуществляется на основе принципа познания наощупь».

«Все это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе». Воспитание осуществляется неразрывно с природой.

С 4 до 7 лет — детский сад.

«На этом этапе также отрицаем целесообразность уроков, в какой бы форме ни проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспитательной деятельности в соответствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать. Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографский набор, чтение».

С 7 до 14 лет — начальная школа.

Индивидуальная работа с картотекой, исследования, наблюдение, рефераты, формы художественной экспрессии — рисование, пение, музыка, театр, прикладное искусство.

Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром. В мастерских осуществляется базовый физический труд».

Произведения

Воспитательные моменты; О школьной газете; Право ребенка на уважение; Как любить ребенка; Правила жизни; Шутливая педагогика.

Худ. произведения для детей и о детях:

Король Матиуш I, Король Матиуш на безлюдном острове; Банкротство юного Джека; Когда я снова стану маленьким; Кайтусь-волшебник; Упрямый мальчик и т. д.

Направление в педагогике

Гуманистическое

Задача - изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.

Цель - полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТУПЕНЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Преемственность ступеней школьного образования

Новая модель общеобразовательной школы включает в себя 3 ступени

1-4 годы обучения (подготовительный-1-3 классы) — начальное общее образование;

5-10 годы обучения (4-9 классы) — основное (базовое) общее образование;

11-12 годы обучения (10-11 классы) — полное среднее общее образование.

Цели и содержание деятельности на каждой из ступеней школы отражают как организационно-структурную, так и содержательную основу системности построения образования в стране.

Содержание, объем учебной нагрузки, уровень и качество подготовки обучающихся на ступенях дошкольного, начального, основного (базового) и полного общего среднего образования будут определяться системой преемственно связанных государственных стандартов и образовательных программ.

В основу обеспечения преемственности между ступенями образования в целях, содержании, методах, формах и средствах обучения и воспитания положены следующие возрастные периоды развития: дошкольное детство — до 6 лет, период отрочества — 6-11 лет, подростковый — 11-15 лет и ранний юношеский возраст— 15-18 лет. В соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей и подростков на каждой возрастной ступени триединые цели обучения, воспитания и развития учащихся, содержание образования и технологии обучения уточняются и конкретизируются адекватно выделенным ступеням образования и их целевым функциям.

В то же время традиции развития отечественной системы образования, сложившиеся культурные стереотипы, социально-экономические преобразования в стране и существующая перегрузка учащихся в школе требуют увеличения сроков обучения в основной (базовой) школе до 16 лет.

В программе выделены 12 основных этапов реформирования общеобразовательной школы. Двенадцатый этап приходится на 2008/09 уч. год. Разделим 12 этапов на 3 объемных этапа:

- нормативно-законодательный(1996-2000г.) (научно-методическое обеспечение реформы, законы, концепции, программы, планы)

- организационно-внедренческий (2001-2005) (новые программы, новые учебники, методики, технологии)

- завершающий этап (2005-2009) (диагностика, корректировка, доработка, оценка результатов реформы, преобразование всей системы образования)

 

Вопросы к экзамену по курсу

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

 

1. Предметы и задача истории педагогики как науки и учебной дисциплины

Задачи:

1. Показать общечеловеческий, конкретно-исторический характер воспитания и основные этапы разв. образования, школы и педагогической мысли.

2. Раскрыть сущность основных педагогических систем.

3. Научиться сравнивать, обобщать различные педагогические идеи и концепции.

4. Проследить развитие педагогической мысли в РБ, России, Европе.

Изучение истории педагогики играет большую роль в повышении педагогической культуры учителя, способствует вооружению его педагогическим мастерством и тем самым помогает учителю в его повседневной деятельности.

Курс истории педагогики в педвузе делится на три части:

1. История школы и педагогики за рубежом.

2. История школы и педагогики в России до Великой Октябрьской социалистической революции.

3.История школы и педагогики в СССР и других социалистических странах.

Периодизация внутри каждой части истории педагогики в основном соответствует периодизации, принятой в гражданской истории.

Источниками советской истории педагогики являются: произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В, И. Ленина. История педагогики тесно связана с историей культуры. При разработке историко-педагогических вопросов исследователь использует также источники и различные труды по гражданской истории, истории философии, истории культуры, истории литературы, художественные произведения, рисующие школу, семейное воспитание и т. п., а также мемуары и художественные произведения, особенно тех авторов, педагогические взгляды которых освещаются в истории педагогики (например, Ф. Рабле, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого).

Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном обществе.

История педагогики является профилирующей дисциплиной педагогических учебных заведений, занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих учителей. Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

I. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания.

К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологическому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

II. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Тысячалетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь