Роль мимики, жестов, позы, походки в эффективности коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль мимики, жестов, позы, походки в эффективности коммуникации.



Для практической деятельности очень важно уметь анализировать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, их местоположение относительно друг друга, направление движения их тел, синхронность явления определенных движений тела, динамичность смены позы, степень расслабленности-напряженности позы, открытость-закрытость позы.

Мимика – координированные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции.

 

К мимике относят все изменения, которые можно наблюдать на лице человека, включая и психосоматические процессы, например покраснение или побледнение. Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что мимику лица можно проанализировать, опираясь на следующие основания:

- непроизвольные движения, обусловленные эмоциями (сведение бровей, прищуренность глаз, вертикальные складки на лбу и т.д.);

- произвольные движения, служащие сознательной передаче определенных сигналов (подмигивание, гримасы, насмешливое выражение и т.д.);

- физиологические параметры (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, динамика, амплитуда, симметрия-асимметрия);

- социальные особенности (межкультурные типы выражений лица; выражения лица, принятые в определенной культуре, социальной группе; индивидуальный стиль.

Экспрессия лица, мимика несут информацию о состоянии человека, демонстрируют отношение к другому, снабжают обратной связью, комментируют речевое поведение. Лицо человека – самый мощный передатчик информации, поскольку лицевые мышцы быстро сокращаются и расслабляются в соответствии с состоянием человека.

 

Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, и рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания.

 

В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.

Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на:

-естественные (спонтанные);

- искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).

Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации:

- коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие и др.);

- описательно-изобразительные жесты, сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.);

- модальные жесты, выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления.

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы:

- жесты-регуляторы, выражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.);

- жесты-эмблемы – своеобразные заменители слов или фраз в общении (поднятый вверх большой палец и др.);

- жесты-иллюстраторы – жесты сообщения, образные картины сообщения («вот какого размера», «вот такой формы», движения руками, соединяющие воображаемые предметы и др.);

- жесты-адапторы, демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.);

- жесты-аффекторы, выражающие через движения тела определенные эмоции (растерянность, удивление, отвращение, радость);

- жесты-оценки получаемой информации (почесывание подбородка – обдумывание предстоящего высказывания; один палец отставлен, остальные под подбородком – критическая оценка; почесывание пальцем спинки носа – озабоченность, сомнение).

Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.

 

Поза – определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него.

 

Анализировать позу трудно. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим.

Существуют лишь самые общие правила «чтения» позы, которые распространяются на большинство людей. При этом однозначность понимания зависит от типичности позы, широты ее распространения. В самом общем плане позы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидит человек или стоит.

Более точная интерпретация возможна при описании поз в целом. Так, большинством людей поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, рука на уровне груди, положены одна па другую, ноги слегка расставлены» интерпретируется как высокомерная, самоуверенная, надменная, как выражение пренебрежения к партнеру. Поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей другой психологический смысл – растерянность, удивление, недоумение, непонимание.

Одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы – на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на несоответствие статусов участников коммуникации. Количество времени, проведенное партнерами в согласованных позах, отражает степень их включенности в общение, доброжелательное отношение друг к другу.

Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы: открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо. При отсутствии намерения развивать позитивные отношения человек прибегает к движениям, блокирующим контакт (демонстрация закрытых поз, поворачивание туловища в сторону от собеседника, выставление вперед рук, локтей, вытягивание ног).

Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддается регуляции, поэтому на ее основе можно судить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека. Походка выполняет ряд функций:

- регулирует пространство общения;

- информирует о текущем состоянии человека;

- информирует о чертах личности человека.

В основу классификации походки положены следующие критерии:

- рисунок походки и размер шага (походка бесшумная, деревянная, легкая, порывистая, энергичная и т.д.);

- возрастные особенности (походка младенца, подростка, юношеская, старческая);

- особенности, связанные с различиями по полу (мужская, женская походка);

- профессиональная принадлежность (походка моряка, балерины, топ-модели и т.д.);

- статусная принадлежность (походка начальника, походка «командира», походка царя и т.д.);

- характерологические особенности состояния (походка уверенная, виноватая, гордая, ленивая, трусливая, подхалимская и т.д.).

Отдельные элементы походки с трудом поддаются фиксации, однако ряд авторов приводит их психологическую трактовку:

- ритмичная походка свойственна человеку воодушевленному, она может свидетельствовать о хорошем настроении или о том, что в голову пришло интересное решение;

- размашистая походка при среднем и малом росте – свидетельство целеустремленности, активности, экстравертированности;

- короткие и мелкие шажки часто присущи осторожному, расчетливому человеку, умеющему держать себя в руках;

- прерывистая, спотыкающаяся походка – показатель неуверенности, скованности, робости;

- волочащаяся походка может говорить и о плохом настроении, и об отсутствии заинтересованности;

- медленная походка с опущенной головой и сцепленными за спиной руками бывает у человека, занятого решением какой-либо проблемы;

- сильная отмашка руками при ходьбе свидетельствует о целеустремленности, решительности человека; привычка постоянно держать руки в карманах при ходьбе говорит о критичности, скрытости человека, стремлении подавлять других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2067; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.009 с.)