Педагогические взгляды и деятельность Н.И Пирогова.


Пирогов Н.И. (1810-1881). Родился в семье крупного чиновника. Закончил мед.универ. В 26 лет защитил десертацию. Воспитание должно подготовить нравственного ч-ка с широким кругозором. Быть ч-ком вот к чем должно идти воспитание, а мы готовим моряков, солдатов. Основные пед. принципы: сознательность в обучении; активность, самодеятельность, наглядность. Н.И. Пирогов был категорически против телесных наказаний. В случае проступка ученика он предложил разобраться в содеянном и назначить соот-щие меры наказания. В 1859г. выходит циркуляр Пирогова, где обсуждаются вопросы о показании детей, и в нём он уже не так категоричен по отношению к телесным показаниям. Будучи медиком в своих циркулярах он обращал внимание учителей набудить мысли ребёнка, а не обучать догматически. Константин Калиновский родился в 1838 г. Детство свое К. провел в деревне, среди крестьян. Он хорошо знал их беды, страдания, бесправие. Переодевшись в крестьянское платье и взяв котомку, этот смелый и мужественный человек отправился бродить по родной земле. Он встречался с крестьянами, вникал в их нужды и настроения. Жадно ловили крестьяне каждое его слово о земле и воле. Не порывая связи с петербургскими революционерами-демократами, Калиновский в 1861 г. создал и возглавил революционную организацию в Гродно. Эта организация ставила целью подготовку крестьянского восстания в Белоруссии. Хорошо понимая, что успех восстания будет зависеть от участия в нем крестьянских масс, К. Калиновский и его соратники вели активную революционную работу среди крестьян - С этой целью была создана нелегальная типография и организован выпуск периодических печатных органов — газет «Знамя свободы» — на польском языке и «Мужьщкая правда» — на белорусском. Главная идея этих изданий — призыв к хорошо подготовленному восстанию во имя наделения крестьян землей и завоевания национальной свободы. Особое значение в пропаганде идей революционного демократизма в Белоруссии имела «Мужьщкая прауда», издаваемая Калиновским вместе с В. Врублевским и Ф. Рожанским. Калиновский горячо призывал крестьян «к топору», к вооруженному восстанию. Газета «Му-жыцкая прауда» пользовалась большим авторитетом среди крестьян. Стремясь привлечь к участию в восстании как можно больше крестьян Белоруссии, К. весной 1863 г. в последнем номере «Мужыцкай прауды» призывает белорусское крестьянство отбросить веру в царя и смело собственными силами бороться за землю и свободу в союзе с восставшими крестьянами Польши. Крестьяне откликнулись на зов своего вождя.


Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828-1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания.



Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.

Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность. В ЯШ занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой, сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье «Яснополянская школа». Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его.

Определенного учебного плана, .программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, «как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали..

Учащиеся делились на три класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40-50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6-7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым.


Педагогические течения начала XX века (С. Френе, Р. Штейнер, М. Монтессори, Я. Корчак.

Педагогические установки С. Френе

Основные работы:

Педагогические инварианты, Новая французская школа, Нравственное и гражданское воспитание, Формирование личности ребенка и подростка.

— «Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить».

— «Школа завтрашнего будет ориентирована на ребенка — члена общества».

— Ребенок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Создать возможности для свободного выражения каждого в любой области.

— «Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы». «Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями».

— «Разумная дисциплина — результат организованного труда». Исчезнет показная дисциплина.

— Народная школа не может существовать без демократического общества.

Во главу угла ставит:

а) здоровье ребенка, развитие его творческих

возможностей, стремление к познанию;

б) создание благоприятной среды;

в) оборудование и технические средства.

Общие задачи воспитания:

— нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;

— развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;

— развитие практического мышления;

— обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;

—воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства.

Стимулирование:

— любознательности как первой ступени познания;

— трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;

— индивидуальной и моральной ответственности.

Большое место в жизни школы отводил самоуправлению: кооператив, собрание кооператива, стенная газета.

Четкое планирование учебного процесса:

Учитель — общий план работы на год и по месяцам для каждого класса с учетом возможностей, распорядка и правил жизни коллектива. Ученик — индивидуальный план работы на неделю: записывает работу, которой хочет заниматься, и сам контролирует ее выполнение. Самоконтроль, отказ от отметок. Учет индивидуальных достижений и их ценности.

Основные этапы воспитания

Принципы воспитания

На этих этапах С. Френе

До 2 лет — воспитание в семье.

«От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребенка».

Условия, необходимые для воспитания в семье:

1) здоровье родителей и борьба

против тяжелых условий труда;

2) особая забота о беременных

женщинах;

3) создание необходимых условий для новорожденного.

От 2 до 4 лет — «Детский заповедник».

«На любом этапе жизни ребенка воспитание осуществляется на основе принципа познания наощупь».

«Все это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе». Воспитание осуществляется неразрывно с природой.

С 4 до 7 лет — детский сад.

«На этом этапе также отрицаем целесообразность уроков, в какой бы форме ни проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспитательной деятельности в соответствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать. Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографский набор, чтение».

С 7 до 14 лет — начальная школа.

Индивидуальная работа с картотекой, исследования, наблюдение, рефераты, формы художественной экспрессии — рисование, пение, музыка, театр, прикладное искусство.

Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром. В мастерских осуществляется базовый физический труд».









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь